Надеюсь, что Вы ответите мне сразу, и я заранее благодарю Вас из глубины сердца.
Менахем Шнеерсон
На данный момент мы не сообщили моему уважаемому тестю и учителю Ребе ШЛИТА об этом.
№264
С Б-жьей помощью
пятый день недели, 23 Швата 5707 года
Уважаемый раввин и хасид, богобоязненный человек...
Мир и благословение!
В ответ на Ваш вопрос, который я резюмирую ниже, [где Вы пишете так]:
1) Я обнаружил разницу во мнениях в отношении партнеров по браку. Согласно подходу приверженцев школы еврейской философии, в этом вопросе есть свобода выбора, а по словам каббалистов, это предопределено Свыше. Я хотел бы знать, что говорит об этом учение хасидизма?
2) Из нескольких источников в хасидизме видно, что это является результатом декрета Свыше. Если да, то что является результатом усилий в этом отношении? Является ли это просто средством (для привлечения влияния Свыше), чтобы оно могло облечься в естественный порядок вещей?
Вы не указали в своем письме источники, из которых Вы взяли вышеприведенные пункты. Вы также не отметили особые различия, существующие в каждом из этих двух подходов. Ваш первый вопрос затрагивает законодательную точку зрения с практическим применением и на него уже был дан ответ нашими авторитетами в этой области.
Я опишу различные подходы и, таким образом, проясню все вышесказанное.
* * *
Существует несколько разных взглядов и подходов к вопросу о свободе выбора человеком партнера по браку: полная ли она, частичная, или ее совсем нет. В отношении этого мы видим несколько различных мнений, которые в целом основаны на интерпретации заявлений наших мудрецов в трактатах «Моэд Катан» (18б), «Сота» (2а), «Санедрин» (22а), «Бава Батра» (12б), а также в «Берейшит раба» (68:1), «Зоар» I (91б, 207б, 229а), «Зоар» II...