СБП. Дни Мошиаха! 19 Нисана 5784 г., суббота недели Ахарэй | 2024-04-27 15:15

РАМБАМ: Мишне Тора

Законы праздников. Гл. 2

1. Птенец, вылупившийся в праздничный день, запрещен, потому что это мукце. Если теленок рождается в праздничный день, то при условии, что его мать была разрешена в пищу, он также разрешен. Если бы его мать была забита [в праздник], то теленка, пребывавшего в ее утробе, также разрешили бы [съесть] в праздник, даже если он еще не родился. אֶפְרוֹחַ שֶׁנּוֹלַד בְּיוֹם טוֹב אָסוּר מִפְּנֵי שֶׁהוּא מֻקְצֶה. וְעֵגֶל שֶׁנּוֹלַד בְּיוֹם טוֹב אִם הָיְתָה אִמּוֹ עוֹמֶדֶת לַאֲכִילָה מֻתָּר מִפְּנֵי שֶׁהוּא מוּכָן עַל גַּבֵּי אִמּוֹ וְאִלּוּ שָׁחַט אִמּוֹ הָיָה זֶה שֶׁבְּמֵעֶיהָ מֻתָּר בְּיוֹם טוֹב אַף עַל פִּי שֶׁלֹּא נוֹלַד:
2. Если животные пасутся за пределами [2000 локтей], установленных для города, но возвращаются и проводят ночь в городе, то они могут быть предназначены [для использования нами в праздничные дни]. Мы можем взять этих [животных] и забить их в праздник. Если же они пасутся и ночуют за пределами [2000 локтей], то мы не можем забивать их в праздник, если эти животные придут в город в этот день. Они мукце, и горожане не придают им никакого значения. בְּהֵמוֹת שֶׁיּוֹצְאוֹת וְרוֹעוֹת חוּץ לַתְּחוּם וּבָאוֹת וְלָנוֹת בְּתוֹךְ הַתְּחוּם הֲרֵי אֵלּוּ מוּכָנִין וְלוֹקְחִין מֵהֶן וְשׁוֹחֲטִין אוֹתָן בְּיוֹם טוֹב. אֲבָל הָרוֹעוֹת וְלָנוֹת חוּץ לַתְּחוּם אִם בָּאוּ בְּיוֹם טוֹב אֵין שׁוֹחֲטִין אוֹתָן בְּיוֹם טוֹב מִפְּנֵי שֶׁהֵן מֻקְצִין וְאֵין דַּעַת אַנְשֵׁי הָעִיר עֲלֵיהֶם:
3. Точно так же, если посвященное животное, покалечилось (или каким-либо иным образом перестало соответствовать требованиям святости) в праздник, то поскольку человек не собирался есть животное накануне, его нельзя забить в праздничный день. По этой причине запрещено осматривать пятна на священном животном в праздник. [Это] постановление [принято], чтобы мудрец не выискивал пороки в посвящённом животном, и мог бы разрешить его для использования в бытовых целях. В результате чего хозяин может забить его, что запрещено. Однако, если мудрец выискивал пороки в посвящённом животном за день до праздника, он может [вынести решение] о празднике, разрешая или запрещая [использование этого животного]. וְכֵן בֶּהֱמַת קָדָשִׁים שֶׁנּוֹלַד בָּהּ מוּם בְּיוֹם טוֹב הוֹאִיל וְלֹא הָיְתָה דַּעְתּוֹ עָלֶיהָ מֵעֶרֶב יוֹם טוֹב אָסוּר לְשָׁחֳטָהּ בְּיוֹם טוֹב. לְפִיכָךְ אָסוּר לִרְאוֹת מוּמֵי קָדָשִׁים בְּיוֹם טוֹב גְּזֵרָה שֶׁמָּא יַתִּירֵם הֶחָכָם בְּמוּמָן וְיָבֹא זֶה לִשְׁחוֹט בּוֹ בַּיּוֹם. אֲבָל רוֹאֶה הוּא הַמּוּם מֵעֶרֶב יוֹם טוֹב וּלְמָחָר מַתִּיר אוֹ אוֹסֵר:
4. Если [в праздник] рождается первородное животное с пороком, считается, что оно было подготовлено [к забою]. Тем не менее, [порок] не может быть распознан в праздничный день. Если же, тем не менее, мудрец преступил сей запрет, осмотрел животное и постановил, что] оно разрешено к забою, то разрешено забить его и съесть его мясо. Если первенец падает в колодец [в праздник], нужно принести ему [необходимую] пищу внутрь колодца. Его нельзя вытаскивать, потому что он не годен для забоя в праздник. [Ваикра 22:28: «Но корову или овцу, ее и детеныша ее не закалывайте в один день»] Если животное с его детенышем упали в колодец в праздник, то можем вытащить одно из них для забоя, а затем воздержаться от этого. Тогда можно схитрить, вытащить второго с той же целью, а затем забить любое из них, какое пожелают. Обычное животное, которое упало с крыши и прожило целый день, требует осмотра [прежде, чем нам будет разрешено отведать его мяса]. Тем не менее, его можно зарезать в праздничный день, а затем осмотреть, поскольку существует вероятность того, что оно кошерное, и тогда его [мясо] можно будет съесть. בְּכוֹר שֶׁנּוֹלַד וּמוּמוֹ עִמּוֹ הֲרֵי זֶה מוּכָן וְאֵין מְבַקְּרִים אוֹתוֹ בְּיוֹם טוֹב. וְאִם עָבַר וְרָאָה מוּמוֹ וּבִקְּרוֹ וְהִתִּירוֹ הֲרֵי זֶה שׁוֹחֵט וְאוֹכֵל. בְּכוֹר שֶׁנָּפַל לַבּוֹר עוֹשֶׂה לוֹ פַּרְנָסָה בִּמְקוֹמוֹ שֶׁהֲרֵי אֵינוֹ יָכוֹל לְהַעֲלוֹתוֹ מִפְּנֵי שֶׁאֵינוֹ רָאוּי לִשְׁחִיטָה בְּיוֹם טוֹב. (ויקרא כב כח) 2אוֹתוֹ וְאֶת בְּנוֹ» שֶׁנָּפְלוּ לַבּוֹר מַעֲלֶה אֶת הָרִאשׁוֹן עַל מְנָת לְשָׁחֳטוֹ וְאֵינוֹ שׁוֹחֲטוֹ. וּמַעֲרִים וּמַעֲלֶה אֶת הַשֵּׁנִי עַל מְנָת לְשָׁחֳטוֹ וְשׁוֹחֵט אֶת אֵי זֶה מֵהֶן שֶׁיִּרְצֶה. מִשּׁוּם צַעַר בַּעֲלֵי חַיִּים הִתִּירוּ לְהַעֲרִים. בֶּהֱמַת חֻלִּין שֶׁנָּפְלָה מִן הַגַּג וְעָמְדָה מֵעֵת לְעֵת וַהֲרֵי הִיא צְרִיכָה בְּדִיקָה שׁוֹחֲטִין אוֹתָהּ בְּיוֹם טוֹב וְתִבָּדֵק אֶפְשָׁר שֶׁתִּמָּצֵא כְּשֵׁרָה וְתֵאָכֵל:
5. Утки, куры и голуби, [содержащиеся] в доме, считаются подготовленными [к забою] и не нуждаются в предназначении. Голуби, [содержащиеся] в голубятне, [дикие] голуби, гнездящиеся на чердаке, и [другие] птицы, гнездящиеся в сосудах, на зданиях или в садах, считаются мукце. [Чтобы зарезать их в праздник] необходимо накануне предназначить их (для этого) и сказать: «Я возьму их и их». На самом деле нет необходимости трясти [гнездо или голубей]. אֲוָזִין וְתַרְנְגוֹלִין וְיוֹנִים שֶׁבַּבַּיִת הֲרֵי אֵלּוּ מוּכָנִין וְאֵין צְרִיכִין זִמּוּן. אֲבָל יוֹנֵי שׁוֹבָךְ וְיוֹנֵי עֲלִיָּה וְצִפֳּרִים שֶׁקִּנְּנוּ בִּטְפִיחִין אוֹ בְּכִירָה וּבַפַּרְדֵּס הֲרֵי אֵלּוּ מֻקְצֶה. וְצָרִיךְ לְזַמֵּן מִבָּעֶרֶב וְלוֹמַר אֵלּוּ וְאֵלּוּ אֲנִי נוֹטֵל וְאֵינוֹ צָרִיךְ לְנַעֲנֵעַ:
6. [Следующие правила применяются, когда] один предназначил и черных, и белых голубей, и на следующий день нашел белых голубей вместо черных и черных вместо белых. Брать их запрещено, потому что не исключено, что [обозначенные голуби] улетели, а это другие. [Поэтому мы следуем принципу:] Всякий раз, когда возникает сомнение в том, были ли [голуби] назначены или нет, они запрещены. Если он предназначил двоих и нашел трех, то все они запрещены. Если он предназначил троих и нашел двоих, то они разрешены. Если он предназначил голубей внутри гнезда, но обнаружил их перед гнездом, ему разрешается взять их при условии, что это были единственные голуби в гнезде и они не могли летать, несмотря на то, что есть еще одно гнездо в пределах пятидесяти локтей по диагонали, эти голуби разрешены, так как они гуляют только перед своим гнездом. זִמֵּן שְׁחוֹרִים וּלְבָנִים וּמָצָא שְׁחוֹרִים בִּמְקוֹם לְבָנִים וּלְבָנִים בִּמְקוֹם שְׁחוֹרִים אֲסוּרִים שֶׁאֲנִי אוֹמֵר שֶׁמָּא אוֹתָן שֶׁזִּמֵּן פָּרְחוּ לָהֶן וְאֵלּוּ אֲחֵרִים הֵן וְכָל סָפֵק מוּכָן אָסוּר. זִמֵּן שְׁנַיִם וּמָצָא שְׁלֹשָׁה הַכּל אָסוּר. שְׁלֹשָׁה וּמָצָא שְׁנַיִם מֻתָּרִין. זִמֵּן בְּתוֹךְ הַקֵּן וּמָצָא לִפְנֵי הַקֵּן אִם אֵין שָׁם בַּקֵּן אֶלָּא הֵן וְאֵינָן יְכוֹלִין לִפְרֹחַ אַף עַל פִּי שֶׁיֵּשׁ שָׁם קֵן אַחֵר בְּקֶרֶן זָוִית בְּתוֹךְ חֲמִשִּׁים אַמָּה הֲרֵי אֵלּוּ מֻתָּרִין שֶׁאֵין הַמְדַדֶּה מְדַדֶּה אֶלָּא כְּנֶגֶד קִנּוֹ בְּשָׁוֶה:
7. Рыба в больших прудах, звери и птицы в больших загонах и любой другой зверь, которого нужно поймать в ловушку (с использованием специальных приспособлений) до такой степени, что необходимо сказать: «принесите сеть, чтобы мы могли ее поймать»: [Такое живое существо] считается мукце и не может быть поймано в силки в праздник. Если оно попало в ловушку, то его нельзя есть. [С другой стороны,] каждое [живое существо, которое может быть поймано в ловушку] без сети считается предназначенным. Его можно поймать в ловушку в праздник. Точно так же, если дикий зверь обосновывается в саду недалеко от города, его маленькое потомство, не требующее [усилий] для поимки, не требует предназначения, потому что каждый имеет в виду [взять] их [в пищу на праздник]. דָּגִים שֶׁבְּבֵיבָרִין גְּדוֹלִים וְכֵן חַיָּה וָעוֹף שֶׁבְּבֵיבָרִין גְּדוֹלִים כָּל שֶׁהוּא מְחֻסַּר צִידָה עַד שֶׁאוֹמְרִים הָבֵא מְצוּדָה וּנְצוּדֶנּוּ הֲרֵי זֶה מֻקְצֶה וְאֵין צָדִין אוֹתָן בְּיוֹם טוֹב וְאִם צָד לֹא יֹאכְלוֹ. וְכָל שֶׁאֵינוֹ צָרִיךְ מְצוּדָה הֲרֵי זֶה מוּכָן וְצָדִין אוֹתוֹ בְּיוֹם טוֹב וְאוֹכְלִין אוֹתוֹ. וְכֵן חַיָּה שֶׁקִּנְּנָה בְּפַרְדֵּס הַסָּמוּךְ לָעִיר יְלָדֶיהָ כְּשֶׁהֵן קְטַנִּים שֶׁאֵינָן צְרִיכִין צִידָה אֵינָם צְרִיכִים זִמּוּן מִפְּנֵי שֶׁדַּעְתּוֹ עֲלֵיהֶן:
8. Хотя накануне праздника [охотник] ставит силки для зверя, птицы или рыбы, в сам праздник он не должен брать пойманных животных, если он точно не знает, что они были пойманы до праздника. Если человек накануне праздника перегородил водовод, а на следующее утро встает рано и находит там рыбу, эта рыба разрешена. Они уже оказались в ловушке еще до начала праздника. [Следовательно,] они считаются предназначенными [для употребления в пищу в праздник]. מְצוּדוֹת חַיָּה וְעוֹפוֹת וְדָגִים שֶׁפְּרָסָן מֵעֶרֶב יוֹם טוֹב לֹא יִטּל מֵהֶן בְּיוֹם טוֹב אֶלָּא אִם כֵּן יוֹדֵעַ שֶׁנִּצּוֹדוּ מֵעֶרֶב יוֹם טוֹב. הַסּוֹכֵר אַמַּת הַמַּיִם מֵעֶרֶב יוֹם טוֹב וּלְמָחָר הִשְׁכִּים וּמָצָא בָּהּ דָּגִים הֲרֵי אֵלּוּ מֻתָּרִין שֶׁכְּבָר נִצּוֹדוּ מֵעֶרֶב יוֹם טוֹב וַהֲרֵי הֵן מוּכָנִין:
9. Если образовался пролом в стене здания, которое было наполнено предназначенными [для использования в праздник] плодами, то разрешается брать [их] через этот пролом. Человек, который стоит и осматривает плоды (мукце), накануне праздника в субботний год, когда все плоды остаются бесхозными, должен сделать отметку и сказать: «возьму [их] отсюда и до этого места». Если он не сделал отметки, он не может брать [их]. בַּיִת שֶׁהִיא מָלֵא פֵּרוֹת מוּכָנִין וְנִפְחַת נוֹטֵל מִמְּקוֹם הַפְּחָת. הָעוֹמֵד עַל הַמֻּקְצֶה מֵעֶרֶב יוֹם טוֹב בַּשָּׁנָה הַשְּׁבִיעִית שֶׁכָּל הַפֵּרוֹת הֶפְקֵר צָרִיךְ שֶׁיִּרְשֹׁם וְיֹאמַר מִכָּאן וְעַד כָּאן אֲנִי נוֹטֵל וְאִם לֹא רָשַׁם לֹא יִטּל:
10. [Следующие правила применяются], если нееврей приносит в подарок [еду] еврею на праздник: если некоторые из плодов, которые он приносит, из растущих в земле [в полях], или если он принес животное, птица или рыба, которые могли быть пойманы в силки в день [праздника], то все они запрещены до исхода праздника. [Более того, нужно выждать] достаточно времени, чтобы можно было выполнить [запрещенное действие после завершения праздника по сбору плодов или ловле дичи и т.п.]. Даже [если нееврей приносит] мирт или что-то подобное, не следует вдыхать его аромат до вечера, выждав время, необходимое [чтобы собрать его]. Если ни один из видов пищи, которую он приносит, не произрастает на земле, или по форме [продукта] видно, что он был собран накануне, или если ясно по форме [рыбы или животного], что они были пойманы накануне, то они разрешены при условии, что они были доставлены из [установленного в городе ограничения в 2000 локтей]. Если они были привезены извне [2000 локтей в городе], то они запрещены. Пища, которая была принесена извне [из-за установленного в городе предела в 2000 локтей] для одного еврея, разрешается в пищу другому. כּוּתִי שֶׁהֵבִיא תְּשׁוּרָה לְיִשְׂרָאֵל בְּיוֹם טוֹב אִם יֵשׁ מֵאוֹתוֹ הַמִּין בִּמְחֻבָּר לַקַּרְקַע אוֹ שֶׁהֵבִיא חַיָּה אוֹ עוֹפוֹת אוֹ דָּגִים שֶׁאֶפְשָׁר לְצוּדָן בּוֹ בַּיּוֹם הֲרֵי אֵלּוּ אֲסוּרִין עַד לָעֶרֶב וְיַמְתִּין בִּכְדֵי שֶׁיֵּעָשׂוּ. וַאֲפִלּוּ הֲדַס וְכַיּוֹצֵא בּוֹ אֵינוֹ מֵרִיחַ בּוֹ לָעֶרֶב עַד שֶׁיַּמְתִּין בִּכְדֵי שֶׁיֵּעָשׂוּ. וְאִם אֵין מֵאוֹתוֹ הַמִּין בִּמְחֻבָּר לַקַּרְקַע אוֹ שֶׁהָיְתָה צוּרָתוֹ מוּכַחַת עָלָיו שֶׁמֵּאֶתְמוֹל נֶעֱקַר אוֹ נִצּוֹד אִם הֱבִיאוֹ מִתּוֹךְ הַתְּחוּם מֻתָּר וְאִם הֱבִיאוֹ מִחוּץ לַתְּחוּם הֲרֵי זֶה אָסוּר. וְהַבָּא בִּשְׁבִיל יִשְׂרָאֵל זֶה מִחוּץ לַתְּחוּם מֻתָּר לְיִשְׂרָאֵל אַחֵר:
11. Если ветки падают с пальмы в праздник, то использовать их в качестве дров запрещено из-за запрета «рождённый». Однако если они упали [прямо] в печь, можно добавить большее количество дров, подготовленных [для растопки], и можно растопить их. Нельзя начинать брать из кучи соломы или кучи дров [в праздничный день], если он не подготовился сделать это накануне, потому что это мукце. Если солома смешана с колючками, она разрешена для использования в печи, так как ее никак иначе невозможно использовать кроме как в качестве топлива. עֵצִים שֶׁנָּשְׁרוּ מִן הַדֶּקֶל בְּיוֹם טוֹב אָסוּר לְהַסִּיקָן מִפְּנֵי שֶׁהֵן נוֹלָד. וְאִם נָשְׁרוּ לְתוֹךְ הַתַּנּוּר מַרְבֶּה עֲלֵיהֶן עֵצִים מוּכָנִין וּמַסִּיקָן. עֲרֵמַת הַתֶּבֶן וְאוֹצָר שֶׁל עֵצִים אֵין מַתְחִילִין בָּהֶן בְּיוֹם טוֹב אֶלָּא אִם כֵּן הֵכִין מִבָּעֶרֶב מִפְּנֵי שֶׁהֵן מֻקְצֶה. וְאִם הָיָה הַתֶּבֶן מְעֹרָב בְּקוֹצִים שֶׁהֲרֵי אֵינוֹ רָאוּי אֶלָּא לְאֵשׁ הֲרֵי זֶה מוּכָן:
12. Запрещается рубить дрова, которые были уложены в поленницу, потому что это мукце. В праздник их нельзя будет использовать для растопки, потому что они «рожденное». Однако можно использовать неповрежденную утварь или утварь, сломанную до начала праздника, для растопки, так как она была подготовлена для использования в целях [отличных от тех, для которых они были первоначально пригодны] до праздника. Точно так же, если орехи или миндаль были съедены до начала праздника, их скорлупа может быть использована для растопки во время праздника. Если же их съели в праздник, то их скорлупой нельзя топить (печь). Однако есть версии [Талмуда], которые гласят: если их съели до наступления темноты, мы не можем использовать их скорлупу для растопки, потому что они превратились в мукце. Если, с другой стороны, орехи были съедены в праздник, то скорлупу могут использовать для растопки, потому что они считаются частью пищи, [в которой они содержались]. אֵין מְבַקְּעִין עֵצִים מִסַּוַואר שֶׁל קוֹרוֹת מִפְּנֵי שֶׁהֵן מֻקְצֶה. וְלֹא מִן הַקּוֹרָה שֶׁנִּשְׁבְּרָה בְּיוֹם טוֹב מִפְּנֵי שֶׁהִיא נוֹלָד. וְכֵן כֵּלִים שֶׁנִּשְׁבְּרוּ בְּיוֹם טוֹב אֵין מַסִּיקִין בָּהֶן מִפְּנֵי שֶׁהֵן נוֹלָד. אֲבָל מַסִּיקִין בְּכֵלִים שְׁלֵמִים אוֹ בְּכֵלִים שֶׁנִּשְׁבְּרוּ מֵעֶרֶב יוֹם טוֹב שֶׁהֲרֵי הוּכְנוּ לִמְלָאכָה אַחֶרֶת מִבָּעֶרֶב. כַּיּוֹצֵא בּוֹ אֱגוֹזִים וּשְׁקֵדִים שֶׁאֲכָלָן מֵעֶרֶב יוֹם טוֹב מַסִּיקִין בִּקְלִפֵּיהֶן בְּיוֹם טוֹב. וְאִם אֲכָלָן בְּיוֹם טוֹב אֵין מַסִּיקִין בִּקְלִפֵּיהֶן. וְיֵשׁ נֻסְחָאוֹת שֶׁיֵּשׁ בָּהֶן שֶׁאִם אֲכָלָן מִבָּעֶרֶב אֵין מַסִּיקִין בִּקְלִפֵּיהֶן שֶׁהֲרֵי הֻקְצוּ וְאִם אֲכָלָן בְּיוֹם טוֹב מַסִּיקִין מִפְּנֵי שֶׁהֵן מוּכָנִין עַל גַּב הָאֹכֶל:
13. Свежесрезанная колючая [ветвь] является мукце, потому что она не годится для растопки. Поэтому нельзя использовать его как вертел для запекания мяса. То же самое относится ко всем подобным ситуациям. קוֹץ רָטֹב הֲרֵי הוּא מֻקְצֶה מִפְּנֵי שֶׁאֵינוֹ רָאוּי לְהַסָּקָה. לְפִיכָךְ אָסוּר לוֹ לַעֲשׂוֹתוֹ כְּמוֹ שִׁפּוּד לִצְלוֹת בּוֹ בָּשָׂר. וְכֵן כָּל כַּיּוֹצֵא בָּזֶה:
14. Мы можем взять дрова, которые кладут рядом со стенами шалаша для растопки, но мы не можем приносить сушняк с поля, даже если он был собран там накануне [праздника]. Однако можно собирать дрова, лежащие перед ним в поле, и разжечь их там. Можно также принести [дрова], которые хранились в частных владениях, даже из тех, которые не были огорожены для проживания людей, при условии, что они имеют забор с воротами и находятся в границах субботних пределов. Если хотя бы одно из этих условий не выполняется, то [дрова] считаются мукце. נוֹטְלִין עֵצִים הַסְּמוּכִים לְדָפְנֵי הַסֻּכָּה וּמַסִּיקִין בָּהֶן. אֲבָל אֵין מְבִיאִים מִן הַשָּׂדֶה אֲפִלּוּ הָיוּ מְכֻנָּסִין שָׁם מִבָּעֶרֶב. אֲבָל מְגַבֵּב הוּא בַּשָּׂדֶה מִלְּפָנָיו וּמַדְלִיק שָׁם. וּמְבִיאִין מִן הַמְכֻנָּסִין שֶׁבִּרְשׁוּת הַיָּחִיד וַאֲפִלּוּ הָיְתָה מֻקֶּפֶת שֶׁלֹּא לְשֵׁם דִּירָה וּבִלְבַד שֶׁיִּהְיֶה לָהּ פּוֹתַחַת וְתִהְיֶה בְּתוֹךְ תְּחוּם שַׁבָּת. וְאִם חָסֵר אֶחָד מִכָּל אֵלּוּ הֲרֵי הֵן מֻקְצֶה:
15. Хотя стебли тростника или виноградной лозы были собраны в ограждение, поскольку они могут быть разнесены ветром, считается, что они уже разлетелись, и [использование их в праздник] запрещено. Если придавил их чем-либо тяжелым перед праздником, они разрешены [к использованию]. עֲלֵי קָנִים וַעֲלֵי גְּפָנִים אַף עַל פִּי שֶׁהֵן מְכֻנָּסִין בְּקַרְפָּף כֵּיוָן שֶׁהָרוּחַ מְפַזֶּרֶת אוֹתָן הֲרֵי הֵן כִּמְפֻזָּרִין וַאֲסוּרִין. וְאִם הִנִּיחַ עֲלֵיהֶן כְּלִי כָּבֵד מֵעֶרֶב יוֹם טוֹב הֲרֵי אֵלּוּ מוּכָנִין:
16. [Следующие правила применяются, если] животное умирает в праздничный день: если оно было очень больно накануне праздника, его можно разрезать [и скормить] собакам. В ином случае — это мукце, которое не следует перемещать. Если освященное животное умирает или приношение оскверняется [в праздник, то его нельзя перемещать. בְּהֵמָה שֶׁמֵּתָה בְּיוֹם טוֹב אִם הָיְתָה מְסֻכֶּנֶת מֵעֶרֶב יוֹם טוֹב הֲרֵי זֶה מְחַתְּכָהּ לַכְּלָבִים. וְאִם לָאו הוֹאִיל וְלֹא הָיְתָה דַּעְתּוֹ עָלֶיהָ הֲרֵי זֶה מֻקְצֶה וְלֹא יַזִּיזֶנָּהּ מִמְּקוֹמָהּ. בֶּהֱמַת קָדָשִׁים שֶׁמֵּתָה וּתְרוּמָה שֶׁנִּטְמֵאת לֹא יַזִּיזֶנָּהּ מִמְּקוֹמָהּ:
17. Рыбам, птицам и животным, которые являются мукце, нельзя давать воду в праздничные дни, а также нельзя ставить перед ними пищу. Любые [предметы или живые существа], которые запрещено есть или использовать в праздничные дни, потому что они мукце, также запрещены к переносу. דָּגִים וְעוֹפוֹת וְחַיָּה שֶׁהֵן מֻקְצֶה אֵין מַשְׁקִין אוֹתָן בְּיוֹם טוֹב וְאֵין נוֹתְנִין לִפְנֵיהֶם מְזוֹנוֹת שֶׁמָּא יָבֹא לִקַּח מֵהֶן. וְכָל שֶׁאָסוּר לְאָכְלוֹ אוֹ לְהִשְׁתַּמֵּשׁ בּוֹ בְּיוֹם טוֹב מִפְּנֵי שֶׁהוּא מֻקְצֶה אָסוּר לְטַלְטְלוֹ:
18. Если человек вносит песок в свои владения за день до праздника, он считается предназначенным к использованию, при условии, что он выделил ему особое место в углу своего двора. Затем его можно носить с собой и использовать для всех его нужд. Точно так же зола, [образовавшаяся от топлива], сожженная накануне, считается предназначенной к использованию. Если она [образовалась из топлива], сгоревшего во время самого праздника, то ее разрешается использовать лишь до тех пор, пока она достаточно теплая, чтобы приготовить яйцо, поскольку в этом случае зола все еще считается огнем. Если она не [настолько теплая], то носить его запрещено, потому что он не годится (как заменитель огня) и относится к «рожденному» в праздник. [Следующие правила применяются, если] перед праздником воткнули в землю кирку, и ее вытаскивают в праздник, вырывая землю с корнем: если земля мягкая, то ею можно покрыть [кровь от забоя животного], и ее можно носить с собой для этой цели. Если же человек поднял ком земли, то его нельзя измельчать в праздник. הַמַּכְנִיס עָפָר מֵעֶרֶב יוֹם טוֹב אִם יִחֵד לוֹ בַּחֲצֵרוֹ קֶרֶן זָוִית הֲרֵי זֶה מוּכָן וּמֻתָּר לְטַלְטְלוֹ וְלַעֲשׂוֹת בּוֹ כָּל צְרָכָיו. וְכֵן אֵפֶר שֶׁהֻסַּק מֵעֶרֶב יוֹם טוֹב מוּכָן. וְשֶׁהֻסַּק בְּיוֹם טוֹב כָּל זְמַן שֶׁהוּא חַם כְּדֵי לִצְלוֹת בּוֹ בֵּיצָה מֻתָּר לְטַלְטְלוֹ שֶׁעֲדַיִן אֵשׁ הוּא. וְאִם לָאו אָסוּר לְטַלְטְלוֹ מִפְּנֵי שֶׁהוּא נוֹלָד. מִי שֶׁהָיָה לוֹ דֶּקֶר נָעוּץ מֵעֶרֶב יוֹם טוֹב וְנִתְּקוֹ בְּיוֹם טוֹב וְהֶעֱלָה עָפָר אִם הָיָה אוֹתוֹ עָפָר תִּיחוֹחַ הֲרֵי זֶה מְכַסֶּה בּוֹ וּמְטַלְטְלוֹ. אֲבָל אִם הֶעֱלָה גּוּשׁ עָפָר הֲרֵי זֶה לֹא יִכְתּשׁ אוֹתוֹ בְּיוֹם טוֹב:
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter