Барух ше амар

23.04.2006 | 4137 | (0)

«Барух ше амар» продолжает благодарственную молитву, которая была начата молитвой «Оду» и в которой Б-г прославляется как Создатель и Начало всех явлений природы и истории. Этот раздел молитв, называемый «Псукей де-зимра», начинается благословением «Барух ше-амар» и оканчивается благословением «Иштабах».

Собственно благословение «Барух ше-амар» начинается словами: «Барух... а-кейл а-ав...». Предшествующие этому вводные сентенции содержат различные интерпретации Святого имени Б-жьего. Поэтому следует рассматривать Барух шеамар одной из выдающихся частей наших регулярных молитв. Согласно Преданию, ее авторы, Мужи Великого Собрания, — «Аншей Кнесет Агдола» — были вдохновлены ею Свыше. Поэтому ее следует читать стоя, держа в это время цицит в руках с тем, чтобы мы могли помнить о Ком идет речь. Смысл того, почему эти сентенции, объясняющие различные версии имени Б-жьего, были поставлены во главе наших молитв, может быть понят из комментария Мидраша на стих псалма 91: «Почему Израиль молится в этом мире без того, чтобы он был услышан? Это потому, что он не знает Святого имени Б-жьего». Под знанием имени Б-жьего подразумевается знание Его атрибутов, то есть знание Его мощи и всеохватывающей любви. Поэтому вместо упоминания «Шем а-меюхад» после слов «Барух...», как в других благословениях, имя Б-жье описано здесь различными формами, характеризующими Его действия.

Начинается молитва «Барух ше-амар» следующей сентенцией: «Благословен Тот, кто создал вселенную своим словом». К этой сентенции добавлено Барух осе берешит, чтобы расширить понятие о Б-ге как о Создателе всей вселенной и подчеркнуть, что все было создано «Йеш меаин». Это объяснено уже нашими мудрецами в том смысле, что мир был создан Б-гом из ничего, (в противоположность поверью других народов, считающих, что Б-г, может быть, и является Создателем, но Он якобы применил вечно существующую материю, из которой Он образовал мир). Это соответствует применяемому всюду слову «решит», что всегда означает абсолютное начало.

Б-г верен Своим обещаниям. Как доброе, так и плохое осуществится, если так решит Б-г, невзирая ни на какие обстоятельства. Однако доброе будет дано человеку, даже если он этого не заслужил. Плохим же Б-г наказует только в том случае, если Он видит, что грешник не изменит свое поведение. Поэтому мы говорим в молитве «Барух ше-амар»: «Барух гозер умекаем», — слово «гозер» означает окончательное решение Б-га сделать так, как Им было запланировано заранее или как Он решил.

«Барух мерахем ал аарец»; это Б-жественный атрибут милосердия. То, что это Божеское милосердие является, возможно, самым существенным Его атрибутом, можно видеть из комментариев Раши к первому стиху Хумаша. Б-г предпочитает любовь и милосердие законности, ибо наш мир не может существовать одной законностью, учитывая наши недостатки.

«Барух мешалем сахар тов лиреав» является продолжением выше упомянутых двух сентенций, ибо атрибут милосердной любви ведет к характеристике Б-га как такового, Который вознаграждает боящихся Его и соблюдающих Его заветы.

«Барух хай ла'ад векаям ланецах», Б-г вечен, как мы говорим в молитве «Адон Олам": Он был, есть и будет, в прошлом, настоящем и будущем в одинаковой степени. С определенной целью мы выражаемся в том смысле, что Он всегда тот же самый, живой, активный Создатель вселенной не только в начале, но Он «хай ла'ад векаям ланецах», Тот, Кто существует всегда. Ибо многие другие религии признают и допускают существование Б-га, а также и то, что Он создал вселенную. Но все это было только в прошлом; Он предоставил мир своей собственной участи после того, как Он его создал. С тех пор, считают они, у Него нет никаких отношений со вселенной. Они не верят в Его Провидение в настоящем и в будущем. По их мнению все, что случается, неизбежно по законам природы. В противоположность этой концепции мы, евреи, верим и утверждаем, что Б-г вечен, но неотделим от вселенной. Все, что случается повсюду, от роста травинки до величайших пертурбаций в истории, зависит от Его вечного и активного Провидения.

«Барух поде умацил», рисует, по объяснению наших мудрецов, Б-га как такового, Который возвращает жизнь тем, которые потеряли право на существование. Когда Б-г принимает покаяние бывшего грешника, Он возвращает право жить человеку, который морально был уже мертв. Слово «поде» означает обычно вызволение из положения физического бедствия. Классическим примером такого двойного спасения является вызволение еврейского народа из египетского рабства; он был тогда спасен в момент, когда оказался в самом низком положении физического и морального упадка.

Именно в этом смысле упомянуто здесь имя Б-га — спасителя

«Барух шмо». Обычно кажется нам невозможным дать название чему-либо такому, что находится вне нашего опыта и знания. Как же мы в таком случае, знаем «шем» Б-га, когда Он, конечно же, то единственное, которое вне наших возможностей охватить и знать? Но Б-г открыл Себя Израилю, и только наши предки оказались достойными такого знания. Позже, когда Израиль оставил Его, Он открыл Себя пророкам, чтобы они довели это до сознания еврейского народа и повлияли на него, чтобы изменить свое поведение. Поэтому мы называемся «Ам Ашем», народом, кому Б-г открыл Свое бытие, и мы благодарим Б-га за это откровение в наших молитвах, ибо без этого откровения мы никогда не были бы способны «открыть» Его.

Касаясь этих перечислений Святого имени Б-жьего, следующая затем благословение в молитве «Барух шеамар» утверждает, что Он прославляется Своим народом как милосердный и любящий Отец. Поскольку же Б-г является также Властелином вселенной, Его Великое имя будет всегда прославляемо и благословляемо независимо от нашего восхваления Его: «Мелех мешубах умефаер адей ад». После такого предупреждения против переоценки роли человеческого восхваления Б-га, мы приступаем к чтению «Песукей дезимра».

Двумя основными выражениями восхваления в молитве «Барух ше-амар» являются: а) иллул и б) шевах. Первое означает общую хвалу и полное подчинение Б-гу-Создателю. Второе, шевах, касается особой хвалы как следствия нашей возможности сознавать и понимать специфические Б-жьи проявления, доходящие до нашего сознания после усердного раздумья и изучения Б-га в природе и истории. Речь идет о хвале, произносимой всегда небольшим кругом истинных служителей Б-га, посвятивших всю свою жизнь изучению Торы и Его деяний во вселенной: «Мешубах уме-фоар билешон хассидав веавадав». «Иллул» — это хвала, возносимая всей общиной: «Меуллел бефи амо», которая вытекает из изучения и признания Его существования как единственного Б-га всей жизниь «Яхид хей а'оламим». И мы заканчиваем благословением обоими выражениями — «шевах», а также «иллул», которое вытекает из шевах: «Мелех ме-уллал батишбахот».

Предыдущий урок: Молитва рабби Нехуньи

Следующий урок: Мизмор ле тода (псалом №100)

Рабби Нисан Миндел
Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.