СБП. Дни Мошиаха! 19 Нисана 5784 г., суббота недели Ахарэй | 2024-04-26 17:54

Спор подрывает принципы, на которых основана Тора

Любой участник спора создает дисгармонию среди составляющих творение, а значит, бросает вызов подходу Торы. Следовательно, любой спор — выражение «хаоса», и поэтому подрывает принципы, на которых основана Тора.

Хаим Миллер Перевод:Шолем Лугов 31.07.2003 2583 мин.

Любой участник спора создает дисгармонию среди составляющих творение, а значит, бросает вызов подходу Торы. Следовательно, любой спор — выражение «хаоса», и поэтому подрывает принципы, на которых основана Тора.

Библейский источник

Согласно Талмуду («Санедрин» 110a), вовлечение в споры запрещено Торой: «Любой, кто активно участвует в споре, нарушает запрет, как подразумевается в стихе: „Не будь как Корах и его собрание“ («Бамидбар» 17:5)». На первый взгляд это кажется странным, так как восстание Кораха было направлено против власти Торы. Почему каждая дискуссия, например, относительно общинной проблемы, должна быть сравнима со спором Кораха, который выступал против иудаизма?

Хасидское учение объясняет, что Б-г создал мир делимым, и работа еврея заключается в построении гармонии из этого множества деталей. Любой участник спора, в действительности, создает дисгармонию среди составляющих творение, а значит, бросает вызов подходу Торы. Следовательно, любой спор — выражение «хаоса», и поэтому подрывает принципы, на которых основана Тора. По этой причине, все споры преследуют ту же цель, что и восстание Кораха. («Ликутей Сихот», том 8, стр. 104-5. См. там же, том 18, стр. 203)

Личные споры

Ребе שליט"א Король Мошиах осуждает споры, личные или общинные, и его беседы и письма переполнены просьбами о решении всех споров. Ребе также указал, что в практически каждом случае обе стороны виноваты в их споре. («Игрот Кодеш», 11:139)

Средство, рекомендуемое Ребе для разрешения личных споров, — консультация с раввином (алахическим авторитетом). («Ликутей Сихот», 23:328)

Талмудические споры

Талмуд заполнен учеными спорами обо всех аспектах еврейского закона. Однако все эти различные мнения святы, и были фактически частью Торы, данной в Синае. («Хагига» 3б) Сама Тора имеет корни в высоком духовном источнике, где противоположности не противоречат друг другу. И только когда эти возвышенные понятия начинают обсуждаться мирскими терминами, не допускающими противоречий, появляются различные мнения. Это сопоставимо с разницей между сферами Хохма и Бина: первая содержит чистое выражение «Ор Эйн Соф» (бесконечный свет Б-га) и поэтому способна соединять противоположности, а вторая, которая связана правилами логики, не может. (См. «Сефер маамарим», 5688, стр. 127-135)

Поэтому в наше время, когда физический мир несовместим с возвышенным источником Торы, одно талмудическое мнение должно выражаться в практической алахе (законе), а другое остается истинным только в духовном смысле. Однако на последних стадиях Мессианской Эры (Дни Мошиаха) мир будет в таком очищенном состоянии, что практический закон сумеет соответствовать двум мнениям. (См. «Сефер Сихот», 5752, 1:34)

Кроме того, талмудические полемики являются не спорами, вносящими в жизнь дисгармонию, а скорее важными усилиями для понимания значения Торы, поэтому они названы «споры во имя небес» («Авот» 5:17). Разница в том, что после того, как закон устанавливается в пользу одной из сторон, и обе стороны соглашаются с заключением, — аргументы, предлагаемые обеими сторонами, тем не менее, остаются в силе. В этом типе спора не имеется никакого «твердого чувства», и дебаты становятся просто обменом информацией для достижения результата. («Сефер Сихот» 5750, 2:586)

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter