Пост 17 Тамуза, совпавший с субботой, имеет вкус Освобождения

01.07.2015 2771 (4)
Источник: «Двар Малхут» глава «Балак» 5751 г.
Пост 17 Тамуза, совпавший с субботой, имеет вкус Освобождения
Суббота со вкусом Освобождения

Когда пост выпадает на субботу, то он переносится на следующий день. Особую идею этого Ребе Король Мошиах объясняет двумя способами:

1. Поскольку в субботу — день радости и наслаждения — запрещается поститься, то пост «выталкивается» субботой на следующий день.

2. На более глубоком уровне, такое «выталкивание» является не только перенесением поста на другой день, но в основном его отменой, вплоть до его полного «вытеснения». Как постановил РАМБАМ: «Все эти посты будут отменены в дни Мошиаха» и, более того, «превратятся в дни радости и веселья». Нечто подобное происходит в пост, выпавший на субботу: в этот день не только не постятся («будут отменены»), но веселятся и наслаждаются едой («превратятся в дни радости и веселья»).

Можно сказать, что пост взаимодействует с субботой двояко:

1. Суббота отменяет негативную сторону поста, вытесняя его на следующий день.

2. Суббота подчеркивает позитивную идею поста, превращая его в день радости и веселья.

Ребе объясняет это так:

С поверхностной точки зрения день поста негативен, так как он связан с голодом. Но на более глубоком уровне этот день называется «день благоволения Б-га». Особенно это проявляется в первом из перечисляемых пророками постов — 17 Тамуза: с одной стороны он связан с разрушением Храма, а с другой — это день блага (17 — числовое значение слова «добро»). Полнота этого добра раскроется нам во время Освобождения, когда мы поймем, что целью разрушения было достижение полноты Освобождения.

В Талмуде сказано, что день поста называются одновременно постом и днем радости и веселья: «В то время, когда есть мир, это будет днем радости и веселья; нет мира — будет постом». Как же можно дать одному и тому же дню два противоположных названия? Но на основании сказанного выше становитя понятно, что целью «поста» является превращение его в «радость и веселье». Во время изгнания в этом дне подчеркнута идея поста, а во время Освобождения раскрывается его истинная идея — «радость и веселье».

Это особенно актуально, когда пост совпадает с субботой. Ведь в субботу невозможна идея разрушения и изгнания, а уместно только проявление радости, связанной с Освобождением. Ребе Король Мошиах дает указание: в совпавшую с постом субботу необходимо прибавить в еде и питье, чтобы никто не подумал, что человек перестал наслаждаться из-за поста.

Как известно, в субботу едят большую рыбу, жирное мясо и пьют выдержанное вино. Это намекает на пир, который состоится в будущем для всех евреев. В дополнение к его духовному аспекту, это будет материальная трапеза, ведь известно, что полнота награды будет дарована евреям после воскрешения мертвых, когда раскроется преимущество тела над душой.

После окончания субботы справляется трапеза проводов субботы, которую нужно непременно сделать на исходе 17 Тамуза. Это трапеза имеет отношение к дням Мошиаха, когда посты будут отменены и превратятся в праздничные дни.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Тора » Балак (другие статьи):