Кто может накладывать 4 пары тфиллин?

Свободный перевод: Г. Парци
23.11.2008 | 3837 | (10)
Источник: «Итваадует» 5710 г., стр. 7-8
Кто может накладывать 4 пары тфиллин?
Ребе Король Мошиах во время молитвы

Для того, чтобы надевать четыре пары тфиллин[1] необходима скрупулезная чистота тела. Это потому, что во всем, к чему обязывает Тора (как например тфиллин РАШИ и Рабейну ТАМ)[2] так как «Тора дана не ангелам»[3] — функцию чистоты берет на себя сама Тора. А относительно тех вещей, которые исполняют не все, и не все обязаны их исполнять по Торе — самостоятельная ответственность выше обычного. И кроме этого, для тфиллин ШМУША РАБА и тфиллин РААВАД — необходима доскональная чистота тела[4].

Мне довелось прочесть[5], что рабби Гилель из Паричей[6] накладывал четыре пары тфиллин, а также там написано, что перед самим автором книги свидетельствовали, что дети третьего Ребе, Цемах-Цедека, накладывали четыре пары тфиллин. Также и в нашем поколении, некоторые хасиды имели обычай накладывать четыре пары тфиллин. Это были такие хасиды, например, как рав Ицхак Масмид, рав Цви-Гирш Гурарие и другие. Я же — боялся так поступать, пока Ребе (РАЯЦ) не указал мне накладывать четыре пары тфиллин. Тогда я начал так поступать, ведь отныне это было «на плечах» (под ответственность, прим. пер.) Ребе. Ребе сказал мне тогда, что сам закажет тфиллин, для того, чтобы сохранить это в тайне.

В период выхода в свет книги «Йом-Йом», Ребе согласился раскрыть тайну порядка накладывания четырех пар тфиллин, и это также было напечатано в «Йом-Йом»[7].

В стихе[8] «Будь целостен, смотри прямо, ибо венец человека — мир» скрыт намек[9] на четыре пары тфиллин. Намек на тфиллин Рабейну ТАМ — в слове «целостен» (на иврите — «там»). Намек на тфиллин РАШИ — в слове «прямо» (на иврите — «йашар», те же буквы что и в имени РАШИ). Намек на тфиллин ШМУША РАБА — в слове «мир» (на иврите — «шалом», по имени рав Сар-Шалом, автор труда Шмуша Раба)[10].

Тфиллин ШМУША РАБА, в особенности составленные по РААВАДу — выше уровня тфиллин РАШИ и РАБЕЙНУ ТАМ. Поэтому не существует ни одного мнения мудрецов, считающего что необходимо произносить благословение перед их накладыванием[11].

Тфиллин РАШИ соответствуют уровню «Мохин деИма», «Материнский разум». Тфиллин РАБЕЙНУ ТАМ — «Мохин деАба», «Отцовский разум». Тфиллин ШМУША РАБА и РААВАД — Кетер[12]. Их уровень выше чем тот, который можно «привлечь» посредством благословения.

Примечания:

1. Более подробно о четырех парах тфиллин — смотри «Вопросы и Ответы» РАМА из Пано, параграф 107 (и там см. также о порядке их возложения), «Мацат Шмурим», «Хатан Софер» (законы об образе жизни, «Шаар Тотафот», параграф 30). «Мишмерет Шалом» параграф 4. «От Хаим» — параграфы 34а.

2. См. «Шаар аКолель» глава 11, параграф 39. А также в новом издании «Тикуней Зоар»: «И так как нет в этом поколении сведущих, накладывают две пары тфиллин». То есть, по мнению «Зоар», в поколении в котором сомневаются в необходимости надевать две пары тфиллин — обязаны в следствии сомнения накладывать две пары тфиллин. (А то, что сказано об этом в труде «Мор уКциа» уже было опровергнуто в «Вопросах и Ответах» «Хаим Шааль», в начале. Также в комментарии «Махзик Браха» к Шульхан Аруху, раздел Образ Жизни, параграф 34. И в книге «От Хаим» (там-же). См. так-же Зоар, вторая часть, конец главы «Бо». Труд «Вопросы и Ответы с Небес».) В «Беэр Эйтев» было написано, что тот, кто не накладывает тфиллин Рабейну ТАМ, его голова — голова на которую не накладывали тфиллин. (от имени автора труда «Мишмерет Шалом», раздел 4). Однако Алтер Ребе пишет в своем сиддуре: «Каждый, в чьем сердце трепет перед Небесами — пусть надевает тфиллин Рабейну ТАМ». Из такого лингвистического построения ясно, что Рабейну ТАМ не является обязательной заповедью для исполнения, в отличии от тфиллин РАШИ. В любом случае, необходимо прояснить что привело к распространению обычая, также и среди хабадников, начинать накладывать тфиллин Рабейну ТАМ вскоре после бар-мицвы. А чаще — после женитьбы. По этому поводу существует примечание рава Хаима Наэ, в труде «Постановления Сиддура». В труде «От Хаим», раздел 34, параграф 10 проясняет причину того, что начинают накладывать тфиллин Рабейну Там после женитьбы, несмотря на то, что и он рекомендует начинать с Бар Мицвы.*

*) Примечание издателя: В беседе на Пурим 5736 указал Ребе ШЛИТА накладывать тфиллин Рабейну ТАМ с бар-мицвы.

3. Трактат «Брахот» лист 25б, см. там.

4. См. послания РАМАЗа, раздел 5: «Тфиллин ШИМУША РАБА… требуют чистоту тела и чистоту мысли». В «Вопросах и Ответах» РАМА приводится, что очень глубоко вникли и т.д. и с трудом позволили (мудрецы) их накладывать. — об этом уже сказано в «От Хаим», в разделе 34, — поэтому большинство не имеет обычая их накладывать. В книге «Эмек Мелех», раздел «Кирьят Арба», часть 68 сказано: «Нет способного накладывать тфиллин глубокого мыслителя, автора труда „Шимуша Раба“ и т.д. И не следует никому их накладывать». См. также книгу «Эсер Кдушот» в начале.

5. Во втором издании книги «Мишмерет Шалом» гл. 4.

6. Рав Гилель сын рабби Меира аЛеви из Олисова, главы равинского суда города Бобруйска (5555 — 11 Менахем Ава 5624). См. о нем — в книге «Пелах аРимон» на главу «Берейшит», стр. 4

7. За 19 Менахем-Ава

8. Теилим 37:37

9. «При Эц Хаим», раздел «тфиллин», глава 10

10. В книге «Хатан Софер» подчеркивается то, что рав Сар Шалом не является Гай-гаоном который постановил тфиллин РААБАД.

11. В книге «Эцей Эден» (на трактат «Менахот» глава 4) сказано, что надо произносить благословение над тфиллин Рабейну ТАМ в том случае, если накладывает только их. А в «Мацат Шмурим» сказано, что и над тфиллин ШИМУША РАБА тоже надо произносить благословение. См. «Тора Ор» на главу «Шмот» 52б.

12. Книга «Эмек Мелех» там. Можно также сказать: «Атик и Арих». И см. в книге «Мацат Шмурим», в разделе тайных намерений тфиллин (в трудах АРИ не упомянуты тайные намерения связанные с этой темой).

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.
Учебный центр » Из бесед Ребе (другие статьи):