СБП. Дни Мошиаха! 19 Нисана 5784 г., суббота недели Ахарэй | 2024-04-27 03:01

Больше, чем при жизни?

Говоря совсем простыми словами, если от скончавшегося главы хасидизма мы можем получить так много, то зачем нам вообще нужен живой Ребе?

Авторизированный перевод:Шолем Лугов 27.06.2022 888 мин.

Сидели как-то раз два заслуженных посланника на Среднем Западе в Бейт-Хабаде. Одного из них попросили провести фарбренген с местной общиной, поддержать в них дух хасидский, на что он с радостью ответил согласием. Он завел речь о том, что день 3 Тамуза открыл новый этап, на котором, если говорить словами книги «Зоар», ушедший в мир иной праведник имеет даже больше влияния на мир, нежели при своей жизни (см. об этом в «Святом послании» №27 из книги «Тания», по поводу р. Менахем-Менделя из Витебска). Разумеется, он имел в виду Ребе... И так он хорошо это все объяснял, так доходчиво и убедительно, что сидевший рядом с ним друг его и родственник, известный своей прямо-таки дерзкой прямотой, среагировал так: «Жалко, что он раньше не умер… так, что ли?» — обращаясь к хасидам, которые были несколько шокированы этим высказыванием. Ну действительно, раз мы все в таком прямо уж выигрыше от 3 Тамуза, то почему было такое распрекрасное дело откладывать?

Иногда провокационное заявление приносит больше информации, чем что-либо еще. Мне кажется, что этот вопрос выявляет логический изъян в идее «больше, чем при жизни».

Я имею в виду, если праведник присутствует больше, когда он не ограничен пределами тела, разве не жаль «держать его в мире» на мгновение дольше, чем ему нужно? Разве жизнь в этом мире не только препятствует его влиянию, которое может тысячекратно возрасти, когда праведник освободится от своих телесных ограничений?

Говоря совсем простыми словами, если от скончавшегося главы хасидизма мы можем получить так много, то зачем нам вообще нужен живой Ребе?

Цинизм в сторону, я думаю, что это справедливый вопрос, и он заслуживает объяснения. Это особенно забавно, потому что острая реакция, которую хасид, естественно, испытывает, слыша такие слова, исходит из чувства некоего «отвращения» к такой «эгоистичной» связи хасида и Ребе.

Услышав такие слова, мы задаемся вопросом: «Действительно ли это я? Все, что я хочу от Ребе, — это больше благословений и больше влияния от Ребе, и поэтому я получу больше пользы от него, если он будет на Небесах?»

Самый простой ответ: есть изначально и ретроактивно. Мы хотим, чтобы праведник был здесь, с нами, но если Всевышний решит, чтобы он был ближе к Нему, то не беспокойтесь: праведник может быть там наверху и здесь внизу, одновременно, на самом деле в большей степени!

Говоря языком «домохозяев», это просто механизм выживания. Была группа сломленных хасидов, которые потеряли своего главу, поэтому Алтер Ребе помог им справиться с потерей, объяснив, что праведник все еще с ними духом и в каком-то смысле больше, чем раньше. Но изначально, никто не пожелает хасиду, чтобы его Ребе скончался, чтобы он мог получить Ребе «больше, чем при жизни»…

Но книги «Зоар» и «Тания» не являются литературой для поддержания хорошего самочувствия — это Тора. Тогда у нас остаётся вопрос: почему же мы хотим, чтобы он был в этом мире?

Связь хасида с Ребе — это отношения между ними. Как и в любых отношениях, можно быть в них для себя или для другого.

Хасид может принять решение заниматься укреплением связи из-за физических и духовных благ, которые он получает — благословения, вдохновения, указания, смысл и чувства принадлежности, которые дает ему Ребе. Но высшая форма его связи — делать это ради Ребе, быть солдатом Ребе, помогающим ему реализовать свою миссию.

Я слышал, что однажды ребецн Хая-Мушка поделилась с одним из близких ей людей, как Ребе рассказал ей о своем «разочаровании» в хасидах. «Когда я что-то раздаю — пирог или вино, брошюру или доллары — люди стоят в очереди аж до улицы Бруклин. Где эта очередь, когда я прошу что-то сделать?»

Ребе выполняет двойную функцию: давать — передавать нам влияние от Всевышнего и получать — заставлять нас способствовать достижению цели создания мира. Эта высшая цель проходит через множество этапов, каждый из которых возглавляет новый Ребе, избранный Всевышним, чтобы возглавить свое поколение, внося свой особый вклад.

То, что мы «получаем» от праведников, может исходить от праведников прошлого, то, что мы «даем», исходит только от главы нашего поколения.

Я бы осторожно сказал, что послание Алтер Ребе «больше, чем при жизни» и его утешительное эхо были возможны только на фоне того, что он сам был преемником. Он стал новым Ребе и поэтому именно он смог утешить хасидов.

Другими словами, «больше, чем при жизни» не может быть самостоятельным понятием, так как в нем отсутствует якорь основной функции Ребе — вести поколение в его цели в мире. Это может сказать хасидам только следующий Ребе. А хасиды будут использовать эту абсолютно верную и мощную концепцию в качестве потрясающего укрепления в своей работе, которую дает им новый Ребе.

Только Ребе может объявить состояние «больше, чем при жизни»! Именно это сказал Ребе Король Мошиах о своем тесте после 10 Швата.

Подведем итог с практической точки зрения.

Вся идея «больше, чем при жизни» не имеет отношения к Ребе потому, что он жив и здравствует в той же мере, как это было до 3 Тамуза. К сожалению есть люди, которые ошибаются и полагают, что Ребе покинул наш мир (не дай Б-г) и ищут для себя утешения. С одной стороны, они вырывают из контекста фразу «больше, чем при жизни», автором которой мог бы быть новый глава поколения, но с другой стороны, представить себе нового Ребе для них является кощунством.

Любопытно, но определенные аспекты концепции «больше, чем при жизни», безусловно, применимы после 3 Тамуза. Идея устранения определенных физических барьеров для приближения к Ребе, например, актуальна сейчас, и тысячи хасидов испытывают это ежедневно. Кроме того, важное осознание, что жизнь Ребе — это не жизнь плоти, а жизнь духовная, факт, который, несомненно, верен и при жизни праведника, помогает в этой ситуации сокрытия святого тела Ребе так же, как это мог бы сделать кончина, и даже больше.

Разумеется, сам Ребе живой и его жизнь вечна, но связь с ним вышла за рамки природы. Это особенно видно при использовании «Игрот Кодеш», когда получить благословение от Ребе можно в любом месте и в любое время.

Но мы должны быть очень осторожны, чтобы, применяя эти понятия к нашей беспрецедентной ситуации, мы не превратили Ребе в человека, к которому те, кто видел и слышал его физически, ближе, чем те, у кого еще никогда не было такого опыта, потому что это просто неправда.

Возможно, нам следует придумать новую фразу: «больше» — теперь все в связи с Ребе стало больше и лучше «при жизни» — это исходит от Ребе, который действительно более живой, чем когда-либо, духовно и физически. Особенно физически... Источник: Only a Rebbe Can Declare: “Yatir Mibchayohi”

Комментарии: 1 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter