СБП. Дни Мошиаха! 19 Нисана 5784 г., суббота недели Ахарэй | 2024-04-27 06:43

Добавьте немного масла в вашу диету и осветите свою жизнь

Давайте углубимся в вопрос о том, что хасидизм внес в новшества по сравнению с предшествующими ему школами каббалы? Что особенного в современном «масле»?

Перевод:Шолем Лугов 12.02.2024 333 мин.

На улице встречаются толстый и худой человек. Толстый говорит худому: «Когда люди смотрят на тебя, они думают, что в мире не осталось еды!» Худой человек отвечает: «А когда люди смотрят на тебя, они понимают, почему…»

На прошлой неделе мы говорили о короне Торы, и сегодня мы добавим в корону немного «масла». Глава «Тэцаве» начинается с повеления Б-га Моше: «И возьмут тебе чистое оливковое масло, измельченное для источника света». Особая способность масла — освещать, и не просто давать свет, а быть источником света.

В мидраше («Дварим раба» 7:3) сказано: «Тора сравнивается с пятью вещами: водой, вином, медом, молоком и маслом». Сравнение Торы с маслом — не просто метафора; через наших мудрецов это сравнение преподает нам множество уроков о сути Торы и о том, как правильно учиться и трудиться над ней. «Как это масло сначала горько, а потом сладко, так и слова Торы. Как это масло существует вечно, так и слова Торы живут вечно. Как свет этого масла вечен, так и слова Торы — свет ее вечен».

Понятно сравнение Торы со светом. Свет освещает путь человека в жизни. Как человек, идущий во тьме ночи по густому лесу с факелом в руках, так и Тора показывает человеку, как прожить свою жизнь, не попадая в ямы и ловушки, расставленные злым началом. Однако как насчет сравнения Торы именно с маслом?

Пять жидкостей, с которыми сравнивают Тору, символизируют различные аспекты Торы. Например, вода относится к открытой части Торы, а вино и масло относятся к тайнам Торы.

Аспект тайны в Торе начинается с книги «Зоар» РАШБИ и продолжается каббалой АРИЗАЛа и его учеников. Ее объясняли и развивали на протяжении многих лет Баал-Шем-Тов и те, кто следовал за ним, главы ХАБАДа.

Эти три эпохи: 1) каббала РАШБИ; 2) каббала АРИ; и 3) учение хасидизма и то, что каждый из них вносил новшество по сравнению с теми, кто был до них, можно понять с помощью простой аналогии.

Человек приезжает из далекой страны и с волнением рассказывает всем об уникальной птице, обитающей в этой стране, аналогов которой никто никогда не видел. Однако он не смог ничего толком описать о птице, ее повадках и повадках, и, следовательно, его волнение не передалось никому.

Позже из этой страны приехал еще кто-то и рассказал людям о птице: ее цвете, особенностях и т. д., и все же мало кто был очарован очарованием этой птицы. Когда подошел третий человек и держал птицу, все поняли и поразились ей.

Аналог понятен. РАШБИ рассказал еврейскому народу о скрытых измерениях. АРИЗАЛ более подробно разъяснял детали скрытых аспектов божественности, в то время как учение Баал-Шем-Това, особенно изложенное в хасидизме ХАБАДа, превратило божественность в нечто доступное каждому еврею. Рабби Шнеур-Залман из Ляд написал книгу «Тания», которая перевела тайны каббалы на понятный путь жизни. Главы ХАБАДа продолжили свою работу и рационально объяснили абстрактные концепции с помощью притч, примеров и объяснений, которые заставляют разум и сердце понять и реализовать их на практике.

Давайте углубимся в вопрос о том, что хасидизм внес в новшества по сравнению с предшествующими ему школами каббалы? Что особенного в современном «масле»?

То, как тайны Торы записывались в прежние времена, — это язык кодов и притч. Буквальный перевод слов мог привести человека к пониманию, противоположному задуманному. Вместо того, чтобы человек поднялся над концептуальными рамками материальной реальности и соединился с духовной, абстрактной частью Торы и реальности, он, скорее всего, возьмет абстрактные концепции, разрушит их и упростит. (К сожалению, сегодня мы видим, как это происходит на наших глазах внутри определенных групп).

Однако с духовным спуском поколений мы достигли точки, в которой нет другого способа приблизиться к Б-гу, любить Его и радоваться Его заповедям, кроме как через глубокое ежедневное изучение внутренней части Торы. Чем больше в этом нуждались поколения, тем более глубокие тайны Торы открывались, но на этот раз, в отличие от прошлого, они в том стиле и форме, которые приводят человека к восприятию правильного и точного смысла.

Это также сравнение Торы с водой, вином и маслом. Вода, а также хлеб и другие основные питательные вещества — это вещи, необходимые человеку для повседневной жизни; он не может жить без них. С другой стороны, вино и масло не являются необходимыми. Они добавляют радости и восторга. Вино приносит радость человеку, а масло улучшает каждое блюдо и доставляет удовольствие.

Человек живет «хлебом и водой», то есть изучает законы и исполняет их. «Вино и масло» нужны для того, чтобы радоваться и получать удовольствие от выполнения заповедей. Если, не дай Б-г, от выполнения заповедей нет удовольствия, человек может полностью потерять аппетит. Однако в то же время ему нужно остерегаться впадать в другую крайность. Он не может жить на диете из вина и масла. Аналог очевиден…

Есть разница между вином и маслом. Вино можно пить, а масло нельзя. Это может быть даже опасно для здоровья.

Вино символизирует более низкий уровень тайн Торы (как упоминали мудрецы: «Вино входит, тайна уходит»), которые легче понять и можно «выпить» в больших количествах. количества. Масло символизирует самую высокую из тайн Торы, «тайны тайн Торы», поэтому к его потреблению нужно относиться с особой осторожностью. Однако в правильных мерах его польза неисчислима.

Это хасидизм, тайны тайн Торы, масло Торы! Хасидизм дает вкус и наслаждение, свет и жизнь во всех частях Торы. Однако внутренняя часть Торы — это не только «лекарство» от болезней человека; это также цель сама по себе. Это учение Мошиаха в будущем!

Объясняет Алтер Ребе в книге «Тания» (послание №26), что тот, кто сейчас попробовал хасидизм, больше не будет нуждаться в изучении открытой части Торы, и он дает два объяснения:

1. Открытые аспекты будут открыты и известны каждому еврею сразу, без забвения, и не будет необходимости заниматься ими. Поэтому причастность к Торе в будущем будет состоять только из внутренней части Торы и их скрытых причин. Представьте себе что-нибудь вроде диеты Аткинса, например, в духовном плане. Жирная пища и белок и (почти) отсутствие углеводов. Так и в Эру Мошиаха изучение Торы пропитано маслом Торы, без воды и хлеба.

2. Также возможно и вероятно, что они узнают из внутренней части Торы все аспекты открытой части Торы, как Авраам, который исполнял всю Тору до того, как она была дана. Как это возможно, если в Торе есть вещи, которых еще не произошло? Откуда у него были главы с тфиллин, в которых упоминается исход из Египта до того, как еврейский народ спустился в Египет?

Ответ таков: Авраам хранил Тору в ее внутреннем и духовном смысле в соответствии с высокими намерениями, которые намекали на все высшие духовные уровни. В будущем мы познаем духовное (аспект Торы и заповедей) и узнаем из него о физических делах; мы поймем то, что является Б-жественным, и исходя из этого объективно концептуализируем приложения к нашему физическому миру.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter