С одной стороны, невозможно представить себе важность спасения даже одной еврейской души. И хотя Вы пишете, что до сих пор ещё ничего не сделали, но ведь этого нельзя знать наверняка, так как никто не может ничего знать об этом и восприятие человека ограничено только тем, что он видит своими глазами. Мы также не можем знать, что происходит в сердце другого человека. Кроме того, даже если это правда, что Вы до сих пор ничего не сделали, то возможно проведенная разъяснительная работа позволила вспахать, посеять и посадить, то есть подготовить почву (как объясняется в хасидизме разница между сеянием и посадкой) для будущих плодов. Понятно, что их нельзя получить, если до этого не пахали, не сеяли и не сажали.
Но, с другой стороны, известно высказывание Ребе РАШАБа о том, что злое начало иногда прячется за одеждой праведника, надевая шелковый сюртук. Оно действует, в частности, с помощью различных уловок, чтобы сбить с толку молодых людей, которые преданы изучению внутренней части Торы. Учитывая вышесказанное, это можно сравнить с тем, что сказано о 19 Кислева. То, что произошло, должны были сделать те, у которых есть принадлежность к стороне святости [то есть евреи с божественной душой].
В конкретном случае, о котором идёт речь, нужно обратиться за советом к руководителям йешивы, которые знают ситуацию на месте и Ваши способности. Поэтому их решение, безусловно, будет правильным. Сообщите мне об этом и пусть Всевышний пошлет успех.
С благословением Вам и Вашему другу Меир-Цви.
P.S. Вашу просьбу о благословении я уже получил.
№1929
С Б-жьей помощью
9 Кислева, 5713 года
Бруклин
Мир и благословение!
Я получил Ваше письмо от 29 Хешвана, в котором Вы пишете, что в настоящее время Вам не выдают разрешение на выезд, которое позволило бы приехать сюда, и Вы жалуетесь на это. См. трактат с продолжением «Великие воды» 5636 года в начале. Вы наверняка знаете мое мнение по этому вопросу, и мне даже кажется, что я уже писал это лично для Вас, что для учеников йешивы «Томхей-Тмимим» в Лоде [к которым Вы относитесь] есть очень широкое поле деятельности на Святой Земле. С помощью этого они смогут осветить ту часть мира, которая им доверена, и, таким образом, обрести успех в своих личных делах, то есть при изучении раскрытой части Торы и хасидизма, а также в служении Всевышнему. Несмотря на это, Вы задаете мне этот вопрос снова и снова.