Мишна, которую изучают в течение семи дней траура и в годовщину смерти (йорцайт)

Изд. ШАМИР
21.03.2017 | 603 | (0)
Мишна, которую изучают в течение семи дней траура и в годовщину смерти (йорцайт)

В течение двенадцати месяцев после смерти отца или матери, а также в годовщину их смерти («йорцайт» на идише) весьма рекомендуется изучать Мишну, раздел «Таарот» (излагающий законы о ритуальной чистоте и нечистоте). В особенности подходит для этого гл. 24 из трактата «Келим», включающая в себя 17 мишнайот, каждая из которых заканчивается словами «совершенно чист» или «совершенно чиста». И таково же заключение всей главы: «Хоть снаружи, хоть изнутри — он чист». (Все это известно от имени святого ребе из Ружина — благословенна память о нем, а заслуги его да будут нам защитой!) А тот, кто имеет больше свободного времени, пусть изучает также главы из Мишны, начинающиеся с тех букв, которые образуют имя умершего, а также мишнайот, начинающиеся с букв, образующих слово «нешама» (душа) — то есть главу 7-ю трактата «Микваот», напечатанную ниже.

Трактат «Келим», гл. 24

1. Есть три вида щитов, различающиеся в аспекте их способности воспринимать ритуальную нечистоту: изогнутый щит, защищающий воина с трех сторон, на котором он нередко спит во время войны‚ — воспринимает нечистоту мидрас; щит, используемый на ристалищах, — воспринимает трупную нечистоту; а маленький арабский щит — совершенно чист.

2. Есть три вида повозок, [различающиеся в аспекте их способности воспринимать ритуальную нечистоту:] похожая на кафедру —[то есть короткая и окруженная бортиками лишь с трех сторон] воспринимает [нечистоту] мидрас; похожая на кровать — воспринимает трупную нечистоту; а предназначенная для перевозки камней — совершенно чиста.

3. Есть три вида лоханей, [в которых замешивают тесто:] лохань, [вмещающая] от двух логов до девяти кавов, если она треснула [и потому стала непригодной для замешивания в ней теста —] воспринимает [нечистоту ] мидрас; целая воспринимает трупную нечистоту; а очень большая [вмещающая в себя 40 сеа жидкости или] два кора [сухих тел] — совершенно чиста.

4. Есть три вида ящиков: ящик, открытый сбоку, — воспринимает [нечистоту] мидрас; [ящик‚ открытый] сверху, воспринимает трупную нечистоту; а очень большой} — совершенно чист.

5. Есть три вида кожаных сумок: [сумка] цирюльника — воспринимает [нечистоту] мидрас; [сумка,] на которой [обычно] едят, воспринимает трупную нечистоту; а [предназначенная для того, чтобы выжимать в ней] оливки, — совершенно чиста.

6. Есть три вида стоек: [та, которая ставится] перед кроватью [и та, на которой пишет] писец, — воспринимает [нечистоту] мидрас; [та, которая поддерживает] небольшой столик, воспринимает трупную нечистоту; а [стойка] для буфета совершенно чиста.

7. Есть три вида дощечек для письма: [та, которую посыпают] пеплом [и делают на нем кратковременные записи,] воспринимает [нечистоту] мидрас; покрытая воском — воспринимает трупную нечистоту; а гладкая совершенно чиста.

8. Есть три вида лежанок: предназначенная для лежания — воспринимает [нечистоту] мидрас; [на которой] стеклодувы [расставляют свои изделия] — воспринимает трупную нечистоту; а [используемая] ткущими сети совершенно чиста.

9. Есть три вида корзин: [та, в которой выносят] навоз [на поле‚] — воспринимает [нечистоту] мидрас, [та, в которую кладут] сено воспринимает трупную нечистоту; а [та, которую привязывают на спину] верблюда, совершенно чиста.

10. Есть три вида циновок: предназначенная для сидения — воспринимает [нечистоту] мидрас; [та, на которую] красильщики [кладут одежды, которые окрашивают,] воспринимает трупную нечистоту; а [та, которой накрывают] точило, [в котором давят виноград или оливки,] — совершенно чиста.

11. Есть три вида кожаных мехов и три вида кожаных котомок: обычного размера — [меха, вмещающие семь кавов, и котомки, вмещающие пять кавов, —] воспринимают [нечистоту] мидрас; меньше обычного размера воспринимают трупную нечистоту; а [сделанные] из рыбьей кожи — совершенно чисты.

12. Есть три вида кож: используемая как ковер —[чтобы сидеть на нем —] воспринимает [нечистоту] мидрас; [кожа,] в которую заворачивают вещи, — воспринимает трупную нечистоту; а [та, из которой делают] ремни, — совершенно чиста.

13. Есть три вида простынь: та, на которой лежат, — воспринимает [нечистоту] мидрас; используемая как занавес — воспринимает трупную нечистоту; а [та, на которой вытканы] рисунки [и которую вешают на стену для красоты,] — совершенно чиста.

14. Есть три вида полотен: [используемое как полотенце] для рук — воспринимает [нечистоту] мидрас; [используемое как покрывало] для книг — воспринимает трупную нечистоту; а [используемые как] саван и [как покрывало] для музыкальных, инструментов левитов — совершенно чисты.

15. Есть три вида кожаных перчаток: [те, которыми пользуются ловцы зверей и птиц — воспринимают [нечистоту мидрас; [те, которыми пользуются] ловцы кузнечиков, — воспринимают трупную нечистоту; а [те, которые используются] для засушки инжира — совершенно чисты.

16. Есть три вида женских сеток для волос: [та, которую носит] девочка — воспринимает [нечистоту] мидрас; [та, которую носит старуха‚] — воспринимает трупную нечистоту; а [та, которую женщина надевает, чтобы] выйти на улицу, — совершенно чиста.

17. Есть три вида мешков: [если] в рваный положили целый —[чтобы закрыть отверстия в первом в вопросе о ритуальной нечистоте] ориентируются на целый; [если] в маленький [мешок с той же целью] положили большой — ориентируются на большой; [если] они равны [по размеру] — ориентируются на тот, что внутри. Рабби Шимон говорит: [Если ритуально нечистой] чашкой от весов залатали бак для кипячения веды, [и она оказалась] внутри [весь бак стал] нечист, [если она оказалась] снаружи [бак остался] чист, [если же залатали бак] сбоку хоть снаружи, хоть изнутри — он чист.

Трактат «Микваот», гл. 7

1. Есть [жидкие и твердые вещества], которые, попадая в микву, могут заменить в ней недостающее [количество воды, необходимое для ритуального очищения]. И, [понятно], что одни, [попадая в микву], не делают [ее воды] непригодными для ритуального очищения [и есть такие], которые, попадая в микву, делают ее [воды] непригодными для ритуального очищения. [И есть такие], которые не заменяют [недостающее количество воды], но и не делают непригодными [воды миквы]. Вот эти [вещества], которые заменяют и, [понятно, что] не приводят в негодность воды миквы: снег, град, изморозь, лед, соль, слякоть. Сказал рабби Акива: «Рабби Ишмаэль спорил со мной, говоря: „Снег не может заменить [недостающее количество воды] в микве“. Но жители города Мейдва свидетельствовали, что он им сказал: „Пойдите и доставьте снег и заполните им изначально [пустое углубление в земле или бассейн, сделанные под] микву“». Рабби Йоханан, сын Нури, говорит: «На град [распространяются те же законы], что и на воду», [т.е. если его подняли с земли рукой или в сосуде и всыпали в микву, она станет непригодной для ритуального очищения].

В каком случае [вышеперечисленные вещества могут] заменить недостающее [количество воды] и [при этом] они не сделают [воды миквы] непригодными? [В случае, если в] микве было [количество воды] сорок без одной сеа и попала туда одна сеа [этих веществ], и заменила [недостающую сеа воды] таким образом, они заменяют [целую сеа воды] и не приводят в негодность [как иные вещества, если всего 8 лора из них попали в воды миквы].

2. Вот эти вещества, которые, [попадая в микву в количестве 3 логов и более], делают воды непригодными и не заменяют [недостающее количество воды в микве, если их попало туда даже меньше, чем 3 лога]. Вода, [зачерпнутая сосудом], как ритуально чистая, так и ритуально нечистая, жидкость от замачивания овощей и фруктов, отвар, напиток из неперебродивших отходов винограда. В каком случае они приводят в негодность [воды миквы], и [в каком случае] они не заменяют [недостающее количество воды в микве]? Если в микве было сорок сеа [воды] без одного кортова и туда попал один кортов из этих [веществ],они не заменяют [недостающее количество воды]; они приводят в негодность воды миквы, [если вылилось в микву] 3 лога [этих веществ].

Но все остальные жидкости (вино, масло и молоко), [входящие в семь видов, выделенных законами о ритуальной чистоте в особую группу], а также соки из плодов, капли рыбного рассола, капли жира из соленой рыбы, напиток из перебродивших отходов винограда, в некоторых случаях заменяют [недостающее количество воды в микве], а в других случаях не заменяют. В каких случаях [они не заменяют]? Если в микве есть сорок без одной сеа [воды] и туда попала сеа из этих [жидкостей], она не заменяет [недостающее количество воды]. [В каком случае они заменяют?] Если в микве было сорок сеа [воды] и туда добавили сеа [этих жидкостей], а затем забрали из миквы сеа [ее содержимое], то [миква] остается природной [для ритуального очищения].

3. Если в водах миквы сполоснули корзины из-под маслин или из-под винограда и после этого цвет воды в микве изменился, то все равно вода останется природной [для ритуального очищения]. Рабби Йоси говорит: «Вода, окрашенная в какой-либо цвет, делает непригодными воды миквы, если три лога ее [смешались с водами миквы], но не делает их непригодными, если [меньшее количество такой воды] не изменило цвет [воды в микве]».

Если в микву, [в которой не было сорока сеа], вылилось вино или «мохал» и после этого изменился цвет [воды] в микве, [она] стала непригодной [для ритуального очищения. Что следует сделать, [чтобы миква стала вновь пригодной]? Ждать, пока пойдут дожди, [и миква заполнится дождевой водой, которая пригодна для ритуального очищения], и вода в микве вновь примет свой естественный цвет. Если же в микве было сорок сеа [воды, когда в нее вылилось вино или «мохал», которые изменили ее цвет], приносят зачерпнутую [воду в сосуде] на плече и вливают в микву до тех пор, пока вода [в микве] примет вновь свой естественный цвет.

4. В микву, [в которой было достаточное количество — 40 сеа — воды для ритуального очищения], вылилось вино или «мохал», изменившие цвет воды в какой-либо части миквы: если не осталось в [другой части] миквы 40 сеа воды, не потерявшей своего естественного цвета, то в воды такой миквы не погружаются [даже в том месте, где воды сохранили свой естественный цвет].

5. Три лога воды смешались с одним кортовом вина, и цвет смеси стал подобен цвету вина, а после этого смесь эта вылилась в микву, [в которой недоставало 3 лога до необходимого количества в 40 сеа воды]: смесь эта не приводит микву в негодность. Рабби Йоханан, сын Нури, говорит: «Все зависит от цвета [смеси жидкости], попавшей в микву, если ее цвет подобен цвету воды, то даже когда в смеси нет трех логов воды, вода в микве приходит в негодность».

6. В микве было точно 40 сеа воды, и в нее спустились двое [людей] и погрузились по очереди [в ее воды] первый становится ритуально чистым, а второй остается ритуально нечистым. Рабби Йеуда говорит: «Если ноги первого касались воды [в то время, когда второй погружался в воды миквы], то и второй становится ритуально чистым». Плащ из грубого сукна погрузили в воды миквы, [в которой было точно 40 сеа воды], затем его подняли, но часть его еще по прежнему касается воды. [Если в это же время человек погрузится в воды миквы, то он] становится чистым.

Емкости из кожи в виде подушки или перины, [бывшие ритуально нечистыми и погруженные в воды миквы, в которой точно, 40 сеа воды, по закону должны заполниться водой миквы]. Как только их края подняли над поверхностью воды [миквы], на воду в них распространяется закон о «шеувин» [воде‚ зачерпнутой сосудом, которая, попадая в количестве трех логов в микву, делает ее негодной]. Как поступить, [чтобы вода в этих емкостях, попав обратно в микву, не привела ее в негодность]? Погрузить эти емкости [полностью в воды миквы отверстием вверх, затем перевернуть их, не вынимая из вод миквы], и поднять, держа отверстием вниз.

7. В воды миквы, [в которой точно 40 см воды, погрузили кроить: хотя [воды миквы покроют ее полностью только в том случае, если] ее ножки войдут в толщу густого слоя [дна миквы, все же] она становится ритуально чистой, ибо вода проникает [в отверстия, образованные в дне миквы ножками кровати], раньше, [чем ножки войдут в них; кроме того, к ножкам пристали капли влаги до того, как они вошли в дно миквы]. Если воды миквы неглубоки, [и человек не может погрузиться в них полностью], то для того, чтобы поднять уровень воды [в микве], в нее с помощью тяжелых предметов погружают [другие предметы, состоящие из отдельных частей, между которыми проходит вода], даже такие как вязанки дров, связки тростника. затем спускаются [в микву] и погружаются [в ее воды].

[Если ритуально нечистая] иголка лежала на одной из ступенек, ведущих к пещере, [в которой находится миква], и [кто-то] колебал воду [в миквв], то [иголка], покрытая поднятой волной, становится ритуально чистой.

Рабби Хананья бен Акашья говорит: «Пожелал Всевышний увеличить заслуги Израиля и потому умножил для них Тору и заповеди, как сказано: „[Все, чего желает] Г-сподь, желает Он ради славы своей, возвеличит он Тору и восславит“».

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.
Учебный центр » Иудаизм (другие статьи):