СБП. Дни Мошиаха! 20 Нисана 5784 г., первый день недели Ахарэй | 2024-04-27 20:48

РАМБАМ: Мишне Тора

Законы о посещении Храма. Гл. 7

1. Существует в общей сложности 50 физических пороков, которые определяют пригодность как людей, так и животных. В частности, это: כָּל הַמּוּמִין הַפּוֹסְלִים בָּאָדָם וּבַבְּהֵמָה חֲמִשִּׁים וְזֶהוּ פְּרָטָן:
2. Пять, касающихся уха: тот, чей хрящ уха был поврежден до такой степени, что ноготь при проводе им в месте раны ощущается в месте порождения. Однако не считается пороком повреждение кожи, которая окружает хрящ уха, будь то отверстие, порез или трещина. חֲמִשָּׁה בָּאֹזֶן. וְאֵלּוּ הֵן. מִי שֶׁנִּפְגַּם סְחוּס אָזְנוֹ כְּדֵי שֶׁתַּחְגֹּר הַצִּפֹּרֶן בַּפְּגָם. אֲבָל הָעוֹר הַמֻּקָּף לִסְחוּס הָאֹזֶן אֵין בּוֹ מוּם בֵּין נִקַּב בֵּין נִסְדַּק:
3. Если ушной хрящ треснул в любой степени; тот, у кого мочка уха продырявлена, [оставив отверстие] размером с боб вики. Независимо от того, круглое отверстие или длинное, если его площадь равна размеру боба вики, оно считается изъяном; тот, чье ухо высохло до такой степени, что если его проколоть, то кровь не пойдет; тот, чье ухо было двойным. [Это относится даже к козленку, у которого уши часто вытянуты и кажутся двойными, если у него две мочки. Если же у него только одна мочка, и она выглядит как одно образование, которое имеет двойной размер, то это допустимо. מִי שֶׁנִּסְדַּק סְחוּס אָזְנוֹ בְּכָל שֶׁהוּא אַף עַל פִּי שֶׁלֹּא חָסֵר. מִי שֶׁנִּקַּב סְחוּס אָזְנוֹ כְּכַרְשִׁינָה בֵּין נֶקֶב עָגל בֵּין נֶקֶב אָרֹךְ אִם מִצְטָרֵף לְכַרְשִׁינָה הֲרֵי זֶה מוּם. מִי שֶׁיָּבְשָׁה אָזְנוֹ כְּדֵי שֶׁתִּנָּקֵב וְלֹא תּוֹצִיא דָּם. מִי שֶׁהָיְתָה אָזְנוֹ כְּפוּלָה לִשְׁתַּיִם. אֲפִלּוּ הַגְּדִי שֶׁדֶּרֶךְ אָזְנָיו לִהְיוֹתָן נוֹטוֹת וּכְפוּלוֹת וּבִלְבַד שֶׁיִּהְיוּ לוֹ שְׁנֵי סְחוּסִין. אֲבָל אִם אֵין לָהּ אֶלָּא סְחוּס אֶחָד וַהֲרֵי הוּא כְּגוּף אֶחָד שֶׁנִּכְפַּל כָּשֵׁר:
4. Различают три случая, связанных с глазными веками: тот, чьи веки продырявлены даже в малейшей степени; тот, чьи веки треснули даже в малейшей степени; тот, чьи веки повреждены даже в малейшей степени. Эти три порока входят в понятие «с надрезом», упоминаемое в Торе. שְׁלֹשָׁה בְּרִיס שֶׁל עַיִן וְאֵלּוּ הֵן. מִי שֶׁנִּקַּב רִיס מֵרִיסֵי עֵינָיו בְּכָל שֶׁהוּא. מִי שֶׁנִּסְדַּק רִיס מֵרִיסֵי עֵינָיו בְּכָל שֶׁהוּא. [מִי שֶׁנִּפְגַּם רִיס מֵרִיסֵי עֵינָיו בְּכָל שֶׁהוּא]. וּשְׁלֹשָׁה מוּמִין אֵלּוּ בִּכְלַל (ויקרא כב כב) «חָרוּץ» הָאָמוּר בַּתּוֹרָה:
5. Существует восемь случаев, связанных с глазами: слепец, будь то на один глаз или на оба глаза; тот, кто не видит обоими глазами или одним из них, даже если в них нет видимых изменений, потому что глаза постоянно источают влагу; тот, кто не может ясно видеть обоими глазами или одним из них, потому что у него постоянно ухудшается состояние нервов; тот, у кого в глазу образовался бугор, похожий на виноградину, хотя он еще может видеть; тот, у кого в глазах катаракта, закрывающая часть зрачка глаза; тот, у кого белок глаза немного выдвинут в зрачок, пока зрачок не прервется белком глаза. Если же зрачок расширен и входит в белок глаза, это не считается изъяном, ибо в белке глаза нет изъянов; тот, у кого есть белая точка посреди зрачка. Это бельмо, упомянутое в Торе. [Вышесказанное применимо] при условии, что она плавает на зрачке. Если же она не плавает или погружена в зрачок, она не является пороком. Аналогично, если посреди белого была черная метка, даже если она кажется плавающей, она не считается пороком, ибо в белом нет пороков. Если же черная метка утонула в зрачке, то она также включается в пятно, называемое бельмом. Если же она кажется плавающей, то, поскольку она черная внутри черной, она не считается пороком. שְׁמוֹנָה בָּעַיִן וְאֵלּוּ הֵן. הָעִוֵּר בֵּין בְּאֶחָד מֵעֵינָיו בֵּין מִשְּׁתֵּיהֶן. מִי שֶׁאֵינוֹ רוֹאֶה בִּשְׁתֵּי עֵינָיו אוֹ בְּאַחַת מֵהֶן. אַף עַל פִּי שֶׁאֵין נִרְאָה בָּהֶן שִׁנּוּי כְּלָל מֵחֲמַת שֶׁיָּרְדוּ מַיִם קְבוּעִים כְּנֶגֶד רֵאוֹתָיו. מִי שֶׁאֵינוֹ רוֹאֶה בְּעֵינָיו אוֹ בְּאַחַת מֵהֶן רְאִיָּה בְּרוּרָה מֵחֲמַת שֶׁהָיָה בָּהּ סַנְוֵרִים קְבוּעִים. מִי שֶׁבְּעֵינוֹ כְּמוֹ עֵנָב אַף עַל פִּי שֶׁהוּא רוֹאֶה. מִי שֶׁיָּצָא בָּשָׂר יָתֵר בְּעֵינוֹ עַד שֶׁחִפָּה מְעַט מִן הַשָּׁחֹר שֶׁל עַיִן. מִי שֶׁנִּמְשַׁךְ הַלֹּבֶן שֶׁל עַיִן וְנִכְנַס מִמֶּנּוּ מְעַט בַּשָּׁחֹר עַד שֶׁנִּמְצָא הַשָּׁחֹר מְעֹרָב בַּלֹּבֶן וְהוּא (ויקרא כא כ) «תְּבַלֻּל» הָאָמוּר בַּתּוֹרָה. אֲבָל אִם יָצָא מִן הַשָּׁחֹר לְתוֹךְ הַלָּבָן אֵינוֹ מוּם שֶׁאֵין מוּמִין בְּלָבָן. מִי שֶׁהָיְתָה נְקֻדָּה לְבָנָה בְּתוֹךְ הַשָּׁחֹר וְזֶהוּ (ויקרא כא כ) «דַּק» הָאָמוּר בַּתּוֹרָה וְהוּא שֶׁתִּהְיֶה צָפָה עַל גַּבֵּי הַשָּׁחֹר. אֲבָל אִם לֹא הָיְתָה צָפָה אוֹ שֶׁהָיְתָה מְשֻׁקַּעַת בְּשָׁחֹר אֵינוֹ מוּם. וְכֵן אִם הָיְתָה נְקֻדָּה שְׁחֹרָה בְּתוֹךְ הַלֹּבֶן אֲפִלּוּ צָפָה אֵינוֹ מוּם שֶׁאֵין מוּמִים בְּלָבָן. הָיְתָה נְקֻדָּה שְׁחוֹרָה שׁוֹקַעַת בְּתוֹךְ הַשָּׁחֹר אַף זֶה נִקְרָא דַּק. אֲבָל אִם הָיְתָה צָפָה הוֹאִיל וְהִיא שְׁחֹרָה בְּשָׁחֹר אֵינוֹ מוּם:
6. Существуют три случая, связанные с носом: тот, чей нос пробит, даже с одной стороны; тот, чей нос раздвоен; тот, чей нос поврежден. שְׁלֹשָׁה בַּחֹטֶם. וְאֵלּוּ הֵן. מִי שֶׁנִּקַּב חָטְמוֹ אֲפִלּוּ מִצַּד אֶחָד. מִי שֶׁנִּסְדַּק חָטְמוֹ. מִי שֶׁנִּפְגַּם חָטְמוֹ:
7. Существуют шесть случаев, связанных с ртом: тот, у кого губа проколота (это относится даже к тому, у кого проколота только одна губа); тот, чья губа повреждена; тот, чья губа треснула, если поверхность губы разделена на две стороны; тот, у кого нижняя челюстная кость хоть на малейшее расстояние выступает за пределы верхней челюстной кости; тот, у кого рот распух врожденно, как часть строения его тела. Если же он распух из-за ветра, то это не считается недостатком; тот, у кого удалена большая часть свободной части языка. שִׁשָּׁה בַּפֶּה. וְאֵלּוּ הֵן. מִי שֶׁנִּקַּב שְׂפָתוֹ אֲפִלּוּ אַחַת מֵהֶן. מִי שֶׁנִּפְגְּמָה שְׂפָתוֹ. מִי שֶׁנִּסְדְּקָה שְׂפָתוֹ וְהוּא שֶׁנִּסְדַּק מַזַּר שֶׁלָּהּ עַד שֶׁתֵּחָלֵק לִשְׁנֵי רָאשִׁים. מִי שֶׁעֶצֶם לֶחְיוֹ הַתַּחְתּוֹן עוֹדֵף עַל הָעֶלְיוֹן כָּל שֶׁהוּא. מִי שֶׁפִּיו נִבְלַם מֵחֲמַת גּוּפוֹ וּבְרִיָּתוֹ. אֲבָל אִם נִבְלַם מֵחֲמַת הָרוּחַ אֵינוֹ מוּם. מִי שֶׁנִּטַּל רֹב הַמְדַבֵּר שֶׁל לְשׁוֹנוֹ:
8. Двенадцать из них связаны с репродуктивными органами: тот, чей член раздавлен, размолот, отрезан или отрублен; тот, чьи яички — или тестикулы — раздавлены, размозжены, отрезаны или отрублены; тот, у кого только одно яичко, хотя у него два мешочка; тот, у кого два яичка находятся в одном мешочке; человек, чей половой орган покрыт плотью, и его пол не может быть определен; гермафродит. שְׁנֵים עָשָׂר בְּאֵיבְרֵי הַזֶּרַע וְאֵלּוּ הֵן. מִי שֶׁנִּמְעַךְ הַגִּיד שֶׁלּוֹ. אוֹ נִכְתַּת. אוֹ נִתַּק. אוֹ נִכְרַת. מִי שֶׁנִּמְעֲכוּ הַבֵּיצִים שֶׁלּוֹ אוֹ אַחַת מֵהֶן. אוֹ נִכְתְּתוּ אוֹ אַחַת מֵהֶן. אוֹ נִתְּקוּ אוֹ אַחַת מֵהֶן. אוֹ נִכְרְתוּ אוֹ אַחַת מֵהֶן. מִי שֶׁאֵין לוֹ אֶלָּא בֵּיצָה אַחַת אַף עַל פִּי שֶׁיֵּשׁ לוֹ שְׁנֵי כִּיסִין. מִי שֶׁשְּׁתֵּי בֵּיצָיו בְּכִיס אֶחָד. הַטֻּמְטוּם. הָאַנְדְּרוֹגִינוּס:
9. Существуют шесть, связанных с руками и ногами: хромота; тот, у кого смещено бедро. Таково значение термина «уродливый», используемого в Торе; тот, у кого одно бедро прикреплено на более высоком месте, чем другое; тот, у кого сломана кость руки, при условии, что это очевидно; тот, у кого сломана кость ноги, если это очевидно. Даже если это не видно, когда он стоит, если это видно, когда он ходит, это является изъяном; тот, у кого ноги опухли врожденно, как часть строения его тела. Если же они распухли из-за ветра, это не считается пороком. שִׁשָּׁה בַּיָּדַיִם וּבָרַגְלַיִם וְאֵלּוּ הֵן. הַפִּסֵּחַ. וּמִי שֶׁנִּשְׁמְטָה יְרֵכוֹ הוּא (ויקרא כא יח) (ויקרא כב כג) «שָׂרוּעַ» הָאָמוּר בַּתּוֹרָה. מִי שֶׁאַחַת מִיַּרְכוֹתָיו גְּבוֹהָה מֵחֲבֶרְתָּהּ. מִי שֶׁנִּשְׁבַּר עֶצֶם יָדוֹ וְהוּא שֶׁיִּהְיֶה נִכָּר. מִי שֶׁנִּשְׁבַּר עֶצֶם רַגְלוֹ וְהוּא שֶׁיִּהְיֶה נִכָּר. אַף עַל פִּי שֶׁאֵינוֹ נִכָּר כְּשֶׁעוֹמֵד אִם נִכָּר כְּשֶׁיְּהַלֵּךְ הֲרֵי זֶה מוּם. מִי שֶׁרַגְלָיו מְבֻלָּמוֹת מֵחֲמַת עַצְמָן וּבְרִיָּתָן. אֲבָל אִם הָיוּ מְבֻלָּמוֹת מֵחֲמַת הָרוּחַ אֵינוֹ מוּם:
10. Существуют четыре [типа пятен], которые могут появиться в любом месте тела. К ним относятся: тот, у кого есть сухие струпья на коже даже самого незначительного размера (таково значение термина «короста», упоминаемого в Торе); нарост, имеющий кость (таково значение термина «мозоль», упоминаемого в Торе); тот, у кого есть египетский нарыв любого размера. Это тип нарыва, который твердый и неприятного вида (таково значение термина «лишай», упомянутого в Торе). אַרְבָּעָה רְאוּיִין לִהְיוֹת בְּכָל הַגּוּף וְאֵלּוּ הֵן. מִי שֶׁיֵּשׁ בּוֹ גָּרָב יָבֵשׁ כָּל שֶׁהוּא וְזֶהוּ הַ (ויקרא כא כ) (ויקרא כב כב) «גָּרָב» הָאָמוּר בַּתּוֹרָה. מִי שֶׁיֵּשׁ בּוֹ יַבֶּלֶת שֶׁיֵּשׁ בָּהּ עֶצֶם וְזֶה הוּא (ויקרא כב כב) «יַבֶּלֶת» הָאֲמוּרָה בַּתּוֹרָה. מִי שֶׁיֵּשׁ בּוֹ חֲזָזִית מִצְרִית כָּל שֶׁהִיא וְהִיא חֲזָזִית קָשָׁה וּכְעוּרָה וְזוֹ הוּא (ויקרא כא כ) (ויקרא כב כב) «יַלֶּפֶת» הָאֲמוּרָה בַּתּוֹרָה:
11. Если в какой-либо кости появилась щель, которая бросается в глаза, она считается изъяном. Она входит в категорию «с надрезом», упомянутую в Торе. Ребра не считаются костями, которые видны. כָּל עֶצֶם שֶׁבְּגָלוּי שֶׁנֶּחְרַץ בּוֹ חָרִיץ הֲרֵי זֶה מוּם וְהוּא בִּכְלַל (ויקרא כב כב) «חָרוּץ» הָאֲמוּרָה בַּתּוֹרָה. וְאֵין הַצְּלָעוֹת בִּכְלַל עֲצָמוֹת שֶׁבְּגָלוּי:
12. Существуют также три других вида пороков: пожилой человек, который дошел до такой стадии тремора, что дрожит и трясется, когда стоит; больной человек, который дрожит из-за болезни и ослабления сил. В таком случае, сам человек пригоден для служения, служение — нет. Аналогичным образом, рожденный через кесарево сечение является приемлемым среди людей, но непригодным среди животных. וְעוֹד יֵשׁ שָׁם שְׁלֹשָׁה מוּמִין אֲחֵרִים וְאֵלּוּ הֵן. הַזָּקֵן שֶׁהִגִּיעַ לִהְיוֹת רוֹתֵת וְרוֹעֵד כְּשֶׁהוּא עוֹמֵד. הַחוֹלֶה כְּשֶׁהוּא רוֹעֵד מִפְּנֵי חָלְיוֹ וְכִשְׁלוֹן כֹּחוֹ. אֲבָל הַטְּרֵפָה כָּשֵׁר בָּאָדָם וּפָסוּל בִּבְהֵמָה. וְכֵן יוֹצֵא דֹּפֶן כָּשֵׁר בָּאָדָם וּפָסוּל בִּבְהֵמָה:
13. Тот, от кого исходит дурной запах. Коэн, от которого исходит дурно пахнущий запах из-за пота, может вымыться, намазать свою плоть духами и служить. Если у него изо рта исходит дурной запах, он может положить в рот перец, имбирь или тому подобное и служить. Если же он служит, когда от его тела исходит неприятный запах пота или у него изо рта дурно пахнет, то он оскверняет свое служение, как и тот, кто имеет любой из других пороков. הַמְזֹהָם וְכֹהֵן שֶׁהוּא מְזֹהָם בְּזֵעָתוֹ רוֹחֵץ וְשָׁף כָּל גּוּפוֹ בְּבשֶֹׁם וְעוֹבֵד. הָיָה רֵיחַ פִּיו רַע נוֹתֵן בְּפִיו פִּלְפֵּל אוֹ זַנְגְּבִיל וְכַיּוֹצֵא בָּהֶן וְעוֹבֵד. וְאִם עָבַד בְּזִהוּם זֵעָתוֹ אוֹ בְּזִהוּם פִּיו הֲרֵי חִלֵּל עֲבוֹדָתוֹ כִּשְׁאָר אֵלּוּ הַבַּעֲלֵי מוּמִין כֻּלָּם:
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter