СБП. Дни Мошиаха! 19 Нисана 5784 г., суббота недели Ахарэй | 2024-04-27 14:50

РАМБАМ: Мишне Тора

Законы приношения первых плодов урожая. Гл. 2

1. Заповедь приносить первые плоды в Храм является повелевающей. [Обязанность приносить] первые плоды действует только пока Храм стоит, и только в Земле Израиля, как сказано [Шмот 23:19]: «Начаток первых плодов твоей земли приноси в Дом Г-спода, Б-га твоего». Согласно постановлению мудрецов, следует приносить первые плоды даже из городов Сихон и Ог и из Сирии. Ибо человек, покупающий землю в Сирии, подобен тому, кто покупает в Иерусалиме. Мы не приносим первые плоды из земель Аммона, Моава и Вавилона, хотя там также отделяют приношения и десятины согласно постановлению мудрецов. Если кто-то приносит первые плоды из диаспоры, они не считаются первыми плодами. מִצְוַת עֲשֵׂה לְהָבִיא בִּכּוּרִים לַמִּקְדָּשׁ. וְאֵינָם נוֹהֲגִין אֶלָּא בִּפְנֵי הַבַּיִת וּבְאֶרֶץ יִשְׂרָאֵל בִּלְבַד שֶׁנֶּאֱמַר (שמות כג יט) (שמות לד כו) «רֵאשִׁית בִּכּוּרֵי אַדְמָתְךָ תָּבִיא בֵּית ה' אֱלֹהֶיךָ». וּמְבִיאִין בִּכּוּרִים שֶׁל דִּבְרֵיהֶם מֵעָרֵי סִיחוֹן וְעוֹג וּמִסּוּרְיָא. שֶׁהַקּוֹנֶה בְּסוּרְיָא כַּקּוֹנֶה בִּירוּשָׁלַיִם. [אֲבָל עַמּוֹן וּמוֹאָב וּבָבֶל] אַף עַל פִּי שֶׁהֵן חַיָּבִין בִּתְרוּמָה וּבְמַעַשְׂרוֹת מִדִּבְרֵיהֶם אֵין מְבִיאִין מֵהֶן בִּכּוּרִים. וְאִם הֵבִיא בִּכּוּרִים מִחוּץ לָאָרֶץ אֵינָן בִּכּוּרִים:
2. Первые плоды приносят только из семи видов растений, которые упоминаются при восхвалении Земли Израиля. Это пшеница, ячмень, виноград, инжир, гранат, оливки и финики. Если человек принес плоды других видов, они не являются святыми. אֵין מְבִיאִין בִּכּוּרִים אֶלָּא מִשִּׁבְעַת הַמִּינִין הָאֲמוּרִים בְּשֶׁבַח הָאָרֶץ. וְהֵם הַחִטִּים וְהַשְּׂעוֹרִים וְהָעֲנָבִים וְהַתְּאֵנִים וְהָרִמּוֹנִים וְהַזֵּיתִים וְהַתְּמָרִים. וְאִם הֵבִיא חוּץ מִשִּׁבְעַת הַמִּינִין לֹא נִתְקַדְּשׁוּ:
3. Не приносим [первые плоды] ни от фиников с гор, ни от плодов из долин, ни от оливок, которые не высшего качества, а лучше от фиников из долин и плодов с гор, ибо они высшего качества. Если человек принес первые плоды низшего качества, например, финики с гор, плоды инжира, которые были проткнуты и на них было нанесено масло, пыльный и копченый виноград, то они не освящаются. אֵין מְבִיאִין לֹא מִתְּמָרִים שֶׁבֶּהָרִים. וְלֹא מִפֵּרוֹת שֶׁבָּעֲמָקִים. וְלֹא מִזֵּיתֵי שֶׁמֶן שֶׁאֵינָן מִן הַמֻּבְחָר. אֶלָּא מִתְּמָרִים שֶׁבָּעֲמָקִים וּמִפֵּרוֹת שֶׁבֶּהָרִים לְפִי שֶׁהֵן מִן הַמֻּבְחָר [וְאִם הֵבִיא שֶׁלֹּא מִן הַמֻּבְחָר] כְּגוֹן תְּמָרִים שֶׁבֶּהָרִים וּתְאֵנִים סוּרוֹת וּמְרֻקָּבוֹת וַעֲנָבִים מְאֻבָּקוֹת וּמְעֻשָּׁנוֹת לֹא נִתְקַדְּשׁוּ:
4. Нельзя приносить жидкости в качестве первых плодов, за исключением [масла из] оливок и [вина из] винограда, как сказано [Дварим 26:2]: «То возьми от начатка всякого плода земли», т.е. [плоды, а не] напитки. Если кто-то приносит напитки, они не принимаются. אֵין מְבִיאִין בִּכּוּרִים מַשְׁקִין חוּץ מִזֵּיתִים וַעֲנָבִים בִּלְבַד שֶׁנֶּאֱמַר (דברים כו ב) (דברים כו י) «פְּרִי הָאֲדָמָה» [וְלֹא מַשְׁקֶה]. וְאִם הֵבִיא מַשְׁקִין אֵין מְקַבְּלִין מִמֶּנּוּ:
5. Люди, живущие близко к Иерусалиму, должны принести свежий инжир и виноград. Люди, живущие далеко, должны принести сушеный инжир и изюм. הַקְּרוֹבִים לִירוּשָׁלַיִם מְבִיאִין תְּאֵנִים וַעֲנָבִים לַחִים. וְהָרְחוֹקִין מְבִיאִין אוֹתָן גְּרוֹגָרוֹת וְצִמּוּקִין:
6. Первые плоды не следует приносить до Шавуота, ибо этот праздник называется «праздник урожая, первых плодов вашего труда». Если кто-то приносит [их в это время], мы не принимаем их от него. Вместо этого их следует оставить там до Шавуота, и тогда он должен сделать заявление относительно них. Точно так же не следует приносить первые плоды после Хануки. Ведь первые плоды, созревшие после Хануки, считаются плодами наступающего года. Их следует оставить до Шавуота. אֵין מְבִיאִין בִּכּוּרִים קֹדֶם לַעֲצֶרֶת שֶׁנֶּאֱמַר (שמות כג טז) «וְחַג הַקָּצִיר בִּכּוּרֵי מַעֲשֶׂיךָ». וְאִם הֵבִיא אֵין מְקַבְּלִין מִמֶּנּוּ אֶלָּא יַנִּיחֵם שָׁם עַד שֶׁתָּבוֹא עֲצֶרֶת וְיִקְרָא עֲלֵיהֶן. וְכֵן אֵין מְבִיאִין בִּכּוּרִים אַחַר חֲנֻכָּה. שֶׁהַבִּכּוּרִים שֶׁבִּכְּרוּ אַחַר חֲנֻכָּה הֵן חֲשׁוּבִין מִשָּׁנָה הַבָּאָה. וְיַנִּיחֵם עַד אַחַר עֲצֶרֶת:
7. Нельзя приносить первые плоды от плодов нынешнего урожая за плоды предыдущего урожая или от плодов предыдущего урожая за плоды нынешнего урожая. Что подразумевается под этим? Нельзя приносить плоды, созревшие до 15-го Швата, в качестве первых плодов для плодов, созревших после 15-го Швата. Это относится как к посаженному, так и к тому, что растет само по себе, как написано [«Бамидбар» 18:13]: «Первинки всего, что на их земле». אֵין מְבִיאִין בִּכּוּרִים לֹא מִן הֶחָדָשׁ עַל הַיָּשָׁן וְלֹא מִן הַיָּשָׁן עַל הֶחָדָשׁ. כֵּיצַד. לֹא יָבִיא מִפֵּרוֹת שֶׁחָנְטוּ קֹדֶם חֲמִשָּׁה עָשָׂר בִּשְׁבָט עַל פֵּרוֹת שֶׁחָנְטוּ אַחַר חֲמִשָּׁה עָשָׂר בּוֹ. אֶחָד הַנָּטוּעַ וְאֶחָד הָעוֹלֶה מֵאֵלָיו שֶׁנֶּאֱמַר (במדבר יח יג) «בִּכּוּרֵי כָּל אֲשֶׁר בְּאַרְצָם»:
8. Обязательство по первым плодам распространяется на плоды партнеров, [«Бамидбар» 18:13]: «Первинки всего, что на их земле». הַפֵּרוֹת שֶׁל שֻׁתָּפִין חַיָּבִים בְּבִכּוּרִים שֶׁנֶּאֱמַר (במדבר יח יג) «בִּכּוּרֵי כָּל אֲשֶׁר בְּאַרְצְךָ» [אֲשֶׁר יָבִיאוּ]:
9. Если плоды произрастают в цветочном горшке, даже если в нем есть отверстие, или растут в корабле, то не следует приносить от них первые плоды вовсе. Как сказано [«Бамидбар» 18:13]: «Их земле». Однако следует приносить от плодов, растущих на крыше или в развалинах. הַגָּדֵל בְּעָצִיץ אַף עַל פִּי שֶׁהוּא נָקוּב וְהַגָּדֵל בִּסְפִינָה אֵינוֹ מֵבִיא מִמֶּנּוּ כָּל עִקַּר שֶׁנֶּאֱמַר (במדבר יח יג) «בְּאַרְצָם». אֲבָל מֵבִיא מִן הַגָּדֵל בַּגַּג אוֹ בַּחֻרְבָּה:
10. [Во всех следующих ситуациях] человек не должен приносить первые плоды от плодов, растущих в одном владении, или от плодов, растущих в другом владении. [К таким ситуациям относится тот, кто посадил дерево на своем поле и вытянул его на поле своего товарища или в общественное владение, или ствол дерева был на его поле, и он протянул его конец на своем поле, но между стволом и вытянутым концом была общественная дорога или частная тропа. Как сказано [Шмот 23:19]: «Первые плоды земли твоей». [Подразумевается, что] весь прирост [дерева] должен быть с твоей земли». הַנּוֹטֵעַ אִילָן בְּתוֹךְ שָׂדֵהוּ וְהִבְרִיכוֹ לְתוֹךְ שְׂדֵה חֲבֵרוֹ אוֹ לִרְשׁוּת הָרַבִּים. אוֹ שֶׁהָיָה נוֹטֵעַ בִּשְׂדֵה חֲבֵרוֹ אוֹ בִּרְשׁוּת הָרַבִּים וְהִבְרִיכוֹ בְּתוֹךְ שָׂדֵהוּ. אוֹ שֶׁהָיָה עִקָּרוֹ בְּתוֹךְ שָׂדֵהוּ וְהִבְרִיךְ קְצָתוֹ בְּתוֹךְ שָׂדֵהוּ וְדֶרֶךְ הָרַבִּים אוֹ דֶּרֶךְ הַיָּחִיד מַפְסֶקֶת בָּאֶמְצַע בֵּין הָעִקָּר וְהַצַּד הַמֻּבְרָךְ. אֵינוֹ מֵבִיא בִּכּוּרִים לֹא מִמַּה שֶּׁהוֹצִיא בִּרְשׁוּת זוֹ וְלֹא מִן הַצַּד שֶׁבִּרְשׁוּת הָאַחֲרוֹן שֶׁנֶּאֱמַר (שמות כג יט) (שמות לד כו) «בִּכּוּרֵי אַדְמָתְךָ» עַד שֶׁיִּהְיוּ כָּל הַגִּדּוּלִין מֵאַדְמָתְךָ:
11. Если его товарищ дал ему разрешение [посадить дерево] на своем участке даже на короткое время, он может принести первые плоды. Если дерево находилось близко к границе участка его товарища или упиралось в поле его товарища [и он посадил его там], даже если он был обязан отдалить [свою посадку], он может принести [первые плоды] и произнести декларацию, ибо Йеошуа бин Нун дал землю [нашему народу] в наследство с таким намерением. נָתַן לוֹ חֲבֵרוֹ רְשׁוּת לְהַבְרִיךְ בְּתוֹךְ שֶׁלּוֹ אֲפִלּוּ לְשָׁעָה הֲרֵי זֶה מֵבִיא בִּכּוּרִים. וְאִם הָיָה הָאִילָן סָמוּךְ לְמֵצַר חֲבֵרוֹ אוֹ נוֹטֶה לִשְׂדֵה חֲבֵרוֹ אַף עַל פִּי שֶׁחַיָּב לְהַרְחִיק הֲרֵי זֶה מֵבִיא מִמֶּנּוּ וְקוֹרֵא שֶׁעַל מְנָת כֵּן הִנְחִיל יְהוֹשֻׁעַ אֶת הָאָרֶץ:
12. Издольщики, земледельцы-арендаторы, принуждающие хозяев продавать свою землю и покупать ее за низкую цену, и грабители не могут приносить первые плоды, потому что сказано [Шмот 23:19]: «первые плоды земли вашей». [Это применимо] даже тогда, когда владельцы отчаялись [вернуть свою землю]. הָאֲרִיסִין וְהַחֲכִירִין וּבַעֲלֵי זְרוֹעַ שֶׁאוֹנְסִין אֶת הַבְּעָלִים וְלוֹקְחִין מֵהֶן אַרְצוֹתָם בְּפָחוֹת וְהַגַּזְלָנִין אֵינָן מְבִיאִין בִּכּוּרִים. וַאֲפִלּוּ נִתְיָאֲשׁוּ הַבְּעָלִים שֶׁנֶּאֱמַר (שמות כג יט) (שמות לד כו) «בִּכּוּרֵי אַדְמָתְךָ»:
13. Если кто-либо покупает дерево на поле, принадлежащем его товарищу, он не может принести [первые плоды], потому что не владеет землей. [Если же он приобретает три дерева, то он владеет землей. Даже если формально он приобрел только деревья, это все равно, что он владеет землей. Если он купил одно дерево и землю вокруг него, он должен принести [первые плоды]. הַקּוֹנֶה אִילָן בְּתוֹךְ שְׂדֵה חֲבֵרוֹ אֵינוֹ מֵבִיא לְפִי שֶׁאֵין לוֹ קַרְקַע. שְׁלֹשָׁה יֵשׁ לוֹ קַרְקַע וְאַף עַל פִּי שֶׁאֵין לוֹ אֶלָּא אִילָנוֹת בִּלְבַד הֲרֵי הוּא כְּמִי שֶׁקָּנָה קַרְקַע. קָנָה אִילָן אֶחָד וְקַרְקָעוֹ הֲרֵי זֶה מֵבִיא:
14. Если кто-либо покупает собранные плоды и приобретает землю, [на которой они росли], он должен принести первые плоды, потому что он владеет и землей, и плодами. Когда человек продает плоды, но не землю, даже если плоды все еще привязаны к земле, [ни продавец, ни покупатель не могут принести первые плоды]. Продавец не может принести их, потому что плоды ему не принадлежат. Покупатель не может приносить их, потому что не владеет землей. Если продавец выкупит плоды у покупателя, он может принести [первые плоды], потому что теперь он владеет и землей, и ее продуктами. הַלּוֹקֵחַ פֵּרוֹת תְּלוּשִׁין וְלָקַח הַקַּרְקַע הֲרֵי זֶה מֵבִיא בִּכּוּרִים שֶׁהֲרֵי יֵשׁ לוֹ קַרְקַע וּפֵרוֹתֶיהָ. מָכַר לוֹ פֵּרוֹת חוּץ מִן הַקַּרְקַע אֲפִלּוּ מְחֻבָּרִים. מוֹכֵר אֵינוֹ מֵבִיא שֶׁהֲרֵי אֵין לוֹ פֵּרוֹת וְלוֹקֵחַ אֵינוֹ מֵבִיא שֶׁהֲרֵי אֵין לוֹ קַרְקַע. חָזַר הַמּוֹכֵר וְלָקַח הַפֵּרוֹת מִן הַלּוֹקֵחַ הֲרֵי זֶה מֵבִיא שֶׁהֲרֵי יֵשׁ לוֹ קַרְקַע וּפֵרוֹתֶיהָ:
15. Если кто-то продает свое имущество нееврею, а затем выкупает его у него, он должен принести первые плоды с него в соответствии с законом Торы. [Это объясняется тем, что] он не освобождается от выполнения заповеди из-за того, что его купил нееврей, как мы уже объясняли. הַמּוֹכֵר שָׂדֵהוּ לְעַכּוּ''ם וְחָזַר וּלְקָחָהּ מִמֶּנּוּ הֲרֵי זֶה מֵבִיא מִמֶּנָּה בִּכּוּרִים מִן הַתּוֹרָה. שֶׁאֵינָהּ נִפְקַעַת מִן הַמִּצְוָה בְּקִנְיַן הָעַכּוּ''ם כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ:
16. [Несмотря на то, что] человек низвел древо поклонения идолам, не следует приносить первые плоды от ее производства. Ибо первые плоды подобны жертвоприношениям в Храме. אֲשֵׁרָה שֶׁבִּטְּלָהּ אֵין מְבִיאִין מִמֶּנָּה בִּכּוּרִים שֶׁהַבִּכּוּרִים כְּקָדְשֵׁי מִקְדָּשׁ הֵן:
17. В соответствии с законом Торы не существует установленной меры для первых плодов. Согласно предписанию мудрецов, нужно отдавать одну шестидесятую часть урожая. Если человек желает отдать весь урожай в качестве первых плодов, он может это сделать. הַבִּכּוּרִים אֵין לָהֶם שִׁעוּר מִן הַתּוֹרָה אֲבָל מִדִּבְרֵיהֶם צָרִיךְ לְהַפְרִישׁ אֶחָד מִשִּׁשִּׁים. וְהָרוֹצֶה לַעֲשׂוֹת כָּל שָׂדֵהוּ בִּכּוּרִים עוֹשֵׂהוּ:
18. Если кто-либо отделил свои первые плоды, а затем добавил к ним или украсил их, то это добавление также считается первыми плодами. Когда применяется вышеизложенное? Если он принес [первые плоды] из Земли Израиля. Если же он принес их из Трансиордании или Сирии, они не считаются первыми плодами. Даже если они не считаются первыми плодами, их следует есть только в состоянии ритуальной чистоты. Независимо от того, откуда они, первые плоды должны быть украшены только плодами семи видов [упомянутых в восхвалении Земли Израиля]. הִפְרִישׁ בִּכּוּרָיו וְחָזַר וְהוֹסִיף עֲלֵיהֶן אוֹ עִטְּרָן הֲרֵי הַתּוֹסֶפֶת כְּבִכּוּרִים. בַּמֶּה דְּבָרִים אֲמוּרִים כְּשֶׁהֵבִיא מֵאֶרֶץ יִשְׂרָאֵל. אֲבָל אִם הֵבִיא מֵעֵבֶר הַיַּרְדֵּן אוֹ מִסּוּרְיָא אֵינָהּ כְּבִכּוּרִים. וְאַף עַל פִּי שֶׁאֵינָהּ כְּבִכּוּרִים אֵינָהּ נֶאֱכֶלֶת אֶלָּא בְּטָהֳרָה. וְאֵין מְעַטְּרִין אֶת הַבִּכּוּרִים בְּכָל מָקוֹם אֶלָּא מִשִּׁבְעַת הַמִּינִים:
19. Как следует отделять первые плоды? Человек приходит на свое поле, видит инжир, гроздь [винограда] или гранатовое дерево, которое распустилось, и связывает их тростником. Он должен сказать: «Это первые плоды». Они становятся первыми плодами, даже если они прикреплены к земле после того, как им было дано это звание, даже если они не созрели полностью. Когда они созреют и будут собраны с земли, нет необходимости называть их снова. Если он не обозначил их, пока они были прикреплены, или назвал их первыми плодами, а затем собрал урожай, он должен обозначить их после того, как соберет урожай. Если весь урожай окажется нечистым, он не должен называть нечистые плоды первыми. Вместо этого, в качестве первоначального предпочтения, он должен выделить другие продукты в качестве первых плодов для нечистых продуктов. Мне кажется, что, если у него нет других продуктов, чтобы отделить их [в качестве первых плодов], он не должен откладывать их для уничтожения. Точно так же мне кажется, что если первые плоды станут нечистыми, он не должен использовать их в качестве растопки для печи, потому что они подобны предметам, освященным для Храма. כֵּיצַד מַפְרִישִׁין הַבִּכּוּרִים. יוֹרֵד אָדָם לְתוֹךְ שָׂדֵהוּ וְרוֹאֶה תְּאֵנָה שֶׁבִּכְּרָה אֶשְׁכּוֹל עֲנָבִים שֶׁבִּכְּרוּ רִמּוֹן שֶׁבִּכֵּר קוֹשְׁרָן בְּגֶמִי וְאוֹמֵר הֲרֵי אֵלּוּ בִּכּוּרִים. וְהֵם נַעֲשִׂים בִּכּוּרִים בִּמְחֻבָּר מִשֶּׁקָּרָא לָהֶן שֵׁם. וְאַף עַל פִּי שֶׁעֲדַיִן לֹא בָּשְׁלוּ כָּל צָרְכָּן. וּמִשֶּׁיִּגָּמְרוּ וְיִתְלְשֵׁם מִן הַקַּרְקַע אֵינוֹ צָרִיךְ לַחֲזֹר וְלִקְרוֹת לָהֶם שֵׁם. לֹא הִפְרִישָׁן בִּמְחֻבָּר וְלֹא קָרָא לָהֶם שֵׁם וּתְלָשָׁם הֲרֵי זֶה מַפְרִישָׁם אַחַר שֶׁנִּתְלְשׁוּ. וְאִם נִטְמְאוּ הַפֵּרוֹת כֻּלָּן אֵינוֹ מַפְרִישׁ בִּכּוּרִים בְּטֻמְאָה. אֶלָּא מַפְרִישׁ מִן הַטָּהוֹר עַל הַטָּמֵא לְכַתְּחִלָּה. וְאִם אֵין לוֹ פֵּרוֹת אֲחֵרוֹת לְהַפְרִישׁ מֵהֶן יֵרָאֶה לִי שֶׁאֵינוֹ מַפְרִישׁ בְּטֻמְאָה שֶׁאֵין מַפְרִישִׁין לְאִבּוּד. וְכֵן יֵרָאֶה לִי שֶׁהַבִּכּוּרִים שֶׁנִּטְמְאוּ אֵינוֹ מַסִּיק בָּהֶן הַתַּנּוּר כִּתְרוּמָה טְמֵאָה מִפְּנֵי שֶׁהֵן כְּקָדְשֵׁי מִקְדָּשׁ:
20. Если кто-то отложил свои первые плоды, а они сгнили, были взяты другими, потеряны, украдены или стали нечистыми, он обязан отложить вместо них другие, как сказано [Шмот 23:19]: «Приноси в Дом Г-спода, Б-га твоего». Это учит, что человек обязан заменить их, пока не принесет их на Храмовую гору. הַמַּפְרִישׁ בִּכּוּרָיו וְנָמַקּוּ אוֹ נִבְזְזוּ אוֹ אָבְדוּ אוֹ שֶׁנִּגְנְבוּ אוֹ שֶׁנִּטְמְאוּ חַיָּב לְהַפְרִישׁ אֲחֵרִים תַּחְתֵּיהֶם שֶׁנֶּאֱמַר (שמות כג יט) (שמות לד כו) «תָּבִיא בֵּית ה' אֱלֹהֶיךָ» מְלַמֵּד שֶׁהוּא חַיָּב בְּאַחְרָיוּתָן עַד שֶׁיְּבִיאֵם לְהַר הַבַּיִת:
21. Если кто-либо отложил свои первые плоды, чтобы самому принести их в Иерусалим, то он не должен отправлять их с помощью посланца. Если же он изначально собрал их с намерением отправить их [в Храм] с помощью посланца, то ему разрешается это сделать. הַמַּפְרִישׁ בִּכּוּרָיו לְהַעֲלוֹתָן בְּיָדוֹ לִירוּשָׁלַיִם לֹא יִשְׁלָחֵם בְּיַד שָׁלִיחַ. וְאִם לִקְּטָן מִתְּחִלָּה עַל מְנָת לְשַׁלְּחָם בְּיַד שָׁלִיחַ הֲרֵי זֶה מֻתָּר לְשַׁלְּחָם:
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter