Сознательное и подсознательное

26.09.2004 | 4029 | (0)

В еврейском законе есть определенные установления, которые должны быть исполнены человеком по собственной воле, без принуждения. Однако в тех случаях, когда еврейский закон требует от человека конкретных действий, разрешается применение принудительных мер до того момента, пока человек, не испытывавший ранее желания совершать такие действия, не заявит: «Да, я хочу этого». Исполнение им закона в этот период будет рассматриваться как свободное волеизъявление. Это выглядит противоречивым: если разрешено принуждать человека к исполнению закона, то для чего человек должен заявлять, что он сам этого хочет: а если принудительное исполнение недействительно, то какой прок в том, что человек объявит свою «волю» по принуждению?

Каждый еврей, независимо от своего положения, в глубине души хочет исполнить все то, что предписывает ему Тора. Однако иногда «йецер а-ра» (силы зла внутри человека) одерживают верх над его разумом и мешают ему исполнить то, что он должен исполнить, следуя предписаниям Торы. Поэтому, когда еврейский суд принуждает еврея совершить какие-то действия, то это делается, прежде всего, для того, чтобы освободить его от влияния сил, парализовавших его желание, и дать ему возможность выразить свои истинные побуждения. В связи с этим заявление еврея: «Да, я хочу этого» и есть истинное волеизъявление.

Выразим вышесказанное, пользуясь современной терминологией. Иногда сознание еврея до такой степени поддается влиянию внешних обстоятельств, что его мысли и даже поведение вступают в противоречие с подсознанием, которое хранит в себе сущность еврейского характера. Устранение воздействия извне не означает изменения его сущности - напротив, оно освобождает и утверждает истинные качества, присущие еврею от рождения.

Нет необходимости указывать, что вышесказанное ни в коей мере нельзя интерпретировать как подтверждение общих положений теорий Фрейда о том, что основное влияние на человеческую психику оказывают либидо и половое влечение, ибо эти гипотезы противоречат идеям Торы, утверждающей, что в основе человеческой природы лежит добро. Об этом сказано в «Законах о разводе» РАМБАМа, где описаны принятые в современной психологии понятия «сознательного» и «подсознательного» хотя и другими терминами.

Единственное сходство состоит в общем наблюдении, что человеческий характер состоит из определенного фундамента и различных наслоений, особенно когда речь идет о евреях.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.
Учебный центр » ХАБАД (другие статьи):