СБП. Дни Мошиаха! 19 Нисана 5784 г., суббота недели Ахарэй | 2024-04-27 15:56

РАМБАМ: Мишне Тора

Законы о разводе. Гл. 2

1. Сказанное в Торе [Дварим 24:1]: «Он напишет ей грамоту разводную и даст в руку ей» относится как к [мужу], который пишет [гет] своей рукой, так и к тому, кто велит [другому человеку] написать его за него. Аналогичным образом, муж может вложить его в ее руку или поручить доверенному лицу передать его ей. В стихе сказано: «И он напишет» только для того, чтобы показать, что развод имеет силу только через письменный документ. «И [он] даст» учит тому, что женщина не может сама взять [развод]. זֶה שֶׁנֶּאֱמַר בַּתּוֹרָה (דברים כד א) «וְכָתַב לָהּ סֵפֶר כְּרִיתֻת וְנָתַן בְּיָדָהּ». אֶחָד הַכּוֹתֵב בְּיָדוֹ אוֹ שֶׁאָמַר לְאַחֵר לִכְתֹּב לוֹ. וְאֶחָד הַנּוֹתֵן בְּיָדוֹ אוֹ שֶׁאָמַר לְאַחֵר לִתֵּן לָהּ. לֹא נֶאֱמַר וְכָתַב אֶלָּא לְהוֹדִיעַ שֶׁאֵין מִתְגָּרֶשֶׁת אֶלָּא בִּכְתָב. וְנָתַן שֶׁלֹּא תִּקַּח מֵעַצְמָהּ:
2. Если муж говорит двум [товарищам]: «Напишите гет, подпишите его и отдайте моей жене», то эти двое могут написать его, подписать, и отдать ей. Они являются посланниками [мужа] [для развода], и они же являются свидетелями [этого]. Точно так же, если [муж] скажет писцу: «Напиши за меня разводное письмо для моей жены», и он велит свидетелям подписать, то гет может быть написан, подписан и передан [мужу]. Он может использовать его для развода со своей женой, когда пожелает. אָמַר לִשְׁנַיִם כִּתְבוּ גֵּט וְחִתְמוּ וּתְנוּ לְאִשְׁתִּי הֲרֵי אֵלּוּ כּוֹתְבִין וְחוֹתְמִין וְנוֹתְנִין לָהּ וְהֵן הֵן שְׁלוּחָיו וְהֵן הֵן עֵדָיו. וְכֵן אִם אָמַר לַסּוֹפֵר כְּתֹב לִי גֵּט לְאִשְׁתִּי וְאָמַר לָעֵדִים לַחְתֹּם כּוֹתְבִים וְחוֹתְמִים וְנוֹתְנִין לוֹ וְהוּא מְגָרֵשׁ בּוֹ בְּכָל עֵת שֶׁיִּרְצֶה:
3. Мы можем написать за мужчину разводное письмо, даже если его не сопровождает жена, при условии, что свидетели и писец, написавший и подписавший [развод], знают личность мужчины и его жены. Если в городе есть двое мужчин с одинаковыми именами и одинаковыми именами жен, то один из них может развестись со своей женой только в присутствии другого. [Эта мера предосторожности была принята] для того, чтобы один [из мужчин] не написал гет и не передал его жене другого мужчины, в результате чего она [будет считаться] разведенной с [мужем]. וְכוֹתְבִין גֵּט לָאִישׁ אַף עַל פִּי שֶׁאֵין אִשְׁתּוֹ עִמּוֹ. וְהוּא שֶׁיִּהְיוּ הָעֵדִים וְהַסּוֹפֵר שֶׁכָּתְבוּ וְחָתְמוּ בּוֹ מַכִּירִין וְיוֹדְעִים שֶׁזֶּה הוּא פְּלוֹנִי וְאִשְׁתּוֹ הִיא פְּלוֹנִית. וְאִם הָיוּ בְּאוֹתוֹ מָקוֹם שְׁנַיִם שֶׁשְּׁמוֹתֵיהֶם שָׁוִים וּשְׁמוֹת נְשׁוֹתֵיהֶם שָׁוִים אֵין מְגָרֵשׁ אֶחָד מֵהֶם אֶלָּא בְּמַעֲמַד חֲבֵרוֹ שֶׁמָּא יִכְתֹּב גֵּט וְיוֹלִיכוֹ לְאֵשֶׁת חֲבֵרוֹ וְיַאַסְרֶנָּה עָלָיו:
4. Во время опасности мы можем написать гет [от имени мужа] и отдать его [его жене], даже если нам не известны [их личности]. Именно женщина всегда платит писцу. וּבִשְׁעַת הַסַּכָּנָה כּוֹתְבִין וְנוֹתְנִין אַף עַל פִּי שֶׁאֵין מַכִּירִים. וְהָאִשָּׁה נוֹתֶנֶת שְׂכַר הַסּוֹפֵר בְּכָל מָקוֹם:
5. Муж сам должен указать писцу, чтобы тот написал [гет], а свидетелям, чтобы они подписали [его]. Если суд или два [товарища] спросят человека: «Написать ли нам завещание для твоей жены?», и он велит им написать [его и подписать], то допустимо, если они сами напишут [гет] и подпишут его. Если же они скажут писцу [написать], и он напишет, и скажут свидетелям [подписать], и они подпишут, то гет будет считаться недействительным, поскольку его написал тот, кого не уполномочил сам муж. [Это постановление применимо] даже в том случае, если они отдадут [гет] мужу, который, в свою очередь, отдаст его жене в присутствии свидетелей. וְצָרִיךְ שֶׁיֹּאמַר הַבַּעַל עַצְמוֹ לַסּוֹפֵר כְּתֹב וְלָעֵדִים חֲתֹמוּ. הֲרֵי שֶׁאָמְרוּ לוֹ בֵּית דִּין אוֹ שְׁנַיִם נִכְתֹּב גֵּט לְאִשְׁתְּךָ וְאָמַר לָהֶם כִּתְבוּ וְכָתְבוּ הֵן עַצְמָן וְחָתְמוּ בּוֹ הֲרֵי זֶה כָּשֵׁר. אֲבָל אִם אָמְרוּ הֵם לַסּוֹפֵר וְכָתַב וְלָעֵדִים וְחָתְמוּ אַף עַל פִּי שֶׁחָזְרוּ וּנְתָנוּהוּ לַבַּעַל וְחָזַר וְנָתַן גֵּט זֶה לְאִשְׁתּוֹ בִּפְנֵי עֵדִים הֲרֵי זֶה גֵּט בָּטֵל, שֶׁהֲרֵי כְּתָבוֹ מִי שֶׁלֹּא אָמַר לוֹ הַבַּעַל לְכָתְבוֹ:
6. Если [мужчина] говорит двум или трем [товарищам]: «Скажи писцу, чтобы он написал гет для моей жены, и скажи свидетелям, чтобы они подписали», и они передают эти указания, то гет считается неприемлемым. [То же самое постановление действует, если муж] говорит двум [товарищам], чтобы они сказали писцу написать гет и велели им подписать его. Этот вопрос следует тщательно обдумать, поскольку такой гет близок к тому, чтобы считать его недействительным. אָמַר לִשְׁנַיִם אוֹ לִשְׁלֹשָׁה אִמְרוּ לַסּוֹפֵר וְיִכְתֹּב גֵּט לְאִשְׁתִּי וְאִמְרוּ לָעֵדִים וְיַחְתֹּמוּ וְאָמְרוּ לַסּוֹפֵר וְכָתַב וְלָעֵדִים וְחָתְמוּ, אוֹ שֶׁאָמַר לִשְׁנַיִם אִמְרוּ לַסּוֹפֵר וְיִכְתֹּב גֵּט לְאִשְׁתִּי וְאַתֶּם חֲתֹמוּ הֲרֵי זֶה גֵּט פָּסוּל. וּמִתְיַשְּׁבִין בְּדָבָר זֶה הַרְבֵּה מִפְּנֵי שֶׁהוּא קָרוֹב לִהְיוֹת גֵּט בָּטֵל:
7. Какова разница между терминами «неприемлемый» (пасул) и «недействительный» (батейл)? Всякий раз, когда в данном тексте говорится о «недействительном» гете, это означает, что по закону Торы он недействителен. Когда же используется термин «неприемлемый», это означает, что гет считается неприемлемым по постановлению мудрецов. וּמַה בֵּין פָּסוּל לְבָטֵל. שֶׁכָּל מָקוֹם שֶׁנֶּאֱמַר בְּחִבּוּר זֶה בְּגֵט שֶׁהוּא בָּטֵל הוּא בָּטֵל מִן הַתּוֹרָה. וּבְכָל מָקוֹם שֶׁנֶּאֱמַר פָּסוּל הוּא פָּסוּל מִדִּבְרֵי סוֹפְרִים:
8. Если муж приносит гет, подписанный его рукой, и говорит [двум товарищам]: «Отдайте этот гет моей жене», они должны отдать его ей [и это приемлемо]. Если он велит другим написать гет, подписать его и отдать его жене, и они пишут его, подписывают и отдают ей, а потом обнаруживается, что гет недействителен или неприемлем, они могут написать другой гет — или даже 100 других гетов — пока женщина не получит приемлемый гет. הַבַּעַל שֶׁהֵבִיא גֵּט בְּיָדוֹ חָתוּם וְאָמַר תְּנוּ גֵּט זֶה לְאִשְׁתִּי הֲרֵי אֵלּוּ יִתְּנוּ לָהּ. אָמַר לַאֲחֵרִים לִכְתֹּב גֵּט וְלַחְתֹּם בּוֹ וְלִתְּנוֹ לְאִשְׁתּוֹ וְכָתְבוּ וְחָתְמוּ וְנָתְנוּ לָהּ וְנִמְצָא הַגֵּט בָּטֵל אוֹ פָּסוּל הֲרֵי אֵלּוּ כּוֹתְבִין גֵּט אַחֵר אֲפִלּוּ מֵאָה עַד שֶׁיַּגִּיעַ לְיָדָהּ גֵּט כָּשֵׁר:
9. Если муж скажет [двум товарищам]: Напиши и подпиши [гет] и отдай его порученцу, чтобы он принес ей, и они сделают то, что им было поручено, но обнаружится, что гет был недействительным или неприемлемым, они не могут написать другой [гет], пока не посоветуются с мужем. [Это объясняется тем, что муж не поручал им [совершить развод]. Возможно, он просто хотел, чтобы они написали и передали его представителю. [Если так, то их поручение было выполнено,] и им ничего не остается делать, так как они написали его и отдали [посланнику]. Поэтому они не должны писать другой [гет]. Если они все же составят другой приемлемый гет и отдадут его поверенному, который, в свою очередь, отдаст его жене, то статус развода будет под вопросом. אָמַר לָהֶם הַבַּעַל כִּתְבוּ וְחִתְמוּ וּתְנוּ לַשָּׁלִיחַ לְהוֹלִיךְ לָהּ וְכָתְבוּ וְחָתְמוּ וְנָתְנוּ לַשָּׁלִיחַ וְנִמְצָא הַגֵּט בָּטֵל אוֹ פָּסוּל אֵין כּוֹתְבִים אַחֵר עַד שֶׁיִּמָּלְכוּ בַּבַּעַל. שֶׁהֲרֵי לֹא עָשָׂה אוֹתָן שְׁלוּחִים לְגֵרוּשִׁין וְשֶׁמָּא לֹא רָצָה אֶלָּא שֶׁיִּכְתְּבוּ וְיִתְּנוּ לַשָּׁלִיחַ בִּלְבַד וְלֹא יִשָּׁאֵר לָהֶם בּוֹ מַעֲשֶׂה אַחֵר וַהֲרֵי כָּתְבוּ וְנָתְנוּ. לְפִיכָךְ לֹא יִכְתְּבוּ אַחֵר. וְאִם כָּתְבוּ גֵּט אַחֵר כָּשֵׁר וּנְתָנוּהוּ לַשָּׁלִיחַ (וְנָתְנוּ לָהּ) הֲרֵי זוֹ סָפֵק מְגֹרֶשֶׁת:
10. Если некто говорит двум или более товарищам: «Напиши гет и отдай моей жене», «разведись с ней», «отошли ее», «освободи ее» или «напиши письмо и отдай его ей», то они должны написать приемлемый гет и отдать его ей. Если же он скажет им: «Освободить ее», «дать ей то, что ей нужно», «поступить с ней так, как требует наша вера», «поступить с ней так, как требует закон», «поступить с ней так, как она заслуживает», его высказывания не имеют никакого значения. Если [эти люди] напишут гет и передадут его женщине, гет будет недействительным. הָאוֹמֵר לִשְׁנַיִם אוֹ לְיֶתֶר מִשְּׁנַיִם כִּתְבוּ גֵּט וּתְנוּ לְאִשְׁתִּי גַּרְשׁוּהָ שַׁלְּחוּהָ שִׁבְקוּהָ תַּרְכוּהָ כִּתְבוּ אִגֶּרֶת וּתְנוּ לָהּ הֲרֵי אֵלּוּ יִכְתְּבוּ גֵּט כָּשֵׁר וְיִתְּנוּ לָהּ. אָמַר לָהֶם פִּטְרוּהָ פַּרְנְסוּהָ עֲשׂוּ לָהּ כַּדָּת עֲשׂוּ לָהּ כַּנִּימוּס עֲשׂוּ לָהּ כָּרָאוּי לֹא אָמַר כְּלוּם. וְאִם כָּתְבוּ גֵּט וְנָתְנוּ לָהּ הֲרֵי זֶה גֵּט בָּטֵל:
11. Если он говорит им: «Выведи ее», «отпусти ее», «разреши ей [вступить в новый брак]», «пусть будет», «помоги ей», то возникает сомнение, подразумевают ли эти слова, что она должна быть разведена, или же они имеют другое значение. Поэтому [эти люди] не должны писать за нее гет. Если они напишут гет и передадут его ей, то статус развода будет под вопросом. אָמַר לָהֶם הוֹצִיאוּהָ עִזְבוּהָ הַתִּירוּהָ הַנִּיחוּהָ הוֹעִילוּהָ הֲרֵי זֶה סָפֵק אִם מַשְׁמָע מִלּוֹת אֵלּוּ גֵּרוּשִׁין אוֹ עִנְיָן אַחֵר. לְפִיכָךְ אֵין כּוֹתְבִין לָהּ. וְאִם כָּתְבוּ גֵּט וְנָתְנוּ לָהּ הֲרֵי זוֹ סָפֵק מְגֹרֶשֶׁת:
12. Если человек говорит: «Напиши для моей жены», то [люди, к которым он обращается] должны написать, подписать и отдать ему. Они не должны отдавать его женщине, если он не велит им сделать это. Если же они отдадут его женщине, то гет не будет [действительным]. Когда применимо вышесказанное? В отношении здорового мужчины. Однако если человек опасно болен, то есть внезапно заболел и его болезнь быстро становится очень тяжелой, или если его ведут в оковах, даже по финансовым делам, или он отправляется в путешествие по океану, или он отправляется с караваном [в путешествие по пустыне] и говорит: «Напиши гет для моей жены», они должны написать его, подписать и отдать ей. Ибо ясно, что его намерение состояло в том, чтобы они написали гет и отдали его ей. הָאוֹמֵר כִּתְבוּ גֵּט לְאִשְׁתִּי הֲרֵי אֵלּוּ כּוֹתְבִין וְחוֹתְמִין וְנוֹתְנִין לַבַּעַל בְּיָדוֹ וְאֵין נוֹתְנִין לְאִשְׁתּוֹ עַד שֶׁיֹּאמַר לָהֶם לִתֵּן לָהּ. וְאִם נָתְנוּ לָהּ אֵינוֹ גֵּט. בַּמֶּה דְּבָרִים אֲמוּרִים בְּבָרִיא אֲבָל בִּמְסֻכָּן וְהוּא אָדָם שֶׁקָּפַץ עָלָיו הַחלִי בִּמְהֵרָה וְהִכְבִּיד עָלָיו חָלְיוֹ מִיָּד וְהַיּוֹצֵא בְּקוֹלָר אֲפִלּוּ עַל עִסְקֵי מָמוֹן וְהַמְפָרֵשׁ בַּיָּם וְהַיּוֹצֵא בְּשַׁיָּרָא וְאָמַר כִּתְבוּ גֵּט לְאִשְׁתִּי הֲרֵי אֵלּוּ יִכְתְּבוּ וְיַחְתְּמוּ וְיִתְּנוּ לָהּ. שֶׁהַדָּבָר יָדוּעַ שֶׁלֹּא נִתְכַּוֵּן זֶה אֶלָּא לִכְתֹּב וְלִתֵּן לָהּ:
13. [Если здоровый человек говорит: «Составьте гет для моей жены», и [его товарищи] пишут гет, подписывают его и отдают ей. Если сразу после этого он совершит самоубийство — например, бросится с крыши или прыгнет в море, — то гет будет принят. Если же он заберется на [высокую] крышу, и его будет трепать ветер, пока он не упадет и не умрет, то он недействителен. Если есть сомнения, бросился ли он вниз [с крыши] или его трепал ветер, то он действителен, пока не станет точно известно, что его трепал ветер. Точно так же, если человека бросили в яму, и он сказал: «Кто услышит мой голос, пусть напишет гет для моей жены», [те, кто услышит], должны написать гет и отдать его ей, если они узнают его личность. Даже если [после этого] его достанут из ямы и не смогут опознать его, [гет] будет допустимым. Ведь во время опасности можно написать [гет] и отдать его жене, даже если они не знают его личности. Точно так же, если человек получил много сильных ударов, настолько, что ему невозможно выжить — или даже если большая часть [его дыхательного горла и пищевода] была перерезана — и он делает движения и говорит: «Напишите гет для моей жены», [его слушатели] должны написать [гет] и отдать его [ей]. Хотя в конце концов он умрет, сейчас он жив. בָּרִיא שֶׁאָמַר כִּתְבוּ גֵּט לְאִשְׁתִּי וְכָתְבוּ וְחָתְמוּ וְנָתְנוּ לָהּ וְהָרַג עַצְמוֹ מִיָּד כְּגוֹן שֶׁהִשְׁלִיךְ עַצְמוֹ מִן הַגַּג אוֹ הִפִּיל עַצְמוֹ לַיָּם הֲרֵי זֶה גֵּט כָּשֵׁר. עָלָה לַגַּג וּדְחָפַתּוּ הָרוּחַ וְנָפַל וּמֵת אֵינוֹ גֵּט. סָפֵק הִפִּיל עַצְמוֹ סָפֵק דְּחָפַתּוּ הָרוּחַ הֲרֵי זֶה גֵּט עַד שֶׁיִּוָּדַע לְךָ בְּוַדַּאי שֶׁהָרוּחַ דְּחָפַתּוּ. וְכֵן מִי שֶׁהָיָה מֻשְׁלָךְ בַּבּוֹר וְאָמַר כָּל הַשּׁוֹמֵעַ קוֹלִי יִכְתֹּב גֵּט לְאִשְׁתִּי הֲרֵי אֵלּוּ יִכְתְּבוּ וְיִתְּנוּ לָהּ. וְהוּא שֶׁיָּדְעוּ אוֹתוֹ. וְאַף עַל פִּי שֶׁהֶעֱלוּהוּ וְלֹא הִכִּירוּהוּ הֲרֵי זֶה כָּשֵׁר. שֶׁזֶּה כִּשְׁעַת הַסַּכָּנָה הוּא שֶׁכּוֹתְבִים וְנוֹתְנִין אַף עַל פִּי שֶׁאֵין מַכִּירִין. וְכֵן מִי שֶׁנָּפְלוּ בּוֹ מַכּוֹת רָעוֹת שֶׁאִי אֶפְשָׁר שֶׁיִּחְיֶה מֵהֶן אֲפִלּוּ נִשְׁחֲטוּ בּוֹ רֹב סִימָנִין וְרָמַז וְאָמַר כִּתְבוּ גֵּט לְאִשְׁתִּי הֲרֵי אֵלּוּ יִכְתְּבוּ וְיִתְּנוּ שֶׁהֲרֵי עַתָּה חַי הוּא אַף עַל פִּי שֶׁסּוֹפוֹ לָמוּת:
14. [Следующие правила применяются, если] человека беспокоит злой дух, и в то время, когда его начинает одолевать немощь, он говорит: «Напиши для моей жены гет». Его высказывания не имеют никакого значения, потому что его мысли не упорядочены и не устоялись. То же самое постановление относится к человеку, который стал пьян, как Лот. Если пьяница не достиг такого уровня [недееспособности], то [статус развода] под вопросом. מִי שֶׁהָיְתָה רוּחַ רָעָה מְבַעֶתֶת אוֹתוֹ וְאָמַר כְּשֶׁהִתְחִיל בּוֹ הַחלִי כִּתְבוּ גֵּט לְאִשְׁתִּי לֹא אָמַר כְּלוּם. מִפְּנֵי שֶׁאֵין דַּעְתּוֹ נְכוֹנָה וּמְיֻשֶּׁבֶת. וְכֵן שִׁכּוֹר שֶׁהִגִּיעַ לְשִׁכְרוּתוֹ שֶׁל לוֹט. וְאִם לֹא הִגִּיעַ הֲרֵי זֶה סָפֵק:
15. [Если здоровый человек говорит: «Напиши гет для моей жены и отдай его ей», а после этого он становится психически нездоровым, то действуют следующие правила. Мы ждем, пока он восстановит здоровье, а затем пишем «гет» и отдаем его ей. Нет необходимости снова советоваться с ним по этому вопросу, когда он восстановит свое здоровье. Если гет будет написан и передан до того, как он восстановит свое здоровье, это неприемлемо. אָמַר כְּשֶׁהוּא בָּרִיא כִּתְבוּ וּתְנוּ גֵּט לְאִשְׁתִּי וְאַחַר כָּךְ נִבְעַת מַמְתִּינִין עַד שֶׁיַּבְרִיא וְכוֹתְבִין וְנוֹתְנִין לָהּ. וְאֵין צָרִיךְ לַחֲזֹר וּלְהִמָּלֵךְ בּוֹ אַחַר שֶׁהִבְרִיא. וְאִם כָּתְבוּ וְנָתְנוּ קֹדֶם שֶׁיִּבָּרֵא הֲרֵי זֶה פָּסוּל:
16. [Если человек потерял способность говорить, но находится в здравом уме, действуют следующие правила. Мы спрашиваем его: «Должны ли мы написать гет для твоей жены?». Если он утвердительно кивнет головой, мы испытываем его тремя [вопросами с разными ответами]. Если он ответит на те [вопросы], на которые следует ответить утвердительно, а на те, на которые следует ответить отрицательно, — отрицательно, они должны написать [гет] и отдать его [ей]. Его психическое состояние должно быть тщательно проверено, чтобы он был в здравом уме. Аналогично, если он напишет от руки: «Напиши гет и отдай моей жене», то пусть напишут и отдадут ей, если [окажется], что он в здравом уме. Ибо законы, управляющие человеком, потерявшим способность говорить, отличаются от законов, управляющих глухонемым. מִי שֶׁנִּשְׁתַּתֵּק וַהֲרֵי דַּעְתּוֹ נְכוֹנָה וְאָמְרוּ לוֹ נִכְתֹּב גֵּט לְאִשְׁתְּךָ וְהִרְכִּין בְּרֹאשׁוֹ בּוֹדְקִין אוֹתוֹ שָׁלֹשׁ פְּעָמִים בְּסֵרוּגִין אִם אָמַר לָהֶם עַל לָאו לָאו וְעַל הֵן הֵן הֲרֵי אֵלּוּ יִכְתְּבוּ וְיִתְּנוּ. וּצְרִיכִין לְבָדְקוֹ יָפֶה יָפֶה שֶׁמָּא נִטְרְפָה דַּעְתּוֹ. וְכֵן אִם כָּתַב בְּיָדוֹ כִּתְבוּ וּתְנוּ גֵּט לְאִשְׁתִּי הֲרֵי אֵלּוּ כּוֹתְבִין וְנוֹתְנִין לָהּ אִם הָיְתָה דַּעְתּוֹ מְיֻשֶּׁבֶת עָלָיו. שֶׁאֵין דִּין מִי שֶׁנִּשְׁתַּתֵּק כְּדִין הַחֵרֵשׁ:
17. Если человек женился в здравом уме и стал глухонемым, он не может развестись со своей женой, пока не восстановит свое душевное здоровье. Само собой разумеется, это относится и к человеку, потерявшему душевную устойчивость. Мы не полагаемся на ходатайства глухонемого или на его письмо, даже если он в здравом уме. Однако, если глухонемой женился на женщине, находясь в таком состоянии, он может развестись с ней, совершая телодвижения, поскольку его посвящение ей недействительно по закону Торы, как уже объяснялось. Как он женился на ней, делая намеки, так он может развестись с ней, делая намеки. מִי שֶׁנָּשָׂא כְּשֶׁהוּא פִּקֵּחַ וְנִתְחָרֵשׁ וְאֵין צָרִיךְ לוֹמַר נִשְׁתַּטָּה אֵינוֹ מוֹצִיא לְעוֹלָם עַד שֶׁיַּבְרִיא. וְאֵין סוֹמְכִין עַל רְמִיזַת הַחֵרֵשׁ וְלֹא עַל כְּתָבוֹ אַף עַל פִּי שֶׁדַּעְתּוֹ נְכוֹנָה וּמְיֻשֶּׁבֶת עָלָיו. אֲבָל אִם נָשָׂא אִשָּׁה כְּשֶׁהוּא חֵרֵשׁ מְגָרֵשׁ בִּרְמִיזָה שֶׁאֵין קִדּוּשָׁיו קִדּוּשִׁין מִן הַתּוֹרָה כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ. וּכְשֵׁם שֶׁכּוֹנֵס בִּרְמִיזָה כָּךְ מוֹצִיא בִּרְמִיזָה:
18. Если мужчина посвящает несовершеннолетнюю через посредничество ее отца и [хочет] развестись с ней, пока она еще несовершеннолетняя, то ее отец должен принять ее гет. Когда гет попадает во владения ее отца, она разводится. Если [муж стремится] развестись со своей обрученной, когда она является девой, то развод вступает в силу, когда гет достигает ее владений или владений ее отца. Посвященная девица не имеет права назначать посланника для получения гета от мужа при жизни отца. Отец же, наоборот, может назначить посланника для получения гета своей дочери, прошедшей посвящение, независимо от того, является ли она несовершеннолетней или девицей. הַמְקַדֵּשׁ קְטַנָּה עַל יְדֵי אָבִיהָ וְגֵרְשָׁהּ כְּשֶׁהִיא קְטַנָּה אָבִיהָ מְקַבֵּל גִּטָּהּ וּמִשֶּׁיַגִּיעַ גֵּט לְיַד הָאָב נִתְגָּרְשָׁה. גֵּרְשָׁהּ כְּשֶׁהִיא נַעֲרָה אִם הִגִּיעַ הַגֵּט לְיָדָהּ אוֹ לְיַד אָבִיהָ נִתְגָּרְשָׁה. וְאֵין עוֹשָׂה נַעֲרָה הַמְאֹרָסָה שָׁלִיחַ לְקַבֵּל גִּטָּהּ מִיַּד בַּעְלָהּ בְּחַיֵּי אָבִיהָ. אֲבָל הָאָב עוֹשֶׂה שָׁלִיחַ לְקַבֵּל הַגֵּט לְבִתּוֹ הַמְאֹרָסָה בֵּין קְטַנָּה בֵּין נַעֲרָה:
19. [Следующие правила применяются, когда] отец девушки посвящает ее, когда она еще несовершеннолетняя, а затем [отец] умирает. Если [девушка] может отличить гет от другого предмета (понять суть происходящего), развод вступает в силу после того, как гет перейдет в ее владение. Если [она] не способна [к такому определению], с ней нельзя разводиться, пока она не станет способной к такому пониманию. Если такой развод состоялся, он не имеет последствий. קִדְּשָׁהּ אָבִיהָ כְּשֶׁהִיא קְטַנָּה וּמֵת. אִם מַבְחֶנֶת בֵּין גִּטָּהּ לְדָבָר אַחֵר הֲרֵי זוֹ מִתְגָּרֶשֶׁת מִשֶּׁיַגִּיעַ הַגֵּט לְיָדָהּ. וְאִם לָאו אֵינָהּ מִתְגָּרֶשֶׁת עַד שֶׁתַּבְחִין וְאִם גֵּרְשָׁהּ אֵינָהּ מְגֹרֶשֶׁת:
20. Если мужчина, которого закон требует принудить к разводу с женой, не желает разводиться с ней, суд должен подвергнуть его порке до тех пор, пока он не согласится, после чего должен быть составлен приговор. Такой ход допустим. Это относится к любому времени и к любому месту. Аналогично, если неевреи бьют его, говоря при этом: «Делай то, что говорят тебе евреи», и евреи вынуждают неевреев давить на него, пока [он не согласится] развестись со своей женой, то развод допустим. Если же неевреи вынуждают его написать [гет] по собственной инициативе, то гет [просто] неприемлем. Обоснование в том, что закон требует от него дать развод. Почему же этот гет не является недействительным? Потому что его принуждают — либо евреи, либо язычники — [к разводу] против его воли [а развод должен быть дан добровольно]. Потому что понятие принуждения против воли применимо только тогда, когда речь идет о человеке, которого принуждают и заставляют делать то, что Тора не обязывает его делать — например, человека, которого пороли, пока он не согласился на продажу или на подарок. Если же злое начало человека заставляет его отказаться от соблюдения заповеди или совершить проступок, и его пороли до тех пор, пока он не выполнил действие, которое обязан был выполнить, или не отстранился от запрещенного действия, не считается, что его заставили против его воли. Наоборот, это он сам принуждает [свое поведение к разврату]. Что касается того человека, который [внешне] отказывается развестись [со своей женой] — он хочет быть частью еврейского народа, хочет выполнять все заповеди и избегать всех проступков; на него давит только его злое начало. Поэтому, если его порют, пока его [злое] начало не ослабнет, и он соглашается [на развод], считается, что он совершил развод добровольно. [Иные законы действуют, если] закон не требует от него развода с женой, а еврейский суд или простые люди заставляют его развестись с ней. Такой поступок считается неприемлемым. Однако, поскольку принудили его евреи, ему [рекомендуется] завершить развод [надлежащим образом]. Если же, наоборот, неевреи заставили его развестись, когда этого не требовалось, развод считается недействительным. Даже если он говорит неевреям, что согласен, и велит евреям написать и подписать [гет], поскольку закон не требует от него развода, а его принудили язычники, гет недействителен. מִי שֶׁהַדִּין נוֹתֵן שֶׁכּוֹפִין אוֹתוֹ לְגָרֵשׁ אֶת אִשְׁתּוֹ וְלֹא רָצָה לְגָרֵשׁ. בֵּית דִּין שֶׁל יִשְׂרָאֵל בְּכָל מָקוֹם וּבְכָל זְמַן מַכִּין אוֹתוֹ עַד שֶׁיֹּאמַר רוֹצֶה אֲנִי וְיִכְתֹּב הַגֵּט וְהוּא גֵּט כָּשֵׁר. וְכֵן אִם הִכּוּהוּ עַכּוּ''ם וְאָמְרוּ לוֹ עֲשֵׂה מַה שֶּׁיִּשְׂרָאֵל אוֹמְרִין לְךָ וְלָחֲצוּ אוֹתוֹ יִשְׂרָאֵל בְּיַד הָעַכּוּ''ם עַד שֶׁיְּגָרֵשׁ הֲרֵי זֶה כָּשֵׁר. וְאִם הָעַכּוּ''ם מֵעַצְמָן אֲנָסוּהוּ עַד שֶׁכָּתַב הוֹאִיל וְהַדִּין נוֹתֵן שֶׁיִּכְתֹּב הֲרֵי זֶה גֵּט פָּסוּל. וְלָמָּה לֹא בִּטֵּל גֵּט זֶה שֶׁהֲרֵי הוּא אָנוּס בֵּין בְּיַד עַכּוּ''ם בֵּין בְּיַד יִשְׂרָאֵל. שֶׁאֵין אוֹמְרִין אָנוּס אֶלָּא לְמִי שֶׁנִּלְחַץ וְנִדְחַק לַעֲשׂוֹת דָּבָר שֶׁאֵינוֹ מְחֻיָּב בּוֹ מִן הַתּוֹרָה לַעֲשׂוֹתוֹ כְּגוֹן מִי שֶׁהֻכָּה עַד שֶׁמָּכַר אוֹ עַד שֶׁנָּתַן. אֲבָל מִי שֶׁתְּקָפוֹ יִצְרוֹ הָרַע לְבַטֵּל מִצְוָה אוֹ לַעֲשׂוֹת עֲבֵרָה וְהֻכָּה עַד שֶׁעָשָׂה דָּבָר שֶׁחַיָּב לַעֲשׂוֹתוֹ אוֹ עַד שֶׁנִּתְרַחֵק מִדָּבָר הָאָסוּר לַעֲשׂוֹתוֹ אֵין זֶה אָנוּס מִמֶּנּוּ אֶלָּא הוּא אָנַס עַצְמוֹ בְּדַעְתּוֹ הָרָעָה. לְפִיכָךְ זֶה שֶׁאֵינוֹ רוֹצֶה לְגָרֵשׁ מֵאַחַר שֶׁהוּא רוֹצֶה לִהְיוֹת מִיִּשְׂרָאֵל וְרוֹצֶה הוּא לַעֲשׂוֹת כָּל הַמִּצְוֹת וּלְהִתְרַחֵק מִן הָעֲבֵרוֹת וְיִצְרוֹ הוּא שֶׁתְּקָפוֹ וְכֵיוָן שֶׁהֻכָּה עַד שֶׁתָּשַׁשׁ יִצְרוֹ וְאָמַר רוֹצֶה אֲנִי כְּבָר גֵּרֵשׁ לִרְצוֹנוֹ. לֹא הָיָה הַדִּין נוֹתֵן שֶׁכּוֹפִין אוֹתוֹ לְגָרֵשׁ וְטָעוּ בֵּית דִּין שֶׁל יִשְׂרָאֵל אוֹ שֶׁהָיוּ הֶדְיוֹטוֹת וַאֲנָסוּהוּ עַד שֶׁגֵּרֵשׁ הֲרֵי זֶה גֵּט פָּסוּל הוֹאִיל וְיִשְׂרָאֵל אֲנָסוּהוּ יִגְמֹר וִיגָרֵשׁ. וְאִם הָעַכּוּ''ם, אֲנָסוּהוּ לְגָרֵשׁ שֶׁלֹּא כַּדִּין אֵינוֹ גֵּט. אַף עַל פִּי שֶׁאָמַר בְּעַכּוּ''ם רוֹצֶה אֲנִי וְאָמַר לְיִשְׂרָאֵל כִּתְבוּ וְחִתְמוּ הוֹאִיל וְאֵין הַדִּין מְחַיְּבוֹ לְהוֹצִיא וְהָעַכּוּ''ם אֲנָסוּהוּ אֵינוֹ גֵּט:
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter