СБП. Дни Мошиаха! 19 Нисана 5784 г., суббота недели Ахарэй | 2024-04-27 10:11

РАМБАМ: Мишне Тора

Законы о запрещённой пище. Гл. 5

1. В соответствии с устной традицией мы узнали, что [смысл] высказывания Торы (Дварим 12:23): «Но крепись, чтобы не есть крови, ибо кровь — душа; и не ешь души вместе с мясом» — заключается в запрете отрезания конечности у живого животного. Относительно конечности, отрезанной у живого животного, было сказано Ноаху [«Берейшит» 9:4]: «Только плоти при ее душе, ее крови не ешьте». Запрет на употребление в пищу конечности живого животного относится к кошерным домашним животным, диким зверям и птице, но не к некошерным видам. מִפִּי הַשְּׁמוּעָה לָמְדוּ שֶׁזֶּה שֶׁנֶּאֱמַר בַּתּוֹרָה (דברים יב כג) «לֹא תֹאכַל הַנֶּפֶשׁ עִם הַבָּשָׂר» לֶאֱסֹר אֵיבָר שֶׁנֶּחְתַּךְ מִן הַחַי. וְעַל אֵיבָר מִן הַחַי הוּא אוֹמֵר לְנֹחַ (בראשית ט ד) «אַךְ בָּשָׂר בְּנַפְשׁוֹ דָמוֹ לֹא תֹאכֵלוּ». וְאִסּוּר אֵיבָר מִן הַחַי נוֹהֵג בִּבְהֵמָה חַיָּה וְעוֹף בִּטְהוֹרִים אֲבָל לֹא בִּטְמֵאִים:
2. Термин «орган» (эвер) [трактуемый как «конечность»] относится как к конечности, имеющей плоть, сухожилия и кости, например, руке или ноге, так и к органу, не имеющему костей, например, языку, яичкам, селезенке, почкам, сердцу и т.п. Есть, однако, одно отличие: если орган не имеет кости, запрет [на употребление] конечности от живого животного действует независимо от того, отрезал ли человек весь орган или только его часть. Если же, с другой стороны, конечность имеет кость, человек не несет ответственности [за нарушение запрета на употребление] конечности от живого животного, если он не отделяет ее в полном виде, с плотью, сухожилиями и костями. Если же он отделяет от живого животного только плоть, то он несет ответственность за [запрет на употребление] трефного [животного], как объяснялось, а не за конечность от живого животного. אֶחָד אֵיבָר שֶׁיֵּשׁ בּוֹ בָּשָׂר וְגִידִים וַעֲצָמוֹת כְּגוֹן הַיָּד וְהָרֶגֶל. וְאֶחָד אֵיבָר שֶׁאֵין בּוֹ עֶצֶם כְּגוֹן הַלָּשׁוֹן וְהַבֵּיצִים וְהַטְּחוֹל וְהַכְּלָיוֹת וְחֵלֶב וְכַיּוֹצֵא בָּהֶן. אֶלָּא שֶׁהָאֵיבָר שֶׁאֵין בּוֹ עֶצֶם בֵּין שֶׁחָתַךְ כֻּלּוֹ בֵּין שֶׁחָתַךְ מִקְצָתוֹ הֲרֵי זֶה אָסוּר מִשּׁוּם אֵיבָר מִן הַחַי. וְהָאֵיבָר שֶׁיֵּשׁ בּוֹ עֶצֶם אֵינוֹ חַיָּב עָלָיו מִשּׁוּם אֵיבָר מִן הַחַי עַד שֶׁיִּפְרשׁ כִּבְרִיָּתוֹ בָּשָׂר וְגִידִים וַעֲצָמוֹת. אֲבָל אִם פָּרַשׁ מִן הַחַי הַבָּשָׂר בִּלְבַד חַיָּב עָלָיו מִשּׁוּם טְרֵפָה כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ לֹא מִשּׁוּם אֵיבָר מִן הַחַי:
3. Наказание плетьми предусмотрено только за съеденную часть конечности живого животного размером с оливку. Даже если человек съест целую конечность или орган, если он размером с оливку, он подлежит наказанию; если нет — освобождается. Если человек отрезал от конечности часть плоти, сухожилий и костей размером с оливку в соответствии с ее естественной формой и съел ее, он подлежит ответственности, даже если в ней было только самое малое количество мяса. Если же человек отделил конечность, которую он оторвал от живого животного, и отделил плоть от сухожилий и мяса, он не подлежит наказанию плетьми, если только он не съел часть мяса размером с оливку. Кости и сухожилия не входят в порцию размером с оливку, поскольку он изменил естественную форму конечности. הָאוֹכֵל מֵאֵיבָר מִן הַחַי כְּזַיִת לוֹקֶה וַאֲפִלּוּ אָכַל אֵיבָר שָׁלֵם אִם יֵשׁ בּוֹ כְּזַיִת חַיָּב פָּחוֹת מִכְּזַיִת פָּטוּר. חָתַךְ מִן הָאֵיבָר כִּבְרִיָּתוֹ בָּשָׂר וְגִידִים וַעֲצָמוֹת כְּזַיִת וַאֲכָלוֹ לוֹקֶה אַף עַל פִּי שֶׁאֵין בּוֹ בָּשָׂר אֶלָּא כָּל שֶׁהוּא. אֲבָל אִם הִפְרִיד הָאֵיבָר אַחַר שֶׁתְּלָשׁוֹ מִן הַחַי וְהִפְרִיד הַבָּשָׂר מִן הַגִּידִים וּמִן הָעֲצָמוֹת אֵינוֹ לוֹקֶה עַד שֶׁיֹּאכַל כְּזַיִת מִן הַבָּשָׂר לְבַדּוֹ. וְאֵין הָעֲצָמוֹת וְהַגִּידִים מִצְטָרְפִין בּוֹ לִכְזַיִת מֵאַחַר שֶׁשִּׁנָּה בְּרִיָּתוֹ:
4. Если человек разделил этот орган и съел его кусочек за кусочком, он несет ответственность, если в том, что он съел, есть часть мяса размером с оливку. Если нет, он освобождается от ответственности. Если он взял часть конечности с мясом, сухожилиями и костями в ее естественном виде размером с оливку и съел ее, то он несет ответственность, даже если она разделилась внутри его рта до того, как он ее проглотил. חִלְּקוֹ לְאֵיבָר זֶה וַאֲכָלוֹ מְעַט מְעַט. אִם יֵשׁ בְּמַה שֶּׁאָכַל כְּזַיִת בָּשָׂר חַיָּב וְאִם לָאו פָּטוּר. לָקַח כְּזַיִת מִן הָאֵיבָר כִּבְרִיָּתוֹ בָּשָׂר וְגִידִים וַעֲצָמוֹת וַאֲכָלוֹ אַף עַל פִּי שֶׁנֶּחְלַק בְּפִיו בִּפְנִים קֹדֶם שֶׁיִּבְלָעֶנּוּ חַיָּב:
5. Если кто-либо отрывает конечность от живого животного и при этом превращает ее в трефу, он несет двойную ответственность за ее употребление: один раз за [употребление] конечности от живого животного и один раз за [употребление] трефы. Оба эти запрета действуют одновременно. Точно так же, если человек сорвет жир с живого животного и съест его, он несет двойную ответственность: за [снятие] конечности с живого животного и за [снятие] жира. Если он сорвет жир с трефного [животного], он несет ответственность за [нарушение] трех [запрещающих заповедей]. תָּלַשׁ אֵיבָר מִן הַחַי וְנִטְרְפָה בִּנְטִילָתוֹ וַאֲכָלוֹ חַיָּב שְׁתַּיִם. מִשּׁוּם אֵיבָר מִן הַחַי וּמִשּׁוּם טְרֵפָה שֶׁהֲרֵי שְׁנֵי הָאִסּוּרִין בָּאִין כְּאַחַת. וְכֵן הַתּוֹלֵשׁ חֵלֶב מִן הַחַי וַאֲכָלוֹ לוֹקֶה שְׁתַּיִם. מִשּׁוּם אֵיבָר מִן הַחַי וּמִשּׁוּם חֵלֶב. תָּלַשׁ חֵלֶב מִן הַטְּרֵפָה וַאֲכָלוֹ לוֹקֶה שָׁלֹשׁ:
6. [Следующие правила действуют, когда] мясо отделено от животного и к нему прикреплен орган. Если невозможно, чтобы это мясо снова прижилось как часть тела, оно запрещено, но за него не наказывают плетьми. [Это справедливо], даже если оно не было отделено [от животного] до того, как его зарезали. Если животное умирает, мы считаем [конечность], как если бы она отделилась при жизни [животного]. Поэтому за [отрезание] конечности наказывают плетьми из-за запрета на отрезание конечности от живого животного. Однако если конечность может снова стать живой частью тела, а животное ритуально зарезано, то это разрешено. בָּשָׂר הַמְדֻלְדָּל בִּבְהֵמָה וְאֵיבָר הַמְדֻלְדָּל בָּהּ אִם אֵינוֹ יָכוֹל לַחֲזֹר וְלִחְיוֹת אַף עַל פִּי שֶׁלֹּא פָּרַשׁ אֶלָּא אַחַר שֶׁנִּשְׁחֲטָה אָסוּר וְאֵין לוֹקִין עָלָיו. וְאִם מֵתָה הַבְּהֵמָה רוֹאִין אוֹתוֹ כְּאִלּוּ נָפַל מֵחַיִּים. לְפִיכָךְ לוֹקִין עָלָיו מִשּׁוּם אֵיבָר מִן הַחַי. אֲבָל הַיָּכוֹל לַחֲזֹר וְלִחְיוֹת אִם נִשְׁחֲטָה הַבְּהֵמָה הֲרֵי זֶה מֻתָּר:
7. Если кто-то вырвал орган [из его естественного положения], раздавил его, измельчил, например, раздавил яички или вырвал их с места [и затем зарезал животное, орган] не запрещен по закону Торы. [Это объясняется тем, что в нем сохранился след жизни, о чем свидетельствует тот факт, что он не разлагается. Тем не менее, его запрещено есть в силу обычая, которому следовал весь еврейский народ из предыдущих поколений. Ибо она напоминает конечность, отделенную от живого животного. שָׁמַט אֵיבָר אוֹ מְעָכוֹ אוֹ דָּכוֹ כְּגוֹן הַבֵּיצִים שֶׁמָּעַךְ אוֹתָן אוֹ נִתְּקָן הֲרֵי זֶה אֵינוֹ אָסוּר מִן הַתּוֹרָה שֶׁהֲרֵי יֵשׁ בּוֹ מִקְצָת חַיִּים. וּלְפִיכָךְ אֵין מַסְרִיחַ. וְאַף עַל פִּי כֵן אָסוּר לְאָכְלוֹ מִמִּנְהָג שֶׁנָּהֲגוּ כָּל יִשְׂרָאֵל מִקֶּדֶם שֶׁהֲרֵי הוּא דּוֹמֶה לְאֵיבָר מִן הַחַי:
8. [Если у животного сломана кость, действуют следующие законы: если плоть или кожа покрывает большую часть толщины сломанной кости и большую часть окружности перелома, оно разрешено. Если кость вышла за пределы [кожи], то конечность запрещена. Когда животное или птицу забьют, следует отрезать [конечность] в месте перелома и выбросить ее. Оставшаяся часть конечности разрешена. Мы постановляем, что [конечность] запрещена, пока не заживет плоть [во всех следующих ситуациях]: кость сломалась, плоть покрывает кость, но эта плоть раздавлена или разложилась, как плоть, которую удаляет врач, она разбросана во многих местах, в плоти много отверстий, плоть треснула или проколота, как кольцо, плоть стерлась сверху, пока не осталась только [тонкая] корка, или плоть разложилась снизу вокруг сломанной кости до такой степени, что плоть, окружающая кость, не касается ее. Если человек отведал [от этой конечности] при любом из этих [обстоятельств], то его наказывают плетьми за бунт. עֶצֶם שֶׁנִּשְׁבַּר אִם הָיָה הַבָּשָׂר אוֹ הָעוֹר חוֹפֶה רֹב עָבְיוֹ שֶׁל עֶצֶם הַנִּשְׁבָּר וְרֹב הֶקֵּף הַשֶּׁבֶר הֲרֵי זֶה מֻתָּר. וְאִם יָצָא הָעֶצֶם לַחוּץ הֲרֵי הָאֵיבָר אָסוּר. וּכְשֶׁיִּשְׁחֹט הַבְּהֵמָה אוֹ הָעוֹף יַחְתֹּךְ מִמְּקוֹם הַשֶּׁבֶר וְיַשְׁלִיכוֹ וְהַשְּׁאָר מֻתָּר. נִשְׁבַּר הָעֶצֶם וְהַבָּשָׂר חוֹפֶה אֶת רֻבּוֹ אֲבָל הָיָה אוֹתוֹ בָּשָׂר מְרֻסָּס אוֹ נִתְאַכֵּל כְּבָשָׂר שֶׁהָרוֹפֵא גּוֹרְרוֹ. אוֹ שֶׁהָיָה מִתְלַקֵּט הָרֹב מִמְּקוֹמוֹת הַרְבֵּה. אוֹ שֶׁהָיָה הַבָּשָׂר שֶׁעָלָיו נְקָבִים נְקָבִים. אוֹ שֶׁנִּסְדַּק הַבָּשָׂר. אוֹ שֶׁנִּקְדַר כְּמִין טַבַּעַת. אוֹ שֶׁנִּגְרַר הַבָּשָׂר מִלְּמַעְלָה עַד שֶׁלֹּא נִשְׁאַר מִן הַבָּשָׂר אֶלָּא כִּקְלִיפָה. אוֹ שֶׁנִּתְאַכֵּל הַבָּשָׂר מִלְּמַטָּה מֵעַל הָעֶצֶם שֶׁנִּשְׁבַּר עַד שֶׁנִּמְצָא הַבָּשָׂר הַחוֹפֶה אֵינוֹ נוֹגֵעַ בָּעֶצֶם. בְּכָל אֵלּוּ מוֹרִין לְאִסּוּר עַד שֶׁיִּתְרַפֵּא הַבָּשָׂר. וְאִם אָכַל מִכָּל אֵלּוּ מַכִּין אוֹתוֹ מַכַּת מַרְדּוּת:
9. Если человек вводит руку во внутренности животного, отрезает селезенку, одну из почек или тому подобное, но оставляет [отрезанный орган] внутри животного, а затем закалывает его, то отрезанные части запрещены как органы живого животного, хотя они оставались в утробе животного. Если же он отрезал [часть] плода внутри утробы, но не удалил его, а затем зарезал [мать], то части или конечности плода разрешены, поскольку они не вышли [за пределы матери]. Когда плод высовывает переднюю или заднюю ногу из утробы матери, эта конечность запрещена навсегда, независимо от того, отрезает ли человек [конечность] до заклания матери или после. Даже если он вернет конечность в утробу матери и после этого [мать] была зарезана или плод родился и прожил несколько лет, эта конечность запрещена как трефа. [Обоснование заключается в том, что] все мясо, которое вышло из своего естественного положения, запрещено как плоть, которая была отделена от живого животного. Как написано (Шмот 22:30):] «И мяса в поле растерзанного не ешьте, псу бросайте его». [Наши мудрецы экстраполировали:] если мясо выходит в место, которое для него подобно полю, оно становится трефным, как мы объясняли. הַמּוֹשִׁיט יָדוֹ לִמְעֵי הַבְּהֵמָה וְחָתַךְ מִן הַטְּחוֹל וּמִן הַכְּלָיוֹת וְכַיּוֹצֵא בָּהֶן וְהִנִּיחַ הַחֲתִיכוֹת בְּתוֹךְ מֵעֶיהָ וְאַחַר כָּךְ שְׁחָטָהּ. הֲרֵי אוֹתָן הַחֲתִיכוֹת אֲסוּרוֹת מִשּׁוּם אֵיבָר מִן הַחַי. וְאַף עַל פִּי שֶׁהוּא בְּתוֹךְ מֵעֶיהָ. אֲבָל אִם חָתַךְ מִן הָעֻבָּר שֶׁבְּמֵעֶיהָ וְלֹא הוֹצִיאוֹ וְאַחַר כָּךְ שְׁחָטָהּ הֲרֵי חֲתִיכַת הָעֻבָּר אוֹ אֵיבָרוֹ מֻתָּר הוֹאִיל וְלֹא יָצָא. עֻבָּר שֶׁהוֹצִיא יָדוֹ אוֹ רַגְלוֹ נֶאֱסַר אוֹתוֹ אֵיבָר לְעוֹלָם בֵּין שֶׁחֲתָכוֹ קֹדֶם שֶׁתִּשָּׁחֵט אִמּוֹ בֵּין שֶׁחֲתָכוֹ אַחַר שֶׁנִּשְׁחֲטָה אִמּוֹ. וַאֲפִלּוּ הֶחֱזִיר אוֹתוֹ אֵיבָר לִמְעֵי אִמּוֹ וְאַחַר כָּךְ נִשְׁחַט אוֹ נוֹלַד הַוָּלָד וְחָיָה כַּמָּה שָׁנִים הֲרֵי אוֹתוֹ הָאֵיבָר אָסוּר מִשּׁוּם טְרֵפָה. שֶׁכָּל בָּשָׂר שֶׁיָּצָא חוּץ לִמְחִצָּתוֹ נֶאֱסַר כְּבָשָׂר שֶׁפָּרַשׁ מִן הַחַי שֶׁנֶּאֱמַר (שמות כב ל) «וּבָשָׂר בַּשָּׂדֶה טְרֵפָה» כֵּיוָן שֶׁיָּצָא לְמָקוֹם שֶׁהוּא לוֹ כְּשָׂדֶה נַעֲשָׂה טְרֵפָה כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ:
10. [Если плод высунул часть конечности, а часть осталась внутри, даже если это только меньшая часть, то часть, которая высунулась, запрещена, а та, которая осталась внутри, разрешена. Если он отрезает часть конечности, которая появилась после того, как она была возвращена внутрь животного и животное было зарезано, то только эта часть запрещена, остальная часть конечности разрешена. Если он не вернул ее в утробу матери, и она осталась снаружи, и он отрезал ее там, то место, где он отрезал ее, т.е. место на конечности, открытое для воздуха после отрезания конечности, запрещено. После этого он должен отрезать и эту часть. [Это относится к тому, отрезал ли он [первоначально] часть конечности до заклания [матери] или после. הוֹצִיא מִקְצָת הָאֵיבָר וְנִשְׁאַר מִקְצָתוֹ בִּפְנִים אֲפִלּוּ לֹא נִשְׁאַר אֶלָּא מִעוּטוֹ הַיּוֹצֵא אָסוּר וְשֶׁבִּפְנִים מֻתָּר. וְאִם חָתַךְ הַיּוֹצֵא מִן הָאֵיבָר אַחַר שֶׁהֶחְזִירוֹ וְנִשְׁחֲטָה. אוֹתוֹ שֶׁיָּצָא בִּלְבַד אָסוּר וּשְׁאָר הָאֵיבָר מֻתָּר. וְאִם לֹא הֶחְזִירוֹ וַחֲתָכוֹ וְהוּא בַּחוּץ. בֵּין שֶׁחֲתָכוֹ קֹדֶם שְׁחִיטָה אוֹ אַחַר שְׁחִיטָה. מְקוֹם הַחֲתָךְ אָסוּר. וְהוּא הַמָּקוֹם שֶׁנֶּגֶד הָאֲוִיר. אַחַר שֶׁיֵּחָתֵךְ הַיּוֹצֵא חוֹזֵר וְחוֹתֵךְ מְקוֹם הַחֲתָךְ:
11. Если конечность появляется и отрезается перед закланием животного, когда оно находится снаружи, то она считается конечностью живого животного, и за ее поедание полагается наказание плетьми. [Это справедливо], даже если плод умрет до заклания [матери]. Если плод отрезан после ритуального заклания, тот, кто его съест, не подлежит наказанию плетьми, даже если он умрет. Если [мать] умрет, а затем кто-то отрубит эту конечность, тот, кто ее отрубит, подлежит наказанию плетьми за запрет отрубать конечность от живого животного. כָּל אֵיבָר עֻבָּר שֶׁיָּצָא וַחֲתָכוֹ קֹדֶם שְׁחִיטָה וְהוּא בַּחוּץ הֲרֵי זֶה אֵיבָר מִן הַחַי וְלוֹקִין עָלָיו. וַאֲפִלּוּ מֵת הָעֻבָּר קֹדֶם שְׁחִיטָה. וְאִם נֶחְתַּךְ אַחַר שְׁחִיטָה הָאוֹכְלוֹ אֵינוֹ לוֹקֶה וַאֲפִלּוּ מֵת. וְאִם מֵתָה הַבְּהֵמָה וְאַחַר כָּךְ חֲתָכוֹ הָאוֹכְלוֹ לוֹקֶה מִשּׁוּם אֵיבָר מִן הַחַי:
12. [Если плод высунул конечность, и эта конечность стала запретной, а затем плод родился, то если это самка, нам запрещено пить ее молоко из-за нерешенного вопроса о его юридическом статусе. Ведь молоко исходит от всех конечностей животного, а у него есть конечность, которая запретна. Следовательно, оно сравнимо с молоком трефного животного, которое смешивается с молоком кошерного животного. עֻבָּר שֶׁהוֹצִיא אֵיבָר וְנֶאֱסַר הָאֵיבָר וְאַחַר כָּךְ נוֹלַד וַהֲרֵי הִיא נְקֵבָה. הֶחָלָב שֶׁלָּהּ אָסוּר לִשְׁתּוֹתוֹ מִסָּפֵק. הוֹאִיל וְהוּא בָּא מִכְּלָל הָאֵיבָרִין וְיֵשׁ בָּהּ אֵיבָר אֶחָד אָסוּר. וַהֲרֵי זֶה כַּחֲלֵב טְרֵפָה שֶׁנִּתְעָרֵב בַּחֲלֵב טְהוֹרָה:
13. Если кто-либо закалывает кошерное беременное животное и обнаруживает внутри него плод — живой или мертвый, то плод разрешается есть. Даже плаценту разрешается есть. [Следующие правила применяются, если] часть плаценты вышла, а затем зарезали мать. Если плацента была прикреплена к плоду, то часть, которая вышла, запрещена, а остальная часть разрешена. Если же она не прикреплена к плоду, то запрещена целиком, ибо, возможно, плод, который был в этой плаценте, исчез, и, возможно, исчезла плацента плода, находящегося в утробе матери. Нет нужды говорить, что если плод вообще не найден в утробе матери, то плацента запрещена целиком. הַשּׁוֹחֵט בְּהֵמָה מְעֻבֶּרֶת וּמָצָא בָּהּ שָׁלִיל בֵּין חַי בֵּין מֵת הֲרֵי זֶה מֻתָּר בַּאֲכִילָה. וַאֲפִלּוּ שִׁלְיָא מֻתֶּרֶת בַּאֲכִילָה. וְשִׁלְיָא שֶׁיָּצָאת מִקְצָתָהּ וְשָׁחַט אֶת הַבְּהֵמָה. אִם הָיְתָה שִׁלְיָא זוֹ קְשׁוּרָה בַּוָּלָד מַה שֶּׁיָּצָא מִמֶּנָּה אָסוּר וְהַשְּׁאָר מֻתָּר. וְאִם לֹא הָיְתָה קְשׁוּרָה בּוֹ כֻּלָּהּ אֲסוּרָה. שֶׁמָּא שִׁלְיָא זוֹ שֶׁיָּצָאת מִקְצָתָהּ הָלַךְ לוֹ וָלָד שֶׁהָיָה בָּהּ וְוָלָד זֶה שֶׁנִּמְצָא בַּבֶּטֶן הָלְכָה שִׁלְיָא שֶׁלּוֹ. וְאֵין צָרִיךְ לוֹמַר שֶׁאִם לֹא נִמְצָא בַּבֶּטֶן וָלָד כְּלָל שֶׁהַשִּׁלְיָא כֻּלָּהּ אֲסוּרָה:
14. Если в утробе зарезанного животного находят живой плод — даже если его носили девять месяцев, и есть вероятность, что он будет жить, — его не нужно ритуально закалывать. Наоборот, он разрешен, потому что зарезали его мать. Если он ступит на землю, он требует ритуального заклания. מָצָא בָּהּ עֻבָּר חַי אַף עַל פִּי שֶׁהוּא בֶּן תִּשְׁעָה חֳדָשִׁים גְּמוּרִין וְאֶפְשָׁר שֶׁיִּחְיֶה אֵינוֹ צָרִיךְ שְׁחִיטָה אֶלָּא שְׁחִיטַת אִמּוֹ מְטַהַרְתּוֹ. וְאִם הִפְרִיס עַל גַּבֵּי קַרְקַע צָרִיךְ שְׁחִיטָה:
15. Если кто-либо вспорол животное или зарезал трефное животное и обнаружил в нем живой зародыш, вынашиваемый в течение девяти месяцев, [этот эмбрион] должен быть ритуально зарезан, чтобы быть разрешенным в пищу. Забой его матери не действует на него. Если период [беременности] не был завершен, он запрещен, даже если он жив в утробе трефового животного. [Если животное высунуло голову [из утробы], а затем вернулось обратно, и [только] после этого была зарезана его мать, то заклание матери не имеет к нему никакого отношения, оно считается родившимся и должно быть ритуально зарезано [чтобы быть разрешенным]. קָרַע אֶת הַבְּהֵמָה אוֹ שָׁחַט בְּהֵמָה טְרֵפָה וּמָצָא בָּהּ בֶּן תִּשְׁעָה חַי צָרִיךְ שְׁחִיטָה לְהַתִּירוֹ וְאֵין שְׁחִיטַת אִמּוֹ מוֹעֶלֶת לוֹ. וְאִם לֹא גָּמְרוּ לוֹ חֳדָשָׁיו אַף עַל פִּי שֶׁהוּא חַי בִּמְעֵי הַטְּרֵפָה הֲרֵי זֶה אָסוּר מִפְּנֵי שֶׁהוּא כְּאֵיבָר מֵאִמּוֹ. כָּל עֻבָּר שֶׁהוֹצִיא רֹאשׁוֹ וְהֶחְזִירוֹ וְאַחַר כָּךְ שָׁחַט אֶת אִמּוֹ אֵין שְׁחִיטַת אִמּוֹ מוֹעֶלֶת לוֹ וַהֲרֵי הוּא כְּיָלוּד וְצָרִיךְ שְׁחִיטָה:
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter