Глава 2. Общение с Б-гом

19.12.2004 | 3052 | (0)

Но основной функцией мицвот является нечто большее, чем задача держать человека в определенных рамках и под контролем. Мицвот не предназначены превращать человека только в простого исполнителя. Хотя абсолютная послушность и подчинение заветам Божьим и является основным аспектом мицвот и главным условием искреннего благочестия, задачей мицвот является в то же время возвысить набожного человека, поднять его на более высокую духовную ступень посредством самой этой набожности. Ибо мицвот — это то средство, при помощи которого устанавливается контакт между человеком и Б-гом. Даже среди людей мы видим, что единение и связь между двумя индивидуумами неодинакового общественного или культурного положения неизбежно вызывает искреннее чувство подъема у партнера, который более низкого ранга, его близость к старшему по положению другу возвышает его; насколько же бесконечно больше может человек выиграть от его «общения» с Б-гом.

«Мицва — завет или заповедь — означает также общение или единение (от арамейского цавта — товарищество). Тот, кто исполняет мицву, общается с сущностью Б-га, приказавшего выполнять эту мицву. Это и подразумевают слова Мишны (Авот 4:2): «Вознаграждение за мицву — в самой мицве», т. е. величайшей наградой исполняющему мицву является его общение благодаря этому с самим Б-гом. Это можно лучше понять на следующем примере: представим себе простого, необразованного человека, лишенного каких либо знаний или какого либо умственного развития до такой степени, что он не сознает даже насколько он далек от какой бы то ни было мудрости (ибо такое сознание само по себе уже есть некая степень мудрости); теперь, для человека высшего интеллекта, все существо которого — это абстрактные науки, для такого великого ученого такой невежда попросту как бы и вовсе не существует как человек... Допустим дальше, что такой ученый просит этого невежду оказать ему какую-нибудь услугу. Этим самым, существование невежественного человека сразу приобретает смысл, как в собственных его глазах (он видит, что его просит великий ученый оказать ему услугу, и что именно он в состоянии исполнить просьбу ученого), так и в глазах самого ученого... Неважно, в чем собственно заключается просьба ученого; важна просьба сама по себе и возможность ее выполнить... То же самое происходит при выполнении нами, людьми, мицвы. Мицва а) придает великий смысл существованию ее исполнителя и б) создает обоюдную связь между Б-гом, приказавшим выполнять эту мицву, и ее исполнителем...»[1]

Больше того, результат выполнения указаний Торы, ее мицвот, не ограничивается простой связью и общением с Б-гом. Это ведет к абсолютному единению со своим Творцом.

Мицвот — это воля Божья, выполнять которую Он нам завещает. Тора — это мудрость Б-жья. Поскольку «Существо Б-га и Его воля и мудрость — единое целое», ибо нет в Б-ге множественности, следовательно, нашим изучением Торы и выполнением Его мицвот мы находимся в абсолютном единении с Ним.

Конечно, Божья воля и мудрость «одеты» в материальные вещи, т. е. они выражены в Божественных мицвот, выполнение которых может быть осуществлено только посредством материальных вещей, таких как шерсть — цицит, кожа — тфилин, и т. д., это значит — посредством вещей, которые очень далеки от существа Божьего. Однако единение с Б-гом от этого нисколько не страдает, ибо это подобно тому, как для обнимающего короля неважно, что король одет и во сколько предметов одежды он облачен; важно, что сквозь одежду в объятиях находится сам король. То же самое относится и к тому, кого король обнимает; неважно, что обнимающая рука короля во что-то облачена.[2]

Далеко идущий результат такого общения и единения с Б-гом будет обсужден ниже. Сейчас попытаемся рассмотреть, как такое общение имеет место при выполнении мицвот и изучении Торы.

«Связь между Израилем и Б-гом при посредстве нашей веры объясняется в Зоаре следующим образом: «Израиль, Тора и святой Б-же, будь Он благословен, взаимосвязаны, и все они находятся на разных ступенях, ступень над ступенью, частью скрытно и частью открыто».[3]

Смысл сказанного заключается в том, что эти три компонента — Израиль, Тора и Б-г — соединены наподобие цепи из трех звеньев, трех колец, в которых верхняя часть нижнего кольца поддерживается нижней частью среднего кольца, а верхняя часть среднего кольца поддерживается нижней частью верхнего кольца.

В каждой из этих трех колец имеется скрытая и открытая части. Подобно этому, в каждом из трех упомянутых компонентов — Израиле, Торе и Б-ге — имеются видимые и скрытые свойства...

Способ их единения двоякий:

а) Открытые свойства Израиля соединяются с открытыми атрибутами Б-га посредством открытой части Торы; а скрытые свойства Израиля соединяются со скрытыми атрибутами Б-га посредством скрытой части Торы.

б) Открытые свойства Израиля соединены со скрытыми свойствами Израиля, а скрытые свойства Израиля в свою очередь соединяются с открытой частью Торы; открытая же часть Торы соединена с ее тайной частью, которая в свою очередь соединяется с открытыми атрибутами Б-га; наконец, открытые атрибуты Б-га соединены с Его скрытыми атрибутами, и этим цепь замыкается.

Отсюда вытекает, что единение с Б-гом осуществимо каждым во Израиле, каждым мужчиной и каждой женщиной, молодыми и старыми, знающими Тору и невеждами. Но в то же время имется много различных факторов, определяющих степень ощущения упомянутого единения, факторы усиливающие или ослабляющие это ощущение»[4].

В хасидизме мицвот названы «одеждой» души, а Тора — «пищей» души. Точно так, как материальные пища и одежда нужны для благоденствия нашего тела, нужны для блага души духовные «пища» и «одежда».

Душа человека проявляет себя трояко: мыслью, речью и действием. Когда человек соблюдает мицвот действием, обсуждает глубокий смысл и значение мицвот речью и разумеет все, что его разум в состоянии охватить из глубочайшего смысла Торы посредством своей сопособности мыслить, тогда душа человека оказывается полностью «одетой» Б-жественными мицвот,[5] и тем самым осуществляется полное единение с Б-гом.

Тора, при ее изучении, хотя это только «внешнее облачение», как и всякая другая мицва, является все же одновременно и «пищей» для души. Ибо, когда разум «переваривает» определенный вид закона Торы, он так сказать заключает в себе Б-жественную мудрость, которая становится самой «плотью и кровью» души наподобие пищи, перевариваемой организмом. Отсюда выражение «Закон Твой в сердце моем» (Теилим, 40:9).[6]

Такое единение с Б-гом при посредстве Торы и мицвот означает для души еврея то же самое, что витамины и калории, кров и одежда для его тела, и еще больше. Ибо в то время как перечисленные материальные потребности организма необходимы для его физического существования, является соединение с Б-гом самой сущностью души еврея.

Примечания:

1. Рабби Йосеф-Ицхак Шнеерсон (тесть теперешнего главы Хабада) в своем послании, опубликованном в «а-Томим», т. I, 25.

2. «Тания», гл. 4.

3. Ср. «Зоар», III, 73а.

4. Рабби Иосеф-Ицхак Шнеерсон. «Некоторые аспекты Хабадского хасидизма» с биографическим очерком Ниссана И. Минделя. Издание 5705/1944 г., стр. 18 и дальше.

5. «Тания», гл. 4.

6. Там же, гл. 5.

Заметили ошибку в тексте? Выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter (by orphus)
Поддержите сайт www.moshiach.ru
Последние статьи в подразделе Заветы: смысл и значение:
Система Orphus