Глава 4. Источник жизни

03.06.2005 | 2706 | (0)

Б-г дает существование и жизнь всей вселенной, всему Им созданному. Он — источник жизни.

Все существующее и каждое отдельное существо обладают Б-жьей «искрой», дающей им жизнь и обеспечивающей их существование. Если бы Б-г лишил их этой Своей «искры», их существование прекратилось бы, и они превратились бы в ничто. «Искра» эта называется «Коах а-поел Бенифал» — «Сила Творца в Его творении». Это подобно тому, как камень, брошенный вверх летит ввысь (преодолевает силу притяжения) до тех пор, пока сила руки, бросившей этот камень, действует на него; когда сила эта истекает, камень падает на землю. Точно так же, поскольку Б-г сотворил все из ничего (creatio ex nihilo), все созданное может существовать только до тех пор, пока сотворившая все это Б-жья сила сохраняется в Его творениях. Это и подразумевают слова утренней молитвы: «Тот, Кто в доброте Своей ежедневно, постоянно возобновляет работу по сотворению мира». Другими словами, — от Источника жизни, от Б-га, непрерывно притекает жизнь на нашу землю.[1]

Благополучие мира зависит от выполнения вселенной своей Б-жественной задачи — служить «жилищем» для Него. Это условие может быть выполнено только путем исполнения Б-жественных мицвот. Другими словами, — выполнением Б-жественных мицвот мы вызываем больший приток жизни нашему миру от Источника жизни. Ибо все существует только по воле Б-жьей; мицвот — это и есть воля Б-жья, а она - основа существования нашего мира. Следовательно, мицвот являются источником нашей жизни.

Это значит, что когда мы выполняем Б-жественные мицвот, мы этим вызываем Б-жью благодать на самих себя и на весь окружающий нас мир. И в этом заключается особое значение каждой отдельной мицвы, значение, определяемое той особой «реакцией», которую данная мицва вызывает. Ибо все мицвот имеют, так сказать, своего «двойника» в «Верхах». К примеру, когда мы протягиваем руку помощи нуждающемуся, Б-г соответственно «протягивает Свою руку», чтобы даровать нам и всему миру милость; когда мы жалеем несчастного, Б-г в той же мере «жалеет» нас и весь мир вокруг нас. Ясно, что мы не должны понимать это буквально, ибо в Б-жественном бытии нет ничего телесного, но эта «реакция» все же есть. Больше того, эта «реакция», выражающаяся в вызове Б-жественной милости на нас путем выполнения нами мицвот, имеет место безотносительно знаем ли мы или нет каково действие каждой отдельной мицвы.

То же самое происходит и в том случае, когда мы воздерживаемся от совершения любого запрещенного проступка. В этом случае, «реакция» выражается в вызове соответствующей Б-жественной силы для предотвращения угрожающего миру зла.

Следовательно, выполнение Б-жественных мицвот имеет двойной результат: с одной стороны, это возвышает материальный мир, придав ему высшую форму, и в то же время это вызывает поток жизни и благодать на наш мир. Мы можем не знать, как и в каком виде получается эта Б-жья «реакция»; но мы можем быть уверены, что соблюдение каждой отдельной мицвы и воздержание от нарушения любого запрета безусловно создает Б-жескую «реакцию», которая дает нам жизнь, благодать и истинное счастье в этом нашем мире, как и в мире будущем.

Хотя сказанное здесь может казаться мыслью отвлеченной для тех, кто далек от изучения Торы и соблюдения повседневных мицвот, это является неоспоримым фактом для тех, которые да изучают Тору и соблюдают мицвот, ибо они чувствуют при этом внутреннее блаженство и душевное удовлетворение, которые трудно выразить словами, — чтобы иметь представление об этом, нужно это прочувствовать.

Этот Б-жественный Свет в его открытой или ощутимой форме, который выполняющий мицвот вызывает на себя, определяется обычно словом «Шхина» (Присутствие Б-га). Слово «Шхина» взято из слов «вэшаханти бэтохам» — «И Я буду обитать посреди их евреев]» (Шмот 25:8), ибо в мирах проявляет себя источник Б-жьего Света, а от этого источника поступает всем творениям их индивидуальная доля света и жизни в соответствии с тем, что им полагается... Жизнь и свет, истекающие от этого источника в виде излучения, подобны солнечному свету (который не есть само солнце); но сама Шхина — первоисточник проявляющегося света, от которого этот свет проистекает, — являющаяся источником всего сущего и самой жизни, это нечто такое, чего (ограниченные) миры не в состоянии воспринять; ибо, если бы им пришлось воспринимать свет Шхины не защищенным и не скрытым «одеянием», они перестали бы существовать, они были бы «поглощены» их источником подобно солнечным лучам в самом солнце, — там нет лучей, там только само солнце, источник видимых вне солнца лучей. Что же является тем «одеянием», которое скрывает собою Шхину и «одевает» так, что ее свет можно переносить безвредно? Это воля Б-жья, Его мудрость и т. д., которые «одеты» в переданные нам Торе и мицвот... и вместе с ними (Торой и мицвот) является нам Шхина...[2]

Таким образом, когда кто-либо изучает Тору, его душа и только ее два внутренних «одеяния» (при помощи которых душа способна выразить себя) — речь и мысль — поглощены Б-жественным светом и соединены с бытием Б-жьим абсолютным единством, так что Шхина покоится на его Б-жественной душе, как говорят наши мудрецы (Авот 3:6): «Даже когда один человек занят изучением Торы, Шхина с ним!». Но для того, чтобы свет и излучение Шхины покоились также на его теле и на «животной душе».... необходимо выполнять действенные мицвот, совершаемые самим телом. Тогда сила (физическая) тела поглощается также Б-жественным светом и волей и соединяется с Ним абсолютным единством, что является уже функцией третьего «одеяния» Б-жественной души — действия... Такое усиление откровения Б-жьего путем выполнения мицвот или изучения Торы не вызывает, конечно, множественности или изменения Б-жественного бытия; это объяснено в трактате «Санедрин» (39б): Один атеист спросил раббан Гамлиеля: «Вы говорите, что Шхина покоится повсюду, где собрались вместе десять евреев; сколько же Шхин у вас?» На это раббан Гамлиель ответил сравнением с солнечными лучами, проникающими во множество окон и т.д.[3]

Из сказанного в этой главе мы лучше поймем слова: «Она (Тора) — древо жизни для тех, которые упорно держатся ее» (Мишлей 3:18). В этом коренится секрет бессмертия еврея, тайна его силы все и всех пережить, мощности его духа. Вот почему, до тех пор пока еврей держится своей Торы и веры, не найдется на земле силы, способной уничтожить еврейский народ.

Примечания:

1. «Шаар аихуд веаэмуна», гл. 2.

2. «Тания», гл. гл. 35 и 52.

3. Там же, гл. 35.

Заметили ошибку в тексте? Выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter (by orphus)
Поддержите сайт www.moshiach.ru
Последние статьи в подразделе Заветы: смысл и значение:
Система Orphus