СБП. Дни Мошиаха! 20 Нисана 5784 г., первый день недели Ахарэй | 2024-04-27 21:15

РАМБАМ: Мишне Тора

Законы о разводе. Гл. 7

1. [В случае, когда] представитель приносит гет из одного места в другое в Земле Израиля, действуют следующие правила. Хотя [представитель] не был свидетелем написания гета и не знает, кто свидетели, а гет был передан ему мужем, который поручил ему передать его жене, [представитель] может передать [женщине гет] в присутствии свидетелей. Хотя личность свидетелей [подписавших гет] нам неизвестна, [женщина] считается разведенной, и на этом основании она может вступить в новый брак. שָׁלִיחַ שֶׁהֵבִיא גֵּט מִמָּקוֹם לְמָקוֹם בְּאֶרֶץ יִשְׂרָאֵל אַף עַל פִּי שֶׁלֹּא רָאָה כְּתִיבַת הַגֵּט וְלֹא יָדַע מִי הֵם עֵדָיו אֶלָּא נָתַן לוֹ הַבַּעַל גֵּט וְאָמַר לוֹ תֵּן גֵּט זֶה לְאִשְׁתִּי הֲרֵי זֶה נוֹתְנוֹ לָהּ בִּפְנֵי עֵדִים וְאַף עַל פִּי שֶׁאֵין עֵדָיו יְדוּעִין אֶצְלֵנוּ וְתִהְיֶה מְגֹרֶשֶׁת וְתִנָּשֵׂא בּוֹ:
2. Если муж пришел и опротестовал, сказав: «Я не разводился с ней. Тот гет, который ей дали, — подделка», следует проверить подписи [свидетелей]. Если это невозможно, а свидетели вообще неизвестны, она должна оставить [своего второго мужа], и [любые дети, родившиеся у них] считаются незаконнорожденными, поскольку [мы предполагаем, что] она не была разведена. Если гет был утерян, статус развода под вопросом. По этой причине женщинам, которые, как мы предполагаем, ненавидят друг друга, в Земле Израиля не доверяют приносить друг другу гет. [Мы подозреваем, что] это может быть подделка, потому что одна желает, чтобы другая снова вышла замуж и была запрещена своему мужу. בָּא הַבַּעַל וְעִרְעֵר וְאָמַר לֹא גֵּרַשְׁתִּיהָ מֵעוֹלָם וְגֵט שֶׁהוּבָא לָהּ מְזֻיָּף הוּא יִתְקַיֵּם בְּחוֹתְמָיו. וְאִם לֹא נִתְקַיֵּם וְלֹא נוֹדְעוּ עֵדָיו כְּלָל תֵּצֵא וְהַוָּלָד מַמְזֵר שֶׁהֲרֵי אֵינָהּ מְגֹרֶשֶׁת. [אָבַד הַגֵּט הֲרֵי זוֹ סְפֵק מְגֹרֶשֶׁת]. לְפִיכָךְ נָשִׁים שֶׁחֶזְקָתָן שֶׁהֵן שׂוֹנְאוֹת זוֹ אֶת זוֹ אֵין נֶאֱמָנוֹת לְהָבִיא גֵּט בְּאֶרֶץ יִשְׂרָאֵל זוֹ לָזוֹ שֶׁמָּא מְזֻיָּף הוּא וְתִתְכַּוֵּן לְקַלְקֵל אוֹתָהּ כְּדֵי שֶׁתִּנָּשֵׂא וְתֵאָסֵר עַל בַּעְלָהּ:
3. Таковы женщины, которые, как мы предполагаем, ненавидят друг друга: свекровь, дочь свекрови, другая женщина, вышедшая замуж за того же мужчину — это относится даже к тому, что эта женщина после этого снова вышла замуж — ее левиратная невестка — это относится даже к тому, что она была ее сестрой — и дочь мужа [от другого брака]. Все остальные женщины приемлемы [для этого]. וְאֵלּוּ הֵן הַנָּשִׁים שֶׁחֶזְקָתָן שׂוֹנְאוֹת זוֹ אֶת זוֹ. חֲמוֹתָהּ וּבַת חֲמוֹתָהּ וְצָרָתָהּ אֲפִלּוּ הָיְתָה הַצָּרָה נְשׂוּאָה לְאַחֵר. וִיבִמְתָּהּ אֲפִלּוּ הָיְתָה אֲחוֹתָהּ וּבַת בַּעְלָהּ. אֲבָל שְׁאָר כָּל הַנָּשִׁים כְּשֵׁרוֹת:
4. В случае, когда человек приносит гет из одного места в другое место в пределах Земли Израиля и заболевает или не может выполнить свои обязанности по независящим от него причинам, он может отправить гет через второго посланника. Аналогично, если и второй посланец заболел, он может отправить его через третьего посланника. Действительно, даже 100 посланцев [могут быть назначены таким образом]. Нет необходимости, чтобы первый посланец назначал второго в присутствии свидетелей. Последний посланец, которому передается гет, должен отдать его женщине в присутствии двух свидетелей, и развод вступает в силу. [Это относится даже к случаю, если первый посланник умирает [до вступления развода в силу]. הַמֵּבִיא גֵּט מִמָּקוֹם לְמָקוֹם בְּאֶרֶץ יִשְׂרָאֵל וְחָלָה אוֹ נֶאֱנַס מְשַׁלְּחוֹ בְּיַד אַחֵר. וְכֵן הַשֵּׁנִי אִם חָלָה מְשַׁלְּחוֹ בְּיַד אַחֵר. וַאֲפִלּוּ מֵאָה. וְאֵין צָרִיךְ עֵדִים לַחֲזֹר וְלַעֲשׂוֹת שָׁלִיחַ בִּפְנֵיהֶם. וְהָאַחֲרוֹן שֶׁהִגִּיעַ הַגֵּט לְיָדוֹ נוֹתְנוֹ לָהּ בִּפְנֵי שְׁנַיִם וְתִתְגָּרֵשׁ בּוֹ אַף עַל פִּי שֶׁמֵּת הָרִאשׁוֹן:
5. [В случае, когда] доверенное лицо приносит гет из одного места в другое в диаспоре, из Земли Израиля в диаспору или из диаспоры в Землю Израиля, действуют следующие правила. Если он присутствовал при составлении и подписании гета, он должен заявить в присутствии двух свидетелей: «Это было написано в моем присутствии, и это было подписано в моем присутствии», после чего ему следует отдать гет, и развод состоится. Даже если имена свидетелей похожи на имена неевреев, мы не подозреваем [что есть какая-то трудность]. שָׁלִיחַ שֶׁהֵבִיא גֵּט מִמָּקוֹם לְמָקוֹם בְּחוּצָה לָאָרֶץ אוֹ מֵאֶרֶץ יִשְׂרָאֵל לְחוּצָה לָאָרֶץ. אוֹ מֵחוּצָה לָאָרֶץ לָאָרֶץ. אִם הָיָה הַשָּׁלִיחַ עוֹמֵד בִּשְׁעַת כְּתִיבַת הַגֵּט וַחֲתִימָתוֹ הֲרֵי זֶה אוֹמֵר בִּפְנֵי שְׁנַיִם בְּפָנַי נִכְתַּב וּבְפָנַי נֶחְתַּם וְאַחַר כָּךְ יִתֵּן לָהּ בִּפְנֵיהֶם וְתִתְגָּרֵשׁ בּוֹ. וְאַף עַל פִּי שֶׁאֵין עֵדָיו יְדוּעִין אֶצְלֵנוּ. וַאֲפִלּוּ הָיוּ שְׁמוֹת עֵדָיו כִּשְׁמוֹת הָעַכּוּ״‎ם אֵין חוֹשְׁשִׁין לָהֶן:
6. Если же [после этого] муж пришел и заявил, что это подделка, его слова не имеют никакого значения. Поэтому даже женщины, которые, как мы предполагаем, ненавидят друг друга, в такой ситуации должны принести подделку и заявить, что она была написана и подписана в их присутствии. בָּא הַבַּעַל וְעָמַד וְעִרְעֵר אֵין מַשְׁגִּיחִין בּוֹ. לְפִיכָךְ אַף הַנָּשִׁים שֶׁשּׂוֹנְאוֹת זוֹ אֶת זוֹ נֶאֱמָנוֹת לְהָבִיא גֵּט זֶה וְלוֹמַר בְּפָנַי נִכְתַּב וּבְפָנַי נֶחְתַּם:
7. Таким же образом, если посланец, принесший гет в Землю Израиля, говорит: «Он был написан и подписан в моем присутствии», хотя он не обязан этого делать, если муж придет и заявит, что гет подделан, слова мужа не имеют никакого значения. [Что касается гета, отправленного в диаспору или из диаспоры, то] если доверенное лицо не присутствовало при составлении или подписании гета, он не может быть передан женщине, если подписи [свидетелей] не были заверены. Сам представитель может служить [одним из] трех [судей], которые проверяют подписи свидетелей. וְכֵן שָׁלִיחַ שֶׁהֵבִיא גֵּט בְּאֶרֶץ יִשְׂרָאֵל וְאָמַר בְּפָנַי נִכְתַּב וּבְפָנַי נֶחְתַּם אַף עַל פִּי שֶׁאֵינוֹ צָרִיךְ אִם יָבֹא הַבַּעַל וִיעַרְעֵר אֵין מַשְׁגִּיחִין בּוֹ. וְאִם אֵין הַשָּׁלִיחַ עוֹמֵד בִּשְׁעַת כְּתִיבָה וַחֲתִימָה לֹא יִנָּתֵן לָהּ אֶלָּא אִם כֵּן נִתְקַיֵּם בְּחוֹתְמָיו. וְיֵשׁ לַשָּׁלִיחַ לִהְיוֹת מִכְּלַל הַשְּׁלֹשָׁה שֶׁקִּיְּמוּ אוֹתָן בְּחוֹתְמָיו. וְאִם לֹא נִתְקַיֵּם וְנָתַן לָהּ הֲרֵי זֶה פָּסוּל עַד שֶׁיִּתְקַיֵּם. וְאִם בָּא הַבַּעַל וְעִרְעֵר וְלֹא נִתְקַיֵּם אֵינָהּ מְגֹרֶשֶׁת. אָבַד הַגֵּט הֲרֵי זוֹ סָפֵק מְגֹרֶשֶׁת:
8. Почему [наши мудрецы] требовали, чтобы представитель говорил: «Это было написано и подписано в моем присутствии» в диаспоре? Чтобы женщине не пришлось заверять [подписи], если муж придет и будет протестовать. [Наши мудрецы не хотели, чтобы она оказалась в таком затруднительном положении,] потому что в диаспоре часто нет свидетелей для проверки подписей [на документе, который был перевезен] из одного места в другое. וּמִפְּנֵי מָה הִצְרִיכוּ לוֹמַר בְּפָנַי נִכְתַּב וּבְפָנַי נֶחְתַּם בְּחוּץ לָאָרֶץ. כְּדֵי שֶׁלֹּא תִּהְיֶה הָאִשָּׁה צְרִיכָה לְקַיְּמוֹ אִם יָבוֹא הַבַּעַל וִיעַרְעֵר מִפְּנֵי שֶׁאֵין הָעֵדִים מְצוּיִין לְקַיְּמוֹ מִמָּקוֹם לְמָקוֹם בְּחוּצָה לָאָרֶץ:
9. Если муж представил явное свидетельство того, что разводное письмо, относительно которого представитель заявил: «Это было написано и подписано в моем присутствии», является подделкой, то [гет] недействителен. Ибо [наши мудрецы] принимали заявления одного человека только перед лицом протеста мужа, который не сопровождался существенным доказательством. Однако если показания этого человека опровергаются свидетелями, [его заявления] не принимаются. בַּעַל שֶׁהֵבִיא רְאָיָה בְּרוּרָה שֶׁגֵּט זֶה שֶׁנֶּאֱמַר בּוֹ בְּפָנַי נִכְתַּב וּבְפָנַי נֶחְתַּם מְזֻיָּף הוּא הֲרֵי זֶה בָּטֵל. שֶׁלֹּא הֶאֱמִינוּ דְּבָרָיו שֶׁל אֶחָד שֶׁאָמַר בְּפָנַי נִכְתַּב וּבְפָנַי נֶחְתַּם אֶלָּא לִדְחוֹת עִרְעוּר הַבַּעַל שֶׁאֵין עִמּוֹ רְאָיָה. אֲבָל בִּמְקוֹם עֵדִים שֶׁמַּכְחִישִׁין אוֹתוֹ לֹא הֶאֱמִינוּהוּ:
10. Реки в Земле Израиля и острова в Средиземном море, находящиеся в границах Земли Израиля, связаны правилами, относящимися к Земле Израиля. [Острова], находящиеся за пределами этих границ, подчиняются правилам, относящимся к диаспоре. Границы территории Земли Израиля описаны в «законах о приношениях». Что касается гетов, то [правила, относящиеся к] Земле Израиля, также распространяются на Вавилонию. הַנְּהָרוֹת שֶׁבְּאֶרֶץ יִשְׂרָאֵל וְהַנִּסִּין שֶׁבַּיָּם הַגָּדוֹל שֶׁבְּתוֹךְ הַתְּחוּם שֶׁל אֶרֶץ יִשְׂרָאֵל הֲרֵי הֵן כְּאֶרֶץ יִשְׂרָאֵל. וְשֶׁחוּץ לַתְּחוּם כְּחוּצָה לָאָרֶץ. וּבְהִלְכוֹת תְּרוּמוֹת יִתְבָּאֲרוּ תְּחוּמֵי אֶרֶץ יִשְׂרָאֵל. וּבָבֶל כְּאֶרֶץ יִשְׂרָאֵל לְגִטִּין:
11. В случае, когда гет был написан в стране Израиля и подписан в диаспоре, представитель обязан заявить: «Это было написано и подписано в моем присутствии». Если гет был написан в диаспоре и подписан в Земле Израиля, он не обязан произносить: «Это было написано и подписано в моем присутствии». גֵּט שֶׁכְּתָבוֹ בְּאֶרֶץ יִשְׂרָאֵל וַחֲתָמוֹ בְּחוּצָה לָאָרֶץ צָרִיךְ שֶׁיֹּאמַר בְּפָנַי נִכְתַּב וּבְפָנַי נֶחְתַּם. כְּתָבוֹ בְּחוּצָה לָאָרֶץ וַחֲתָמוֹ בְּאֶרֶץ יִשְׂרָאֵל אֵינוֹ צָרִיךְ לוֹמַר בְּפָנַי נִכְתַּב וּבְפָנַי נֶחְתַּם:
12. В случае, когда часть гета написана в присутствии поверенного, и все подписи были выполнены в его присутствии, он может сказать: «Это было написано и подписано в моем присутствии», при условии, что это была начальная часть — даже одна строка — [которая была написана в его присутствии]. [Более того], даже если он просто слышал шорох [издаваемый пером писца], а свидетели подписались в его присутствии, он может заявить: «Это было написано и подписано в моем присутствии». Аналогичным образом, даже если писец вышел на рынок, а затем вернулся и дописал гет, то представитель не опасается, что другой [человек] нашел [писца] и сказал ему [написать гет за него], и он [завершил] написание гета за другого человека. Вместо этого [представитель] может сказать: «Это было написано и подписано в моем присутствии». נִכְתַּב מִקְצָת הַגֵּט בְּפָנָיו וְנֶחְתַּם כֻּלּוֹ בְּפָנָיו. אִם מִקְצָתוֹ הָרִאשׁוֹן הוּא הֲרֵי זֶה אוֹמֵר בְּפָנַי נִכְתַּב וּבְפָנַי נֶחְתַּם אֲפִלּוּ לֹא נִכְתַּב בּוֹ אֶלָּא שִׁיטָה אַחַת בְּפָנָיו וַאֲפִלּוּ שָׁמַע קוֹל הַקֻּלְמוֹס כּוֹתֵב וְחָתְמוּ הָעֵדִים בְּפָנָיו הֲרֵי זֶה אוֹמֵר בְּפָנַי נִכְתַּב וּבְפָנַי נֶחְתַּם. וְכֵן אִם יָצָא הַסּוֹפֵר לַשּׁוּק וְחָזַר וְהִשְׁלִים אֶת הַגֵּט אֵינוֹ חוֹשֵׁשׁ שֶׁמָּא אַחֵר מְצָאוֹ וְאָמַר לוֹ וּלְשֵׁם אִשָּׁה אַחֶרֶת כְּתָבוֹ אֶלָּא אוֹמֵר בְּפָנַי נִכְתַּב וּבְפָנַי נֶחְתַּם:
13. Если он сказал: «Это было написано в моем присутствии», но не сказал: «Это было подписано в моем присутствии», [если он сказал:] «Это было подписано в моем присутствии», но не сказал: «Это было написано в моем присутствии», или [если он сказал:] «Весь [гет] был написан в моем присутствии, и один свидетель подписал [в моем присутствии], но не другой свидетель», даже если он сам был другим свидетелем, подпись свидетелей должна быть проверена. Только тогда [гет] может быть передан женщине. Если он и еще один человек дадут показания относительно [подписи] второго свидетеля, который не подписывался в его присутствии, то [гет] является приемлемым и может быть передан ей. Нет нужды говорить, что если два других свидетеля дают показания относительно подписи второго свидетеля, то [гет] является приемлемым. אָמַר בְּפָנַי נִכְתַּב אֲבָל לֹא בְּפָנַי נֶחְתַּם. בְּפָנַי נֶחְתַּם אֲבָל לֹא בְּפָנַי נִכְתַּב. בְּפָנַי נִכְתַּב כֻּלּוֹ וְחָתַם עֵד אֶחָד אֲבָל לֹא הָעֵד הַשֵּׁנִי. אֲפִלּוּ הָיָה הוּא הָעֵד הַשֵּׁנִי הֲרֵי זֶה יִתְקַיֵּם בְּחוֹתְמָיו וְאַחַר כָּךְ יִנָּתֵן לָהּ. וְאִם הֵעִיד הוּא וְאַחֵר עַל הָעֵד הַשֵּׁנִי שֶׁלֹּא חָתַם בְּפָנָיו הֲרֵי זֶה כָּשֵׁר וְיִנָּתֵן לָהּ. וְאֵין צָרִיךְ לוֹמַר אִם הֵעִידוּ שְׁנַיִם אֲחֵרִים עַל כְּתַב הָעֵד הַשֵּׁנִי שֶׁזֶּה כָּשֵׁר:
14. Если два поверенных принесли из диаспоры гет, они могут отдать его [женщине], в результате чего развод вступит в силу, даже если он не был написан и подписан в их присутствии. Поскольку муж дал его им для передачи жене, его протесты относительно этого гета бессмысленны. Хотя [подписи свидетелей] не были проверены, доверенные лица, которых он [назначил], служат свидетелями [его подлинности]. Ведь если бы эти свидетели сказали: «Она развелась в нашем присутствии», развод вступил бы в силу, даже несмотря на отсутствие гета. שְׁנַיִם שֶׁהֵבִיאוּ גֵּט בְּחוּצָה לָאָרֶץ אַף עַל פִּי שֶׁלֹּא נִכְתַּב וְנֶחְתַּם בִּפְנֵיהֶם הוֹאִיל וּנְתָנוֹ לָהֶם הַבַּעַל לִתְּנוֹ לְאִשְׁתּוֹ הֲרֵי אֵלּוּ נוֹתְנִין לָהּ וְתִהְיֶה מְגֹרֶשֶׁת. שֶׁהֲרֵי אֵין הַבַּעַל יָכוֹל לְעַרְעֵר בְּגֵט זֶה אַף עַל פִּי שֶׁאֵינוֹ מְקֻיָּם שֶׁהֲרֵי שְׁלוּחָיו הֵם עֵדָיו. שֶׁאִלּוּ אָמְרוּ הַשְּׁנַיִם בְּפָנֵינוּ נִתְגָּרְשָׁה הֲרֵי זוֹ מְגֹרֶשֶׁת אַף עַל פִּי שֶׁאֵין שָׁם גֵּט:
15. В каких случаях применяется вышесказанное? Когда он был написан и подписан при них. В ином случае они должны заявить: «Это было написано и подписано в нашем присутствии». Соответственно, если один из представителей говорит: «Это было написано в моем присутствии», а второй говорит: «Это было подписано в моем присутствии», или они оба говорят: «Это было написано в нашем присутствии», а один говорит: «Это было подписано в моем присутствии», то, поскольку гет не хранится у обоих, его не следует отдавать женщине до проверки подлинности подписей. בַּמֶּה דְּבָרִים אֲמוּרִים בִּזְמַן שֶׁהַגֵּט יוֹצֵא מִתַּחַת יְדֵי שְׁנֵיהֶם אֲבָל אִם אֵין הַגֵּט יוֹצֵא מִתַּחַת יְדֵי שְׁנֵיהֶם צְרִיכִין לוֹמַר בְּפָנֵינוּ נִכְתַּב וּבְפָנֵינוּ נֶחְתַּם. לְפִיכָךְ אִם אָמַר אֶחָד בְּפָנַי נִכְתַּב וְהָאַחֵר אוֹמֵר בְּפָנַי נֶחְתַּם וַאֲפִלּוּ שְׁנַיִם אוֹמְרִים בְּפָנֵינוּ נִכְתַּב וְאֶחָד אוֹמֵר בְּפָנַי נֶחְתַּם הוֹאִיל וְאֵינוֹ יוֹצֵא מִתַּחַת יְדֵי שְׁנֵיהֶם לֹא יִנָּתֵן לָהּ עַד שֶׁיִּתְקַיֵּם בְּחוֹתְמָיו:
16. Если же один человек заявляет: «Это было написано в моем присутствии», а два человека сказали: «Это было подписано в нашем присутствии», [гет] принимается. [Это относится] даже к тем, кто не имеет на руках [гет], потому что подписи [свидетелей] были проверены. אָמַר אֶחָד בְּפָנַי נִכְתַּב וּשְׁנַיִם אוֹמְרִים בְּפָנֵינוּ נֶחְתַּם כָּשֵׁר אַף עַל פִּי שֶׁאֵינוֹ יוֹצֵא מִתַּחַת יָדָם שֶׁהֲרֵי נִתְקַיֵּם בְּחוֹתְמָיו:
17. [В случае, когда] посланец приносит гет в диаспоре и отдает его женщине наедине, или отдает его ей в присутствии двух свидетелей, но не говорит ей: «Это было написано и подписано в моем присутствии». Даже если она вышла замуж, он должен забрать у нее гет, а затем отдать его ей вновь в присутствии двух свидетелей и сказать при этом: «Это было написано и подписано в моем присутствии». Если он не заберет его у нее, то развод недопустим, пока подписи [свидетелей] не будут проверены. שָׁלִיחַ שֶׁהֵבִיא גֵּט בְּחוּצָה לָאָרֶץ וּנְתָנוֹ לָהּ בֵּינוֹ לְבֵינָהּ אוֹ שֶׁנְּתָנוֹ לָהּ בִּפְנֵי שְׁנַיִם וְלֹא אָמַר לָהּ בְּפָנַי נִכְתַּב וּבְפָנַי נֶחְתַּם אַף עַל פִּי שֶׁנִּשֵּׂאת נוֹטְלוֹ מִמֶּנָּה וְחוֹזֵר וְנוֹתְנוֹ לָהּ בִּפְנֵי שְׁנַיִם וְאוֹמֵר בִּפְנֵיהֶם בְּפָנַי נִכְתַּב וּבְפָנַי נֶחְתַּם. וְאִם לֹא נְטָלוֹ מִמֶּנָּה הֲרֵי זֶה פָּסוּל עַד שֶׁיִּתְקַיֵּם בְּחוֹתְמָיו:
18. Если представитель передал женщине гет и не удостоился сказать: «Это было написано и подписано в моем присутствии», до того, как он потерял дар речи, подписи [свидетелей] должны быть заверены. После этого он может отдать его ей. נְתָנוֹ לָהּ וְלֹא הִסְפִּיק לוֹמַר בְּפָנַי נִכְתַּב וּבְפָנַי נֶחְתַּם עַד שֶׁנִּשְׁתַּתֵּק הֲרֵי זֶה יִתְקַיֵּם בְּחוֹתְמָיו וְאַחַר כָּךְ יִנָּתֵן לָהּ:
19. Слепец не может принести гет из диаспоры, потому что он не в состоянии заявить: «Это было написано и подписано в моем присутствии». Поэтому, если [гет] был написан и подписан в его присутствии, пока он обладал силой зрения, а после этого он ослеп, он будет должен заявить в присутствии трех человек: «Это было написано и подписано в моем присутствии», и отдать [гет] ей. Точно так же, когда женщина приносит гет из диаспоры, она должна заявить: «Это было написано и подписано в моем присутствии» в присутствии трех [мужчин]. Положение о том, чтобы делать эти заявления в присутствии двух мужчин, применяется только в том случае, если представитель согласен выступать в качестве свидетеля. В этом случае он присоединяется к двум другим и выступает в качестве одного из трех, которые проверяют гет на основании его заявлений. Ведь свидетель может выступать в качестве судьи в вопросах предписаний мудрецов. הַסּוּמָא אֵינוֹ יָכוֹל לְהָבִיא גֵּט זֶה שֶׁל חוּצָה לָאָרֶץ מִפְּנֵי שֶׁאֵינוֹ יָכוֹל לוֹמַר בְּפָנַי נִכְתַּב וּבְפָנַי נֶחְתַּם. לְפִיכָךְ אִם נִכְתַּב וְנֶחְתַּם בְּפָנָיו כְּשֶׁהוּא פָּתוּחַ וְנִסְתַּמָא הֲרֵי זֶה אוֹמֵר בִּפְנֵי שְׁלֹשָׁה בְּפָנַי נִכְתַּב וּבְפָנַי נֶחְתַּם וְנוֹתְנוֹ לָהּ. וְכֵן הָאִשָּׁה שֶׁהֵבִיאָה גֵּט זֶה שֶׁל חוּצָה לָאָרֶץ צְרִיכָה שְׁלֹשָׁה לוֹמַר בִּפְנֵיהֶם בְּפָנַי נִכְתַּב וּבְפָנַי נֶחְתַּם. שֶׁלֹּא אָמְרוּ בִּפְנֵי שְׁנַיִם אֶלָּא בִּזְמַן שֶׁהַשָּׁלִיחַ כָּשֵׁר לְעֵדוּת שֶׁהֲרֵי הוּא מִצְטָרֵף עִם הַשְּׁנַיִם וְנִמְצָא מִכְּלַל הַשְּׁלֹשָׁה שֶׁקִּיְּמוּ גֵּט זֶה בִּדְבָרָיו. שֶׁהָעֵד נַעֲשָׂה דַּיָּן בְּדָבָר שֶׁהוּא מִדִּבְרֵיהֶם:
20. В случае, когда поверенный заболел или ему помешали выполнить его поручение не зависящие от него силы, он должен обратиться в еврейский суд и заявить: «Этот гет был написан и подписан в моем присутствии». [Тогда суд назначает] другого уполномоченного и отправляет [гет женщине] вместе с ним. Второй посланец не обязан заявлять: «Это было написано и подписано в моем присутствии». Вместо этого он говорит: «Я — представитель суда», а затем в присутствии свидетелей отдает [полученное женщине]. חָלָה הַשָּׁלִיחַ אוֹ נֶאֱנַס בָּא לְבֵית דִּין וְאוֹמֵר לָהֶם גֵּט זֶה בְּפָנַי נִכְתַּב וּבְפָנַי נֶחְתַּם וְהֵן מְשַׁלְּחִין אוֹתוֹ בְּיַד שָׁלִיחַ אַחֵר. וְאֵין הַשָּׁלִיחַ הָאַחֲרוֹן צָרִיךְ לוֹמַר בְּפָנַי נִכְתַּב וּבְפָנַי נֶחְתַּם אֶלָּא אוֹמֵר שְׁלִיחַ בֵּית דִּין אֲנִי וְנוֹתְנוֹ לָהּ בִּפְנֵי עֵדִים:
21. В случае, если второй поверенный заболел или ему помешали осуществить свои полномочия, не зависящие от него силы, он должен назначить другого поверенного в присутствии суда. [Действительно,] даже 100 представителей могут быть назначены таким образом]. [Перед передачей гета последний назначенец] говорит: «Я — представитель суда». Затем он должен отдать женщине этот гет. [Гет может быть отдан], даже если первый поверенный умер. Почему [назначение должно быть сделано] в суде? Потому что [первый уполномоченный] должен заявить: «Это было написано и подписано в моем присутствии». Однако если подписи [свидетелей] были заверены, то даже если один из представителей передает его другому наедине — даже если сто представителей назначены таким образом, — гет будет приемлемым, когда он дойдет до женщины. Хотя муж не сказал прямо своему порученцу: «Передай [гет] через другого человека, если тебе помешают не зависящие от тебя силы», представитель вправе [назначить другого исполнителя], если он заболеет или ему помешают не зависящие от него силы. חָלָה הַשֵּׁנִי אוֹ נֶאֱנַס עוֹשֶׂה שָׁלִיחַ אַחֵר בְּבֵית דִּין אֲפִלּוּ מֵאָה וְהָאַחֲרוֹן אוֹמֵר שְׁלִיחַ בֵּית דִּין אֲנִי וְנוֹתְנוֹ לָהּ. אַף עַל פִּי שֶׁמֵּת הַשָּׁלִיחַ הָרִאשׁוֹן. וּמִפְּנֵי מָה צָרִיךְ בֵּית דִּין מִפְּנֵי שֶׁהוּא צָרִיךְ לוֹמַר בְּפָנַי נִכְתַּב וּבְפָנַי נֶחְתַּם. אֲבָל אִם נִתְקַיֵּם הַגֵּט בְּחוֹתְמָיו אַף עַל פִּי שֶׁנְּתָנוֹ שָׁלִיחַ לְשָׁלִיחַ אֲפִלּוּ מֵאָה בֵּינָם לְבֵין עַצְמָם עַד שֶׁהִגִּיעַ הַגֵּט לְיָדָהּ הֲרֵי זֶה כָּשֵׁר. וְאַף עַל פִּי שֶׁלֹּא פֵּרֵשׁ הַבַּעַל וְלֹא אָמַר לוֹ שַׁלְּחוֹ בְּיַד אַחֵר אִם תֵּאָנֵס אִם חָלָה אוֹ נֶאֱנַס הֲרֵי זֶה מְשַׁלְּחוֹ:
22. В случае, когда человек назначает посланника, он не обязан присутствовать в суде вместе с ним. Даже если представитель не присутствует, он может сказать [суду]: «Такой-то является моим доверенным лицом». Аналогичным образом, доверенное лицо может назначить своего посланника, в то время как последний не присутствует. [Действительно,] даже 100 представителей [могут быть назначены таким образом]. כָּל הָעוֹשֶׂה שָׁלִיחַ אֵינוֹ צָרִיךְ שֶׁיְּהֵא הַשָּׁלִיחַ עִמּוֹ בְּבֵית דִּין אֶלָּא אוֹמֵר לָהֶם הֲרֵי פְּלוֹנִי שְׁלוּחִי וַאֲפִלּוּ שֶׁלֹּא בְּפָנָיו. וְכֵן הַשָּׁלִיחַ עוֹשֶׂה שָׁלִיחַ אַחֵר שֶׁלֹּא בְּפָנָיו אֲפִלּוּ הֵן מֵאָה:
23. Муж [может назначить] свою жену доверенным лицом для перевозки ее гета в другое место. После того как гет будет написан и подписан в ее присутствии, он дает ей гет и говорит ей: «Ты — доверенное лицо, чтобы отнести его в суд такого-то. Они назначат посланника, который передаст тебе этот гет и таким образом осуществит развод». Женщина должна сказать: «Это было написано и подписано в моем присутствии» [при передаче гета в суд], ее слова принимаются. [Суд] должен взять у нее гет и передать его уполномоченному, чтобы тот передал его ей, как велел муж. הָאִישׁ שֶׁנָּתַן גֵּט לְאִשְׁתּוֹ וְנִכְתַּב וְנֶחְתַּם בְּפָנֶיהָ וְאָמַר לָהּ הֲרֵי אַתְּ שְׁלוּחָתִי לְהוֹלָכָה עַד בֵּית דִּין פְּלוֹנִי וְהֵם יַעֲמִידוּ שָׁלִיחַ וְיִתְּנוּ לִיךְ גֵּט זֶה וְתִתְגָּרְשִׁי בּוֹ הֲרֵי זוֹ נֶאֱמֶנֶת לוֹמַר בִּפְנֵיהֶם בְּפָנַי נִכְתַּב וּבְפָנַי נֶחְתַּם וְהֵם נוֹטְלִין אוֹתוֹ וְנוֹתְנִין אוֹתוֹ לְשָׁלִיחַ לִתְּנוֹ לָהּ כְּמַאֲמַר הַבַּעַל:
24. В каких случаях применяется вышеизложенное? Если муж [прямо] оговорил это условие. Но если это условие не было оговорено, а вместо этого муж [просто] передал ей гет, и он остался у нее, она не обязана делать никаких заявлений [суду]. Мы предполагаем, что она разведена, так как у нее на руках есть документ, составленный в соответствии с законом и подписанный свидетелями. Хотя мы не знаем подписи свидетелей и [их подлинность] не проверена, мы не подозреваем, что [женщина] подделала их, так как она не стала бы разорять себя. Более того, считается, что свидетели, подписавшие получение, дали показания в суде, пока не будет заявлен протест. Поэтому мы считаем, что гет был составлен по закону, и [даем женщине разрешение] выйти замуж, как мы считаем, что гет, принесенный поверенным [в стране Израиля], является приемлемым, пока муж не заявит протест или пока он не представит доказательства, что это подделка или что он недействителен. Ведь если бы у нас были подозрения относительно этих и подобных вопросов, мы должны были бы подозревать, что, возможно, когда муж передал гет в нашем присутствии, он аннулировал его до того, как передал; возможно, свидетели, подписавшие его, неприемлемы, что заставляет считать его подделкой; или, возможно, он был написан не ради [разводящегося мужчины или женщины]. Подобно тому, как мы не испытываем подозрений в отношении этих факторов и считаем, что получение [приемлемо], пока не обнаружится, что оно недействительно, так же мы не испытываем подозрений в отношении посредника или женщины, когда получение находится в их распоряжении. [Это объясняется тем, что законы, регулирующие запреты, отличаются от законов, регулирующих финансовые операции. בַּמֶּה דְּבָרִים אֲמוּרִים כְּשֶׁהִתְנָה עָלֶיהָ הַבַּעַל תְּנַאי זֶה אֲבָל אִם לֹא הִתְנָה עָלֶיהָ אֶלָּא נָתַן לָהּ גִּטָּהּ וַהֲרֵי הַגֵּט יוֹצֵא מִתַּחַת יָדָהּ אֵינָהּ צְרִיכָה לוֹמַר כְּלוּם וַהֲרֵי הִיא בְּחֶזְקַת מְגֹרֶשֶׁת. הוֹאִיל וְגֵט שֶׁבְּיָדָהּ כָּתוּב כְּהִלְכָתוֹ וְהָעֵדִים חֲתוּמִים עָלָיו. וְאַף עַל פִּי שֶׁאֵין אָנוּ מַכִּירִין כְּתַב אוֹתָן הָעֵדִים וְלֹא נִתְקַיֵּם אֵין חוֹשְׁשִׁין לָהּ שֶׁמָּא זִיְּפָה אוֹתוֹ שֶׁהֲרֵי אֵינָהּ מְקַלְקֶלֶת עַל עַצְמָהּ. וְעוֹד שֶׁהָעֵדִים הַחֲתוּמִים עַל הַגֵּט הֲרֵי הֵן כְּמִי שֶׁנֶּחְקְרָה עֵדוּתָן בְּבֵית דִּין עַד שֶׁיְּהֵא שָׁם מְעַרְעֵר. לְפִיכָךְ נַעֲמִיד הַגֵּט בְּחֶזְקָתוֹ וְתִנָּשֵׂא. וְאֵין חוֹשְׁשִׁין שֶׁמָּא יִמָּצֵא מְזֻיָּף. כְּמוֹ שֶׁנַּעֲמִיד הַגֵּט בְּחֶזְקַת כָּשֵׁר כְּשֶׁיָּבִיא אוֹתוֹ הַשָּׁלִיחַ עַד שֶׁיְּעַרְעֵר הַבַּעַל אוֹ עַד שֶׁיָּבִיא רְאָיָה שֶׁהוּא מְזֻיָּף אוֹ בָּטֵל. שֶׁאִם נָחוּשׁ לִדְבָרִים אֵלּוּ וְכַיּוֹצֵא בָּהֶן כָּךְ הָיָה לָנוּ לָחוּשׁ לְגֵט שֶׁיִּתֵּן הַבַּעַל בְּפָנֵינוּ שֶׁמָּא בִּטְּלוֹ וְאַחַר כָּךְ נְתָנוֹ. אוֹ שֶׁמָּא עֵדִים פְּסוּלִין חָתְמוּ בּוֹ וַהֲרֵי הוּא כִּמְזֻיָּף מִתּוֹכוֹ. אוֹ שֶׁמָּא שֶׁלֹּא לִשְׁמָהּ נִכְתַּב. וּכְשֵׁם שֶׁאֵין חוֹשְׁשִׁין לָזֶה וְכַיּוֹצֵא בּוֹ אֶלָּא נַעֲמִידֶנּוּ עַל חֶזְקָתוֹ עַד שֶׁיִּוָּדַע שֶׁהוּא בָּטֵל כָּךְ לֹא נָחוּשׁ לֹא לַשָּׁלִיחַ וְלֹא לָאִשָּׁה עַצְמָהּ שֶׁהַגֵּט יוֹצֵא מִתַּחַת יָדָהּ. שֶׁאֵין דִּינֵי הָאִסּוּרִין כְּדִינֵי הַמָּמוֹנוֹת:
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter