Осел-долгожитель

14.01.2007 | 12052 | (1)
Источник: «Ликутей Сихот» том 31, стр. 15-22
Осел-долгожитель
Осел-долгожитель фото: Шолем Лугов

Сказано в недельной главе Торы «Шмот» (4:20): «И взял Моше свою жену и своих сыновей, и посадил их на осла, и возвращался он в страну Египта». Перед словом «осел» стоит определенный артикль, поэтому РАШИ объясняет так: «Определенный артикль указывает, что это особый осел, о котором уже говорилось, — тот осел, которого Авраам оседлал, отправляясь в путь, чтобы принести в жертву Ицхака, и он также есть тот осел, верхом на котором появится в будущем Король Мошиах, как сказано (Зхария 9:9): „беден и восседает на осле“».

Если есть необходимость подчеркнуть особенность этого осла, то достаточно было бы сказать, что это осел, которого оседлал Авраам. Зачем РАШИ добавляет, что это осел, которого Авраам оседлал, отправляясь в путь, чтобы принести в жертву Ицхака? Ведь мы не встречали в Торе другого упоминания об осле в связи с Авраамом.

Кроме этого, зачем нужно было упоминать, что это тот самый осел, верхом на котором появится в будущем Король Мошиах? Это ведь большое чудо, что осел живет несколько тысяч лет от Авраама до Мошиаха. Тем более, что эта информация не имеет на первый взгляд связи с простым смыслом текста Торы.

В Талмуде сказано, что этот отрывок из Торы был изменен еврейскими мудрецами, которые переводили Тору Птолемею на греческий язык. Вместо слов «посадил их на осла» они написали «посадил их на средство передвижения», имея в виду верблюда. Это было сделано для того, чтобы не сказали люди, что у Моше — лидера евреев — не было ни верблюда, ни лошади. Кроме этого, не приличествует жене пророка сидеть с двумя детьми на осле.

Отсюда понятно, что РАШИ также хотел ответить на вопрос, почему Моше посадил жену и детей на одного осла, а не на двух, или на лошадь или верблюда. Поэтому он объясняет, что это не был простой осел, а особенный — ведь его снаряжал еще праотец Авраам. Поэтому неудивительно, что такой чудесный осел может поместить на себе жену Моше с детьми и поклажей.

Но это объяснение требует более глубокого рассмотрения. Зачем Моше должен был взять такого особенного осла, а не верблюда или лошадь? И почему РАШИ не привел слова мидраша (Пиркей де рабби Элиэзер 31) что «этот осел — детеныш ослицы, рожденной в шестой день Творения», а вместо этого подчеркнул, что на этом осле появится Мошиах? Это ведь произойдет в будущем, поэтому не имеет связи с простым смыслом слов Торы.

Поэтому мы должны сказать, что особенность осла проявилась не только в том, что он мог нести на себя целую семью, а еще в том, что есть связь между ним и тем, что Моше ехал выводить евреев из Египта — освободить их. Поэтому РАШИ привел объяснение, что на нем же появится Мошиах, которой придет освободить евреев. То есть, этот осел предназначен для освобождения.

Объясняют комментаторы, что слово «осел» («хамор») означает «материя» («хомер»). И в этом мы видим связь между тем, что и Моше, и Мошиах пользуются ослом. Дело в том, что во время освобождения произойдет преобладание святости над материальностью. Эту работу начал Авраам, затем ее продолжил Моше и завершит ее сам Мошиах.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.
Тора » Шмот (другие статьи):