СБП. Дни Мошиаха! 20 Нисана 5784 г., первый день недели Ахарэй | 2024-04-28 13:52

РАМБАМ: Мишне Тора

Законы праздников. Гл. 6

1. Если праздничный день приходится на пятницу, в праздник, предшествующий субботе, мы не можем печь или готовить пищу, которая будет съедена в субботу. Этот запрет установлен мудрецами, чтобы человек не принялся готовить еду в праздничный день для будней. Каждый должен заключить для себя: поскольку ему [не разрешено] готовить в праздник для субботы, то тем более он не может готовить для будней. Таким образом, тому, который готовит некую пищу накануне праздника и полагается на нее (для эрув тавшилин — объединение двух праздничных дней в один для того, чтобы разрешить ему варить в один день для следующего), разрешается готовить и печь для субботы в праздничный день. Это блюдо называется эрув тавшилин. יוֹם טוֹב שֶׁחָל לִהְיוֹת עֶרֶב שַׁבָּת אֵין אוֹפִין וּמְבַשְּׁלִין בְּיוֹם טוֹב מַה שֶּׁהוּא אוֹכֵל לְמָחָר בְּשַׁבָּת. וְאִסּוּר זֶה מִדִּבְרֵי סוֹפְרִים כְּדֵי שֶׁלֹּא יָבֹא לְבַשֵּׁל מִיּוֹם טוֹב לְחל. שֶׁקַּל וָחֹמֶר הוּא לְשַׁבָּת אֵינוֹ מְבַשֵּׁל כָּל שֶׁכֵּן לְחל. לְפִיכָךְ אִם עָשָׂה תַּבְשִׁיל מֵעֶרֶב יוֹם טוֹב שֶׁיִּהְיֶה סוֹמֵךְ עָלָיו וּמְבַשֵּׁל וְאוֹפֶה בְּיוֹם טוֹב לְשַׁבָּת הֲרֵי זֶה מֻתָּר. וְתַבְשִׁיל שֶׁסּוֹמֵךְ עָלָיו הוּא הַנִּקְרָא עֵרוּבֵי תַּבְשִׁילִין:
2. Почему это называется эрувом? [Потому что это создает отличительное различие.] Эрув, который устанавливается во дворах и переулках за день до субботы, предназначен для создания различия — чтобы люди не думали, что разрешено переносить вещи из одного владения в другое в субботу. Точно так же это кушание создает различие и напоминание, чтобы люди не думали, что в праздничные дни разрешено печь пищу, которую в этот день не будут есть. Поэтому оно называется эрув тавшилин. וְלָמָּה נִקְרָא שְׁמוֹ עֵרוּב. שֶׁכְּשֵׁם שֶׁהָעֵרוּב שֶׁעוֹשִׂין בַּחֲצֵרוֹת וּמְבוֹאוֹת מֵעֶרֶב שַׁבָּת מִשּׁוּם הֶכֵּר כְּדֵי שֶׁלֹּא יַעֲלֶה עַל דַּעְתָּם שֶׁמֻּתָּר לְהוֹצִיא מֵרְשׁוּת לִרְשׁוּת בְּשַׁבָּת. כָּךְ זֶה הַתַּבְשִׁיל מִשּׁוּם הֶכֵּר וְזִכָּרוֹן כְּדֵי שֶׁלֹּא יְדַמּוּ וְיַחְשְׁבוּ שֶׁמֻּתָּר לֶאֱפוֹת בְּיוֹם טוֹב מַה שֶּׁאֵינוֹ נֶאֱכָל בּוֹ בַּיּוֹם. וּלְפִיכָךְ נִקְרָא תַּבְשִׁיל זֶה עֵרוּבֵי תַּבְשִׁילִין:
3. [Минимальная] мера эрув тавшилин — это порция еды размером с оливу. Этого хватит как для одного человека, так и для тысячи. Этот эрув не может быть сделан с помощью хлеба, злаков и т.п. Вместо этого следует использовать часть приготовленной пищи, которая подается вместе с хлебом — например, мясо, рыбу, (приготовленные) яйца и т. д. [Тем не менее, не нужно откладывать именно часть любимой еды]. Даже чечевицы на дне горшка [достаточно]. Если при соскабливании осталось немного размером с оливку, то это можно использовать для эрув тавшилин. עֵרוּבֵי תַּבְשִׁילִין שִׁעוּרוֹ אֵין פָּחוֹת מִכְּזַיִת בֵּין לְאֶחָד בֵּין לַאֲלָפִים. וְאֵין עוֹשִׂין עֵרוּב זֶה לֹא בְּפַת וְלֹא בְּרִיפוֱֹת וְכַיּוֹצֵא בָּהֶן אֶלָּא בְּתַבְשִׁיל שֶׁהוּא פַּרְפֶּרֶת כְּגוֹן בָּשָׂר וְדָגִים וּבֵיצִים וְכַיּוֹצֵא בָּהֶן. וַאֲפִלּוּ עֲדָשִׁים שֶׁבְּשׁוּלֵי קְדֵרָה וַאֲפִלּוּ שַׁמְנוּנִית שֶׁעַל גַּבֵּי הַסַּכִּין שֶׁחוֹתְכִין בָּהּ הַצָּלִי גּוֹרְדוֹ אִם יֵשׁ בּוֹ כְּזַיִת סוֹמֵךְ עָלָיו מִשּׁוּם עֵרוּבֵי תַּבְשִׁילִין:
4. Что касается такого эрува, термин «приготовленная пища» включает в себя пищу, приготовленную любым способом, жареную, тушеную, вареную, маринованную или копченую. Можно положиться даже на небольшую рыбу, которую готовят к употреблению, ошпарив ее кипятком [для эрув тавшилин]. תַּבְשִׁיל שֶׁאָמְרוּ לְעִנְיַן עֵרוּב זֶה אֲפִלּוּ צָלִי אֲפִלּוּ שָׁלוּק אֲפִלּוּ כָּבוּשׁ אוֹ מְעֵשָּׁן אֲפִלּוּ דָּגִים קְטַנִּים שֶׁהֵדִיחָן בְּמַיִם חַמִּין וַהֲדָחָתָן הִיא בִּשּׁוּלָן לַאֲכִילָה הֲרֵי זֶה סוֹמֵךְ עֲלֵיהֶן:
5. Этот эрув должен быть доступен до тех пор, пока человек не испечет все, что нужно испечь, не приготовит все, что нужно приготовить, и не нагреет всю воду, необходимую [для субботы]. Если эрув съеден, потерян или сожжен до того, как все потребное будет приготовлено или запечено [для субботы], никто больше не может печь, готовить или нагревать воду, за исключением того, что требуется непосредственно для праздника. Если кто-то уже начал [месить] тесто или [готовить] пищу, а эрув съеден или утерян, можно завершить приготовление [этого хлеба или еды]. וְצָרִיךְ שֶׁיִּהְיֶה עֵרוּב זֶה מָצוּי עַד שֶׁיֹּאפֶה כָּל מַה שֶּׁהוּא צָרִיךְ לֶאֱפוֹת וּלְבַשֵּׁל כָּל שֶׁהוּא צָרִיךְ לְבַשֵּׁל. וְיָחֵם חַמִּין כָּל שֶׁהוּא צָרִיךְ. וְאִם נֶאֱכַל הָעֵרוּב אוֹ אָבַד אוֹ נִשְׂרַף קֹדֶם שֶׁיְּבַשֵּׁל אוֹ יֹאפֶה הֲרֵי זֶה אָסוּר לֶאֱפוֹת וּלְבַשֵּׁל אוֹ לְהָחֵם אֶלָּא מַה שֶּׁהוּא אוֹכֵל בְּיוֹם טוֹב בִּלְבַד. הִתְחִיל בְּעִסָּתוֹ אוֹ בְּתַבְשִׁילוֹ וְנֶאֱכַל הָעֵרוּב אוֹ אָבַד הֲרֵי זֶה גּוֹמֵר:
6. Когда человек откладывает эрув тавшилин, чтобы он и другие могли полагаться на него, он должен предоставить другим частичное право владения этой пищей, подобно тому как это делается с эрув хацерот. Тот, кому разрешено приобретать долю [от имени других] в отношении эрува субботы (хацерот), может получить свою часть [от своего имени] в эрув тавшилин. И наоборот, тот, кому не разрешено приобретать долю [для других] в отношении этих эрувов, не может получить долю [для них] в отношении обсуждаемого [эрува]. הַמֵּנִיחַ עֵרוּבֵי תַּבְשִׁילִין כְּדֵי שֶׁיִּסְמֹךְ עֲלֵיהֶם הוּא וַאֲחֵרִים צָרִיךְ לְזַכּוֹת לָהֶן כְּדֶרֶךְ שֶׁמְּזַכֶּה בְּעֵרוּבֵי שַׁבָּת. וְכָל שֶׁזּוֹכֶה בְּעֵרוּבֵי שַׁבָּת זוֹכֶה בְּעֵרוּבֵי תַּבְשִׁילִין. וְכָל שֶׁאֵינוֹ זוֹכֶה בְּאוֹתוֹ עֵרוּב אֵינוֹ זוֹכֶה בָּזֶה:
7. Нет необходимости уведомлять тех, кому предоставляют долю [в эруве] (о состоявшемся факте), до начала праздника. Однако они должны знать, что кто-то предоставил им долю и установил эрув, прежде чем они смогут положиться на него для приготовления пищи. Даже если они не получили уведомление до самого праздника, им разрешено [полагаться на него]. Человек может учредить эрув от имени всех горожан и всех тех, кто находится в его [праздничных] пределах. На следующий день он может объявить: «Кто не учредил свой эрув тавшилин, может положиться на мой эрув». וְאֵינוֹ צָרִיךְ לְהוֹדִיעַ לְאֵלּוּ שֶׁזִּכָּה לָהֶן מֵעֶרֶב יוֹם טוֹב. אֲבָל הֵן צְרִיכִין לֵידַע שֶׁכְּבָר זִכָּה לָהֶן אַחֵר וְעֵרֵב לָהֶן וְאַחַר כָּךְ יִסְמְכוּ עָלָיו וִיבַשְּׁלוּ וְיֹאפוּ. אַף עַל פִּי שֶׁלֹּא יָדְעוּ אֶלָּא בְּיוֹם טוֹב הֲרֵי אֵלּוּ מֻתָּרִין. וְיֵשׁ לוֹ לְאָדָם לְעָרֵב עַל כָּל הָעִיר וְעַל כָּל הַקָּרוֹב אֵלֶיהָ בְּתוֹךְ הַתְּחוּם וּלְמָחָר מַכְרִיז וְאוֹמֵר כָּל מִי שֶׁלֹּא הִנִּיחַ עֵרוּבֵי תַּבְשִׁילִין יִסְמֹךְ עַל עֵרוּבִי:
8. Человек, устанавливающий эрув, должен произнести [следующее] благословение: «Благословен Ты Б-г Всесильный наш, Владыка Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и давший нам заповедь эрува». [В это время] он должен сказать: «С этим эрувом мне будет разрешено печь и готовить завтра в праздничный день для субботы». Если он включает других в эрув, он должен сказать «...для меня, и для такого-то, и такого-то…» или «для всех жителей города, чтобы они пекли и готовили в праздник для субботы». הַמַּנִּיחַ עֵרוּבֵי תַּבְשִׁילִין חַיָּב לְבָרֵךְ. בָּרוּךְ אַתָּה ה' אֱלֹהֵינוּ מֶלֶךְ הָעוֹלָם אֲשֶׁר קִדְּשָׁנוּ בְּמִצְוֹתָיו וְצִוָּנוּ עַל מִצְוַת עֵרוּב. וְאוֹמֵר בְּעֵרוּב זֶה יֻתַּר לִי לֶאֱפוֹת וּלְבַשֵּׁל מִיּוֹם טוֹב שֶׁלְּמָחָר לְשַׁבָּת. וְאִם זָכָה בּוֹ לַאֲחֵרִים יֹאמַר לִי וְלִפְלוֹנִי וְלִפְלוֹנִי אוֹ לְאַנְשֵׁי הָעִיר כֻּלָּם לֶאֱפוֹת וּלְבַשֵּׁל מִיּוֹם טוֹב לְשַׁבָּת:
9. Тому, кто не основал эрув сам, а другие не включили его в [свой эрув], точно так же, как ему запрещено готовить и печь, его мука и его еда запрещены [к использованию в праздник]. Таким образом, другому человеку, который сам учредил [эрув], запрещено готовить или печь для лица, не основавшего [эрув, с использованием продуктов, принадлежащих лицу, не основавшему эрув], если только тот не передает право собственности на свои продукты [тому, кто установил эрув]. [Если такая передача совершается, такая договоренность разрешена, потому что человек, создавшеий эрув], готовит и выпекает [со] своими [продуктами], поскольку их право собственности было передано [ему]. Если впоследствии человек [установивший эрув] пожелает, то он может дать [эту пищу] в качестве подарка тому, кто не основал [эрув]. מִי שֶׁלֹּא הִנִּיחַ עֵרוּבֵי תַּבְשִׁילִין וְלֹא הִנִּיחוּ לוֹ אֲחֵרִים. כְּשֵׁם שֶׁאָסוּר לוֹ לְבַשֵּׁל וְלֶאֱפוֹת כָּךְ קִמְחוֹ וּמַאֲכָלוֹ אָסוּר. וְאָסוּר לְאַחֵר שֶׁהִנִּיחַ לְעַצְמוֹ לְבַשֵּׁל וְלֶאֱפוֹת לָזֶה שֶׁלֹּא הִנִּיחַ עַד שֶׁיַּקְנֶה לוֹ שֶׁנִּמְצָא זֶה מְבַשֵּׁל וְאוֹפֶה שֶׁלּוֹ שֶׁהֲרֵי קָנָהוּ. וְאִם רָצָה יִתֵּן אַחַר כָּךְ לָזֶה שֶׁלֹּא הִנִּיחַ בְּמַתָּנָה:
10. Если человек не установил эрув тавшилин и не приготовил и не испек [пищу], чтобы поесть в [праздник], и осталась [еда], либо он пригласил гостей, а те не пришли, то он может съесть остаток на следующий день. Однако, если он действовал хитро [в этом вопросе] (приготовив слишком много), ему запрещается принимать [эту пищу]. Если человек согрешил, приготовил и испек [в праздник] для субботы, не установив эрув тавшилин], не запрещено [ему есть приготовленное]. Почему [наши мудрецы] судили человека с лукавством более строго, чем человека, который умышленно нарушает, [налагая] запреты [на первое, а не на второе]? Потому что, если бы снисходительность была предоставлена человеку, который действует лукаво, все поступили бы лукаво, и вся концепция эрув тавшилин была бы забыта. С другой стороны, сознательное нарушение [закона Торы] — редкое явление, и факт то, что человек согрешил один раз, не означает, что он согрешит в будущем. מִי שֶׁלֹּא הִנִּיחַ עֵרוּבֵי תַּבְשִׁילִין וּבִשֵּׁל וְאָפָה לֶאֱכל בַּיּוֹם וְהוֹתִיר אוֹ שֶׁזִּמֵּן אוֹרְחִים וְלֹא בָּאוּ הֲרֵי זֶה אוֹכֵל הַמּוֹתָר לְמָחָר. וְאִם הֶעֱרִים הֲרֵי זֶה אָסוּר לְאָכְלוֹ. עָבַר וְאָפָה וּבִשֵּׁל לְשַׁבָּת אֵין אוֹסְרִין עָלָיו. וְלָמָּה הֶחְמִירוּ וְאָסְרוּ עַל הַמַּעֲרִים וְלֹא אָסְרוּ עַל הַמֵּזִיד שֶׁאִם תַּתִּיר לַמַּעֲרִים נִמְצְאוּ הַכּל מַעֲרִימִין וְיִשְׁתַּקֵּעַ שֵׁם עֵרוּבֵי תַּבְשִׁילִין. אֲבָל הַמֵּזִיד אֵינוֹ מָצוּי וְאִם עָבַר הַיּוֹם לֹא יַעֲבֹר פַּעַם אַחֶרֶת:
11. Если два дня праздника [отмечаемого в диаспоре] приходятся на четверг и пятницу, эрув тавшилин должен быть установлен в среду, за день до праздника. Если человек забыл и не установил [эрув перед праздником], он должен внести эрув в первый день и сделать оговорку. Что подразумевается? Он должен положить свой эрув тавшилин в четверг и сказать: «Если сегодня выходной, а завтра будний день, я буду готовить и печь для субботы завтра, потому что в этом нет никаких запретов. Если сегодня будний день, а завтра — праздничный день, то этим эрувом мне будет разрешено печь и готовить завтра, в праздник, на субботу». שְׁנֵי יָמִים טוֹבִים שֶׁחָלוּ לִהְיוֹת בַּחֲמִישִׁי וְעֶרֶב שַׁבָּת עוֹשֶׂה עֵרוּבֵי תַּבְשִׁילִין מִיּוֹם רְבִיעִי שֶׁהוּא עֶרֶב יוֹם טוֹב. שָׁכַח וְלֹא הִנִּיחַ מַנִּיחוֹ בָּרִאשׁוֹן וּמַתְנֶה. כֵּיצַד. מַנִּיחַ עֵרוּבֵי תַּבְשִׁילִין בְּיוֹם חֲמִישִׁי וְאוֹמֵר אִם הַיּוֹם יוֹם טוֹב וּלְמָחָר חֹל לְמָחָר אֲבַשֵּׁל וְאוֹפֶה לְשַׁבָּת וְאֵינִי צָרִיךְ כְּלוּם וְאִם הַיּוֹם חֹל וּלְמָחָר יוֹם טוֹב בָּעֵרוּב זֶה יֵתַּר לִי לֶאֱפוֹת וּלְבַשֵּׁל לְמָחָר מִיּוֹם טוֹב לְשַׁבָּת:
12. Приведем аналогичный пример: если у человека есть две корзины с плодами, от которых не отделялось приношение, в первый день праздника он должен сказать: «Если сегодня будний день, пусть эта [корзина] будет считаться приношением для [другой корзины]. Если сегодня праздник, пусть мои слова не будут иметь никакого значения». Затем он должен обозначить [корзину в качестве приношения] и отставить ее (в сторону). На второй день [праздника] он должен вернуться и сказать: «Если сегодня выходной, то пусть мои слова не будут иметь никакого значения. Если сегодня будний день, пусть эта [корзина] будет считаться приношением для [другой корзины]». Затем он должен обозначить [ту же корзину в качестве приношения] и отставить ее, как в первый день. [После] размещения корзины, которую он обозначил как приношение, он может воспользоваться другой корзиной. כַּיּוֹצֵא בּוֹ הָיוּ לְפָנָיו שְׁתֵּי כַּלְכָּלוֹת שֶׁל טֶבֶל בְּיוֹם טוֹב רִאשׁוֹן אוֹמֵר אִם הַיּוֹם חֹל תִּהְיֶה זוֹ תְּרוּמָה עַל זוֹ וְאִם הַיּוֹם קֹדֶשׁ אֵין בִּדְבָרַי כְּלוּם. וְקוֹרֵא עָלֶיהָ שֵׁם וּמַנִּיחָהּ. וּלְמָחָר בַּשֵּׁנִי חוֹזֵר וְאוֹמֵר אִם הַיּוֹם קֹדֶשׁ אֵין בִּדְבָרַי כְּלוּם וְאִם הַיּוֹם חֹל תִּהְיֶה זוֹ תְּרוּמָה עַל זוֹ וְקוֹרֵא עָלֶיהָ שֵׁם וּמַנִּיחָהּ כְּדֶרֶךְ שֶׁקָּרָא עָלֶיהָ בָּרִאשׁוֹן. וּמַנִּיחַ אֶת זוֹ שֶׁקָּרָא עָלֶיהָ שֵׁם תְּרוּמָה וְאוֹכֵל אֶת הַשְּׁנִיָּה:
13. Когда применимо вышеизложенное? К двум дням, которые в диаспоре отмечаются как праздники. К двум дням, отмечаемым как праздник Рош а-Шана, наоборот, если человек забыл и не установил эрув в среду, то у него не будет другой возможности установить [эрув]. Он должен либо полагаться на эрув, установленный другими от его имени, либо передать право собственности на свою муку кому-то, кто основал эрув, либо ему следует запретить печь и готовить для субботы. Точно так же человек, который не отделил приношение в среду, не сможет отделить его до исхода субботы. בַּמֶּה דְּבָרִים אֲמוּרִים בִּשְׁנֵי יָמִים טוֹבִים שֶׁל גָּלֻיּוֹת אֲבָל בִּשְׁנֵי יָמִים טוֹבִים שֶׁל רֹאשׁ הַשָּׁנָה אִם שָׁכַח וְלֹא הִנִּיחַ בְּיוֹם רְבִיעִי שׁוּב אֵינוֹ מַנִּיחַ אֶלָּא סוֹמֵךְ עַל אֲחֵרִים אִם עֵרְבוּ עָלָיו אוֹ מַקְנֶה קִמְחוֹ לְמִי שֶׁעֵרֵב אוֹ יִהְיֶה אָסוּר לֶאֱפוֹת וּלְבַשֵּׁל לְשַׁבָּת. וְכֵן אִם שָׁכַח וְלֹא הִפְרִישׁ תְּרוּמָה מִיּוֹם רְבִיעִי שׁוּב אֵינוֹ מַפְרִישׁ עַד מוֹצָאֵי שַׁבָּת:
14. Вышеупомянутые концепции применялись только тогда, когда Высокий суд Земли Израиля освящал [новолуние] на основании наблюдений [свидетелей], а евреи в диаспоре отмечали два дня [как праздник], чтобы избежать сомнений, ибо они не знали точных дат, когда именно жители Земли Израиля освятили [новолуние]. Однако в настоящее время жители Святой Земли следуют установленному календарю и освящают [соответственно месяцы]. Поэтому второй день праздника [соблюдается] не из-за сомнений, а [чтобы увековечить] обычай. כָּל הַדְּבָרִים הָאֵלּוּ שֶׁאָמַרְנוּ הָיוּ בִּזְמַן שֶׁהָיוּ בֵּית דִּין שֶׁל אֶרֶץ יִשְׂרָאֵל מְקַדְּשִׁין עַל פִּי הָרְאִיָּה וְהָיוּ בְּנֵי הַגָּלֻיּוֹת עוֹשִׂין שְׁנֵי יָמִים כְּדֵי לְהִסְתַּלֵּק מִן הַסָּפֵק לְפִי שֶׁלֹּא הָיוּ יוֹדְעִין יוֹם שֶׁקִּדְּשׁוּ בְּנֵי אֶרֶץ יִשְׂרָאֵל. אֲבָל הַיּוֹם שֶׁבְּנֵי אֶרֶץ יִשְׂרָאֵל סוֹמְכִין עַל הַחֶשְׁבּוֹן וּמְקַדְּשִׁין עָלָיו אֵין יוֹם טוֹב שֵׁנִי לְהִסְתַּלֵּק מִן הַסָּפֵק אֶלָּא מִנְהָג בִּלְבַד:
15. Поэтому я утверждаю, что человек не может устанавливать условия при учреждении эрув тавшилин, эрув хацерот, ни партнерства в переулке. Он также не может отделять десятину от плодов (неотделенного урожая) на условной основе. Он должен выполнять [все подобные действия] за день до праздника (в канун праздника). וּלְפִיכָךְ אֲנִי אוֹמֵר שֶׁאֵין מְעָרֵב אָדָם וּמַתְנֶה בַּזְּמַן הַזֶּה לֹא עֵרוּבֵי תַּבְשִׁילִין וְלֹא עֵרוּבֵי חֲצֵרוֹת וְלֹא שִׁתּוּפֵי מְבוֹאוֹת וְאֵינוֹ מְעַשֵּׂר הַטֶּבֶל עַל תְּנַאי אֶלָּא הַכּל מֵעֶרֶב יוֹם טוֹב בִּלְבַד:
16. Подобно тому, как заповедь велит соблюдать субботу и радоваться ей, также [эти обязанности распространяются на] все праздники, как [подразумевается из написанного (Йешайа 58:13):] «Если удержишь в субботу ногу свою, (удержишься) от исполнения дел твоих в святой день Мой, и назовешь субботу отрадой, святой (день) Б-гу — почитаемым, и почтишь ее, не занимаясь делами своими, не отыскивая дело себе и не говоря ни слова (об этом)». [Это относится] ко всем праздникам, потому что они называются «святыми собраниями». Мы объяснили обязательство, подразумеваемое честью и восторгом в «законах субботы». Точно так же человеку не следует плотно наедаться накануне праздника, начиная с полудня и далее, как в пятницу (накануне субботы). Ибо это тоже проявление уважения. Считается, что каждый, кто неуважительно относится к праздникам, приобщился к идолопоклонству. כְּשֵׁם שֶׁמִּצְוָה לְכַבֵּד שַׁבָּת וּלְעַנְּגָהּ כָּךְ כָּל יָמִים טוֹבִים שֶׁנֶּאֱמַר (ישעיה נח יג) «לִקְדוֹשׁ ה' מְכֻבָּד» וְכָל יָמִים טוֹבִים נֶאֱמַר בָּהֶן (ויקרא כג ז) «מִקְרָא קֹדֶשׁ». וּכְבָר בֵּאַרְנוּ הַכִּבּוּד וְהָעִנּוּג בְּהִלְכוֹת שַׁבָּת. וְכֵן רָאוּי לְאָדָם שֶׁלֹּא יִסְעֹד בְּעַרְבֵי יָמִים טוֹבִים מִן הַמִּנְחָה וּלְמַעְלָה כְּעֶרֶב שַׁבָּת שֶׁדָּבָר זֶה בִּכְלַל הַכָּבוֹד. וְכָל הַמְבַזֶּה אֶת הַמּוֹעֲדוֹת כְּאִלּוּ נִטְפָּל לַעֲבוֹדַת כּוֹכָבִים:
17. Запрещается поститься или скорбеть в семь дней Песаха, восемь дней Суккота и другие праздники. В эти дни человек обязан быть счастливым и радостным; он, его дети, его жена, члены его семьи и все его домочадцы, как сказано в [Дварим 16:14]: «И веселись в праздник твой ты и твой сын, и твоя дочь, и твой раб, и твоя рабыня, и левит, и пришелец, и сирота, и вдова, которые во вратах твоих». «Веселье», упомянутое в этом стихе, относится к принесению мирных жертв, как будет объяснено в «Законах праздничной жертвы». Тем не менее, [это повеление] радоваться включает то, что он, его дети и члены его семьи должны радоваться, каждый в подходящей для него манере. שִׁבְעַת יְמֵי הַפֶּסַח וּשְׁמוֹנַת יְמֵי הֶחָג עִם שְׁאָר יָמִים טוֹבִים כֻּלָּם אֲסוּרִים בְּהֶסְפֵּד וְתַעֲנִית. וְחַיָּב אָדָם לִהְיוֹת בָּהֶן שָׂמֵחַ וְטוֹב לֵב הוּא וּבָנָיו וְאִשְׁתּוֹ וּבְנֵי בֵּיתוֹ וְכָל הַנִּלְוִים עָלָיו שֶׁנֶּאֱמַר (דברים טז יד) «וְשָׂמַחְתָּ בְּחַגֶּךָ» וְגוֹ'. אַף עַל פִּי שֶׁהַשִּׂמְחָה הָאֲמוּרָה כָּאן הִיא קָרְבַּן שְׁלָמִים כְּמוֹ שֶׁאָנוּ מְבָאֲרִין בְּהִלְכוֹת חֲגִיגָה יֵשׁ בִּכְלַל אוֹתָהּ שִׂמְחָה לִשְׂמֹחַ הוּא וּבָנָיו וּבְנֵי בֵּיתוֹ כָּל אֶחָד כָּרָאוּי לוֹ:
18. Что подразумевается под вышесказанным? Детям нужно давать жареные зерна, орешки и сладости. Женщинам следует покупать привлекательную одежду и украшения в соответствии со своими финансовыми возможностями. Мужчинам следует есть мясо и пить вино, ибо нет счастья без вкушения мяса, и нет счастья без вкушения вина. Когда человек ест и пьет [в связи с праздником], он обязан кормить прозелитов, сирот, вдов и других, которые находятся в нищете и бедности. С другой стороны, тот, кто запирает ворота своего двора и ест и пьет со своими детьми и женой, не накормив бедных и обездоленных, не проявляет радости, связанной с заповедью, а, скорее, радость его чрева. И по отношению к такому человеку [как сказано в Ошеа 9:4] применяется: «Не будут они возливать вино Г-споду, и не угодны будут Ему жертвы их, которые им — как хлеб скорбящих: все, которые едят его, оскверняются, ибо хлеб их — для них самих, в дом Б-га она (жертва их) не войдет». Это счастье — позор для них, как [подразумевается в Малахи 2:3]: «Вот проклинаю у вас семя и раскидаю помет на лица ваши, помет праздничных (жертв) ваших, и он понесет вас к себе (презренны будете)». כֵּיצַד. הַקְּטַנִּים נוֹתֵן לָהֶם קְלָיוֹת וֶאֱגוֹזִים וּמִגְדָּנוֹת. וְהַנָּשִׁים קוֹנֶה לָהֶן בְּגָדִים וְתַכְשִׁיטִין נָאִים כְּפִי מָמוֹנוֹ. וְהָאֲנָשִׁים אוֹכְלִין בָּשָׂר וְשׁוֹתִין יַיִן שֶׁאֵין שִׂמְחָה אֶלָּא בְּבָשָׂר וְאֵין שִׂמְחָה אֶלָּא בְּיַיִן. וּכְשֶׁהוּא אוֹכֵל וְשׁוֹתֶה חַיָּב לְהַאֲכִיל לַגֵּר לַיָּתוֹם וְלָאַלְמָנָה עִם שְׁאָר הָעֲנִיִּים הָאֻמְלָלִים. אֲבָל מִי שֶׁנּוֹעֵל דַּלְתוֹת חֲצֵרוֹ וְאוֹכֵל וְשׁוֹתֶה הוּא וּבָנָיו וְאִשְׁתּוֹ וְאֵינוֹ מַאֲכִיל וּמַשְׁקֶה לַעֲנִיִּים וּלְמָרֵי נֶפֶשׁ אֵין זוֹ שִׂמְחַת מִצְוָה אֶלָּא שִׂמְחַת כְּרֵסוֹ. וְעַל אֵלּוּ נֶאֱמַר (הושע ט ד) «זִבְחֵיהֶם כְּלֶחֶם אוֹנִים לָהֶם כָּל אֹכְלָיו יִטַּמָּאוּ כִּי לַחְמָם לְנַפְשָׁם». וְשִׂמְחָה כָּזוֹ קָלוֹן הִיא לָהֶם שֶׁנֶּאֱמַר (מלאכי ב ג) «וְזֵרִיתִי פֶרֶשׁ עַל פְּנֵיכֶם פֶּרֶשׁ חַגֵּיכֶם»:
19. Хотя еда и питье в праздничные дни включены в положительную заповедь [радоваться], не следует посвящать весь день еде и питью. Вот желаемая практика: Утром всем людям следует встать и посетить синагоги и учебные дома, где они молятся и читают отрывок из Торы, относящийся к празднику. После этого они должны вернуться домой и поесть. Затем им следует пойти в дом учебы, где они будут читать [Письменный закон] и повторять [Устный закон] до полудня. После полудня они должны прочитать послеобеденную службу и вернуться домой, чтобы поесть и выпить в течение остатка дня до наступления темноты. אַף עַל פִּי שֶׁאֲכִילָה וּשְׁתִיָּה בַּמּוֹעֲדוֹת בִּכְלַל מִצְוַת עֲשֵׂה. לֹא יִהְיֶה אוֹכֵל וְשׁוֹתֶה כָּל הַיּוֹם כֻּלּוֹ. אֶלָּא כָּךְ הִיא הַדָּת. בַּבֹּקֶר מַשְׁכִּימִין כָּל הָעָם לְבָתֵּי כְּנֵסִיּוֹת וּלְבָתֵּי מִדְרָשׁוֹת וּמִתְפַּלְּלִין וְקוֹרִין בַּתּוֹרָה בְּעִנְיַן הַיּוֹם וְחוֹזְרִין לְבָתֵּיהֶם וְאוֹכְלִין. וְהוֹלְכִין לְבָתֵּי מִדְרָשׁוֹת קוֹרִין וְשׁוֹנִין עַד חֲצִי הַיּוֹם. וְאַחַר חֲצוֹת הַיּוֹם מִתְפַּלְּלִין תְּפִלַּת הַמִּנְחָה וְחוֹזְרִין לְבָתֵּיהֶן לֶאֱכל וְלִשְׁתּוֹת שְׁאָר הַיּוֹם עַד הַלַּיְלָה:
20. Когда человек ест, пьет в праздник, он не должен позволять себе чрезмерно увлекаться вином, весельем и легкомыслием, говоря: «Тот, кто прибавит в этом, тем самым увеличивает [свое соблюдение] заповеди радости. «Ибо пьянство, обильное веселье и легкомыслие — не радость; а легкомыслие и глупость». И нам не велено было предаваться легкомыслию или глупости, а скорее радоваться, что включает в себя служение Создателю всего сущего. Таким образом, [Дварим 28:47] говорится: «За то, что ты не служил Б-гу Всесильному твоему, с радостью и добросердечием при изобилии всякого (блага)». Это учит нас тому, что служение [Б-гу] предполагает радость. И невозможно служить Б-гу среди легкомыслия, или пьянства. כְּשֶׁאָדָם אוֹכֵל וְשׁוֹתֶה וְשָׂמֵחַ בָּרֶגֶל לֹא יִמָּשֵׁךְ בְּיַיִן וּבִשְׂחוֹק וְקַלּוּת רֹאשׁ וְיֹאמַר שֶׁכָּל מִי שֶׁיּוֹסִיף בָּזֶה יַרְבֶּה בְּמִצְוַת שִׂמְחָה. שֶׁהַשִּׁכְרוּת וְהַשְּׂחוֹק הָרַבָּה וְקַלּוּת הָרֹאשׁ אֵינָהּ שִׂמְחָה אֶלָּא הוֹלְלוּת וְסִכְלוּת וְלֹא נִצְטַוֵּינוּ עַל הַהוֹלְלוּת וְהַסִּכְלוּת אֶלָּא עַל הַשִּׂמְחָה שֶׁיֵּשׁ בָּהּ עֲבוֹדַת יוֹצֵר הַכּל שֶׁנֶּאֱמַר (דברים כח מז) «תַּחַת אֲשֶׁר לֹא עָבַדְתָּ אֶת ה' אֱלֹהֶיךָ בְּשִׂמְחָה וּבְטוּב לֵבָב מֵרֹב כּל». הָא לָמַדְתָּ שֶׁהָעֲבוֹדָה בְּשִׂמְחָה. וְאִי אֶפְשָׁר לַעֲבֹד אֶת הַשֵּׁם לֹא מִתּוֹךְ שְׂחוֹק וְלֹא מִתּוֹךְ קַלּוּת רֹאשׁ וְלֹא מִתּוֹךְ שִׁכְרוּת:
21. [Еврейский] суд обязан назначить специальных охранителей, которые будут ходить [среди людей] по праздникам и проверять сады, фруктовые сады и берега рек, чтобы убедиться, что мужчины и женщины не собираются там, для пиров, и чтобы они не вели себя нескромно и не грешили. Точно так же они должны предупреждать людей, что мужчины и женщины не должны смешиваться на праздничных собраниях в домах и не должны злоупотреблять вином, чтобы не впасть в грех. חַיָּבִין בֵּית דִּין לְהַעֲמִיד שׁוֹטְרִים בָּרְגָלִים שֶׁיִּהְיוּ מְסַבְּבִין וּמְחַפְּשִׂין בַּגַּנּוֹת וּבַפַּרְדֵּסִים וְעַל הַנְּהָרוֹת כְּדֵי שֶׁלֹּא יִתְקַבְּצוּ לֶאֱכל וְלִשְׁתּוֹת שָׁם אֲנָשִׁים וְנָשִׁים וְיָבוֹאוּ לִידֵי עֲבֵרָה. וְכֵן יַזְהִירוּ בְּדָבָר זֶה לְכָל הָעָם כְּדֵי שֶׁלֹּא יִתְעָרְבוּ אֲנָשִׁים וְנָשִׁים בְּבָתֵּיהֶם לְשִׂמְחָה. וְלֹא יִמָּשְׁכוּ בַּיַּיִן שֶׁמָּא יָבוֹאוּ לִידֵי עֲבֵרָה:
22. Дни между первым и седьмым днями Песаха и [дни между] первым и восьмым днями праздника Суккот называются праздничные будни («холь а-моэд») и также называются «моэд». В диаспоре это четыре дня в Песах и пять дней в Суккот. Хотя мы обязаны праздновать в эти дни, и запрещено оплакивать или поститься, разрешено лишь оплакивать мудреца Торы (до похорон). Однако после его похорон запрещается оплакивать ушедшего в эти дни. Излишне говорить, что в новомесячье, Хануку и Пурим мы можем оплакивать мудреца Торы (до похорон), хотя в эти дни запрещено поститься или оплакивать умерших. Но после похорон запрещено оплакивать умерших и поститься в эти дни. יָמִים שֶׁבֵּין רִאשׁוֹן וּשְׁבִיעִי שֶׁל פֶּסַח וְרִאשׁוֹן וּשְׁמִינִי שֶׁל חַג הַסֻּכּוֹת וְהֵן בַּגּוֹלָה אַרְבָּעָה בְּתוֹךְ הַפֶּסַח וַחֲמִשָּׁה בְּתוֹךְ הֶחָג הֵם הַנִּקְרָאִין חֻלּוֹ שֶׁל מוֹעֵד וְנִקְרָאִין מוֹעֵד. וְאַף עַל פִּי שֶׁהֵם חַיָּבִין בְּשִׂמְחָה וַאֲסוּרִין בְּהֶסְפֵּד וְתַעֲנִית מֻתָּר לִסְפֹּד בָּהֶן תַּלְמִיד חָכָם בְּפָנָיו. אֲבָל לְאַחַר שֶׁיִּקָּבֵר אָסוּר לְסָפְדוֹ בָּהֶן. וְאֵין צָרִיךְ לוֹמַר בְּרָאשֵׁי חֳדָשִׁים בַּחֲנֻכָּה וּבְפוּרִים שֶׁסּוֹפְדִין בָּהֶן תַּלְמִידֵי חֲכָמִים בְּפָנָיו אַף עַל פִּי שֶׁיָּמִים אֵלּוּ אֲסוּרִין בְּהֶסְפֵּד וְתַעֲנִית. אֲבָל לְאַחַר הַקְּבוּרָה אָסוּר לִסְפֹּד בָּהֶן:
23. Гроб с трупом нельзя оставлять на улице во время праздничных будней, чтобы никто не оплакивал его. Вместо этого его следует перенести из дома в могилу. Мы не соблюдаем обряды оплакивания в праздничные будни. Также никто не разрывает свои одежды, не принимает пищу утешения [подаваемую после погребения] и не обнажает плечо из-за умершего во время праздничных будней, за исключением родственников, которые вынуждены оплакивать его. Если умерший был мудрецом или праведным человеком, или кто-то присутствовал при его смерти, то следует разодрать свою одежду из-за его [смерти] во время праздничных будней, даже если очевидец не связан [с умершим]. Во второй день праздника мы вообще не можем разрывать одежду, это относится даже к родственникам умершего. אֵין מַנִּיחִין מִטַּת הַמֵּת בָּרְחוֹב בַּמּוֹעֵד שֶׁלֹּא לְהַרְגִּיל אֶת הַהֶסְפֵּד אֶלָּא מִבֵּיתוֹ לְקִבְרוֹ. וְאֵין מִתְאַבְּלִין בַּמּוֹעֵד. וְכֵן אֵין קוֹרְעִין וְלֹא מַבְרִין וְלֹא חוֹלְצִין הַכָּתֵף בַּמּוֹעֵד עַל הַמֵּת אֶלָּא קְרוֹבָיו שֶׁהֵן חַיָּבִין לְהִתְאַבֵּל עָלָיו. וְאִם הָיָה חָכָם אוֹ אָדָם כָּשֵׁר אוֹ שֶׁהָיָה עוֹמֵד עָלָיו בִּשְׁעַת נְטִילַת נְשָׁמָה הֲרֵי זֶה קוֹרֵעַ עָלָיו בַּמּוֹעֵד אַף עַל פִּי שֶׁאֵינוֹ קְרוֹבוֹ. וְאֵין קוֹרְעִין בְּיוֹם טוֹב שֵׁנִי כְּלָל וַאֲפִלּוּ קְרוֹבָיו שֶׁל מֵת:
24. В праздничные будни женщины оплакивают, но они не могут бить руками о ноги. Как только труп похоронен, они не могут сетовать. В новомесячье, Хануку и Пурим они могут оплакивать и бить руками о ноги перед тем, как похоронить труп, но не могут оплакивать. Что подразумевается под оплакиванием? Они все вместе в унисон сетуют. Что подразумевается под трауром? Этот один читает [поминальную молитву], а остальные отвечают в унисон. Запрещается произносить хвалебную речь умершему за тридцать дней до праздника, чтобы праздник не наступил, когда ему грустно, а его сердце скорбит и болит из-за памяти о смерти. Вместо этого ему следует удалить горечь из своего сердца и направить свое внимание на радость. נָשִׁים בַּמּוֹעֵד בִּפְנֵי הַמֵּת מְעַנּוֹת אֲבָל לֹא מְטַפְּחוֹת וְלֹא מְקוֹנְנוֹת. נִקְבַּר הַמֵּת אֵינָן מְעַנּוֹת. בְּרָאשֵׁי חֳדָשִׁים וַחֲנֻכָּה וּפוּרִים בִּפְנֵי הַמֵּת מְעַנּוֹת וּמְטַפְּחוֹת אֲבָל לֹא מְקוֹנְנוֹת. אֵי זֶהוּ עִנּוּי שֶׁכֻּלָּן עוֹנוֹת כְּאַחַת. קִינָה אַחַת אוֹמֶרֶת וְכֻלָּן עוֹנוֹת. וְאָסוּר לְאָדָם שֶׁיְּעוֹרֵר עַל מֵתוֹ קֹדֶם לָרֶגֶל שְׁלֹשִׁים יוֹם כְּדֵי שֶׁלֹּא יָבֹא הָרֶגֶל וְהוּא נֶעֱצָב וְלִבּוֹ דּוֹאֵג וְכוֹאֵב מִזִּכְרוֹן הַצַּעַר אֶלָּא יָסִיר הַדְּאָגָה מִלִּבּוֹ וִיכַוֵּן דַּעְתּוֹ לְשִׂמְחָה:
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter