СБП. Дни Мошиаха! 21 Нисана 5784 г., второй день недели Ахарэй | 2024-04-29 14:05

Внутреннее преклонение

Алтер Ребе объясняет идею распространения Шхины — явного присутствия Всевышнего — в Храме.

Перевод: Имануэль Шмулевич 10.04.2024 209 мин.

Алтер Ребе («Ликутей Тора», глава «Браха» 98б) объясняет идею распространения Шхины — явного присутствия Всевышнего — в Храме. Благодаря силе раскрытия Шхины среди брёвен и камней Храма, народ Израиля приходил к состоянию «внутренний битуль» — аннулирование себя, отречение от своего «я» — по отношению ко Всевышнему.

«И Я буду обитать в них»

Алтер Ребе начинает своё объяснение с идеи «И Я буду обитать в них», как относящейся к каждому еврею.

В «Шмот» 25:8 сказано: «И сделают Мне Святилище — и Я буду обитать в них». Известно объяснение наших мудрецов (Альшех, ШЛО и другие) на эти слова: «Не сказано „в нём (в Святилище)“, но „в них“ — в каждом еврее». Таким образом, распространение Шхины было среди самих евреев. Но, несмотря на это, нужно было всё же построить Дом Всевышнему из брёвен и камней, потому что именно благодаря этому происходит раскрытие Шхины в народе Израиля1. Так же и сейчас, с тех пор как разрушен Храм, святость распространяется во всех синагогах и домах учения, как сказано: «И Я буду им святилищем малым» (Йехезкель 11:16).

«Преклоняться перед Тобой»

Алтер Ребе задает вопрос, почему преклонение перед Всевышним должно было быть именно в Храме...

И чтобы это всё понять, нужно сначала разобраться в идее распространения Шхины, в чём она заключается. Ведь мы говорим в молитве Мусаф в праздники: «И мы не можем подниматься, представать и преклоняться перед Тобой… из-за руки, простёртой против Твоего Святилища». Но, хотя и понятно, что «подниматься и представать» в Храме невозможно «из-за руки и т.д.» (ведь он разрушен физически), то преклонение («и преклоняться перед Тобой») может быть, на первый взгляд, в любом месте перед Ним, Благословенным?! Мы же так и говорим каждый день в молитве «Наш долг»: «А мы становимся на колени и преклоняемся… перед Владыкой...». Так почему же нужен для этого именно Храм?

Внутреннее и внешнее

Алтер Ребе отвечает, что есть два вида преклонения — преклонение внешнее и преклонение внутреннее.

Идея в том, что есть два вида преклонения. Хотя в физической плоскости преклонение является движением тела в виде поклона и падения ниц в самом простом смысле, но идея преклонения в основе духовная: человек аннулирует себя и покоряется Всевышнему. Примером этому в жизни является подчинение человека земному королю, служение ему и следование его указам. Есть преклонение только внешнего уровня, как если бы человек только физически склонился перед королем, чтобы внешне не восставать против его власти. Но при этом основа воли такого человека и внутренняя основа его души не аннулируется — ведь хотя он и выполняет волю короля на практике, но всё же остается при этом самостоятельной сущностью. И у такого человека остаются своя воля и собственные мысли, не связанные с его внешним подчинением королю.

Но не так обстоит дело с преклонением внутреннего уровня. Это уровень аннулирования собственной воли перед Волей Всевышнего. При этом у человека вообще не остаётся никаких других, «своих» воли и желания.

Преклонение такого уровня достигал народ Израиля благодаря посещению Храма в три праздника в году, ведь в нём было раскрытие Шхины. Само слово «Шхина» означает присутствовать, то есть присутствие Всевышнего открыто и явно среди «нижних» — в нашем материальном мире2. Именно посредством этого все души аннулируются перед Ним, как значение свечи аннулируется рядом с факелом. Таков пример из знакомой нам физической реальности: если зажечь очень большой факел, то свет каждой свечки, которую зажгут рядом, сольётся со светом такого факела и включится в него — и они станут буквально одним целым.

Время изгнания

Также и во время изгнания есть идея такого внутреннего преклонения в синагогах и домах учения.

С тех пор как был разрушен Храм и мы не можем достичь описанного выше внутреннего преклонения, в любом случае всё ещё существует распространение некоего отсвета подобного уровня святости, очень небольшая часть, в Малом Храме — синагогах и домах учения. А именно во время молитвы, когда человек «прилипает» к своему Создателю и хочет полностью отречься от своего «я» перед Королём — Властелином мира.

Примечания:

1) Раскрытие Шхины в народе Израиля: в каждом еврее есть божественная душа, которая является согласно объяснению Алтер Ребе (в книге «Тания») «частицей Б-га Свыше в буквальном смысле», то есть частью Самого Святого, благословен Он, что и поясняет идею раскрытия Шхины в самих евреях — ведь в каждом из них есть частица Шхины, а именно их божественная душа. Однако эта частица скрыта и спрятана во множестве «одеяний» животной души, тела и материальности. Её нужно раскрыть из этих одеяний, чтобы и произошло «раскрытие Шхины в народе Израиля». Поэтому и была необходимость сперва построить Храм, в котором было бы постоянное раскрытие Шхины. Евреи же, поднимаясь как положено три раза в год на Песах, Шавуот и Суккот в Храм в Иерусалиме, видели раскрытие Шхины, и — как следствие — в них самих раскрывалась божественность.

2. Шхина: Талмуд (трактат «Санедрин» 39а) рассказывает об одном еретике, который спросил раббана Гамлиэля о написанном мудрецами, что на каждой группе из десяти евреев, которые собираются вместе, «почиет Шхина». Еретик спросил: «И сколько же у вас есть „Шхин“?» Ответил ему раббан Гамлиэль на примере света солнца. Хотя свет солнца проникает сквозь множество окон и светит одновременно во множестве мест, мы же не говорим, что есть много «светов», каждый из которых светит сам по себе?! Все понимают, что один и тот же солнечный свет светит и в том, и в этом окне. По примеру этого Шхина почиет на каждой группе из десяти и более евреев, которые собираются вместе. Поэтому нельзя сказать, что есть много «Шхин», не дай Б-г. Но Шхина одна и «светит» во множестве мест. Из этого талмудического рассказа ясно, что идея раскрытия Шхины — это раскрытие Святого, благословен Он, в нижних мирах. Подобно свету солнца, который делает явным существование солнца для внешнего наблюдателя.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter