Начало Освобождения: надо полагаться только на Всевышнего!

19.07.2016 1687 (0)
Свободный перевод: Шолем Лугов Источник: «Ликутей Сихот» том 18, стр. 319-323
Начало Освобождения: надо полагаться только на Всевышнего!
Начало Освобождения: надо полагаться только на Всевышнего!

Пророк Миха описывает начало Освобождения

В отрывке из книги пророков (Миха 5:6,6:8), который читают после главы Торы «Балак», говорится о начале Освобождения. То есть, не о периоде, когда есть «несомненный Мошиах», после завершения всех войн, после того, как Всевышний «изменит народы… чтобы служили Ему все вместе» — ведь у пророка идет речь о войнах с народами мира — «…и будет остаток Яакова среди народов… как лев меж животных лесных… и топчет и терзает».

Более того, в описанный пророком период в мире все еще будет зло и не только снаружи — от народов мира, а также и внутри — у самих евреев, как сказано там: «И истреблю чародейства из руки твоей… и уничтожу памятные столбы твои…». И зло будет таким интенсивным, что понадобится помощь Свыше, чтобы преодолеть его, как подчеркивается в Торе: «Я истреблю, Я уничтожу».

Ведь речь идет о начале Освобождения во время последних приготовлений к полному Освобождению.

Также в главе «Балак» идет речь о похожем периоде — перед первым входом в Святую Землю: еврейский народ уже «расположился станом в степях Моава по ту сторону Ярдена (против) Йерихона» и они были готовы войти в Святую Землю во время будущего Освобождения. Ведь если бы не их грех, то в тот момент наступило бы Освобождение.

Подготовка к Освобождению: полагаться на Всевышнего

Подготовка к Освобождению, как сказано об этом в начале у пророка (5:6): «Не (нужно) ждать человека и надеяться на сынов человеческих». Хотя мы находимся еще перед полным Освобождением, но тем не менее нет необходимости полагаться на людей, даже на евреев. Как сказано (Ирмияу 17:5): «Проклят тот, который полагается на человека» (согласно Талмуду, речь идет о евреях), а нужно полагаться исключительно на Всевышнего, как сказано (17:7): «Благословен человек, который полагается на Г-спода».

В этом отрывке идет речь о периоде начала Освобождения, и понятно, что слова «нет необходимости полагаться на людей» отрицают не только запрещенное поведение, которое противоречит Торе, о чем сказано «проклят тот, который полагается на человека», а также и поведение, когда надеяться на людей разрешено по Торе — этого тоже не будет.

Сказано («Дварим» 15:18): «И благословит тебя Г-сподь, Б-г твой, во всем, что будешь делать». Мудрецы объясняют: мы подумали бы, что теперь можно сидеть сложа руки, но ведь сказано: «Во всем, что будешь делать». То есть, по ТОРЕ нужно подготовить сосуд по законам природы и «мы не полагаемся на чудеса». И так как по законам природы требуется «человек», даже если это нееврей, в Торе есть основания поведению «надеяться на сынов человеческих».

Нет противоречия между вышесказанным и словами «проклят тот, кто полагается на человека», так как когда мы готовим естественный сосуд, мы не полагаемся на природу как она сама по себе, а мы полагаемся на Всевышнего, что ОН поможет нам с помощью этого сосуда, который был приготовлен естественным путем.

В этом заключается новшество периода Освобождения: тогда будет «как роса от Г-спода…» — «когда не будут просить сыны человеческие… и евреи не будут нуждаться ни в ком, а только во Всевышнем».

Цель — объединение «природы» и «Божественности»

Цель этого заключается не в подчинении природы, а ее очищении и подъема, вплоть до того, что всем станет ясного, что также и природа объединена со Всевышним.

В отношении нашего обсуждения понятно, что запрет надеяться на человека не означает отмену помощи «человека», а что сама природа будет объединена со Всевышним до такой степени, что мы не будем видеть при этом помощь человека, а только помощь Всевышнего.

В отношении слов «будешь делать» возможны два варианта:

1) Человек знает, что природа не имеет своего самостоятельного существования, а она как «топор в руках дровосека», но несмотря на это, у этого человека природа занимает какое-то место, так как Всевышний дал указание «делать» — что нужно готовить естественные сосуды, поэтому из-за указания Всевышнего природа обладает важностью в глазах человека.

2) Человек связывается с природой только из-за указания Всевышнего, но он не видит в ней никакой важности, а только средство для исполнения воли Творца.

И это объяснение словам мудрецов на сказанное пророком (Йешайа 33:6): «Упрочены будут времена твои…», что это порядок посева — человек верит Творцу и сеет:

Хотя естественно, что когда мы сеем, то зерна прорастают; при этом не важно, кто именно сеет — еврей ли это, или нет, или даже когда семя само упало на землю, ведь по своей природе земля способствует росту.

Более того: это свойство было дано земле в описанной в Торе форме («Ноах» 8:22): «Впредь, во все дни земли, сев и жатва… не престанут». Но, несмотря на это, природа не имеет никакой важности для еврея. И когда он сеет, то делает так не потому, что по законам природы его действия повлекут за собой рост зерен, а только потому, что он верит во Всевышнего и поэтому он сеет.

Разница между этими двумя вариантами проявляется на деле

Эта разница проявляется не только в ощущении уверенности, а она также влияет на поведение человека в его мыслях, речи и действии:

Когда «делать» является для человека чем-то самостоятельным, а природа — ощутимой, то «делать» и Тора с заповедями являются для него двумя разными вещами. И когда между ними возникает противоречие, к примеру — если он будет долго молиться, то может упустить важную сделку, если даст много денег на благотворительные цели, то ему не хватит денег на ведение бизнеса и т.д. — то тогда у него есть ситуация, когда «народ от народа крепнуть будет»: даже когда он поступается занятостью по законам природы зная, что «благословение Всевышнего обогащает», а естественные пути только сосуды для этого благословения, а он соблюдает заповеди Торы, все это происходит по пути борьбы с животной душой. И всегда есть противоположная возможность, что «народ от народа крепнуть будет», не дай Б-г, и отрицательная сторона одержит победу.

С другой стороны, когда «делать» не имеет для него никакого значения и он делает это только для того, чтобы исполнить волю Творца, то это само является сооружением Всевышнему: для него «все поступки» и «все пути» не отделены от «ради Небес» и «познавай», а они объединены между собой как одно целое.

И так как для него не существует ничего, кроме воли Всевышнего, то понятно, что одна заповедь не является противоречием другой, а наоборот: «заповедь влечет за собой заповедь».

Победа над злым началом с помощью полнейшего самоумаления перед волей Всевышнего

Разница между этими двумя вариантами поведения не начинается с соблазнов злого начала, чтобы еврей нарушил, не дай Б-г, волю Творца, а все гораздо тоньше: сегодня злое начало «согласно» с тем, что вовлеченность в действия по естественным путям не будут мешать исполнению Торы и заповедей. Оно только подчеркивает, что Тора придает важность природе. Но завтра оно будет превращать естественные пути в самое главное.

И так объяснил Ребе РАЯЦ высказывание мудрецов: «В этом заключается талант злого начала, когда сегодня оно говорит тебе „сделай так“, что оно не начинает соблазнять еврея сделать что-то против истинного желания и нарушить, не дай Б-г, волю Всевышнего. Наоборот, оно говорит „сделай так“: оно согласно с тем, что нужно соблюдать Тору и заповеди, и объясняет еврею, что этому есть логическое основание животной души. И с помощью того, что он связывает свое „я“ с исполнением Торы и заповедей, еврей привыкает к тому, что нужно слушать злое начало; в результате этого он подвергается отрицательному влиянию и под конец злое начало говорит ему: „Иди и служи идолам“».

Поэтому путем для преодоления злого начала является не служение по логике и разуму — так как подобная работа придает значимость естественным причинам, а только полное самоумаление перед волей и желанием Творца, самопожертвование выше понимания и разума, когда нет совершенно ничего, кроме воли Всевышнего.

Поэтому подготовкой к Освобождению является исполнение указания «не надеяться на человека»: при этом исчезнут все вызванные природой сокрытия и мы увидим своими глазами, что природа является проявлением силы Творца.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Тора » Балак (другие статьи):