СБП. Дни Мошиаха! 20 Нисана 5784 г., первый день недели Ахарэй | 2024-04-28 06:27

РАМБАМ: Мишне Тора

Законы об обетах. Гл. 7

1. Если двоим людям запрещено — по обету или клятве — получать выгоду друг от друга, им разрешается вернуть друг другу потерянную вещь, потому что это заповедь. В месте, где принято, чтобы вернувший потерянную вещь получал вознаграждение, вознаграждение должно быть отдано в Храмовую казну. Ибо если [вернувший вещь] возьмет вознаграждение, он получит выгоду. Если же он не возьмет его, он даст выгоду другому человеку. שְׁנַּיִם שֶׁנֶּאֶסְרָה הֲנָאַת כָּל אֶחָד מֵהֶן עַל חֲבֵרוֹ בֵּין בְּנֵדֶר בֵּין בִּשְׁבוּעָה הֲרֵי אֵלּוּ מֻתָּרִין לְהַחְזִיר אֲבֵדָה זֶה לָזֶה מִפְּנֵי שֶׁהוּא מִצְוָה. וּבְמָקוֹם שֶׁדַּרְכָּן שֶׁנּוֹטֵל שָׂכָר הַמַּחֲזִיר אֶת הָאֲבֵדָה יִפּל הַשָּׂכָר לַהֶקְדֵּשׁ. שֶׁאִם יִטּל שָׂכָר נִמְצָא נֶהֱנֶה וְאִם לֹא יִטּוֹל נִמְצָא מְהַנֶּה:
2. Обоим разрешено пользоваться теми объектами, которые находятся в совместной собственности всего еврейского народа, например, Храмовой горой, ее палатами, дворами и колодцем посреди улицы. Им запрещено пользоваться теми объектами, которые находятся в совместной собственности всех жителей города, например, рынком, баней, синагогой, ковчегом и священными текстами. וּמֻתָּרִין בִּדְבָרִים שֶׁהֵם בְּשֻׁתָּפוּת כָּל יִשְׂרָאֵל. כְּגוֹן הַר הַבַּיִת (וְהַלְּשָׁכוֹת) וְהָעֲזָרוֹת וְהַבְּאֵר שֶׁבְּאֶמְצַע הַדֶּרֶךְ. וַאֲסוּרִין בִּדְבָרִים שֶׁהֵם בְּשֻׁתָּפוּת כָּל אַנְשֵׁי הָעִיר כְּגוֹן הָרְחָבָה שֶׁבָּעִיר וְהַמֶּרְחָץ וּבֵית הַכְּנֶסֶת וְהַתֵּבָה וְהַסְּפָרִים:
3. Что они могут сделать, чтобы им было разрешено пользоваться этими сущностями? Каждый из них должен передать свою часть главе Высшего суда или другому человеку, и пусть он приобретет эту часть через посредничество другого человека. Таким образом, когда любой из них входит в баню, принадлежащую всем жителям города или синагоге, он не входит в собственность товарища [от которого ему запрещено получать выгоду], ибо каждый из них отказался от своей доли в этом месте и передал ее в подарок. וְכֵיצַד יַעֲשׂוּ כְּדֵי שֶׁיִּהְיוּ מֻתָּרִין בִּדְבָרִים אֵלּוּ. כָּל אֶחָד וְאֶחָד מִשְּׁנֵיהֶם כּוֹתֵב חֶלְקוֹ לַנָּשִׂיא אוֹ לְאֶחָד מִשְּׁאָר הָעָם וּמְזַכֶּה לוֹ בְּחֶלְקוֹ עַל יְדֵי אַחֵר. וְנִמְצָא כָּל אֶחָד מֵהֶם כְּשֶׁיִּכָּנֵס לַמֶּרְחָץ שֶׁהוּא לְכָל אַנְשֵׁי הָעִיר אוֹ לְבֵית הַכְּנֶסֶת אֵינוֹ נִכְנָס לִרְשׁוּת חֲבֵרוֹ אֶלָּא לִרְשׁוּת אֲחֵרִים שֶׁהֲרֵי כָּל אֶחָד מֵהֶם נִסְתַּלֵּק מֵחֶלְקוֹ שֶׁבְּמָקוֹם זֶה וּנְתָנוֹ בְּמַתָּנָה:
4. [Если двор можно разделить, то им запрещено входить в него, пока он не будет разделен и каждый не войдет в свою часть. Если же его нельзя разделить, то каждый должен войти в свой дом, сказав: «Я вхожу в свою собственность». Независимо от этого, им обоим запрещено ставить там мельницу или печь, или разводить кур в этом дворе. הָיוּ שְׁנֵיהֶם שֻׁתָּפִין בְּחָצֵר. אִם יֵשׁ בָּהּ דִּין חֲלוּקָה הֲרֵי אֵלּוּ אֲסוּרִין לְהִכָּנֵס לָהּ עַד שֶׁיַּחֲלֹקוּ וְיִכָּנֵס כָּל אֶחָד לְחֶלְקוֹ. וְאִם אֵין בָּהּ דִּין חֲלוּקָה כָּל אֶחָד וְאֶחָד נִכְנָס לְבֵיתוֹ וְהוּא אוֹמֵר בְּתוֹךְ שֶׁלִּי אֲנִי נִכְנָס. וּבֵין כָּךְ וּבֵין כָּךְ שְׁנֵיהֶם אֲסוּרִים לְהַעֲמִיד רֵחַיִם וְתַנּוּר וּלְגַדֵּל תַּרְנְגוֹלִין בְּחָצֵר זוֹ:
5. Если двое людей являются партнерами во дворе и один из них дает клятву, что другой не может извлекать из него выгоду, мы заставляем того, кто дал клятву, продать свою часть. Если он дал клятву не извлекать выгоду от другого человека, ему разрешается войти в его дом, так как он входит в свой собственный дом. Однако он не может использовать двор каким-либо другим образом, как объяснялось [в предыдущем законе]. שְׁנַיִם שֶׁהָיוּ שֻׁתָּפִין בְּחָצֵר וְנָדַר אֶחָד מֵהֶן שֶׁלֹּא יְהַנֶּה בּוֹ הַשֵּׁנִי כּוֹפִין אֶת הַנּוֹדֵר לִמְכֹּר חֶלְקוֹ. נָדַר שֶׁלֹּא יֵהָנֶה הוּא בַּשֵּׁנִי הֲרֵי זֶה מֻתָּר לְהִכָּנֵס לְבֵיתוֹ מִפְּנֵי שֶׁבִּרְשׁוּתוֹ הוּא נִכְנָס. אֲבָל אֵינוֹ יָכוֹל לְהִשְׁתַּמֵּשׁ בַּחָצֵר כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ:
6. Если постороннему человеку было запрещено получать выгоду от одного из [владельцев двора], то он может войти во двор, ибо он говорит [тому, от кого ему запрещено получать выгоду]: «Я вхожу во владения твоего товарища, а не твои». הָיָה אֶחָד מִן הַשּׁוּק אָסוּר בַּהֲנָאַת אֶחָד מִשְּׁנֵיהֶם. הֲרֵי זֶה מֻתָּר לְהִכָּנֵס לֶחָצֵר. מִפְּנֵי שֶׁהוּא אוֹמֵר לוֹ לְתוֹךְ שֶׁל חֲבֵרְךָ אֲנִי נִכְנָס אֵינִי נִכְנָס לְתוֹךְ שֶׁלְּךָ:
7. Если кто-либо запрещает себе получать выгоду от одного из народов, то ему разрешается покупать у них [товар] по цене выше рыночной и продавать им по цене ниже рыночной. Если он запрещает им получать выгоду от него, то, если они желают, ему разрешается покупать у них по цене ниже рыночной и продавать им по цене выше рыночной. Мы не издаем указ, запрещающий ему продавать [по цене ниже рыночной], чтобы он не покупал [по цене ниже рыночной]. [Обоснование в том, что] он дал обет не в отношении одного человека, в этом случае такой указ был бы уместен, а в отношении целого народа, и, если он не может вести дела с одним человеком, он будет вести дела с другим. Поэтому, если он запретил себе получать выгоду от них, он может одалживать им как вещи, так и деньги, но не может брать у них ни то, ни другое. מִי שֶׁאָסַר הֲנָיַת אֻמָּה מִן הָאֻמּוֹת עַל עַצְמוֹ. הֲרֵי זֶה מֻתָּר לִקַּח מֵהֶן בְּיוֹתֵר וְלִמְכֹּר לָהֶן בְּפָחוֹת. אָסַר הֲנָיָתוֹ עֲלֵיהֶם אִם שׁוֹמְעִין לוֹ שֶׁיִּקַּח מֵהֶן בְּפָחוֹת וְיִמְכֹּר בְּיוֹתֵר מֻתָּר. וְאֵין גּוֹזְרִין כָּאן שֶׁלֹּא יִמְכֹּר גְּזֵרָה שֶׁמָּא יִקַּח. שֶׁהֲרֵי לֹא נָדַר מֵאִישׁ אֶחָד כְּדֵי שֶׁנִּגְזֹר עָלָיו [אֶלָּא] מֵאֻמָּה כֻּלָּהּ. שֶׁאִם אִי אֶפְשָׁר לוֹ לִשָּׂא וְלִתֵּן עִם זֶה יִשָּׂא וְיִתֵּן עִם אַחֵר. לְפִיכָךְ אִם אָסַר הֲנָיָתָן עָלָיו הֲרֵי זֶה מַשְׁאִילָן וּמַלְוֶה אוֹתָן. אֲבָל לֹא יִשְׁאַל מֵהֶם וְלֹא יִלְוֶה מֵהֶן:
8. Если же он запретил им получать выгоду от него, а себе — от них, то он не должен вести дела с ними, и они не должны вести дела с ним. Он не должен брать у них в долг вещь или давать им в долг вещь, не должен брать у них в долг деньги или давать им в долг деньги. אָסַר הֲנָיָתוֹ עֲלֵיהֶן וַהֲנָיָתָן עָלָיו לֹא יִשָּׂא וְיִתֵּן עִמָּהֶם. וְכֵן לֹא יִשְּׂאוּ הֵן וְיִתְּנוּ עִמּוֹ וְלֹא יַשְׁאִיל לָהֶן וְלֹא יִלְוֶה מֵהֶם וְלֹא יַלְוֶה אוֹתָן:
9. Если он запретил себе получать выгоду от жителей города, ему запрещено просить мудреца города об отмене обета. Если же он все же попросил его и тот отменил обет, то обет снимается, как объясняется. אָסַר עַל עַצְמוֹ הֲנָיַת בְּנֵי הָעִיר אָסוּר לְהִשָּׁאֵל עַל נִדְרוֹ לְחָכָם מִבְּנֵי אוֹתָהּ הָעִיר (הַהִיא). וְאִם נִשְׁאַל וְהִתִּיר לוֹ הֲרֵי נִדְרוֹ מֻתָּר כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ:
10. Если же человек запретил себе получать пользу от других людей, то ему разрешается получать пользу от упавших при жатве колосьев, забытого снопа, края поля, и десятины для бедных, которая распределяется в житницах, но не от той, [которая распределяется] из его дома. מִי שֶׁאָסַר הֲנָיַת הַבְּרִיּוֹת עָלָיו הֲרֵי זֶה מֻתָּר לֵהָנוֹת בְּלֶקֶט שִׁכְחָה וּפֵאָה וּמַעֲשַׂר עָנִי הַמִּתְחַלֵּק בָּגֳרָנוֹת אֲבָל לֹא בְּתוֹךְ הַבַּיִת:
11. Если человек запретил коэнам или левитам пользоваться его имуществом, они могут прийти и взять приношения [отделить от его имущества] вопреки его воле. Если он говорит: «Этим коэнам и этим левитам [запрещено пользоваться моим имуществом]», то они обязаны соблюдать запрет. Он должен отдать свое приношение и десятину другим коэнам и левитам. Аналогичные законы действуют в отношении выделенного для бедных и нищих. מִי שֶׁאָסַר הֲנָיָתוֹ עַל הַכֹּהֲנִים וְעַל הַלְוִיִּם הֲרֵי אֵלּוּ בָּאִין וְנוֹטְלִין מַתְּנוֹתֵיהֶם עַל כָּרְחוֹ. וְאִם אָמַר כֹּהֲנִים אֵלּוּ וּלְוִיִּם אֵלּוּ הֲרֵי אֵלּוּ אֲסוּרִין. וְיִתֵּן תְּרוּמוֹתָיו וּמַעַשְׂרוֹתָיו לְכֹהֲנִים וּלְוִיִּם אֲחֵרִים. וְהוּא הַדִּין בְּמַתְּנוֹת עֲנִיִּים עִם הָעֲנִיִּים:
12. Если человеку запрещено приносить пользу товарищу, а товарищу нечего есть, он может пойти к лавочнику и сказать: «Такому-то и такому-то запрещено получать от меня пользу, и я не знаю, что делать». Разрешается лавочнику пойти и дать [еду] товарищу и взять [плату] с того человека. מִי שֶׁהָיְתָה הֲנָיָתוֹ אֲסוּרָה עַל חֲבֵרוֹ וְאֵין לַחֲבֵרוֹ מַה יֹּאכַל. הוֹלֵךְ אֵצֶל הַחֶנְוָנִי וְאוֹמֵר אִישׁ פְּלוֹנִי אָסוּר בַּהֲנָיָתִי וְאֵינִי יוֹדֵעַ מָה אֶעֱשֶׂה. אִם הָלַךְ הַחֶנְוָנִי וְנָתַן לוֹ וּבָא וְנָטַל מִזֶּה הֲרֵי זֶה מֻתָּר:
13. [Если необходимо построить дом, поставить забор или убрать урожай с его поля, то действуют аналогичные законы. Если человек, от которого запрещено получать выгоду, обратился к работникам и сказал: «Такому-то и такому-то запрещено получать от меня пользу, и я не знаю, что делать», то они могут выполнить эти действия, вернуться к тому человеку, и он может заплатить им. Ведь он выплачивает долг своего товарища, а мы уже объясняли, что тот, от кого запрещено получать выгоду, может выплатить долг за своего товарища. הָיָה בֵּיתוֹ לִבְנוֹת גְּדֵרוֹ לִגְדֹּר שָׂדֵהוּ לִקְצֹר וְהָלַךְ אֵצֶל פּוֹעֲלִים וְאָמַר אִישׁ פְּלוֹנִי אָסוּר בַּהֲנָיָתִי וְאֵינִי יוֹדֵעַ מָה אֶעֱשֶׂה. וְהָלְכוּ הֵן וְעָשׂוּ עִמּוֹ וּבָאוּ לָזֶה וְנָתַן לָהֶן שְׂכָרָן הֲרֵי זֶה מֻתָּר. שֶּׁנִּמְצָא זֶה שֶׁפָּרַע לוֹ חוֹבוֹ. וּכְבָר בֵּאַרְנוּ שֶׁזֶּה מֻתָּר לִפְרֹעַ לוֹ חוֹבוֹ:
14. Если двое отправились в путешествие, и у [человека, которому запрещено получать пользу от своего товарища] нет ничего съестного, [этот товарищ] может дать [пищу] другому человеку в подарок, и тогда [человеку, которому запрещено] разрешается ее отведать. Если с ними никого нет, [человек, чья собственность запрещена] должен положить [пищу] на камень и сказать: «Эта [еда] считается бесхозной для каждого, кто ее пожелает». После этого другой человек может взять ее и есть. הָיוּ מְהַלְּכִין בַּדֶּרֶךְ וְאֵין לוֹ מַה יֹּאכַל. נוֹתֵן לְאַחֵר מִשּׁוּם מַתָּנָה וְהַלָּה מֻתָּר בָּהּ. וְאִם אֵין עִמָּהֶם אַחֵר מַנִּיחַ עַל הַסֶּלַע וְאוֹמֵר הֲרֵי הֵן מֻפְקָרִין לְכָל מִי שֶׁיַּחְפֹּץ וְהַלָּה נוֹטֵל וְאוֹכֵל:
15. Если же он преподнесет товарищу подарок в виде пира и скажет ему: «Это пиршество дается тебе в подарок. Пусть такой-то и, такой-то, кому запрещено получать от меня пользу, придет и поест с нами», — это запрещено. Более того, даже если он подарил подарок, ничего не сказав, а после сказал: «Хочешь, чтобы такой-то пришел и поел с нами?», то это запрещено, если окажется, что изначально он подарил подарок только для того, чтобы в итоге такой-то смог поесть с ними. Например, это большой пир, и он хочет, чтобы его отец, учитель или т.п. приняли участие в пире. Ведь [размер] пиршества указывает на то, что он не собирался дарить его ему. Подобные законы действуют во всех аналогичных ситуациях. נָתַן לְאֶחָד מַתָּנָה וְאָמַר לוֹ הֲרֵי סְעֻדָּה זוֹ נְתוּנָה לְךָ מַתָּנָה וְיָבוֹא פְּלוֹנִי שֶׁהוּא אָסוּר בַּהֲנָיָתִי וְיֹאכַל עִמָּנוּ הֲרֵי זֶה אָסוּר. וְלֹא עוֹד אֶלָּא [אֲפִלּוּ] אִם נָתַן לוֹ סְתָם וְחָזַר וְאָמַר לוֹ רְצוֹנְךָ שֶׁיָּבוֹא פְּלוֹנִי וְיֹאכַל עִמָּנוּ. אִם הוֹכִיחַ סוֹפוֹ עַל תְּחִלָּתוֹ שֶׁלֹּא נָתַן לוֹ אֶלָּא עַל מְנָת שֶׁיָּבוֹא פְּלוֹנִי וְיֹאכַל אָסוּר. כְּגוֹן שֶׁהָיְתָה סְעֵדָּה גְּדוֹלָה וְהוּא רוֹצֶה שֶׁיָּבוֹא אָבִיו אוֹ רַבּוֹ וְכַיּוֹצֵא בָּהֶן לֶאֱכל מִסְּעוּדָתוֹ. שֶׁהֲרֵי סְעוּדָתוֹ מוֹכַחַת עָלָיו שֶׁלֹּא גָּמַר לְהַקְנוֹת לוֹ. וְכֵן כָּל כַּיּוֹצֵא בָּזֶה:
16. Любой подарок, который, если бы он был посвящён [получателем], то его посвящение не было бы эффективным, не считается подарком. Если человек дарит подарок своему товарищу с условием, что тот передаст его другому человеку, то этот другой человек приобретает право собственности в тот момент, когда первый [получатель] передает его ему. Если первый получатель не передает его другому человеку, то ни первый, ни второй [получатель] не приобретают его. כָּל מַתָּנָה שֶׁאִם הִקְדִּישָׁהּ לֹא תִּהְיֶה מֻקְדֶּשֶׁת אֵינָהּ מַתָּנָה. וְכָל הַנּוֹתֵן לָזֶה מַתָּנָה עַל מְנָת לְהַקְנוֹתָהּ לְאַחֵר הֲרֵי זֶה הָאַחֵר קָנָה בְּעֵת שֶׁיַּקְנֶה לוֹ הָרִאשׁוֹן. וְאִם לֹא הִקְנָה לוֹ הָרִאשׁוֹן לְאוֹתוֹ אַחֵר לֹא קָנָה לֹא הָרִאשׁוֹן וְלֹא הַשֵּׁנִי:
17. [Следующий принцип действует, если ему запрещено получать выгоду от мужа дочери, и он желает дать своей дочери деньги, чтобы она могла извлечь из них пользу и потратить их по своему усмотрению. Он должен сделать ей подарок и сказать: «Эти деньги даются тебе в подарок при условии, что твой муж не будет иметь над ними власти. Вместо этого они должны быть использованы на то, что ты кладешь в рот, на то, что ты одеваешь сама, и тому подобное». Даже если он сказал: «При условии, что твой муж не будет иметь над ним власти. Наоборот, они будут использоваться для того, что ты захочешь с ними делать», муж не приобретает их, и она может делать с ними все, что пожелает. Однако если он сделал ей подарок и сказал: «При условии, что твой муж не будет иметь над ним никакой власти», но не уточнил, с какой целью дарит подарок, или даже не сказал, что он предназначен для того, что она пожелает, муж приобретает его, чтобы извлечь из него выгоду. Это запрещено, поскольку ему запрещено извлекать выгоду от своего свекра. מִי שֶׁנֶּאֶסְרָה הֲנָיָתוֹ עַל בַּעַל בִּתּוֹ וְהוּא רוֹצֶה לָתֵת לְבִתּוֹ מָעוֹת כְּדֵי שֶׁתִּהְיֶה נֶהֱנֵית בָּהֶן וּמוֹצִיאָה אוֹתָן בַּחֲפָצֶיהָ. הֲרֵי זֶה נוֹתֵן לָהּ וְאוֹמֵר לָהּ הֲרֵי הַמָּעוֹת הָאֵלּוּ נְתוּנִין לָךְ בְּמַתָּנָה וּבִלְבַד שֶׁלֹּא יְהֵא לְבַעֲלִיךְ רְשׁוּת בָּהֶן אֶלָּא יִהְיוּ לְמַה שֶּׁאַתְּ נוֹתֶנֶת לְפִיךְ אוֹ לְמַה שֶּׁתִּלְבְּשִׁי וְכַיּוֹצֵא בָּזֶה. וַאֲפִלּוּ אָמַר לָהּ עַל מְנָת שֶׁאֵין לְבַעֲלִיךְ רְשׁוּת בָּהֶן אֶלָּא מַה שֶּׁתִּרְצִי עֲשִׂי בָּהֶן לֹא קָנָה הַבַּעַל וּמַה שֶּׁתִּרְצֶה תַּעֲשֶׂה בָּהֶן. אֲבָל אִם נָתַן לָהּ מַתָּנָה וְאָמַר לָהּ עַל מְנָת שֶׁאֵין לְבַעֲלִיךְ רְשׁוּת בָּהֶן וְלֹא פֵּרֵשׁ שֶׁתִּהְיֶה הַמַּתָּנָה הַזֹּאת לְכָךְ וּלְכָךְ אוֹ לְמַה שֶּׁתִּרְצֶה תַּעֲשֶׂה בָּהֶן הֲרֵי קָנָה אוֹתָהּ הַבַּעַל לֶאֱכל פֵּרוֹתֶיהָ. וְדָבָר זֶה אָסוּר שֶׁהֲרֵי הוּא אָסוּר בַּהֲנָיַת חוֹתְנוֹ:
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter