СБП. Дни Мошиаха! 18 Нисана 5784 г., шестой день недели Ахарэй | 2024-04-26 03:19

Том 2, стр. 115

Чтобы объяснить по аналогии, в человеческом теле ноги находятся на самом низком уровне, а голова — на самом высоком уровне. Тем не менее, ноги обладают положительным качеством: люди ходят благодаря моторно-двигательному аппарату. Более того, когда человек страдает головной болью, кровопускания (в области ног) исцеляют его. Это указывает на то, что [голова] получает энергию жизни оттуда, как подробно объясняется в «Ликутей Тора», гл. «Ницавим».

В результате этих разных подходов имеются два отличия.

Первый подход приводит к чувствам приниженности, грусти и горечи. Тем не менее, это качество [необходимое для преобразования характера человека], как сказали наши мудрецы: «Человек всегда должен побуждать добрую склонность против плохой склонности», если он победит ее и в своем поведении, отворачивается от зла и делает добро, как объясняется в гл. 31 книги «Тания». Более того, эти размышления заставят человека быть смиренным не только в присутствии своих собратьев-евреев, но и в присутствии неевреев. Например, если вы размышляете о [великом выражении] почести, которую Дама бен Натина оказал своему отцу (см. «Кидушин» 31а) или тому подобное.

Второй путь ведет к смирению, но не к печали. И это эффективно только в отношении товарища и собрата — еврея. Ибо еврейский народ подобен одному полному телу, и сфера его благополучия связана связана с [всеми] другими и зависит от них. Эта концепция не применима к язычникам.

Наши мудрецы сказали: «Тебя называют человек» (т.е. еврей и] не язычник. Термин же «люди» применяется также к неевреям (см. «Йевамот» 61a; «Тосафот» со слов «И нет»).

Поэтому, когда человек не может сражаться против своей злой склонности из-за тяжести в своем сердце5, он должен подчинить, сокрушить и смирить ее, [говоря], что он хуже нечистых животных. В этом случае он должен следовать упомянутому первому курсу. Следовательно, он будет смиренным даже в присутствии нееврея. Поэтому [в этом источнике] Алтер Ребе уточняет, что в тексте должно быть написано «перед всеми людьми».

Когда, напротив, мы говорим о своей любви к ближнему-еврею, вышеупомянутые размышления не имеют значения. Вместо этого следует подумать о том, как весь еврейский народ похож на одно тело, и каждый обладает преимуществом. Поэтому [в источниках, посвященных этой концепции], Алтер Ребе цитирует версию «каждым человеком». См. «Тания», послание 22; «Ликутей Тора», гл. «Ницавим»; и эссе под названием «Вы стоите» в молитвеннике, врата «Элул»6.

Точно также, говоря о Божественном служении праведниками и вообще о более высоких уровнях Божественного служения, а не только об усилиях, чтобы отвернуться от зла, в этом случае размышления о низости и отвратительности неуместны. Вместо этого нужно размышлять о том, как один из друзей превосходит...

5) См. «Тания», гл. 29 и далее.
6) Подобная концепция также встречается в эссе под названием «И увидели» в «Тора Ор», гл. «Мишпатим». Поэтому также и там написал «перед всеми людьми».

« предыдущая стр.следующая стр. »

© Шолем Л. | Просмотров: 987 | Комментарии: 0

Запрещено использовать переводы «Игрот Кодеш» в печатной продукции без предварительной письменной договоренности с владельцем сайта www.moshiach.ru.

Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter