Мизмор ле тода (псалом №100)

01.05.2006 | 6677 | (0)

Молитва:

מזמור לתודה

Текст:

מִזְמוֹר לְתוֹדָה: הָרִיעוּ לַיהוָה, כָּל-הָאָרֶץ

עִבְדוּ אֶת-יְהוָה בְּשִׂמְחָה; בֹּאוּ לְפָנָיו, בִּרְנָנָה

דְּעוּ כִּי יְהוָה, הוּא אֱלֹהִים

הוּא-עָשָׂנוּ, וְלוֹ אֲנַחְנוּ עַמּוֹ, וְצֹאן מַרְעִיתוֹ.

בֹּאוּ שְׁעָרָיו, בְּתוֹדָה חֲצֵרֹתָיו בִּתְהִלָּה; הוֹדוּ-לוֹ, בָּרְכוּ שְׁמוֹ

כִּי-טוֹב יְהוָה, לְעוֹלָם חַסְדּוֹ; וְעַד-דֹּר וָדֹר, אֱמוּנָתוֹ

Транскрипция:

Мизмэйр лесэйдо, ориу лАдэйной кол оорэц. Ивду эс Адэйной бэсимхо, бэу лэфонов бирноно. Дэу ки Адэйной у Элэйим, у ошону, вэлэй анахну, амэй, вэцэйн маръисэй. Бэу шэоров бэсэйдо, хацэйрэйсов, эйду лэй борху шмэй. Ки тэйв Адэйной, лэйлом хасдэй, вэад дэйр водэйр эмуносэй.

Перевод:

«Песнь благодарения. Восклицайте Б-гу, вся земля! Служите Б-гу с радостью, приходите к Нему с песнопением! Познайте, что Б-г — Всесильный, что Он сотворил нас, и мы — Его, Его народ и овцы паствы Его. Входите во врата Его с благодарением, во дворы Его — с хвалою. Благодарите Его, благословляйте имя Его, ибо Б-г добр: милосердие Его вовек, вера Его из поколения в поколение».

Комментирует рабби Нисан Миндел:

Псалом №100 — «Псалом благодарственный» — читали обычно, когда в Храме приносили мучную Благодарственную жертву.

Мучная благодарственная жертва состояла из десяти квашеных хлебов. Эта жертва, как и Два Хлеба, которые приносили в праздник Шавуот, были единсвенными исключениями, единственными случаями принесения в Храме жертв из квашеных хлебов; все остальные мучные жертвы были неквашеные, то есть, представляли собою мацу. Поэтому псалом 100 опускается в нашей молитве в день кануна Песах и в «ход а-моед» Песах, когда хамец запрещен. Не читаем мы этот псалом (в виде молитвы) также в субботу и в йом-тов, потому что в эти дни не принимались жертвоприношения от частных лиц, — приносились только общественные жертвы (то-есть только те, которые приносились от имени всего народа) и особые праздничные жертвы.

Согласно еврейскому закону, благодарственная жертва приносилась в следующих четырех случаях чудесного избежания опасности:

1) после морского путешествия;

2) после благополучного пересечения пустыни;

3) после вызволения из плена и

4) после выздоровления от перенесенной опасной болезни.

В наше время принято во всех случаях избежания непосредственной серьезной опасности или калечения произносить особую благословение «а-Гомел» («...оказывающий незаслужившим благодеяния, за оказание мне блага»). Эта благословение произносится в синагоге во время вызова к чтению Торы. Молящиеся отвечают: «Тот, Кто оказал тебе благо, да окажет тебе всякое благо всегда».

Однако благодарственный гимн (псалом 100) читают каждодневно (за исключением упомянутых выше дней) в контексте утренней молитвы, потому что фактически нам сопутствуют Б-жьи чудеса постоянно, хотя не всегда мы узнаем об этом. Наши мудрецы утверждают: «Человек не знает о чудесах, которые происходят с ним». Известная молитва «Модим» в Шмоне эсре содержит следующие слова: «Благодарим Тебя... за чудеса Твои, которые совершаются нам каждый день, за знамения и благодеяния Твои во всякое время».

Что такое «чудо»? Мы обычно думаем, что это нечто «сверхъестественное», как чудеса и поразительные вещи, совершенные Б-гом нашему народу в древнем Египте через Моше-рабейну и Аарона. Эти и им подобные чудеса, о которых рассказала нам Тора, явились действительно «сверхестественными», ибо Б-г явно изменил законы природы. Чудеса совершаются также каждый день «естественным» образом в повседневной жизни, но мы не всегда ощущаем это.

Таким образом, имеются два пути, которыми Б-жье благожелательное Провидение проявляет себя: «исключительный» или «сверхъестественный» путь и «обычный» или «естественный» путь. В первом случае Б-жье Провидение «проявляет себя», мы видим его; во втором случае Б-жье Провидение «скрыто»; все кажется происходящим настолько «нормально», что мы принимаем это за должное. В нашей святой литературе оба эти пути Б-жьего Провидения символизируются двумя Б-жьими именами — четырехбуквенным именем («йюд»-«кей» и т.д.) и пятибуквенным именем (Элоким). Первое имя символизирует Б-жье Провидение, являющееся нам в виде «сверхъестественной» силы, господствующей над природой и действующей поверх ее; второе — символизирует Б-жье Провидение, действующее через природу и внутри ее (Элоким численно эквивалентно слову «а-тева», природа). Простой иллюстрацией на основе людского опыта может служить нам следующее: когда человек здоров, он чувствует себя нормально, он уделяет мало внимания чудесам человеческого тела и разума; он мало думает также о том, что хорошее здоровье — это Б-жий дар. И только, когда человек серьезно заболеет, он начинает сознавать насколько он действительно в руках Б-жьих.

Очевидно, истинной службой Б-жьей является не та, которая подсказана человеку в бедственное время, во время опасности или другого особого случая. Мы должны всегда чувствовать благожелательное Провидение Б-жье. Это выражено в словах, которыми мы объявляем, что Б-г («йюд»-«кей» и т.д.) и есть Элоким. Та же самая сверхъестественная сила, которая создала вселенную, она же и управляет ею; нам же все это кажется весьма «естественным»...

Присматриваясь ближе к псалму 100, мы можем видеть, что его тема тройная:

1) Служить Б-гу с радостью (стих 2).

2) Б-г («йюд»-«кей» и т.д.) есть Элоким (стих 3).

3) Б-г благ; милость Его вечна (стих 5).

Это основные принципы нашей веры, и они изложены здесь в логической последовательности: почувствовав на себе Б-жье благоволение и непосредсвенное Его Провидение, мы готовы «ликовать от радости» (стих 1) и служить Б-гу радостно и с сердечной благодарностью. При дальнейшем размышлении мы сознаем, что Б-жье Провидение, каким бы образом оно ни проявило себя, происходит от Того же милостивого Б-га. Поэтому мы заявляем: Б-г всегда благ и верен.

Если «служить Б-гу с радостью» — это стихийный порыв, естественный отзвук на факт чудесного спасеня, то этот порыв может быстро испариться, если его не подкрепить глубоким размышлением над Б-жьим Провидением. Вот почему следующим стихом является: «Познайте, что Б-г («йюд»-«кей» и т.д.) есть Элоким; Он сотворил нас, и мы принадлежим Ему; мы народ Его, овцы паствы Его».

Единство Б-га, которое подчеркивается в этом стихе, тесно связано с еврейским народом. Только еврейский народ признал истинное единство Б-га (монотеизм) и выражает это всей своей повседневной жизнью. Мы всегда сознаем, что Он сотворил нас и что мы принадлежим Ему; это означает, что мы должны служить Превечному всей своей жизнью и всем своим достоянием; мы — Его народ, Его овцы, что означает, что Он наш Король и наш пастырь, всегда опекающий нас. Поэтому мы призываем всех присоединиться к нам в благодарственной молитве и в прославлении Б-га: «Войдите во врата Его с благодарением, во дворы Его с хвалою; Благодарите Его, благословляйте имя Его. Ибо благ Превечный, милость Его вечна; И верность Его в род и род».

Предыдущий урок: Барух ше амар

Рабби Нисан Миндел
Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.