СБП. Дни Мошиаха! 10 Нисана 5784 г., пятый день недели Мецора | 2024-04-18 00:29

Как Шимон и Леви убили всех жителей Шхема

Поступок Шимона и Леви, с точки зрения гуманиста, является бесцеремонным попиранием прав человека. Представить страшно, обманным путем ослабить врага, с целью его последующего полного уничтожения!

Рина-Эстер Шпринцина 11.12.2008 6176 мин.

В отрывке из главы Торы Ваишлах (34:25): «Взяли два сына Яакова, Шимон и Леви, братья Дины, каждый свой меч…» Шимон и Леви названы «иш» — муж и им было тогда тринадцать лет. Из этого мы учим, что в тринадцать лет еврейский мальчик становится мужчиной и принимает на себя обязанность соблюдать заповеди.

Во многих беседах, Ребе подчеркивает, что все написанное в Торе абсолютно точно и имеет глубочайший смысл. Возникает вопрос, почему мы учим о «бар-мицве», одном из самых существенных моментов в жизни еврея, из отрывка, в котором идет речь о нежелательном поведении сыновей Яакова, «нежелательном» до такой степени, что РаШи говорит об этом: «Повели себя как люди, которые не являются сыновьями Яакова».

Наше отношение к праотцам и вообще к праведникам и пророкам, их поступкам, «грехам», зачастую настолько поверхностно и не соотносится с тем духовным уровнем, на котором они находились, что иногда мы можем попасть впросак, сделав неправильный вывод по отношению к себе и своему собственному поведению. По принципу: ну, вот праотцы ведь тоже не были белыми и пушистыми….

Поступок Шимона и Леви, с точки зрения гуманиста, является бесцеремонным попиранием прав человека. Представить страшно, обманным путем ослабить врага, с целью его последующего полного уничтожения! Нужно было вызвать его на суд, пристыдить, предупредить, ну а потом, может и наказать как-нибудь. Гуманно. Это прям по-арабски как-то. Нам такое не в масть! Этот отрывок Торы тяжело адаптировать…

Ребе объясняет, что своим поступком, Шимон и Леви не совершили, не дай Б-г никакого греха поскольку жители Шхема были виноваты перед Всевышним. Они видели, как Шхем сын Хамора («Хамор» — «осел», символичное имя, не так ли?) взял силой Дину и не пытались либо остановить его либо протестовать, тем более наказать за его поступок. Интересно, что в Торе на первый взгляд, имеет место искажение фактов. Нам известно, что Шимон и Леви вырезали все население Шхема. В нашей главе написано: «бе апам аргу иш» («убили весь мужской пол»), что может быть понято, как убийство одного человека («иш» — человек в единственном числе).

Ребе объясняет, что само то, что все жители Шхема определены как один человек, означает, что братья совершили поступок, который соответствовал желанию Творца, хотя об это и не сказано в открытой форме в тексте. Им руководила чувство ревности. И вовсе не той ревности, которая определяет поведение мужа, заставшего свою жену с другим мужчиной. Корень ревности сыновей Яаков не в ужаленном эго. Они ревнители Святости. Шхем не только и не столько позволил себе надругаться над их сестрой. Он позволил себе коснуться Святости, которую хранили, в которой находились всю их жизнь и которую заповедовали нам праотцы. Эта ревность была настолько ярой, непримиримой и беспощадной, что иначе они не могли себя повести. Сказано о Пинхасе, убившего князь колена Шимона Зимри бен Салу за разврат: «ревнитель — сын ревнителя — сын Леви».

Так что же мы можем взять себе на вооружение? Пойти всем резать жителей Шхема или Калькилии? Подорвать Мукату? Наверное это будет значительно проще, чем то, что советует Ребе. На упрек отца Шимон и Леви сказали: «Неужели ему позволительно делать нашу сестру подобной блуднице?!» В этих словах, говорит Ребе, есть указание каждому «бар-мицва», т.е. каждому еврею, который находится в начале своего духовного пути. Под словом «блудница» («зона») — имеется в виду каждый грех, который является прямым следствием «как вы блуждаете, влекомые вашими глазами» («зоним»). Этот грех прекращает нашу связь с Творцом по тому же принципу, по которому женщина, изменившая мужу, ему запрещена и не имеет права иметь с ним контакт.

Дай нам всем Б-г, чтобы с той же яростью и непримиримостью с которой Шимон и Леви боролись за Святость, без оглядки на что скажут окружающие народы, без того чтобы прислушиваться к логике «рационалиста-гуманиста» в нас, который пытается, не безуспешно, тормозить нас, тушить огонь самопожертвования, мы бы смогли бороться за Святость, за скорое и полное Освобождение, за приход Мошиаха.

Комментарии: 2 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter