Внутренний конфликт

28.09.2005 | 3923 | (0)
Внутренний конфликт

Наш мир полон насилия и несправедливости. Правонарушения и преступность среди молодежи неуклонно возрастают. У всех этих явлений одна основополагающая причина — конфликт между сердцем и разумом, между сердцем с его страстными желаниями и разумом с его логическими рассуждениями.

Иногда в сердце рождается острое желание завладеть чужим имуществом — желание, которое часто можно удовлетворить, лишь применив силу. Человек прекрасно понимает, что это в итоге обернется против него самого, что на каком-то этапе он сам может стать жертвой в мире, где правит только сила, даже если ему удастся избежать ареста и наказания. Тем не менее он пренебрегает доводами рассудка и становится на опасный путь, хотя и знает, что в итоге не получит никакой реальной выгоды, даже в материальном смысле.

Эти противоборствующие силы порождают внутренний конфликт. Разум, движимый логикой, пытается обуздать «око, которое видит, и сердце, которое жаждет». Человек видит какую-то вещь, которая ему очень нравится, но эта вещь принадлежит другому. Разум бессилен повлиять на сердце, которое толкает человека на путь преступления. Сердце заглушает голос разума, предупреждающий, что этим поступком он лишь повредит себе.

Тора кратко и выразительно формулирует эту мысль: «Человек грешит только тогда, когда им овладевает дух безрассудства». Это безрассудство, или безумие, начинает управлять человеком и берег верх над его разумом, который борется с безрассудством греха. Умом человек понимает (хотя на практике не всегда следует этому пониманию), что совершая акт несправедливости по отношению к ближнему, он тем самым роет яму, в которую непременно попадет сам.

Сердце и разум борются друг с другом. Когда доводы разума не имеют решающей силы, когда человек целиком подчиняется эмоциям, он невольно засевает семена будущей трагедии.

Сердце необходимо обуздать и подчинить голосу разума. Тфиллин (филактерии), закрепленные на руке, «напротив сердца», является «инструментом» и символом подчинения сердца, желаний и страстей разуму. Желания сердца не должны противоречить принципам Торы. Если человек испытывает запретные и безнравственные желания, то их необходимо преодолеть и пресечь.

Руки даны человеку не для того, чтобы совершать безумства, которых может жаждать сердце: обернутые вокруг руки кожаные ремни тфиллин ограничивают свободу ее движений. Свобода выбора дана человеку не для того, чтобы действовать вопреки Воле Всевышнего, наносить ущерб ближнему, воровать и совершать преступления. Поэтому ремни тфиллин связывают руку человека заповедью «Возлюби Б-га всем сердцем твоим, всей душой твоей, всеми силами твоими».

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.
Учебный центр » ХАБАД (другие статьи):