СБП. Дни Мошиаха! 9 Адара II 5784 г., третий день недели Ваикра | 2024-03-19 01:18

3. Встанет Король Мошиах: центральная роль Мошиаха в процессе Освобождения

Власть Всевышнего над еврейским народом проявляется именно с помощью королевства Давида, когда присутствует король — живой человек.

1728 (0) мин.

Мы уже объясняли в чем заключается суть веры в приход Мошиаха — в возвращении королевской власти Давида, с помощью чего вернутся все заповеди Торы.

Отсюда можно понять еще одну важную вещь из слов РАМБАМа, что должна быть вера именно в Короля Мошиаха, т.е. в человека, облаченного в материальное тело. Как пишет РАМБАМ: «В грядущие дни встанет Король Мошиах… Всякий, кто не верит в него или не ожидает его прихода — то есть1 прихода Мошиаха, во плоти, душа в теле — отвергает… слова самой Торы и Моше, учителя нашего, ведь Тора свидетельствует о Мошиахе». Отсюда понятно, что если есть человек, который верит в состояние Освобождения, что наступит день, когда еврейский народ вернется на свою землю и наступит совершенство в Торе и заповедях и т.д., но он не верит в человека из плоти и крови, который совершит все это, то этот человек «отрицает всю Тору».

Причина этого понятна, ведь идея прихода Мошиаха — это возвращение династии Давида к ее первоначальному состоянию. Но ведь эта власть не просто абстрактная идея, а она облекается в живого человека — начиная с Короля Давида и его потомков, а возвращение династии Давида осуществляется с помощью появления человека, его потомка. И если кто-то не верит в это, то к нему относятся слова РАМБАМа: «И тот, кто выступает против королевской власти этой семьи, отрицает Б-га».

И хотя в Талмуде приводится мнение рабби Гилеля («Санедрин» 99а), который сказал: «Не будет евреям Мошиаха, а Всевышний сам избавит их», но другие мудрецы не согласились с этим и постановили большинством, что Освобождение произойдет именно посредством Мошиаха. Более того, как постановил Хатам Софер, если сейчас кто-то будет утверждать что «не будет евреям Мошиаха», такой человек — еретик, отрицающий Тору.

Если рассмотреть слова пророков об Освобождении, мы видим множество пророчеств о возвращении династии Давида. Но так как этим пророчествам сопутствуют высказывания о других событиях Освобождения — возвращение евреев на свою землю, постройка Храма и т.д., то создается впечатление, что возвращение династии Давида является одной важной деталью среди других также важных вещей. Поэтому возможно, что Освобождение начнется с других событий2, а Мошиах раскроется только впоследствии.

Но из слов РАМБАМа мы ясно видим, что раскрытие Мошиаха не только «обязательная деталь» Освобождения, а основа всего этого процесса, поэтому Освобождение начинается именно с этого. Как определяет это РАМБАМ: «В грядущие дни встанет Король Мошиах и (прежде всего) восстановит династию Давида вернув ее к первоначальному суверенитет (это основа, на которой строятся дальнейшие вещи). Он отстроит Xpaм и соберет народ Израиля». Также и после этого, когда РАМБАМ описывает порядок Освобождения, он начинает со слов «Но если придет Король из рода Давида», так как именно с этого начинается процесс Освобождения.

И причину этого можно понять на основании сказанного выше, что как принятие власти Небес является основой соблюдения всех заповедей, так и в отношении будущего Освобождения, когда наступит совершенство всех заповедей, что это совершенство достигается только на основе и после возвращения династии Давида с появлением Короля из рода Давида, который раскрывает власть Небес над еврейским народом.

См. наподобие этого, хотя немного в другом ключе в брошюре «Сущность учения хасидизма»: «С приходом Мошиаха связаны события, которые должны совершенно изменить не только положение нашего народа освобождение народа (и Шхины) из изгнания, всеобщее достижение мудрости и непосредственное постижение Творца, но и вообще облик всего мира. Более того, изменения произойдут в глубине основ мира… Однако все описанное, как бы оно не поражало, и как бы не было возвышенно, представляет собой лишь ответвление от сущности Мошиаха». И в «Двар Малхут» на гл. «Толдот» 5752 г.: «Основная идея и новшество прихода Мошиаха это раскрытие его сущности, так как все остальные аспекты Эры Мошиаха являются следствием этого и включены в это».

На основании этого можно объяснить слова наших мудрецов, которые приводит РАМБАМ: «Мир в дни Мошиаха будет отличаться от нынешнего лишь тем, что Израиль не будет порабощен неевреями», что речь идет не только о прекращении гнета, но также и о возвращении династии Давида к ее первоначальному суверенитету. И как сказал пророк (Ирмияу 30:8-9): «И будет в тот день… не поработят его более чужеземцы, а будут они служить Г-споду, Б-гу своему, и Давиду, королю своему».

Чтобы раскрылся в мире Король Мошиах

Более того: если внимательно рассмотреть слова РАМБАМа, то видно, что раскрытие Мошиаха не только «база», которая делает возможным наступление Освобождения, а это основная идея и цель всего процесса Освобождения. Это можно ясно видеть из того, что пишет РАМБАМ в комментарии на Мишну, где он подобно описывает власть Мошиаха, но совершенно не упоминает совершенство заповедей, которое наступит тогда:

Дни Мошиаха это время возвращения королевской власти в еврейском народе, который вернется на Землю Израиля. И этот король будет очень великим; слухи о нем наполнятся в народе в большей мере, чем это было во время Шломо; все народы будут с ним в мире; все будут свидетелями его праведности и чудес… Ничего не изменится в реальности по сравнению с тем, что есть сейчас, а только вернется королевская власть в Израиль.

Когда РАМБАМ перечисляет тринадцать основ веры и доходит до двенадцатой основы — о приходе Мошиахе, он говорит только о вере в раскрытие самого Мошиаха и совершенно не упоминает дополнительные детали: ни о состоянии мира, который будет тогда, ни о совершенстве исполнения заповедей… Как он пишет там3:

Основа двенадцатая о днях Мошиаха — нужно верить и удостовериться, что он придет. И нельзя думать, что он задержится… а нужно верить в него, и возвеличивать его. И молиться за него, как пророчествовали о нем все пророки от Моше и до Малахи. И тот, кто сомневается в нем или преуменьшает его достоинства, отрицает Тору, которая четко свидетельствовала о нем в главах «Балак» и «Ницавим». И в эту основу включается то, что еврейский король должен быть только из рода Давида и Шломо. И тот, кто выступает против королевской власти этой семьи, отрицает Б-га и слова пророков.

Отсюда мы видим еще в большей степени, что основная идея Освобождения, в которое мы верим и которое ожидаем, это раскрытие самого Короля Мошиаха, как об этом пишет Ребе4:

Идея Мошиаха состоит не в том, чтобы исправить мир, а это самостоятельная вещь… идея прихода Мошиаха — чтобы раскрылся в мире Король Мошиах. Только как результат этого «он (также) исправит весь мир», чтобы и мир стал совершенным… Идея прихода Мошиаха — что Мошиах раскроется в мире когда все узнают, что это несомненный Король Мошиах.

И причина этого понятна на основании сказанного выше, так как принятие власти Всевышнего является не только основой, на которой находится соблюдение заповедей, а это также цель соблюдения заповедей, в который реализуется власть Всевышнего над еврейским народом. И наподобие этого понятно в отношении раскрытия власти Небес с помощью власти Давида в будущем, что это не только основа для совершенного соблюдения заповедей, а цель этого.

См. Разбор пройденного материала по РАМБАМу и трактату «Таанит», п. 18: «Основа принятия власти Всевышнего (не только подготовка к зданию соблюдения заповедей, а) также цель исполнения заповедей, с помощью которых осуществляется принятие и привлечение власти Всевышнего». Это также понятно из «Святых посланий» п. 20: «Источник жизнетворной эманации — Всевышний — реализует Свой замысел стать Владыкой над всеми созданиями, осознающими себя независимыми от Его света, с помощью того, что они станут исполнять Его заповеди».

Только в «Законах о королях» РАМБАМ объясняет (не только идею Мошиаха самого по себе, а) совершенство законов Торы, которое наступит в будущем, поэтому он подчеркивает идею возвращения всех заповедей и все, что связано с этим, и очень коротко пишет о возвращении династии Давида. А в комментарии на Мишну он объясняет, в чем заключается идея Мошиаха сама по себе, поэтому там он описывает власть Мошиаха как исключительно важную вещь, являющуюся его идеей.

Единство евреев с помощью Короля Мошиаха

Можно также объяснить центральную роль Короля Мошиаха в процессе Освобождения с другой стороны — с точки зрения единства евреев, которое наступит благодаря ему.

Вечный завет5, который был заключен на горе Синай между еврейским народом и Всевышним, автоматически включает в себя завет на все времена между самими евреями. Ведь связь между евреями и Всевышним объединяет самих евреев между собой так, что вместо группы разных людей они становятся единым, неделимым народом. И совершенство6 в отношении этого было во время назначения Давида вечным королем еврейского народа, так как наличие короля объединяет многих людей и превращает их в единый народ. Как говорит7 об этом РАМБАМ, что повеление поставить над нами еврейского короля нужно в первую очередь для того, чтобы «объединить весь наш народ».

На основании этого понятно, что основная идея изгнания состоит не только в физическом рассеянии евреев по всем краям земли, но и главным образом в духовном разобщении между их сердцами, когда евреи разделились на группы и партии, вплоть до разделения и разобщенности между ними. И настоящее благословение Освобождения это не только физическое собрание всех на Святой Земле, а главным образом духовное объединение. При этом все евреи связываются между собой и становится единым народом под властью Всевышнего, и это происходит с помощью Короля Мошиаха.

Это можно увидеть разобрав детально слова8 РАМБАМа: «В дни Мошиаха, когда укрепится его королевство и соберутся к нему все евреи». Это значит, что настоящее собрание изгнанников это не только физическое перемещение из одного места на другое, а также главным образом собрание в духовном смысле и объединение вокруг одного человека. И если собрание изгнанников происходит в виде физического перемещения людей без их объединения вокруг одного человека, то это только внешние собрание изгнанников и такое состояние нельзя назвать Освобождением, которое мы так долго ждем.

И эта идея связана с постройкой Храма, которая произойдет именно посредством Мошиаха. Ведь кроме того, что на короля возложена ответственность следить за полным исполнением всех заповедей Торы, в которые включена постройка Храма, у него есть еще одна особенность — только он может построить Храм. Как сказали9 об этом наши мудрецы: «Три заповеди получили евреи перед вступлением на Святую Землю: поставить себе короля, уничтожить потомков Амалека и построить Храм». И эти три заповеди «зависят10 одна от другой, чтобы их исполнили последовательно». И «совершенство11 исполнения заповеди постройки Храма связано с исполнением заповеди назначения короля».

Одна из причин этого такова, что заповедь постройки Храма возложена на общество и она может быть исполнена только тогда, когда все общество находится вместе, как постановил12 РАМБАМ: «Все обязаны строить и поддерживать его самим собой и своим имуществом, мужчины и женщины». И объяснил13 Любавичский Ребе ШЛИТА Король Мошиах, что является условием постройки Храма, когда все евреи примут участие в этом, иначе он не может назваться Храмом.

Поэтому эта заповедь может быть исполнена только с помощью короля, так как без него нет и не может быть общества, а только множество разрозненных между собой индивидуумов, каждый из которых находится сам по себе и не может построить Храм. Только когда есть король, все индивидуумы превращаются в общество, которое может14 построить Храм. Отсюда понятно в отношении Третьего Храма, который построит именно Мошиах, король из рода Давида, возвращающий династию Давида к ее первоначальному суверенитету и собирающий вокруг себя весь еврейский народ.

Вывод:

Власть Всевышнего над еврейским народом проявляется именно с помощью королевства Давида, когда присутствует король — живой человек. Поэтому вера в приход Мошиаха, который возвратит династию Давида к ее первоначальному состоянию, является верой в появление реального человека из плоти и крови, который будет править всем еврейским народом. Получается, что если человек не верит в Мошиаха из плоти и крови — он отрицает всю Тору и Моше-рабейну.

Можно еще добавить: как власть Всевышнего является основой и началом исполнения заповедей вообще и целью исполнения всех заповедей, с помощью которых раскрывается власть Всевышнего над еврейским народом, так и возвращение династии Давида с помощью Короля Мошиаха является основой и началом для совершенного исполнения заповедей, которое произойдет тогда. Возвращение династии Давида — Мошиах — также цель и смысл этого совершенства.

Единство еврейского народа осуществляется с помощью короля, который собирает вокруг себя всех индивидуумов и превращает их в единый народ. Постройка Храма происходит именно всем обществом, во главе которого стоит король. Также и Третий Храм может быть построен только Королем Мошиахом.

Опубликовано: 15.11.2017 Комментарии: 0 Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter