СБП. Дни Мошиаха! 19 Нисана 5784 г., суббота недели Ахарэй | 2024-04-26 17:19

Том 1, стр. 256

…и как сказали наши учителя (трактат «Мегила» 7а и законодатели), что нужно отправлять два вида еды одному другу и два подарка — либо деньги, либо еду — двум бедным. И в отношении этого нужно сделать несколько уточнений:

1) Какое отношение имеет отправление блюд и т.д. к празднику Пурим?

И не потому, что сделали это днями пира и веселья, и человек должен напиться и т.д., ведь также в субботу и праздники есть обязанность проводить трапезу и читать «кидуш» освящать день над вином, а в праздник веселье достигается с помощью мяса или вина, кроме того, что в Песах есть обязанность выпить четыре бокала, а в канун Йом-Кипура существует обязанность много есть и пить — и см. в «Арух а-Шулхан», раздел «Образ жизни» п. 604, где приводятся мнения по поводу того, является ли это законом мудрецов или законом Торы — и тогда нужно установить также и в сказанном выше об отправлении блюд и т.д., или можно выучить откуда, что не будут устанавливать также и в Пурим.

2) Почему о блюдах написано «посылка», чего не сказано о бедных, где написано просто так?

И хотя можно сказать, что слово «посылка» относится к обоим случаям, тем не менее не написано ведь «посылка подарков бедным и блюд друг другу». И в частности, так как гораздо лучше сделать посылку в случае подарков бедным, ведь в благотворительности есть достоинство, когда получающий и дающий не знают друг друга, как об этом сказано в трактате «Бава батра» (10б). И это возможно только в том случае, когда дает не из руки в руку, а посылает через ответственного за распределение денег и т.п., а когда дают друг другу, то этого не происходит. И тогда нужно было написать о посылке возле слов «подарки бедным», а не слов «блюд друг другу».

3) В чем уточнение, что говорится об одном друге и двух бедных?

4) Почему другу обязан послать две вещи, а бедному достаточно только одной? Ведь все наоборот, так как множество должно быть в относящихся к благотворительности вещах, а не в том, что относится одного к другому? И наподобие того, что пишет РАМБАМ («Законы о Свитке» в конце гл. 2): «Лучше человеку умножить дары беднякам, чем умножить свою трапезу и разосланные гостинцы друзьям». Также по сути обязанности должно было быть увеличение в подарках бедным не только по количеству людей, но и по числу подарков для каждого из них.

5) Почему другу человек обязан послать именно еду, а бедному по своему желанию — деньги или еду, хотя мы видели, что в отношении благотворительности есть преимущество, когда дают именно еду, как сказано об этом в трактате «Таанит» (23б). И тогда если в Пуриме другу шлет еду, то бедному тем более нужно дать именно еду.

И все эти уточнения можно понять из одного места, но сначала нужно досконально понять идею праздника Пурим, по крайней мере вкратце, так как сейчас неподходящее время для подробного объяснения.

* * *

« предыдущая стр.следующая стр. »

© Шолем Л. | Просмотров: 1568 | Комментарии: 0

Запрещено использовать переводы «Игрот Кодеш» в печатной продукции без предварительной письменной договоренности с владельцем сайта www.moshiach.ru.

Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter