СБП. Дни Мошиаха! 19 Нисана 5784 г., суббота недели Ахарэй | 2024-04-27 12:26

Небо — престол Мой, а земля — подножие ног Моих

Алтер Ребе спрашивает, как может Всевышнем сказать о Себе: «Небо — престол Мой, а земля — подножие ног Моих», ведь у Него нет тела и подобия тела?

Свободный перевод:Шолем Лугов 30.06.2022 881 мин.

Трактат по хасидизму Любавичского Ребе ШЛИТА Короля Мошиаха. Суббота гл. «Ноах», второй день новомесячья Мар-Хешвана 5731 г. «Книга трактатов по хасидизму на новомесячье» стр. 166.

Сказано у пророка (Йешайа 66:1): «Небо — престол Мой, а земля — подножие ног Моих». В Талмуде («Хагига» 14а) объясняется, что небо представляется как кресло, а земля как табуретка: в кресле сидят, а на табуретку ставят ноги. Одно намекает на время изгнания, а другое — на время Освобождения.

Алтер Ребе спрашивает, как может Всевышнем сказать о Себе: «Небо — престол Мой, а земля — подножие ног Моих», ведь у Него нет тела и подобия тела? И Алтер Ребе объясняет, что как у обычного человека кресло служит для того, чтобы он мог опуститься и сидеть в нем, так и у Всевышнего происходит спуск и привлечение вниз.

Поэтому Он говорит: «Небо — престол Мой», что это привлечение происходит с помощью неба, которые является аспектом Торы, а более конкретно — Письменной Торы. А «земля — подножие ног Моих», это маленькая табуретка, чтобы можно было положить на нее ноги для того, чтобы не привлекать святость в нежелательные места.

Когда Тора спускается вниз, на землю, она может передать силу нежелательным элементам, поэтому нужно использовать землю в качестве подножия. Земля символизирует собой практические заповеди.

В самой Торе также есть разделение: небо это Письменная Тора, а земля это Устная Тора. Когда говорится: «Небо — престол Мой», это значит, что с помощью Письменной Торы происходит привлечение сверху вниз. Человек читает [«корэ»] Тору, и это означает, что изучением Торы человек зовет [«корэ»] Всевышнего.

А «земля — подножие ног Моих» это Устная Тора, в которой идёт речь о практических законах. К примеру, только в Устной Торе рассказано о том, как исполнять заповедь тфиллин. Об этом сказано: «Велика учёба, которая ведёт к практическим действиям», ведь только из Устной Торе можно узнать, как правильно соблюдать заповеди. Именно с помощью этого происходит «поднятие ног» на табуретку, чтобы не привлекать в мир нежелательные элементы.

Отсюда понятно, что земля обладает определенным преимуществом, так как она соответствует практическим заповедям и, в частности, Устной Торе. Это достигается с помощью «подножия ног Моих» по сравнению с небесами, соответствующим Письменной Торе, которая обеспечивает спуск сверху вниз.

В Письменной Торе Божественность полностью раскрыта, в отличие от Устной Торы, которая облеклась в аспекты нашего мира. В ней есть вопросы, возражения и споры. Но благодаря ей «земля становится подножием ног Моих». Именно с помощью исполнения заповедей можно отдалиться от нарушения запретов, что способствует очищению искр святости и прекращению передачи силы от них нежелательным элементам. В результате намеренные грехи превращаются в заслуги.

С точки зрения Письменной Торы возможна передача силы наружу (в нежелательную сторону), как сказал пророк (Ирмияу 23:29): «Ведь слово Мое подобно огню» и также («Ваикра» 16:16): «Пребывающий с ними (даже) среди их нечистоты». А Устная Тора препятствует этому благодаря изучению практических законов.

Сказано («Берейшит» 2:4): «В день созидания Б-гом земли и неба». По мнению школы Гилеля, появление земли предшествовало небу. Это позволяет также понять радость в Симхат-Тора, когда мы танцуем, а не постигаем Тору интеллектом. Практическое действие (танец) выше даже букв Торы на пергаменте.

На первый взгляд непонятно: казалось бы, что в Симхат-Тора нужно сидеть и учить с прилежанием и усердием, но по еврейскому обычаю мы танцуем со Свитками Торы, на которые надеты короны. На самом деле, с помощью танцев мы достигаем сущности Торы, как она выше всех раскрытий. При этом она поднимает человека ввысь, даже над короной.

Известно, что появление материи в мире стало возможным благодаря силе Сущности Всевышнего. Есть порядок, при котором существуют причина и следствие, когда низшая часть верхнего становится верхней частью нижнего. Но когда происходит создание материи из Сущности Всевышнего, этому не предшествует никакая причина. И так как в материи присутствует сила Сущности, то и основное достоинство связано с землёй, как продолжает пророк (66:2): «И на этого смотреть буду: на смиренного, и сокрушенного духом». Это и есть земля, на которую смотрит Всевышний.

Третий Храм уже находится построенный в небесах, но пока он не спустился вниз, продолжается мрак изгнания, но не только здесь, внизу, но и во всех мирах. Когда же Храм будет построен на земле, произойдет собирание изгнанников. Это — собрание всех искр святости, находящихся в изгнании, которому предшествует построение Храма.

Таким образом, в работе человека самым главным является исполнение практических заповедей. И теперь мы подходим к завершению отрывка из книги пророков (66:23): «И будет: в каждое новомесячье и в каждую субботу приходить будет всякая плоть, чтобы преклониться предо Мной». Мудрецы объясняют, что в наше время евреи приходили в Храм три раза в год, а после наступления Освобождения это будет происходить каждый месяц.

Тогда «будет Г-сподь владыкой на всей земле» и «будет тебе Г-сподь светом вечным». «И избавленные Г-сподом возвратятся, и придут в Сион с ликованием» с приходом праведного Мошиаха и «радость вечная над головой их».

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter