Глава 5. Материя и дух

18.01.2006 | 3036 | (0)
Глава 5. Материя и дух

Мы уже показали1, что все созданное в этом мире имеет свою особую цель в общем плане мироздания, и, что выполнением Б-жественных мицвот, человек не только сам достигает высшей стадии совершенства, но в то же время возносит весь остальной мир вокруг себя — свою «долю» в этом мире — из низкого положения телесного к высшей форме духовного2.

Теперь мы рассмотрим этот вопрос несколько глубже с тем, чтобы получить лучшее представление о важности, которую представляют собою материальные предметы культа (такие, как тфилин, цицит, лулав и т.д.) в выполнении Б-жественных мицвот.

В Пятикнижие мы находим следующий порядок сотворения всего сущего на нашей земле: сама земля или царство минералов (неодушевленный мир); флора — все виды растений; фауна — все виды животного, мира и, наконец, человек. Таким образом мы имеем общую классификацию жизни на нашей земле, подразделяющейся на «четыре царства»: неорганическое, растительное, животное и людское.

Эти «четыре царства» отличаются степенью своего развития в том же порядке, в котором они были здесь перечислены: растительный мир выше неорганической материи, животное царство выше растительного, а человек — вершина всего3.

Это относительное развитие «четырех царств» вызвано относительным проявлением себя Б-жественной силы или «искры», дающей жизнь всем творениям. Меньше всего мы различаем эту Б-жественную «искру» в неорганическом мире, который кажется нам совершенно безжизненным, и всего больше — в человеке, который обладает бессмертной душой, являющейся «частью Б-жественного свыше»4.

Однако все это верно только с точки зрения относительного проявления Б-жественного фактора в творениях Б-жьих, то есть насколько человеческий разум в состоянии различить это. На самом же деле, если судить по тому, как это видно «Свыше», все творения в одинаковой степени сотворены словом Б-жьим, и их существование поддерживается одной и той же силой (creatio ex nihilo).

«Раздумывая над величием Эйн-Соф5, да будет Он благословен, разумный человек поймет, что, как это вытекает из самого Его имени, нет конца и предела свету и жизни, исходящим от Него благодаря Его простой (несложной) воле, составляющей совершенное единство с Его сущностью. Если бы вселенная была создана путем ряда эманаций света Эйн-Соф без «сокращений» (цимцумим), а постепенной эволюцией в виде причины и следствия, тогда наш мир не был бы сотворен в настоящем его виде, в его границах и пределах... Эти сокращения служат для того, чтобы скрыть и задержать чрезмерное распространение света и жизни с тем, чтобы только весьма малая часть этого достигла в открытой форме низкие создания для придания им жизни, такая малая часть, которую могут воспринять ограниченные и конечные существа... Этот вид (открытого) излучения, «одетого» в высшие и низшие миры и дающего им жизнь, настолько мал, что не идет ни в какое сравнение со скрытым светом, который имеет форму Эйн-Соф (безграничен), и никак к нему не относится; этот свет Эйн-Соф не включен внутрь миров в открытой форме, а «окружает» их «сверху»; все это надо понимать не пространственно; этим имеется только в виду, что это не открытая форма эманации, которую мы называем «одетую» во вселенную, а «скрытая», как если бы она находилась поверх созданных миров и над ними... Например, рассматривая наш земной шар, мы можем воспринимать в нем Б-жественный фактор, который в силах был создать неорганический и растительный мир, но это только бесконечно малая величина Б-жественной силы — «Безграничного Света» — создавшей нашу землю»6.

Другими словами, имеются два вида Б-жественной эманации, которые в каббале называются «мемале» (наполняющая) и «совев» или «макиф» (окружающая). Эти термины объясняет философия ХАБАДа следующим образом: первый вид эманации — «мемале» — это откровение Б-жье, которое сокращено настолько, что позволяет быть «одетой» или ограниченной внутри (отсюда термин «наполнять») даже телесных и ограниченных объектов. Это Б-жественная эманация в ее открытой форме, откровение которой выражается в придании жизни творениям в их ограниченном виде. Что касается эманации, определяемой термином «совев», то это «Бесконечный Свет» такой силы, что не может быть заключен внутри ограниченных созданий, и поэтому о нем говорят, что он «окружает» их.

Несколько более упрощенно можно эту мысль выразить так: все творения состоят из субстанции и формы. Субстанция и форма неотделимы. Но если бы мы были в состоянии отделить материальную сущность вещи от ее формы, мы сказали бы, что субстанция получает бытие благодаря Б-жественной эманации, называемой «совев» или «макиф», в то время как форма вещи получает свое бытие от Б-жественной эманации, называемой «мемале». Возвращаясь к «четырем царствам», упомянутым выше, мы можем видеть, что этот постепенный переход от одного состояния материи к другому (неорганический мир, растительный мир, животное царство и человек) мыслимо только в свете Б-жественного фактора, называемого «мемале», ибо чем выше степень осязаемой жизни творений, тем выше их место в шкале мироздания.

Различные степени Б-жественных «Света и Жизни», дающих жизнь творениям, не вызывают, конечно, множественности или изменений в Б жественном бытии, как было упомянуто выше7. Мы можем видеть подобие этому и на самих себя. Наша душа, или животворящий дух, наполняет все наше тело с ног до головы. Наша душа несомненно представляет собою одно неделимое целое. И все же ее жизненность неодинакова в различных частях нашего организма: всего сильнее она в интеллекте, место которого в голове и который проявляет себя мыслью; меньше эта жизненность проявляет себя в других органах и членах, — скажем, в ногах. Однако, когда человек решил делать шаг, нога моментально двигается, что доказывает, что воля души находится в потенции во всем теле в форме «окружающей силы»8.

Таким образом, во всех созданиях, от высших сфер до нашего наиболее материалистичного мира, действуют совместно оба вида Б-жественной эманации — созидательной («макиф» или «совев») и живительной («мемале»). Первый вид эманации — это безграничный и «скрытый» Б-жественный фактор, а второй — это ограниченный или «открытый» Б-жественный фактор, выражающийся в жизненности вещи. Эти оба вида Б-жественных факторов находятся во всех вещах в известной пропорции. Чем больше перевес живительного фактора в данном объекте, тем выше его степень в шкале развития, как оно видно нам. И наоборот, — чем примитевнее и телеснее объект, тем сильнее в нем созидательная сила и тем меньше живительный фактор. Отсюда следует, что с точки зрения «Безграничного Света» более примитивные объекты выше менее примитивных, или (с нашей точки зрения) более «прогрессивных» — ибо первые содержат больше «безграничной силы», необходимой для поддержания их бытия. Например: допустим, что мы рассматриваем цветочную вазу с пчелой, севшей на один из цветков. По нашей оценке земляной горшок — наинизший в шкале созданий; выше его в этой шкале — цветок, еще выше — пчела, а мы сами — на самой верхушке шкалы. Но представим себе, что мы могли бы видеть безграничную или созидательную силу во всем этом. Тогда мы все эти степени развития классифицировали бы в обратном порядке.

Исходя из этой точки зрения, станет ясным, почему человек для своего существования зависит от других форм жизни на земле и, особенно, от самой земли. Ибо с первого взгляда кажется парадоксальным, что хлеб в состоянии поддержать жизнь человека; хлеб, ведь, бесконечно ниже человека, обладающего душой. Но после того как мы уже знаем, что в основе своей неорганическая материя обладает большей силой «совева», нет ничего удивительного в том, что все вещи зависят для своего существования от земли. В связи с этим мы поймем значение слов Торы (Дварим 8:3): «Не хлебом единым живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Всевышнего, живет человек». Это значит: не физический хлеб поддерживает жизнь человека, а Б-жье слово, или сила, позволяющая хлебу существовать в положении creatio ex nihilo — это дает человеку жизнь. Это то же самое Б-жье слово, которое поддерживает существование человеческого организма, но, как мы упомянули выше, Б-жественный фактор всего сильнее в неодушевленных вещах, следовательно — хлеб имеет Б-жественную силу, необходимую для поддержания жизни человека9.

Теперь нам будет очевидна важность различных религиозных предметов культа в деле Б-гослужения, независимо от того, как бы скромна не была их физическая основа. Ибо при их помощи еврей доставляет миру высшую степень Б-жественного откровения, и в то же время он достигает высший контакт или единение с Б-гом, ибо все другие, кроме человека, создания заключают в своей основе «искру» более высокой степени, чем организм самого человека.

Каждый еврей имеет свою собственную «долю» в этом мире и он обязан в эту часть мира внести Б-жественное явление. Ибо, точно так, как он зависит от своей доли в этом мире для своего физического существования, зависит эта самая «доля» от него в духовном отношении, потому что только при его посредстве и его непосредственном участии она может служить целям Создателя.

В свете сказанного нам станет ясна известная мысль основателя Хабада: «Б-г создал материальные вещи из духовной субстанции, а Израиль превращает материальные вещи в духовные»10.

Примечания:
1. См. выше гл. 3.
2. Там же.
3. «Тания», гл. 38.
4. Там же, гл. 2.
5. См. примечание 2 к гл. 3.
6. «Тания», гл. 48.
7. Гл. 4. стр. 31.
8. Рабби Менахем-Мендель из Любавича. «Дерех мицвотеха», гл. Цицит. Полтава, 1911 г. Хасидское толкование мицвот.
9. «Ликутей Тора», Матот. Книга «Ликутей Тора» (Избранные места из Торы) — это серия лекций по хасидизму на темы — еженедельных чтений отрывков из Торы, а также из книги «Песнь песней», и праздничных чтений. Издана в 1848 г. в Житомире «Цемах-Цедеком» с его комментариями, примечаниями и объяснениями. Эта книга является фактически вторым томом книги «Тора Ор» (Тора — свет), того же автора рабби Шнеур-Залмана, впервые напечатанной в 1831 году в Копусте. Тогда был напечатан только этот первый том (на первые две книги Хумаша, на Хануку и на Пурим), потому что русское царское правительство закрыло тогда эту и другие еврейские типографии. Второй том был затем напечатан уже под названием «Ликутей Тора».
10. «аЙом-йом», стр. 91. Сборник сказаний и обычаев, собранных по выступлениям и записям Любавичского Ребе рабби Йосеф-Ицхака и расположенных в виде дневника по календарным датам года. Составлен Ребе рабби Менахемом Шнеерсоном שליט"א и издан «Оцар ахасидим, Любавич». Бруклин, Н.И., 1943 г.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Уроки и лекции » Заветы: смысл и значение (другие статьи):