СБП. Дни Мошиаха! 20 Нисана 5784 г., первый день недели Ахарэй | 2024-04-28 09:53

РАМБАМ: Мишне Тора

Законы о запрещенной пище. Гл. 13

1. [Если еврей] покупает или арендует здание во дворе, принадлежащем нееврею, и ставит в нем вино, действуют следующие правила. Если еврей живет в этом дворе, вино разрешено, даже если вход открыт. [Это объясняется тем, что] нееврей всегда будет беспокоиться, говоря: «Он может внезапно войти в свое здание и найти меня там». Если еврей живет в другом дворе, он не должен уходить, пока не закроет здание и не сохранит ключ и печать у себя. Ему не нужно бояться, что нееврей сделает копию ключа от здания. הַלוֹקֵחַ בַּיִת אוֹ שֶׁשָּׂכָר בַּיִת בַּחֲצֵרוֹ שֶׁל עַכּוּ''ם וּמִלְּאָהוּ יַיִן אִם הָיָה הַיִּשְׂרְאֵלִי דָּר בְּאוֹתָהּ חָצֵר אַף עַל פִּי שֶׁהַפֶּתַח פָּתוּחַ הַיַּיִן מֻתָּר. מִפְּנֵי שֶׁהָעַכּוּ''ם מְפַחֵד תָּמִיד וְאוֹמֵר עַתָּה יִכָּנֵס לְבֵיתוֹ פִּתְאֹם וְיִמְצָא אוֹתִי בְּתוֹךְ בֵּיתוֹ. וְאִם הָיָה דָּר בְּחָצֵר אַחֶרֶת לֹא יֵצֵא עַד שֶׁיִּסְגֹּר הַבַּיִת וְיִהְיֶה הַמַּפְתֵּחַ וְהַחוֹתָם בְּיָדוֹ. וְאֵינוֹ חוֹשֵׁשׁ שֶׁמָּא יְזַיֵּף הָעַכּוּ''ם מַפְתֵּחַ הַבַּיִת:
2. Если [еврей] покинул [здание], не закрыв вход, или закрыл его и отдал ключ нееврею, то запрещено пить это вино. Возможно, что нееврей заходил и возливал вино, ибо еврея там не было. Если [еврей] сказал [нееврею]: «Придержи для меня ключ, пока я не приду», то вино разрешено. Он не поручил ему охрану дома, а только охрану ключа. יָצָא וְלֹא סָגַר הַפֶּתַח אוֹ שֶׁסָּגַר וְהִנִּיחַ הַמַּפְתֵּחַ בְּיַד עַכּוּ''ם הֲרֵי הַיַּיִן אָסוּר בִּשְׁתִיָּה. שֶׁמָּא נִכְנַס הָעַכּוּ''ם וְנִסֵּךְ. שֶׁהֲרֵי אֵין הַיִּשְׂרְאֵלִי שָׁם. וְאִם אָמַר לוֹ אֱחֹז לִי מַפְתֵּחַ זֶה עַד שֶׁאָבוֹא הַיַּיִן מֻתָּר שֶׁלֹּא מָסַר לוֹ שְׁמִירַת הַבַּיִת אֶלָּא שְׁמִירַת הַמַּפְתֵּחַ:
3. [В случае, когда] нееврей нанимает еврея, чтобы тот приготовил для него вино в состоянии ритуальной чистоты, чтобы оно было разрешено евреям и они смогли купить его у него, действуют следующие законы. Вино [хранится] в здании, принадлежащем нееврею. Если еврей, охраняющий вино, живет в этом дворе, вино разрешено. [Это верно], даже если вход открыт, а охранник-еврей выходит и возвращается. Если же охранник живет в другом дворе, вино запрещено, даже если ключ и печать находятся у еврея. [Объясняется это тем, что] поскольку вино принадлежит нееврею и находится в его владениях, он не боится подделать [печать или ключ] и войти в здание. Он скажет: «Что может быть? Если они узнают об этом, то не будут покупать у меня [вино]». עַכּוּ''ם שֶׁשָּׂכַר יִשְׂרָאֵל לִדְרֹךְ לוֹ יֵינוֹ בְּטָהֳרָה כְּדֵי שֶׁיִּהְיֶה מֻתָּר לְיִשְׂרָאֵל וְיִקָּחוּהוּ מִמֶּנּוּ וְהָיָה הַיַּיִן בְּבֵיתוֹ שֶׁל עַכּוּ''ם. אִם הָיָה יִשִׂרָאֵל זֵה שֵׁשּׁוֹמֵר הַיַּיִן דָּר בְּאוֹתָהּ חָצֵר הַיַּיִן מֻתָּר. וְאַף עַל פִּי שֶׁהַפֶּתַח פָּתוּחַ וְהַשּׁוֹמֵר נִכְנָס וְיוֹצֵא. וְאִם הָיָה הַשּׁוֹמֵר דָּר בְּחָצֵר אַחֶרֶת הַיַּיִן אָסוּר. וְאַף עַל פִּי שֶׁהַמַּפְתֵּחַ וְהַחוֹתָם בְּיַד יִשְׂרָאֵל. שֶׁכֵּיוָן שֶׁהַיַּיִן שֶׁל עַכּוּ''ם וּבִרְשׁוּתוֹ אֵינוֹ מְפַחֵד לְזַיֵּף וּלְהִכָּנֵס לַבַּיִת וְיֹאמַר וִיהִי מָה אִם יֵדְעוּ בּוֹ לֹא יִקְחוּ מִמֶּנִּי:
4. Если даже нееврей написал за еврея [юридический документ] о том, что он получил деньги, за которые согласился продать ему вино, поскольку еврей не может вывезти вино из владений нееврея, пока не заплатит ему деньги, вино принадлежит нееврею, и оно запрещено, если только охранник не живет во дворе. Сторож не обязан постоянно сидеть и охранять [вино]. Вместо этого он может входить и выходить, как объясняется. [Это справедливо независимо от того, хранится ли вино] во владении, принадлежащем владельцу вина, или во владении, принадлежащем другому нееврею. אֲפִלּוּ כָּתַב הָעַכּוּ''ם לְיִשְׂרָאֵל שֶׁנִּתְקַבֵּל מִמֶּנּוּ הַמָּעוֹת לִמְכֹּר לוֹ בָּהֶן יַיִן הוֹאִיל וְאֵין הַיִּשְׂרְאֵלִי יָכוֹל לְהוֹצִיאוֹ מֵרְשׁוּת הָעַכּוּ''ם עַד שֶׁיִּתֵּן לוֹ הַמָּעוֹת הֲרֵי הוּא שֶׁל עַכּוּ''ם וְאָסוּר. אֶלָּא אִם הָיָה הַשּׁוֹמֵר דָּר שָׁם בֶּחָצֵר. וְאֵין הַשּׁוֹמֵר צָרִיךְ לִהְיוֹת יוֹשֵׁב וּמְשַׁמֵּר תָּמִיד אֶלָּא נִכְנָס וְיוֹצֵא כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ. בֵּין בִּרְשׁוּת בַּעַל הַיַּיִן בֵּין בִּרְשׁוּת עַכּוּ''ם אַחֵר:
5. Если чистое вино, принадлежащее нееврею, было поставлено в общественном владении или в здании, которое открыто для общественного пользования, и там есть евреи, которые ходят туда-сюда, то это разрешено. Ибо оно не вошло во владения иноверца. הָיָה יַיִן זֶה הַטָּהוֹר שֶׁל עַכּוּ''ם מֻנָּח בִּרְשׁוּת הָרַבִּים אוֹ בְּבַיִת הַפָּתוּחַ לִרְשׁוּת הָרַבִּים וְיִשְׂרָאֵל הוֹלְכִים וְשָׁבִים מֻתָּר. שֶׁעֲדַיִן לֹא נִכְנַס בִּרְשׁוּת הָעַכּוּ''ם:
6. [Если вино находится] на помойке, в окне или под пальмой, даже если на ней нет плодов, то оно как бы находится в общественном месте. Если рядом с вином, находящимся в таком месте, находится нееврей, то оно не запрещено. Дом, который открыт к такому месту, считается таким же, как если бы он был открыт к общественному владению. וְאַשְׁפָּה וְחַלּוֹן וְדֶקֶל אַף עַל פִּי שֶׁאֵין בּוֹ פֵּרוֹת הֲרֵי אֵלּוּ כִּרְשׁוּת הָרַבִּים. וְחָבִית יַיִן שָׁם וְעַכּוּ''ם הַנִּמְצָא שָׁם אֵינוֹ אוֹסְרָהּ. וּבַיִת הַפָּתוּחַ לְשָׁם הֲרֵי הוּא כְּפָתוּחַ לִרְשׁוּת הָרַבִּים:
7. [Если двор разделен невысокими барьерами, с одной стороны находится нееврей, а с другой — еврей, есть две крыши, причем крыша еврея расположена над крышей нееврея, или [две крыши расположены] рядом, но есть перегородки, разделяющие их. Даже если нееврей может добраться до доли еврея, ему не нужно беспокоиться о том, что [нееврей выльет] его вино в качестве возлияния или [лишит прав] предметы, которые ритуально чисты. חָצֵר הַחֲלוּקָה בִּמְסִיפִים וְעַכּוּ''ם בְּצַד זֶה וְיִשְׂרָאֵל בְּצַד אַחֵר. וְכֵן שְׁנֵי גַּגִּין שֶׁהָיָה גַּג יִשְׂרָאֵל לְמַעְלָה וְגַג הָעַכּוּ''ם לְמַטָּה. אוֹ שֶׁהָיוּ זֶה בְּצַד זֶה וְיֵשׁ בֵּינֵיהֶן מְסִיפִים. אַף עַל פִּי שֶׁיַּד הָעַכּוּ''ם מַגַּעַת לְחֵלֶק יִשְׂרָאֵל אֵינוֹ חוֹשֵׁשׁ מִשּׁוּם יֵין נֶסֶךְ וְלֹא מִשּׁוּם טָהֳרוֹת:
8. Позволено еврею доверить свое вино нееврею на хранение в закрытом сосуде, если на нем есть два отличительных знака. Это называется «печать внутри печати». Что под этим подразумевается? Если [еврей] закрыл бочку утварью, которая не плотно прилегает, как это делает большинство людей, а затем запечатал ее глиной, это считается одной печатью. Если сосуд плотно прилегает, и он приложил к нему глину сверху, это считается «печатью внутри печати». Аналогично, если человек плотно завязал отверстие в бурдюке, это считается одной печатью. Если же он повернул отверстие бурдюка внутрь, а затем завязал его, то это считается «печатью внутри печати». Аналогично, любое отклонение от обычного образца, которому следуют люди, считается одной печатью, а нанесение глины или завязывание — второй печатью. מֻתָּר לְיִשְׂרָאֵל לְהַפְקִיד יֵינוֹ בִּכְלִי סָתוּם בְּיַד עַכּוּ''ם וְהוּא שֶׁיִּהְיֶה לוֹ בּוֹ שְׁנֵי סִימָנִין. וְזֶה הוּא הַנִּקְרָא חוֹתָם בְּתוֹךְ חוֹתָם. כֵּיצַד. סָתַם הֶחָבִית בִּכְלִי שֶׁאֵינוֹ מְהֻדָּק כְּדֶרֶךְ שֶׁסּוֹתְמִין כָּל אָדָם וְטָח בְּטִיט הֲרֵי זֶה חוֹתָם אֶחָד. הָיָה כְּלִי מְהֻדָּק וְטָח עָלָיו מִלְּמַעְלָה הֲרֵי זֶה חוֹתָם בְּתוֹךְ חוֹתָם. וְכֵן אִם צָר פִּי הַנּוֹד הֲרֵי זֶה חוֹתָם אֶחָד. הָפַךְ פִּי הַנּוֹד לְתוֹכוֹ וְצָר עָלָיו הֲרֵי זֶה חוֹתָם בְּתוֹךְ חוֹתָם. וְכֵן כָּל שִׁנּוּי שֶׁמְּשַׁנֶּה מִדְּבָרִים שֶׁאֵין דֶּרֶךְ כָּל אָדָם הֲרֵי הֵן כְּחוֹתָם אֶחָד וְהַטִּיחָה אוֹ הַקְּשִׁירָה חוֹתָם שֵׁנִי:
9. Если еврей доверил вино, запечатанное одной печатью, нееврею на хранение, то пить его запрещено, но разрешается извлекать из него пользу, если он назначит для вина [определенный] угол. וְאִם הִפְקִיד בְּיַד עַכּוּ''ם בְּחוֹתָם אֶחָד הֲרֵי זֶה אָסוּר בִּשְׁתִיָּה וּמֻתָּר בַּהֲנָיָה וְהוּא שֶׁיְּיַחֵד לוֹ קֶרֶן זָוִית:
10. Не обязательно ставить две печати, когда отдаешь на хранение нееврею кипяченое вино, пиво, вино, смешанное с другими веществами, например, с медом или маслом, а также уксус, сыр и любые продукты, запрещенные только по предписанию мудрецов. Вместо этого достаточно одной печати. Тем не менее, две печати необходимы для вина, мяса и кусков рыбы, на которых нет знаков и которые были доверены нееврею. יַיִן מְבֻשָּׁל וְהַשֵּׁכָר אוֹ יַיִן שֶׁעֵרְבוֹ עִם דְּבָרִים אֲחֵרִים כְּגוֹן דְּבַשׁ וְשֶׁמֶן וְכֵן הַחֹמֶץ וְהַגְּבִינָה וְהֶחָלָב וְכָל שֶׁאִסּוּרוֹ מִדִּבְרֵי סוֹפְרִים שֶׁהִפְקִידוֹ בְּיַד עַכּוּ''ם אֵינוֹ צָרִיךְ שְׁנֵי חוֹתָמוֹת אֶלָּא חוֹתָם אֶחָד בִּלְבַד דַּיּוֹ. אֲבָל הַיַּיִן וְהַבָּשָׂר וַחֲתִיכַת דָּג שֶׁאֵין בָּהּ סִימָן שֶׁהִפְקִידָן בְּיַד עַכּוּ''ם צְרִיכִין שְׁנֵי חוֹתָמוֹת:
11. По-моему, в данном контексте, где бы мы ни говорили, что наше вино запрещено пить, но разрешено извлекать из него пользу из-за того, что к нему прикоснулся нееврей, мы говорим о случае, когда нееврей является идолопоклонником. Если же запрет возник из-за того, что не являющийся идолопоклонником язычник, например, араб, ненамеренно прикоснулся к нашему вину или коснулся верха бочки, то [вино] разрешается пить. Подобные законы действуют во всех аналогичных ситуациях. יֵרָאֶה לִי שֶׁכָּל מָקוֹם שֶׁאָמַרְנוּ בְּעִנְיָן זֶה בְּיַיִן שֶׁלָּנוּ שֶׁהוּא אָסוּר בִּשְׁתִיָּה וּמֻתָּר בַּהֲנָיָה מִפְּנֵי צַד נְגִיעָה שֶׁנָּגַע בּוֹ הָעַכּוּ''ם כְּשֶׁהָיָה הָעַכּוּ''ם עוֹבֵד עַכּוּ''ם. אֲבָל אִם הָיָה אִסּוּרוֹ בִּגְלַל עַכּוּ''ם שֶׁאֵינוֹ עוֹבֵד עַכּוּ''ם כְּגוֹן יִשְׁמְעֵאלִי שֶׁנָּגַע בַּיַּיִן שֶׁלָּנוּ שֶׁלֹּא בְּכַוָּנָה אוֹ שֶׁטִּפַּח עַל פִּי הֶחָבִית הֲרֵי זֶה מֻתָּר בִּשְׁתִיָּה. וְכֵן כָּל כַּיּוֹצֵא בָּזֶה:
12. Если же человек ставит вино во владениях пришельца-поселенца, отправляет вино с ним и уезжает на длительное время, или оставляет свой дом открытым во дворе, который [он делит с] пришельцем-жителем, то пить вино запрещено. Ибо мне кажется, что подозрение, что нееврей обменяет [вино] и подделает [печать], относится в равной степени ко всем неевреям. Поскольку вино находится в их владениях, запрещено, по крайней мере, пить его. אֲבָל הַמַּפְקִיד יַיִן בְּיַד גֵּר תּוֹשָׁב אוֹ שֶׁשְּׁלָחוֹ עִמּוֹ וְהִפְלִיג אוֹ שֶׁהֵנִיחַ בֵּיתוֹ פָּתוּחַ בַּחֲצַר גֵּר תּוֹשָׁב הֲרֵי זֶה אָסוּר בִּשְׁתִיָּה. שֶׁכָּל חֲשָׁשׁ שֶׁל חִלּוּף וְזִיּוּף יֵרָאֶה לִי שֶׁכָּל הָעַכּוּ''ם שָׁוִים בּוֹ הוֹאִיל וְנַעֲשָׂה הַיַּיִן בִּרְשׁוּתָן נֶאֱסַר בִּשְׁתִיָּה עַל כָּל פָּנִים:
13. Существуют ситуации, когда запрет на вино, налитое в качестве возлияния, вообще не действует, однако наши мудрецы запретили их в качестве меры предосторожности от возлияний. К ним относятся следующие: нееврей не должен смешивать воду с вином во владениях еврея, чтобы тот не пришел налить вино в воду. Нееврей не должен приносить виноград к винограднику, чтобы не давить его и не прикасаться к вину. Он не должен помогать еврею, когда тот переливает вино из одного сосуда в другой, чтобы тот не оставил вино во владении язычника и вино не вытекло благодаря воздействию силы [нееврея]. Если нееврей помогает [еврею], подмешивает воду [в вино] или приносит виноград, [вино] разрешено. יֵשׁ דְּבָרִים שֶׁאֵין בָּהֶם אִסּוּר נִסּוּךְ כְּלָל וְאָסְרוּ אוֹתָם חֲכָמִים כְּדֵי לְהַרְחִיק מִן הַנִּסּוּךְ. וְאֵלּוּ הֵן. לֹא יִמְזֹג הָעַכּוּ''ם הַמַּיִם לְתוֹךְ הַיַּיִן שֶׁבְּיַד יִשְׂרָאֵל שֶׁמָּא יָבוֹא לִצֹּק הַיַּיִן לְתוֹךְ הַמַּיִם. וְלֹא יוֹלִיךְ הָעַכּוּ''ם עֲנָבִים לַגַּת שֶׁמָּא יָבוֹא לִדְרֹךְ אוֹ לִגַּע. וְלֹא יְסַיֵּעַ לְיִשְׂרָאֵל בְּשָׁעָה שֶׁמֵּרִיק מִכְּלִי לִכְלִי שֶׁמָּא יַנִּיחַ הַכְּלִי בְּיַד הָעַכּוּ''ם וְנִמְצָא הַיַּיִן בָּא מִכֹּחוֹ. וְאִם סִיֵּעַ אוֹ מָזַג הַמַּיִם אוֹ הֵבִיא עֲנָבִים מֻתָּר:
14. Аналогичным образом, нееврею разрешается вдыхать аромат нашего вина, а еврею разрешается вдыхать аромат бочки вина, использованного для возлияния. Запрета на это нет, потому что аромат не имеет значения, так как он не имеет вещественности. וְכֵן מֻתָּר שֶׁיָּרִיחַ הָעַכּוּ''ם בְּחָבִית שֶׁל יַיִן שֶׁלָּנוּ. וּמֻתָּר לְיִשְׂרָאֵל לְהָרִיחַ בְּחָבִית שֶׁל יֵין נֶסֶךְ וְאֵין בָּזֶה שֵׁם אִסּוּר שֶׁאֵין הָרֵיחַ כְּלוּם לְפִי שֶׁאֵין בּוֹ מַמָּשׁ:
15. Ранее мы уже объясняли, что во всех случаях, когда запрещено извлекать пользу из чего-либо, если человек совершает нарушение и продает это, разрешено [пользоваться] деньгами, за исключением денег за идолов, их принадлежностей, подношений, сделанных им, и вина, возливаемого в качестве возлияния им. Наши мудрецы были строги в отношении обычного вина неевреев [и постановили, что] деньги, отданные за него, запрещены, как и деньги, отданные за вино, налитое в качестве возлияния лжебожеству. Соответственно, если нееврей нанимает еврея, чтобы тот работал с ним, употребляя вино, его заработная плата запрещена. כְּבָר בֵּאַרְנוּ שֶׁכָּל דָּבָר שֶׁהוּא אָסוּר בַּהֲנָיָה אִם עָבַר וּמָכְרוּ דָּמָיו מֻתָּרִין חוּץ מֵעַכּוּ''ם וּמְשַׁמְּשֶׁיהָ וְתִקְרֹבֶת שֶׁלָּהּ וְיַיִן שֶׁנִּתְנַסֵּךְ לָהּ. וְהֶחְמִירוּ חֲכָמִים בִּסְתַם יֵינָם לִהְיוֹת דָּמָיו אֲסוּרִין כִּדְמֵי יַיִן שֶׁנִּתְנַסֵּךְ לְעַכּוּ''ם. לְפִיכָךְ עַכּוּ''ם שֶׁשָּׂכַר אֶת יִשְׂרָאֵל לַעֲשׂוֹת עִמּוֹ בְּיַיִן שְׂכָרוֹ אָסוּר:
16. Точно так же, если кто-либо арендует осла или лодку для перевозки вина, плата за них запрещена. Если дали ему деньги, он должен кинуть их в Мёртвое море. Если дали ему в оплату одежду, утварь или продукты, он должен сжечь их и закопать прах, чтобы не получить от них выгоду. וְכֵן הַשּׂוֹכֵר אֶת הַחֲמוֹר לְהָבִיא עָלָיו יַיִן אוֹ שֶׁשָּׂכַר סְפִינָה לְהָבִיא בָּהּ יַיִן שְׂכָרָן אָסוּר. אִם מָעוֹת נָתְנוּ לוֹ יוֹלִיכֵן לְיָם הַמֶּלַח. וְאִם נָתְנוּ לוֹ בִּשְׂכָרוֹ כְּסוּת אוֹ כֵּלִים אוֹ פֵּרוֹת הֲרֵי זֶה יִשְׂרֹף אוֹתָן וְיִקְבֹּר הָאֵפֶר כְּדֵי שֶׁלֹּא לֵהָנוֹת בּוֹ:
17. Если нееврей взял напрокат осла для катания и водрузил на него сосуды с вином, плата за аренду осла разрешена. Если [нееврей] нанимает еврея, чтобы тот разбил бочки с вином, используемые для возлияний, его плата разрешена. Да будет он благословен, потому что устранил непристойность. שָׂכַר לָעַכּוּ''ם חֲמוֹר לִרְכֹּב עָלָיו וְהִנִּיחַ עָלָיו לוֹגִין שֶׁל יַיִן שְׂכָרוֹ מֻתָּר. שְׂכָרוֹ לְשַׁבֵּר כַּדֵּי יֵין נֶסֶךְ שְׂכָרוֹ מֻתָּר וְתָבוֹא עָלָיו בְּרָכָה מִפְּנֵי שֶׁמְּמַעֵט בְּתִפְלָה:
18. Если кто-либо нанимает работника и говорит ему: «Перевези для меня 100 бочек пива за 100 мелких монет», и обнаруживается, что одна из них содержит вино [нееврея], то вся его зарплата запрещена. הַשּׂוֹכֵר אֶת הַפּוֹעֵל וְאָמַר לוֹ הַעֲבֵר לִי מֵאָה חָבִיּוֹת שֶׁל שֵׁכָר בְּמֵאָה פְּרוּטוֹת וְנִמְצָא אַחַת מֵהֶן יַיִן שְׂכָרוֹ כֻּלּוֹ אָסוּר:
19. Если он скажет ему: «Перевези для меня бочки по монете за каждую», и он перевез их, и среди них обнаружились бочки с вином, то плата за бочки с вином запрещена. Остальная часть зарплаты разрешена. אָמַר לוֹ הַעֲבֵר לִי חָבִית בִּפְרוּטָה חָבִית בִּפְרוּטָה וְהֶעֱבִיר וְנִמְצָא בֵּינֵיהֶן חָבִיּוֹת שֶׁל יַיִן. שְׂכַר חָבִיּוֹת שֶׁל יַיִן אָסוּר וּשְׁאָר שְׂכָרוֹ מֻתָּר:
20. Если нееврей посылает еврейским ремесленникам бочонок вина в качестве части их зарплаты, им разрешается сказать ему: «Отдай нам его стоимость». Как только оно попадает в их владения, оно запрещено. אֻמְּנֵי יִשְׂרָאֵל שֶׁשָּׁלַח לָהֶם עַכּוּ''ם חָבִית שֶׁל יַיִן בִּשְׂכָרָן מֻתָּר שֶׁיֹּאמְרוּ לוֹ תֵּן לָנוּ אֶת דָּמֶיהָ. וְאִם מִשֶּׁנִּכְנְסָה לִרְשׁוּתָן אָסוּר:
21. Если нееврей задолжал еврею мане (сто монет), разрешается ему продать идола и вино, налитое в качестве возлияния, и принести ему деньги. Если перед тем, как продать их, он скажет [еврею]: «Подожди, пока я продам идола или вино для возлияния, которое принадлежит мне, и [тогда] я принесу тебе [деньги]», то если он продаст их и принесет [деньги] ему, эти [деньги] запрещены. [Это справедливо] даже в отношении обычного вина неевреев. [Обоснование заключается в том, что] еврей (как бы) желает, чтобы [идол или вино] продолжало существовать, чтобы он мог выплатить ему свой долг. יִשְׂרָאֵל שֶׁהָיָה נוֹשֶׁה בְּעַכּוּ''ם מָנֶה. הָלַךְ הָעַכּוּ''ם וּמָכַר עַבוֹדָה זָרָה וְיֵין נֶסֶךְ וְהֵבִיא לוֹ דְּמֵיהֶן הֲרֵי זֶה מֻתָּר. וְאִם אָמַר לוֹ קֹדֶם שֶׁיִּמְכֹּר הַמְתֵּן לִי עַד שֶׁאֶמְכֹּר עַבוֹדָה זָרָה אוֹ יֵין נֶסֶךְ שֶׁיֵּשׁ לִי וְאָבִיא לְךָ. אַף עַל פִּי שֶׁהוּא סְתַם יֵינוֹ. וּמָכַר וְהֵבִיא לוֹ הֲרֵי זֶה אָסוּר. מִפְּנֵי שֶׁהַיִּשְׂרְאֵלִי רוֹצֶה בְּקִיּוּמוֹ כְּדֵי שֶׁיִּפְרַע מִמֶּנּוּ חוֹבוֹ:
22. Подобным образом, если новообращенный и нееврей были партнерами и пришли разделить имущество [партнерства], новообращенный не может сказать нееврею: «Ты возьми ложное божество, а я возьму деньги. Ты бери вино, а я возьму продукты». [Обоснование заключается в том, что] он выражает таким образом желание, чтобы [запрещенные сущности] продолжали существовать, чтобы он мог получить что-то в обмен на них». В противоположность этому, если новообращенный и нееврей наследуют имущество своего отца, который был неевреем, [новообращенный] может сказать [нееврею]: «Возьми ложное божество, а я возьму деньги. Ты возьми вино, а я возьму масло». Это снисхождение, предоставляемое в отношении имущества, унаследованного новообращенным, чтобы он не вернулся к своим извращенным путям. Если [запрещенные сущности] попали во владение новообращенного, то это запрещено. וְכֵן גֵּר וְעַכּוּ''ם שֶׁהָיוּ שֻׁתָּפִין וּבָאוּ לַחֲלֹק. אֵין הַגֵּר יָכוֹל לוֹמַר לָעַכּוּ''ם טֹל אַתָּה עַבוֹדָה זָרָה וַאֲנִי מָעוֹת. אַתָּה יַיִן וַאֲנִי פֵּרוֹת שֶׁהֲרֵי רוֹצֶה בְּקִיּוּמָן כְּדֵי שֶׁיִּטּל כְּנֶגְדָּן. אֲבָל גֵּר וְעַכּוּ''ם שֶׁיָּרְשׁוּ אֶת אֲבִיהֶן עַכּוּ''ם יָכוֹל לוֹמַר לוֹ טֹל אַתָּה עַבוֹדָה זָרָה וַאֲנִי מָעוֹת. אַתָּה יַיִן וַאֲנִי שֶׁמֶן. קַל הוּא שֶׁהֵקֵלּוּ בִּירֻשַּׁת הַגֵּר כְּדֵי שֶׁלֹּא יַחֲזֹר לְסוּרוֹ. וְאִם מִשֶּׁבָּאוּ לִרְשׁוּת הַגֵּר אָסוּר:
23. [При продаже евреем своего вина нееврею действуют следующие правила]. Если он установил цену до того, как отмерил [вино], то деньги разрешены. [Обоснование в том, что] с того момента, как была установлена цена, нееврей определенно согласился [на покупку], и когда он взял[вино] в свое владение, он приобрел его. И оно не становится [сравнимым с] вином, предложенным для возлияния, пока он не прикоснется к нему. Поэтому в момент продажи оно было разрешено. Если же он отмерил его ему до установления цены, то деньги запрещены. [Объясняется это тем, что нееврей] не выразил определенного согласия [на покупку], хотя и взял [вино] в свое владение. Таким образом, в тот момент, когда он прикоснулся к вину, он не выразил определенного согласия на покупку. Следовательно, вино становится запретным из-за его прикосновения, и получается, что [еврей] продает нееврейское вино. יִשְׂרָאֵל שֶׁמָּכַר יֵינוֹ לְעַכּוּ''ם פָּסַק עַד שֶׁלֹּא מָדַד לוֹ דָּמָיו מֻתָּרִין. שֶׁמִּשֶּׁפָּסַק סָמְכָה דַּעְתּוֹ וּמִשֶּׁמָּשַׁךְ קָנָה וְיֵין נֶסֶךְ אֵינוֹ נַעֲשֶׂה עַד שֶׁיִּגַּע בּוֹ. נִמְצָא בִּשְׁעַת מְכִירָה הָיָה מֻתָּר. מָדַד לוֹ עַד שֶׁלֹּא פָּסַק הַדָּמִים דָּמָיו אֲסוּרִין. שֶׁהֲרֵי לֹא סָמְכָה דַּעְתּוֹ אַף עַל פִּי שֶׁמָּשַׁךְ וְנִמְצָא כְּשֶׁנָּגַע עֲדַיִן לֹא סָמְכָה דַּעְתּוֹ לִקַּח וְנֶאֱסַר הַיַּיִן בִּנְגִיעָתוֹ וַהֲרֵי זֶה כְּמוֹכֵר סְתַם יֵינָם:
24. В каких случаях применяется вышесказанное? Если еврей отмерил [вино] в свои собственные сосуды. Если же он отмерил его в сосуды нееврея или в сосуд, принадлежащий еврею и находящийся во владении нееврея, он должен взять деньги, прежде чем отмерит [вино]. Если он отмерил [вино], но не взял деньги, то деньги запрещены, даже если он установил цену. Как только [вино] попадает в сосуд нееврея, оно запрещено как обычное вино нееврея. בַּמֶּה דְּבָרִים אֲמוּרִים בְּשֶׁמָּדַד הַיִּשְׂרְאֵלִי לְכֵלָיו. אֲבָל אִם מָדַד לִכְלִי הָעַכּוּ''ם אוֹ לִכְלִי יִשְׂרָאֵל שֶׁבְּיַד הָעַכּוּ''ם צָרִיךְ לִקַּח אֶת הַדָּמִים וְאַחַר כָּךְ יִמְדֹּד. וְאִם מָדַד וְלֹא לָקַח דָּמִים אַף עַל פִּי שֶׁפָּסַק דָּמָיו אֲסוּרִים שֶׁמִּשֶּׁיַגִּיעַ לַכְּלִי נֶאֱסַר כִּסְתָם יֵינָם:
25. Если еврейский работодатель дает динар иноверцу-лавочнику и говорит своему работнику-нееврею: «Иди, пей и ешь [за мой счет] у этого лавочника, и я рассчитаюсь с ним», он должен побеспокоиться о том, чтобы [работник] не выпил вина. Это будет выглядеть так, как если бы он купил вино, используемое для возлияний, и дал его ему. Подобное соглашение в отношении субботнего года также запрещено; т.е. человек дает динар еврейскому лавочнику-неучу, и говорит своему работнику-еврею: «Иди, пей и ешь [за мой счет] у лавочника, а я рассчитаюсь с ним». Если работник съест пищу, от которой не была получена десятина, это запрещено. הַנּוֹתֵן דִּינָר לְחֶנְוָנִי עַכּוּ''ם וְאָמַר לְפוֹעֲלוֹ הָעַכּוּ''ם לֵךְ וּשְׁתֵה וֶאֱכל מִן הַחֶנְוָנִי וַאֲנִי מְחַשֵּׁב לוֹ הֲרֵי זֶה חוֹשֵׁשׁ שֶׁמָּא יִשְׁתֶּה יַיִן. שֶׁזֶּה כְּמִי שֶׁקָּנָה לוֹ יֵין נֶסֶךְ וְהִשְׁקָהוּ. וּכְנֶגֶד זֶה בִּשְׁבִיעִית אָסוּר כְּגוֹן שֶׁנָּתַן דִּינָר לְחֶנְוָנִי יִשְׂרָאֵל עַם הָאָרֶץ וְאָמַר לְפוֹעֲלוֹ הַיִּשְׂרְאֵלִי לֵךְ וֶאֱכל וַאֲנִי מְחַשֵּׁב לוֹ. וְאִם אָכַל הַפּוֹעֵל דָּבָר שֶׁאֵינוֹ מְעֻשָּׂר אָסוּר:
26. Если же он сказал им: «Ешьте и пейте за счет этого динара» или «ешьте и пейте у лавочника за мой счет, и я заплачу ему», то это разрешено. Хотя еврей становится ответственным, его ответственность не связана [с пищей, которую принимают работники]. это разрешено, поскольку опасение, связанное с нееврейским вином, тут неуместно. [Поэтому] ему не нужно беспокоиться ни о вине, используемом для возлияний, ни о плодах субботнего года, ни о какой либо десятине. אֲבָל אִם אָמַר לָהֶם אִכְלוּ וּשְׁתוּ בְּדִינָר זֶה. אוֹ שֶׁאָמַר לָהֶם אִכְלוּ וּשְׁתוּ עָלַי מִן הַחֶנְוָנִי וַאֲנִי פּוֹרֵעַ אַף עַל פִּי שֶׁנִּשְׁתַּעְבֵּד הוֹאִיל וְלֹא נִתְיַחֵד שִׁעְבּוּדוֹ הֲרֵי זֶה מֻתָּר וְאֵינוֹ חוֹשֵׁשׁ לֹא מִשּׁוּם יֵין נֶסֶךְ וְלֹא מִשּׁוּם שְׁבִיעִית וְלֹא מִשּׁוּם מַעֲשֵׂר:
27. [Следующие правила применяются, если] царь-нееврей распределяет свое вино среди народа и берет за него деньги по своему усмотрению. Еврей не может сказать нееврею: «Возьми 200 зуз и пойди в царский склад вместо меня», чтобы нееврей взял вино, предназначенное для еврея, а деньги отдал царю. Однако он может сказать ему: «Вот тебе 200 зуз. Избавь меня от [похода] в хранилище». מֶלֶךְ שֶׁהָיָה מְחַלֵּק יֵינוֹ לָעָם וְלוֹקֵחַ מֵהֶן דָּמָיו כְּפִי מַה שֶּׁיִּרְצֶה. אַל יֹאמַר אָדָם לְעַכּוּ''ם הֵא לְךָ מָאתַיִם זוּז וְהִכָּנֵס תַּחְתַּי בְּאוֹצַר הַמֶּלֶךְ כְּדֵי שֶׁיִּקַּח עַכּוּ''ם הַיַּיִן שֶׁכָּתְבוּ בְּשֵׁם יִשְׂרָאֵל וְיִתֵּן הָעַכּוּ''ם הַדָּמִים לַמֶּלֶךְ. אֲבָל אוֹמֵר לוֹ הֵא לְךָ מָאתַיִם זוּז וּמַלְּטֵנִי מִן הָאוֹצָר:
28. Если нееврей прикасается к вину еврея против его воли, то разрешается продать это вино только этому нееврею. [Обоснование:] поскольку этот нееврей хотел причинить еврею убыток [тем, что] запретил его вино, это подобно тому, как если бы он уничтожил его или сжег, в этом случае он был бы обязан заплатить. Таким образом, деньги, которые [еврей] берет у него, — это деньги за убыток, а не деньги за продажу. עַכּוּ''ם שֶׁנָּגַע בְּיֵינוֹ שֶׁל יִשְׂרָאֵל לְאָנְסוֹ מֻתָּר לִמְכֹּר אוֹתוֹ יַיִן לְאוֹתוֹ הָעַכּוּ''ם שֶׁאֲסָרוֹ לְבַדּוֹ. שֶׁכֵּיוָן שֶׁנִּתְכַּוֵּן זֶה הָעַכּוּ''ם לְהַזִּיקוֹ וְלֶאֱסֹר יֵינוֹ הֲרֵי זֶה כְּמוֹ שֶׁשְּׁבָרוֹ אוֹ שְׂרָפוֹ שֶׁחַיָּב לְשַׁלֵּם. וְנִמְצְאוּ הַדָּמִים שֶׁלּוֹקֵחַ מִמֶּנּוּ דְּמֵי הַהֶזֵּק וְלֹא דְּמֵי הַמְּכִירָה:
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter