Почему человек был создан последним?

Нехама Грайзман Перевод: Шейндл Пугач
17.09.2009 | 4465 | (0)
Источник: книга «Глазами женщины»
Почему человек был создан последним?
Почему человек был создан последним?

Во многих хасидских рукописях поднимают вопрос, почему мы празднуем Новый год первого Тишрея, ведь первый день творения был 25 Элула. Ответ такой: первый человек был сотворен на шестой день Творения — первого Тишрея, поэтому мы отмечаем Новый год в эту дату.

И все-таки, напрашивается вопрос, почему человек был создан не в начале Творения, а только в конце — последним из всех? Это становится еще более удивительным в свете утверждения наших мудрецов, что человек является венцом Творения, то есть, целью Всевышнего при сотворении мира не была, чтобы его просто населяли птицы, пчелы и цветы, но главным образом, человек.

Первое слово в Торе — «В начале» можно разделить на два слова: «бет» (числовое значение этой буквы равняется двум, то есть, слово «два») и «начало», чтобы сказать вам, что все было создано ради двух вещей, которые называются «началом»: ради Торы, называющейся «началом Его пути» и для праведников Израиля, зовущихся «началом ее урожая» (см. комментарий РАШИ на «Берейшит» 1:1).

Если это так, если мы настолько важны, то почему же мы были созданы последними? Почему Б-г не создал нас первыми? На этот вопрос отвечает Мидраш при помощи притчи: это похоже на семью, которая пригласила гостей на званый обед. Люди не пригласят гостей зайти на кухню во время приготовления еды и не попросят их подождать три часа, пока жаркое будет готово. Наоборот, их пригласят прийти попозже, когда трапеза будет сварена, дом вычищен и все готовы. Аналогично этому, создание человека не было вначале Творения, а только после того, как все приготовления были закончены.

Подобно этому сказал Всевышний: «Из-за того, что человек является целью Творения, будет лучше, если Я сотворю его после того, как другие, менее важные вещи, будут готовы». И тогда Он сотворил деревья и плоды, и цветы, и прочие другие вещи, чтобы человек вошел в завершенный и готовый мир, дающий ему возможность служить Б-гу.

Мидраш также рассказывает нам, что когда был сотворен первый человек, его сияние настолько светило, что даже «перед его пяткой блекло солнце». Фактически, он был настолько полон света, что все животные пришли и распростерлись перед ним, веря, что он их создал. Но человек сказал им «давайте поклонимся и благословим Всевышнего, нашего Создателя». И это было его задачей и целью — привести весь мир к служению Б-гу.

Ребе указывает на то, что одним из самых бросающихся в глаза различий между творением человека и творением остальных существ было следующее:

Все существа были созданы в больших количествах. Когда Всевышний создавал пчел, он создал тысячи, а может, и миллионы пчел. Когда Всевышний создавал деревья, это не было одно маленькое дерево — сразу возникали целые леса. Любая вещь создавалась в больших количествах. Например, звезды: сотни тысяч… а может, миллионы — их точное количество нам неизвестно.

И, несмотря на это, из всех существ было одно, сотворенное единственным — человек. Он даже не был сотворен как пара, а просто один. По какой причине Б-г так создал человека, одним? Он мог создать целый народ, тысячи людей — чтобы у человека было немного общества, чтобы у него были друзья, ведь очень грустно быть одному в мире. Однако Всевышний создал его одним и единственным, полностью одиноким. Зачем?

Это является самой важной вещью, которую нам необходимо знать. Факт того, что Б-г создал человека одним учит нас тому, что каждый мужчина и каждая женщина очень сильно важны в глазах Всевышнего. Нам никогда не нужно ощущать чувство неполноценности или говорить себе: «А, я ведь только одна зазубрина в колесе, один из цветов в саду, какую ценность я имею? Я ведь только один из миллиардов, или, как еврей, один из миллионов». Нам нельзя, не дай Б-г, так думать; это неправильная позиция. Нужно помнить, что мир начинался с одного человека!

Это верно по отношению к любому еврею и сегодня. Наши мудрецы говорили, что человек обязан говорить: «Ради меня создан мир». Конечно же, наши мудрецы не намеревались воспитать в нас эгоистичность. Наоборот, еврей — он цель Творения только потому, что он приводит раскрытие Божественности в этом мире посредством изучения Торы и исполнения ее заповедей, которые являются целью Творения.

И поэтому, когда еврей произносит: «Ради меня был создан мир», он намеревается сказать, что он осознает свою ответственность раскрыть божественность в этом мире — «Ради меня был создан мир», чтобы раскрывать в нем божественность. Согласно этому, у каждого еврея есть безграничная ценность в глазах Б-га, так как все Творение существует только ради него!

Из этого следует, что нам нельзя уменьшать собственную ценность. Мы очень и очень важны как часть из программы Б-га, потому что у нас есть колоссальная миссия, по которой нам нужно жить. Поэтому нужно, чтобы у нас была высокая самооценка.

Психологи говорят, что самая важная вещь, которую могут родители сделать ради своих детей — это внедрить в них чувство собственого достоинства. Если человек не чувствует своей важности, он не сможет продуктивно прожить свою жизнь; он должен осознавать, что он велик, что он важен и что в нем заложен мощный потенциал. Это и есть причина, что первый человек был сотворен одним.

В Новый год, когда мы предстаем перед судом Всевышнего, нам нужно понять, что мы созданы ради некой цели — у каждого из нас есть особая его миссия. И не важно, что происходит у других. Может быть, они ведут неправильный образ жизни; однако мы обязаны жить правильным образом, потому что каждый из нас особенный и ценный.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.
Календарь » Тишрей (другие статьи):