Субботняя трапеза в свете хасидизма

23.03.2016 | 1050 | (0)
Субботняя трапеза  в свете хасидизма
Субботняя еда считается самой возвышенной...

Еда в субботу

Субботняя еда считается самой возвышенной, если можно так выразиться, пищей. Она выше, чем еда в праздники. Субботняя еда не огрубляет, поэтому она не требует отбора — духовного очищения. В ней нет «помета праздничных (жертв) ваших» (Малахи 2:3), как в праздники.

На более глубоком уровне, разница между субботней и праздничной едой в том, что в праздничной еде есть грубая материальность («хумриют»), то есть материальность («гашмиют»), в которой есть отходы; в субботней еде, несмотря на то, что на первый взгляд это такая же еда, нет грубой материальности.

Как Алтер Ребе объясняет (см. «Тания», гл. 7):

...Когда человек ест жирное бычье мясо и пьет ароматное вино... чтобы исполнить этим заповедь, предписывающую наслаждение в субботу и праздники, тогда жизненная сила мяса и вина, находившаяся под влиянием «клипат нога», очищается от зла и восходит ко Всевышнему как жертва всесожжения.

Хотя субботняя еда не огрубляет человека, она также не возвышает его. Когда человек хочет получить наслаждение от субботней еды, он исполняет заповедь, но если он испытывает при этом большую страсть и вожделение к еде, то он спускается со своего уровня. Как в известной истории про Баал-Шем-Това («Торат Шмуэль», книга бесед, стр. 143), когда он увидел во время трапезы в субботу вечером одного из своих учеников (большого праведника), который с жадностью поглощал жирное мясо быка, и сказал, что в этот момент он увидел, как возле стола сидит бык в субботних одеждах.

Как пишет там Алтер Ребе:

Но если человек с жадностью поглощает мясо и вино, удовлетворяя этим желание тела и своей животной души, исходящее от элемента воды из числа четырех дурных элементов животной души — источника влечения к удовольствиям, жизненная сила мяса и вина в нем опускается тем самым вниз и временно включается в абсолютное зло трех совершенно нечистых «клипот», а тело его становится на время их одеянием и колесницей, пока человек этот не совершит покаяние и не возвратится к служению Всевышнему и к изучению Торы.

См. подробнее в эссе Алтер Ребе «Идея сдвоенной пещеры».

Вино во время субботней трапезы

Алтер Ребе также объясняет, что служение Всевышнему с помощью вина осуществляется несколькими способами, одним из которых является питье вина, чтобы выполнить заповедь наслаждения в субботу. При этом происходит очищение жизненной силы мяса и вина, происходящей из «нейтральной оболочки», которая поднимается вверх как жертва.

Так, например, происходит, когда человек ест жирное бычье мясо и пьет ароматное вино с той целью, чтобы оживить душу для служения Б-гу и изучения Торы, как сказал Рава: «Вино и благоухание [делают мысль более восприимчивой] и т.п.»

Субботние напевы

Известна причина, по которой Алтер Ребе не внес в текст своего молитвенника субботние напевы, как объяснил это Цемах-Цедек, что Алтер Ребе думал, что во время субботней трапезы будут произносить слова хасидизма. Ребе МААРАШ сказал, чтобы пели хасидские напевы, а Ребе РАШАБ объяснил кажущееся противоречие между этими мнениями (см. книгу бесед 5704, стр. 94).

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.
Учебный центр » Энциклопедия (другие статьи):