Исчезновение смерти в будущем у евреев и народов мира

18.08.2010 | 4753 | (3)
Источник: «Сефер а-маамарим» том 2, стр. 277-280
Исчезновение смерти в будущем у евреев и народов мира

Предлагаем вам сокращенный пересказ трактата по хасидизму «Уничтожит Он смерть навеки», который выпустил Ребе שליט"א Король Мошиах 21 Адара 5748 года, по окончанию 30 дней после кончины ребецн.

1. Смерть в мире как следствие греха Адама

Сказано у пророка Йешаяу (25:8): «Уничтожит Он смерть навеки, и отрет Всевышний слезы со всех лиц». Объясняется в хасидизме, что это произойдет потому, что в это время Всевышний удалит с лица земли дух нечистоты (см. Захария 13:2).

Чтобы понять причину этого, нужно сначала рассмотреть идею, что смерть появилась в мире из-за греха с Древом познания Добра и Зла. То есть смерть и Древо связаны друг с другом.

Последствия греха вызвали в мире объединение добра со злом. Ведь зло по своей сути было и до этого греха, только это оно было отделено от добра, а после греха смешалось с ним. И теперь нет добра без зла, как нет и зла без добра. И сказано (Берейшит 3:22): «И ныне, как бы он не простер свою руку и не взял бы также от Древа Жизни, и не вкусил бы, и не стал бы жить вечно». То есть, изначально творение человека было таким, что он должен был жить вечно, а причина того, что он получил запрет не есть с Древа познания Добра и Зла была в том, чтобы он не умер. Как сказано (Берейшит 2:17): «Но от Древа познания… не ешь; ибо в день, когда станешь есть от него, смерти предан будешь».

Тогда в чем проблема, что человек съест плод с Древа Жизни и будет жить вечно? Объясняет Алтер Ребе, что так как после греха с Древом познания в человека проникло зло, поэтому сейчас (после греха) есть опасение, что он съест плод с Древа Жизни и будет жить вечно. А если он теперь будет жить вечно, то и заключенное в нем зло также будет существовать вечно! Отсюда следует, появление в мире смерти после греха с Древом познания Добра и Зла было необходимо для того, чтобы не дать злу возможности существовать вечно.

Появившаяся после греха Адама смерть в мире связана с самим этим грехом. Ведь жизнь — это именно святость, а зло и духовная нечистота (противоположная святости) — это смерть. Поэтому когда после греха с Древом познания в человека проникло зло (духовная смерть), это вызвало физическую смерть. И поэтому в будущем Всевышний уничтожит смерть навеки, так как тогда исчезнет зло (духовная смерть), а следствием этого будет уничтожение физической смерти.

2. Исчезновение зла в дни Шломо и в будущем

Почему же именно в будущем исчезнет в мире зло? Потому что тогда в мире произойдет раскрытие особого света такой интенсивности, что все противники самоуничтожатся.

И нечто наподобие этого уже было во время существования Храма, в особенности первого, в дни Шломо, когда все народы мира подчинились ему (поэтому он носит имя Шломо от слова «шалом», мир, так как в его дни был мир на земле).

Но тем не менее, раскрытие света в то время допускало наличие сил зла, только они не проникали внутрь святости. Это видно в форме того, как народы мира подчинялись Шломо. Например царица Савская только услышав имя Шломо сразу впала в зависимость от него (Млахим I 10): «И царица Шевы, услышав о славе Шломо именем Г-спода, пришла испытать его загадками. И пришла она в Иерусалим с очень большим караваном…. И была она вне себя…» Но, несмотря на это, она осталась царицей и более того, сам Шломо одарил ее всем, чего она желала и чего просила. Но когда произойдет раскрытие в будущем, не будет вообще никакого проникновения сил зла. И тогда совершенно исчезнет зло в мире и смерть будет уничтожена.

3. Раскрытие в дни Шломо и раскрытие в будущем

Различие между раскрытием в дни Шломо и раскрытием в будущем можно понять на примере различия в служении человека Всевышнему между способом служения «отдаляться от зла» и способом «ненавидеть зло». Когда человек только отдаляется от зла, само зло продолжает существовать для него, он не чувствует к нему отвращения по своей сути и поэтому у такого человека остается влечение ко злу (как это объясняется в книге «Тания» (гл. 38) об уровне несовершенного праведника). Но когда человеку отвратительно зло (уровень полного праведника), то в нем нет никакого стремления ко злу. Наоборот, он ненавидит зло до крайности. Теперь можно понять, что в дни Шломо существовало зло и стремление к нему, а в будущем его не будет вообще.

4. Наша работа уничтожает зло

Известно, что все раскрытия будущего зависят от наших действий и нашей работы во время изгнания. Отсюда понятно, что когда в будущем произойдет раскрытие, подавляющее всякое стремление ко злу («уничтожит Он смерть навеки»), это будет вызвано тем, что евреи ненавидят зло до крайности. И благодаря этой ненависти ко злу «Всевышний удалит с лица земли дух нечистоты». И так как видел Всевышний, что праведников мало (особенно так как ненависть ко злу есть только у полного праведника), а уничтожение смерти относится ко всем евреям, то эта форма работы может быть у всех, а не только у праведников. Ведь у каждого еврея есть особое время — молитва, занятия Торы, выполнение заповеди или даже занятия будничными делами ради Небес — в которое он полностью посвящает и отдает себя Всевышнему. И так как это объединение со Всевышним вечно, то благодаря ему проявляется раскрытие, подавляющее всякое стремление ко злу («уничтожит Он смерть навеки»).

5. Отсутствие смерти в будущем — для всех!

И вот в чем заключается идея уничтожения смерти — все время, пока не закончилось в мире работа по отделению добра от зла, в мире присутствует смерть, чтобы не дать возможность злу существовать. И есть мнение, что даже праведники перед воскрешением мертвых вернутся в прах на час, так как из-за греза Древа познания произошло смешение добра и зла, то и тела праведников нуждаются в очищении. Но ведь этого можно достичь самоумалением, когда «душа моя как прах становится перед всеми» и тогда не будет необходимости возвращаться в прах даже на короткое время.

Но в будущем, когда Всевышний удалит с лица земли дух нечистоты, не будет больше смерти и также тела будут жить вечно. И даже по мнению рабби Ханины (Берейшит раба 26б), который считает, что слова «юным умрет столетний» (Йешаяу 65:20) должны исполниться в простом смысле, это относится только к народам мира. Но что касается евреев, то для них исполнится вышеупомянутое пророчество «уничтожит Он смерть навеки».

Более того, даже смерть, которая будет (по этому мнению) у народов мира, не будет смертью в простом смысле, а только снижением, ведь сказано, что когда человек падает со своей ступени, это называется смерть. И объясняется в хасидизме, что когда искры святости будут отделены и поднимутся вверх, тогда зло в них (то есть физическое тело, которое называется «злом» по сравнению с искрами святости заключенными в нем) упадет вниз, это касается народов мира.

А у евреев также и тело возвысится и оно станет получать питание от духовности, также как и душа. Более того, тогда тело станет выше души, как сказано (Ирмияу 31:21): «Женщина будет „крутить“ мужчиной». И все это произойдет на практике и в раскрытом виде во время истинного и полного Освобождения посредством праведного Мошиаха в ближайшем будущем.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.
Учебный центр » Маамарим (другие статьи):