4. Вера, разум и чувства

06.12.2006 | 4071 | (0)
4. Вера, разум и чувства

Как мы уже говорили, искры души Моше нисходят и облекаются в тело и душу мудрецов каждого поколения. Это необходимо для того, чтобы мудрецы могли учить народ. Далеко не каждый человек способен в полной мере понять и принять то, чему его обучают, поэтому часто возникает вопрос: как нужно отнестись к словам мудрецов, если они на первый взгляд противоречат действительности?

На этот вопрос дается ответ в Торе1: «..Не уклонись от слова, какое скажут тебе, ни вправо, ни влево». Чтобы понять простой смысл этих слов обратимся к комментарию РаШИ2. Он утверждает, что мы должны слушать мудреца, не только если он говорит тебе что-либо очевидное, но даже если он скажет тебе о правом, что это левое, а о левом — что это правое, мы обязаны слушать его!

Из истории с разведчиками3, которых Моше послал в Землю Израиля можно сделать вывод: нельзя вмешивать свой разум и изменять что-либо в порядке выполнения слов учителя, даже если кажется, что посредством изменения можно добиться больших успехов в посланничестве. Потому что изменив (даже совсем немного) слова учителя, можно совершить ошибку, подобно разведчикам. И если даже главы евреев сделали это, то более простые люди, вроде нас тем более могут ошибиться.

Следовательно, «люди, обладающие высоким интеллектом, должны отставить в сторону разум и не идти за логикой, поскольку, опираясь на свои суждения, они могут прийти к заблуждению...» 4.

Человеку сложно поверить не собственным глазам, а кому-то другому, пусть даже и большому мудрецу. Но всегда надо помнить, что по своим знаниям и духовному уровню мудрецы стоят выше всех евреев. Ибо Всевышний всегда почиет на мудреце и оберегает его от ошибок. Так что вышедшее из уст мудреца — истина.

Если же ученик сомневается в словах своего учителя, то это знак, что его связь с учителем нарушена. А если, слыша указание от Ребе, начинают проверять в Своде Законов, не противоречит ли это тому, что там написано, то это никак не способствует приходу Мошиаха5. Связь с Ребе заключается в том, что не следует обращать внимание на внешние помехи при выполнении указания Ребе6. Более того, мы должны знать, что это указание самого Всевышнего, переданное Им через пророка7, которым является Ребе8.

Вывод: Нужно верить словам мудреца. Нельзя ничего изменять, выполняя слова Ребе.

Примечания:

1 Дварим 17:11: Тора: «По закону, который они укажут тебе, и по решению, какое скажут тебе, поступай; не уклонись от слова, какое скажут тебе, ни вправо, ни влево».

2 РАШИ: «ни вправо, ни влево» — «Даже если (судья) скажет тебе о правом, что это левое, а о левом (скажет), что это правое (ты обязан слушать его); и тем более, если он говорит тебе о правом, (что это) правое, и о левом, (что это) левое».

Сифтей хахамим: «И так объяснили — даже если скажет тебе о правом, что ты считаешь левым, а о левом, что ты считаешь правом, ты обязан слушать его. И объясняй это не его ошибкой, а своей. Ибо Всевышний всегда почиет на нем и оберегает от ошибок. И то, что вышло из его уст — истина».

3 Итваадут, 5751, часть 1, стр. 105: «Одно из указаний, которые мы учим из истории с разведчиками, это не вмешивать разум и делать какое-нибудь изменение, даже изменение в порядке выполнения слов учителя, Ребе. Даже если кому-то кажется, что посредством этого изменения он добьется больших успехов в посланничестве, это не так. Ибо изменив даже совсем немного слова учителя, можно совершить ошибку как ошибка разведчиков. Если разведчики, которые были главами евреев, совершили ошибку измненив слова Моше и сказали „Не войдем мы Землю“, то тем более простые люди как мы».

4 Йом йом, 12 тевета: «Люди, обладающие высоким интеллектом, должны отставить в сторону разум и не идти за логикой, поскольку, опираясь на свой разум, они могут прийти к заблуждению такой глубины, что, не дай Б-г, „горек будет их конец...“. И это сегодня, в дни, предшествующие приходу Мошиаха, является общим подходом: не следовать разуму, не идти за логикой, а осуществлять Тору и заповеди в непорочности и простой вере в Б-га Израиля».

5 Беседа Шмини 5718, стр. 314: «Если еврей сомневается, не дай Б-г, в словах своего учителя, это знак, что его связь с учителем испорчена. Когда слышат указание и начинают проверять в Своде Законов, не противоречит ли это тому, что слышали... таким образом невозможно привести Мошиаха».

6 Сихот Кодеш том 3, стр. 171: «Нужно, чтобы было только совершенная вера в то, что нет никакой разницы между тем, что было раньше и сегодня, и мы должны выполнить посланничество. Видим невооруженным глазом, что те, кто участвовал в этом и не думал по законам природы, зная, что идут выполнять указание главы поколения который управляет природой, имели успех во всем. Необходимо твердое решение, что когда связаны с Ребе, то нет места для законов природы».

7 Сефер а-Сихот 5751 часть 2, стр. 792: «Так как мы верим в слова пророка не потому, что это слова пророка, а потому, что это слова Б-га посредством этого пророка».

Итваадут 5711 часть 2, стр. 107: «После того как мы знаем о том что Алтер Ребе пишет, что ответы на вопросы касающиеся физического аспекта жизни может дать только пророк, то мы знаем, что ответ Ребе на такие вопросы может быть так как он пророк».

Сефер а-Сихот 5751 часть 2, стр. 791: «Глава поколения — идущий как продолжение предыдущих Ребе — судья поколения, советник поколения и пророк поколения».

8 Сихот Кодеш 5729 часть 2, стр. 423: «Когда есть указание „продолжения Моше в каждом поколении“, до главы нашего поколения, надо знать, что это то же самое, как будто мы слышали это от самого Всевышнего. Так как слово Б-га говорит в нем и Он раскрывает нам вещи через своих пророков, поэтому мы обязаны принять эти слова, как будто бы мы слышали их от Б-га. И как сказано в Послании, что если бы мы слышали что-то от самого Б-га, то немедленно исполнили бы это, так и в этом случае: мы должны выполнить все в совершенстве, без всяких задержек (как объясняется, что слово „задержка“ — „амтала“ — состоит из двух слов: „эмет“ (правда) и „ло“ (не), и не спорить об этом и не искать всяких объяснений. И нет разницы, если говорят источник слов или нет — ведь очевидно, что слово Б-га говорит в нем».

Дополнения:

Ликутей Сихот том 26, стр. 4: «Настоящее объяснение слова „истина“ это не только отрицание лжи, но и вещь, в которой не может быть изменений, вечная вещь, как сказано: „Уста правды пребудут прочными вовеки“».

Книга маамарим 5735, стр. 465: «Войны которые ведет Мошиах, нет им места в разуме, даже в разуме самих воинов».

Итваадут 5745 том 4, стр. 2453: «Я прошу... чтобы не делали глупостей и не добавляли к моим словам объяснений и намеков, чтобы будто бы я имел в виду так и так. Я говорю то, что я имею в виду и не нуждаюсь в вашей помощи...»

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.