СБП. Дни Мошиаха! 20 Нисана 5784 г., первый день недели Ахарэй | 2024-04-28 09:47

РАМБАМ: Мишне Тора

Законы приношения жертвоприношений. Гл. 14

1. Любой человек может дать обет или обязательство принести всесожжение, мирную жертву или любой из пяти видов хлебных жертв, которые можно приносить в качестве обета или добровольного дара. И он может дать обет или обязаться принести хлебное приношение из одного из трех видов хлебных приношений, которые служат сопутствующими приношениями, как мы объясняли. Можно пообещать или дать обет принести вино в качестве самостоятельного приношения, ладан в качестве самостоятельного приношения, масло в качестве самостоятельного приношения или дерево для возложения [дров на жертвенник], ибо это подобно жертвоприношению, как сказано в [«Нехемия» 13:31]: «Приношение (дров для жертвенника)». מִתְנַדֵּב אָדָם וְנוֹדֵר עוֹלָה וּשְׁלָמִים וְכָל מִין שֶׁיִּרְצֶה מֵחֲמִשָּׁה מִינֵי מְנָחוֹת הַבָּאִין בְּנֵדֶר וּנְדָבָה. וּמִתְנַדֵּב אוֹ נוֹדֵר מִנְחָה מִמִּנְחַת נְסָכִים לְבַדָּהּ מֵאֵי זֶה מִין מִשְּׁלֹשָׁה מִינֵי מְנָחוֹת נְסָכִים כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ. וּמִתְנַדֵּב אוֹ נוֹדֵר יַיִן בִּפְנֵי עַצְמוֹ אוֹ לְבוֹנָה בִּפְנֵי עַצְמָהּ אוֹ שֶׁמֶן בִּפְנֵי עַצְמוֹ אוֹ עֵצִים לַמַּעֲרָכָה מִפְּנֵי שֶׁהֵן כְּקָרְבָּן שֶׁנֶּאֱמַר (נחמיה יג לא) «וּלְקֻרְבַּן הָעֵצִים»:
2. Два человека могут совместно принести одну жертву, всесожжение или мирную жертву, даже одну горлицу и большого обыкновенного голубя. Хлебное приношение, напротив, не может быть принесено в партнерстве. Эти вопросы были переданы в устном предании. שְׁנַיִם מִתְנַדְּבִין אוֹ נוֹדְרִין קָרְבָּן אֶחָד עוֹלָה אוֹ שְׁלָמִים אֲפִלּוּ פְּרֵדָה אַחַת שֶׁל תּוֹרִים אוֹ בְּנֵי יוֹנָה מְבִיאִין אוֹתָהּ בְּשֻׁתָּפוּת. אֲבָל הַמִּנְחָה אֵינָהּ בָּאָה בְּשֻׁתָּפוּת. וּדְבָרִים אֵלּוּ הֵן דִּבְרֵי קַבָּלָה:
3. Если кто-либо выделил хлебное приношение в заслугу двух своих сыновей и умер, то они оба могут принести его. הֵנִיחַ מִנְחָה לִשְׁנֵי בָּנָיו וּמֵת הֲרֵי אֵלּוּ מְבִיאִין אוֹתָהּ:
4. Что означает обет и что означает добровольное обязательство? Когда человек говорит: «Я обещаю принести всесожжение», «Я обещаю принести мирную жертву», «Я обещаю принести трапезу» или «Я обещаю принести стоимость этого животного во всесожжение» или «...в мирную жертву», это считается обетом. Если же он сказал: «Это животное...» или «Стоимость этого животного [назначена как] жертва всесожжения», или «...жертва мира», или «Этот исарон [муки] в качестве жертвы трапезы», то это обет. אֵי זֶה הוּא נֵדֶר וְאֵי זוֹ הִיא נְדָבָה. הָאוֹמֵר הֲרֵי עָלַי עוֹלָה אוֹ הֲרֵי עָלַי שְׁלָמִים אוֹ הֲרֵי עָלַי מִנְחָה אוֹ הֲרֵי דְּמֵי בְּהֵמָה זוֹ עָלַי עוֹלָה אוֹ שְׁלָמִים זֶהוּ הַנֵּדֶר. אֲבָל הָאוֹמֵר הֲרֵי בְּהֵמָה זוֹ אוֹ דְּמֵי בְּהֵמָה זוֹ עוֹלָה אוֹ שְׁלָמִים אוֹ הֲרֵי הָעִשָּׂרוֹן הַזֶּה מִנְחָה הֲרֵי זוֹ נְדָבָה:
5. В чем разница между обетами и добровольными обязательствами? Если человек дал обет и выделил жертву, а затем она была потеряна или украдена, он обязан заменить ее, пока не принесет жертву, которую обещал. Если человек дал обет и сказал: «Это [животное] — жертва», то он не обязан заменять его, если оно умерло или было украдено. מַה בֵּין נְדָרִים לִנְדָבוֹת. שֶׁהַנּוֹדֵר אִם הִפְרִישׁ קָרְבָּנוֹ וְאָבַד אוֹ נִגְנַב חַיָּב בְּאַחֲרָיוּתוֹ עַד שֶׁיַּקְרִיב כְּמוֹ שֶׁנָּדַר. וְהַמִּתְנַדֵּב וְאוֹמֵר זוֹ אִם מֵת אוֹ נִגְנַב אֵינוֹ חַיָּב בְּאַחֲרָיוּתוֹ:
6. Если кто-либо говорит: «Я обещаю принести стоимость этого быка во всесожжение» или «Я обещаю принести стоимость этого дома в жертву», то если бык умрет, а дом рухнет, он обязан заплатить. Если человек говорит: «Я обещаю принести всесожжение при условии, что не буду обязан заменить его», он не обязан его заменить. הָאוֹמֵר דְּמֵי שׁוֹר זֶה עָלַי עוֹלָה וּדְמֵי בַּיִת זֶה עָלַי קָרְבָּן וּמֵת הַשּׁוֹר וְנָפַל הַבַּיִת חַיָּב לְשַׁלֵּם. אָמַר הֲרֵי עָלַי עוֹלָה עַל מְנָת שֶׁלֹּא אֶתְחַיֵּב בְּאַחֲרָיוּתָהּ אֵינוֹ חַיָּב בְּאַחֲרָיוּתָהּ:
7. Мы уже объясняли, что тот, кто строит святилище вне Храма не считается [построившим] храм ложному божеству. Если человек говорит: «Я обещаю принести всесожжение в Храме [в Иерусалиме]», и приносит его в [таком-то] здании, то не выполняет свой обет. Если он поклялся принести ее в, таком-то здании и приносит ее в Храме [в Иерусалиме], он исполняет свой обет. Если он приносит в таком здании, он исполняет свой обет. Он подобен тому, кто поклялся принести всесожжение с условием, что не обязан заменять его. За принесение [жертвы] вне [Храмового двора] он подлежит отсечению души. Аналогично, если человек дает обет, что он назорей при условии, что будет бриться в таком-то здании, то он исполняет свое обязательство, если бреется там. Он рассматривается как тот, кто дал обет воздерживаться от вина и воздержался. Это не считается назорейским обетом. כְּבָר בֵּאַרְנוּ שֶׁהָעוֹשֶׂה בַּיִת חוּץ לַמִּקְדָּשׁ לְהַקְרִיב בּוֹ קָרְבָּנוֹת אֵינוֹ כְּבֵית עֲבוֹדָה זָרָה וְהָאוֹמֵר הֲרֵי עָלַי עוֹלָה שֶׁאַקְרִיבֶנָּה בַּמִּקְדָּשׁ וְהִקְרִיבָהּ בְּבַיִת זֶה לֹא יָצָא. שֶׁאַקְרִיבֶנָּה בְּבַיִת זֶה וְהִקְרִיבָהּ בַּמִּקְדָּשׁ יָצָא. וְאִם הִקְרִיבָהּ בְּאוֹתוֹ הַבַּיִת יָצָא. הֲרֵי הוּא כְּמִי שֶׁנָּדַר עוֹלָה עַל מְנָת שֶׁלֹּא יִתְחַיֵּב בְּאַחֲרָיוּתָהּ וְעָנוּשׁ כָּרֵת עַל הַעֲלָיָתָהּ בַּחוּץ. וְכֵן אִם אָמַר הֲרֵינִי נָזִיר עַל מְנָת שֶׁאֲגַלֵּחַ בְּבַיִת זֶה. אִם גִּלֵּחַ שָׁם יָצָא. הֲרֵי הוּא כְּמִי שֶׁנָּדַר לְצַעֵר עַצְמוֹ וַהֲרֵי צִעֵר עַצְמוֹ וְאֵינָהּ נְזִירוּת:
8. Очистительная и повинная жертва могут приноситься только за грех. Они не могут быть принесены из-за добровольного обещания или обета. [Поэтому, если человек говорит: «Я обещаю принести очистительную жертву» или «...повинную жертву», его слова не имеют никакого значения. [Точно так же] если он сказал: «Это животное [назначено в качестве] очистительной жертвы» или «...повинной жертвы», то его высказывания не имеют никакого значения. Если он был обязан принести очистительную или повинную жертву и сказал: «Это [животное] для моей очистительной жертвы» или «...для моей повинной жертвы» или «Эти деньги для моей очистительной жертвы» или «...для моей повинной жертвы», то его высказывания обязательны к исполнению. חַטָּאת וְאָשָׁם אֵינָן בָּאִין אֶלָּא עַל חֵטְא. וְאֵינָן בָּאִין בְּנֵדֶר וּנְדָבָה. הָאוֹמֵר הֲרֵי עָלַי חַטָּאת אוֹ אָשָׁם אוֹ שֶׁאָמַר הֲרֵי זוֹ חַטָּאת אוֹ אָשָׁם לֹא אָמַר כְּלוּם. הָיָה מְחֻיָּב חַטָּאת אוֹ אָשָׁם וְאָמַר הֲרֵי זוֹ לְחַטָּאתִי אוֹ לַאֲשָׁמִי אוֹ הֲרֵי הַמָּעוֹת הָאֵלּוּ לְחַטָּאתִי אוֹ לַאֲשָׁמִי דְּבָרָיו קַיָּמִים:
9. Если кто-либо говорит: «Я обещаю принести жертву этого человека, пораженного проказой» или «...этой роженицы», если пораженный человек или женщина бедны, то давший обет должен принести жертву бедного человека. Если же они были богаты, то принявший обет должен принести жертву богатого человека, даже если он беден. הָאוֹמֵר קָרְבַּן מְצֹרָע זֶה אוֹ יוֹלֶדֶת זוֹ עָלַי. אִם הָיָה אוֹתוֹ מְצֹרָע אוֹ הַיּוֹלֶדֶת עֲנִיִּים מֵבִיא הַנּוֹדֵר קָרְבַּן עָנִי. וְאִם הָיוּ עֲשִׁירִים מֵבִיא הַנּוֹדֵר קָרְבַּן עָשִׁיר אַף עַל פִּי שֶׁהַנּוֹדֵר עָנִי:
10. Если кто-то говорит: «Я обещаю принести очистительную жертву, жертву всесожжения, повинную жертву и мирную жертву такого-то», то действуют следующие законы. Если тот человек согласен, он может позволить ему принести эти жертвы за него, и тем самым он получает искупление. Если он согласился в, то время, когда [жертвенные животные] были отложены, но отказался и не согласился во время их принесения, то в отношении всесожжения и мирной жертвы их следует принести, и он получит искупление через них, даже если сейчас он не согласен, потому что он согласился в то время, когда [жертвенные животные] были отложены. Что же касается очистительной и повинной жертвы, то, наоборот, он не получает искупления, если не дал согласия с самого начала и до конца. הָאוֹמֵר חַטָּאתוֹ וְעוֹלָתוֹ וַאֲשָׁמוֹ וּשְׁלָמָיו שֶׁל פְּלוֹנִי עָלַי. אִם רָצָה אוֹתוֹ פְּלוֹנִי הֲרֵי זֶה מְנִיחוֹ לְהַקְרִיבָן עַל יָדוֹ וּמִתְכַּפֵּר לוֹ. רָצָה בִּשְׁעַת הַפְרָשָׁה וְלֹא רָצָה בִּשְׁעַת הַקְרָבָה אֶלָּא חָזַר בּוֹ. בְּעוֹלָה וּבִשְׁלָמִים מַקְרִיבִין וּמִתְכַּפֵּר לוֹ בָּהֶן אַף עַל פִּי שֶׁאֵינוֹ רוֹצֶה עַתָּה שֶׁהֲרֵי רָצָה בִּשְׁעַת הַפְרָשָׁה. אֲבָל בְּחַטָּאת וּבְאָשָׁם לֹא נִתְכַּפֵּר לוֹ עַד שֶׁיִּרְצֶה מִתְּחִלָּה וְעַד סוֹף:
11. Сказавший: «Я обещаю принести обеты, подобные обетам нечестивцев, которые берут на себя назорейские обеты, жертвоприношения и клятвы», — обязан во всех [своих высказываниях]. Если же он говорит: «...как обеты праведных», то он ничем не обязан. Если же он говорит: «как обеты праведных», то его клятва обязательна в отношении назорейских обетов и жертвоприношений. Все термины, используемые для обозначения жертвоприношений, считаются жертвоприношениями. הָאוֹמֵר הֲרֵי עָלַי כְּנִדְרֵי רְשָׁעִים שֶׁמִּנִּדְרֵיהֶן נָזִיר וְקָרְבָּן וּשְׁבוּעָה חַיָּב בְּכֻלָּן. כְּנִדְרֵי כְּשֵׁרִין לֹא נִתְחַיֵּב כְּלוּם. הֲרֵי עָלַי כִּנְדָבוֹת כְּשֵׁרִין הֲרֵי זֶה נָדַר בְּנָזִיר וּבְקָרְבָּן. וְכָל כִּנּוּיֵי קָרְבָּן כְּקָרְבָּן:
12. Ни тот, кто дает обет, ни тот, кто дает добровольное обещание, не несет ответственности, если его слова не соответствуют его намерениям. Что подразумевается? Если у человека было намерение сказать: «Я обещаю принести всесожжение», но сказал «...жертву мирную», или он намеревался сказать: «Я обещаю принести мирную жертву», но сказал «...всесожжение», то его слова не имеют смысла. Если же он намеревался дать обет принести всесожжение и сказал: «жертва», или он намеревался сказать о жертвоприношении, а сказал: «освященное имущество», то его слова обязательны, ибо всесожжение — это жертва, а то, что обозначено как жертва посвящения — освящение. Подобные законы действуют во всех аналогичных ситуациях. Что касается клятв и обещаний, то для него нет необходимости делать какие-либо словесные заявления. Он обязан, даже если в сердце своем принял твердое решение, ничего не сказав. Что подразумевается? Если человек решил в своем сердце, что животное должно быть назначено для всесожжения или что он должен принести всесожжение, он обязан. Как сказано [Шмот 35:5]: «Всякий, побужденный сердцем своим, пусть принесет его». Щедрость сердца [сама по себе достаточна для того, чтобы] установить обязанность принести жертву. Подобные законы действуют во всех аналогичных ситуациях, связанных с клятвами и обещаниями при освящении [жертвоприношений]. אֵין הַנּוֹדֵר וְלֹא הַמִּתְנַדֵּב חַיָּב עַד שֶׁיְּהֵא פִּיו וְלִבּוֹ שָׁוִין. כֵּיצַד. הַמִּתְכַּוֵּן לוֹמַר הֲרֵי עָלַי עוֹלָה וְאָמַר שְׁלָמִים. אוֹ שֶׁנִּתְכַּוֵּן לוֹמַר הֲרֵי זוֹ עוֹלָה וְאָמַר שְׁלָמִים לֹא אָמַר כְּלוּם. נִתְכַּוֵּן לִנְדֹּר בְּעוֹלָה וְאָמַר קָרְבָּן. לִנְדֹּר בְּחֵרֶם וְאָמַר הֶקְדֵּשׁ דְּבָרָיו קַיָּמִים. שֶׁהָעוֹלָה קָרְבָּן וְהַחֵרֶם הֶקְדֵּשׁ. וְכֵן כָּל כַּיּוֹצֵא בָּזֶה. בִּנְדָרִים וּנְדָבוֹת אֵינוֹ צָרִיךְ לְהוֹצִיא בִּשְׂפָתָיו כְּלוּם אֶלָּא אִם גָּמַר בְּלִבּוֹ וְלֹא הוֹצִיא בִּשְׂפָתָיו כְּלוּם חַיָּב. כֵּיצַד. גָּמַר בְּלִבּוֹ שֶׁזּוֹ עוֹלָה אוֹ שֶׁיָּבִיא עוֹלָה הֲרֵי זֶה חַיָּב לְהָבִיא שֶׁנֶּאֱמַר (שמות לה ה) «כּל נְדִיב לֵב יְבִיאָהּ» בִּנְדִיבוּת לֵב יִתְחַיֵּב לְהָבִיא. וְכֵן כָּל כַּיּוֹצֵא בָּזֶה מִנִּדְרֵי קָדָשִׁים וְנִדְבוּתָן:
13. Что касается обетов и добровольных обязательств и прочих обязательств, которые человек берет на себя и которые его обязывают, обязательств надела, залогов за ценность, десятин. и подаяний бедным, то повелевающей заповедью Торы является принесение всего в ближайший праздник, как сказано [Дварим 12:5-6]: «И придешь туда и принесешь всесожжения твои, жертвы твои, десятины твои, обеты твои, залоги твои...»], как бы говоря: «Когда ты придешь [в Иерусалим] праздновать праздник, принеси туда все, чем ты обязан, и исполни все обязательства, лежащие на тебе. Если наступил праздник, а он не принес [дары, которыми обязан], то он не исполнил повелевающую заповедь. Если три праздника пройдут без того, чтобы он принес жертвы, которые он поклялся или обязался принести, или без того, чтобы он отдал обязательства по наделению, приношения за преданность и залог за ценность, то он нарушает запрещающую заповедь, как сказано [там же, 23:22]: «Не медли с выплатой». Он не нарушает запрещающую заповедь до тех пор, пока не пройдут все три праздника, когда все евреи обязаны совершить паломничество в течение года. За нарушение этой запрещающей заповеди не наказывают плетьми, поскольку она не связана с поступком. אֶחָד נְדָרִים וּנְדָבוֹת עִם שְׁאָר הַדְּבָרִים שֶׁאָדָם חַיָּב בָּהֶן מֵעֲרָכִין וְדָמִים וּמַעַשְׂרוֹת וּמַתְּנוֹת עֲנִיִּים מִצְוַת עֲשֵׂה מִן הַתּוֹרָה שֶׁיָּבִיא הַכּל בָּרֶגֶל שֶׁפָּגַע בּוֹ תְּחִלָּה שֶׁנֶּאֱמַר (דברים יב ה) «וּבָאתָ שָּׁמָּה» (דברים יב ו) «וַהֲבֵאתֶם שָׁמָּה» וְגוֹ' כְּלוֹמַר בְּעֵת שֶׁתָּבוֹא לָחֹג תָּבִיא כָּל מַה שֶׁאַתָּה חַיָּב בּוֹ וְתִתֵּן כָּל חוֹב שֶׁעָלֶיךָ לְשָׁם. הִגִּיעַ הָרֶגֶל וְלֹא הֵבִיא הֲרֵי זֶה בִּטֵּל מִצְוַת עֲשֵׂה. עָבְרוּ עָלָיו שְׁלֹשָׁה רְגָלִים וְלֹא הֵבִיא קָרְבְּנוֹתָיו שֶׁנָּדַר אוֹ הִתְנַדֵּב אוֹ שֶׁלֹּא נָתַן הָעֲרָכִים וְהַחֲרָמִים וְהַדָּמִים הֲרֵי זֶה עָבַר בְּלֹא תַּעֲשֶׂה שֶׁנֶּאֱמַר (דברים כג כב) «לֹא תְאַחֵר לְשַׁלְּמוֹ» אֵינוֹ עוֹבֵר בְּלֹא תַּעֲשֶׂה עַד שֶׁיַּעַבְרוּ עָלָיו רַגְלֵי הַשָּׁנָה כֻּלָּהּ. וְאֵין לוֹקִין עַל לָאו זֶה לְפִי שֶׁאֵין בּוֹ מַעֲשֶׂה:
14. Если кто-либо освятил животное [для принесения] на жертвенник и [после] того, как прошло два праздника [без его принесения], ему нанесено увечье, и его выкупили за другое животное, то он не нарушает запрет, пока не пройдет три праздника без принесения второго [животного в жертву]. И мужчина, и женщина несут ответственность за нарушение [запрета на] отсрочку [жертвоприношения]. Наследник, однако, не нарушает этот запрет. הִקְדִּישׁ בְּהֵמָה לַמִּזְבֵּחַ וְעָבְרוּ עָלָיו שְׁנֵי רְגָלִים וְנָפַל בָּהּ מוּם וּפְדָאָהּ עַל גַּב בְּהֵמָה אַחֶרֶת אֵינוֹ עוֹבֵר בְּלֹא תַּעֲשֶׂה עַד שֶׁיַּעַבְרוּ עַל הָאַחֶרֶת שְׁלֹשָׁה רְגָלִים. וְאֶחָד הָאִישׁ וְאֶחָד הָאִשָּׁה עוֹבֵר בְּבַל תְּאַחֵר. אֲבָל הַיּוֹרֵשׁ אֵינוֹ עוֹבֵר בְּבַל תְּאַחֵר:
15. Несмотря на то, что прошло три праздника, ни одно [животное, освященное как] жертва, не становится непригодным. Наоборот, [такие животные должны быть] принесены в жертву, и они приемлемы. Каждый день, который проходит после трех праздников паломничества, влечет за собой нарушение [вышеуказанного] запрета. Еврейскому суду предписано немедленно применить к человеку физическое принуждение, пока он не принесет жертву в первый же праздник, который представится. כָּל הַקָּרְבָּנוֹת שֶׁעָבְרוּ עֲלֵיהֶן שְׁלֹשָׁה רְגָלִים לֹא נִפְסְלוּ. אֶלָּא מַקְרִיבָן וּכְשֵׁרִים. וּבְכָל יוֹם וְיוֹם אַחַר הַשְּׁלֹשָׁה רְגָלִים הוּא עוֹבֵר בְּלֹא תְּאַחֵר. וּבֵית דִּין מְצַוִּין לַעֲשׂוֹתוֹ מִיָּד עַד שֶׁיַּקְרִיב קָרְבְּנוֹתָיו בָּרֶגֶל שֶׁפָּגַע בּוֹ תְּחִלָּה:
16. Несмотря на то, что сказано [Ваикра 1:3], что [всесожжение должно приноситься] «добровольно», его можно принудить, пока он не скажет: «Я хочу». Поклялся ли он [принести жертву] и не отложил ее, или отложил, но не принес ее, он может быть принужден, пока не принесет ее. אַף עַל פִּי שֶׁנֶּאֱמַר (ויקרא א ג) «לִרְצוֹנוֹ» כּוֹפִין אוֹתוֹ עַד שֶׁיֹּאמַר רוֹצֶה אֲנִי. בֵּין שֶׁנָּדַר וְלֹא הִפְרִישׁ בֵּין שֶׁהִפְרִישׁ וְלֹא הִקְרִיב כּוֹפִין אוֹתוֹ עַד שֶׁיַּקְרִיב:
17. [Суд] изымает залог у всех, кто обязан приносить всесожжения или мирные жертвоприношения, [чтобы заставить их принести их]. Хотя [жертва] не принесет ему искупления, если он не пожелает принести ее, как [подразумевается под] термином «умышленно», его принуждают, пока он не скажет: «Я желаю». В отличие от этого, залог не изымается у тех, кто обязан приносить жертвы за грех и жертвы за вину. [Обоснование таково:] поскольку [не принесение этих жертв] не позволяет [людям] получить искупление, мы не беспокоимся о том, что они будут грешить и задерживать [принесение] своих жертв. [Единственное исключение — жертва за грех, приносимая назореем. Поскольку [не принесение] ее не мешает ему пить вино, он обязан [принести жертву], чтобы не откладывать ее. כָּל חַיָּבֵי עוֹלוֹת וּשְׁלָמִים מְמַשְׁכְּנִין אוֹתָם. אַף עַל פִּי שֶׁאֵין מִתְכַּפֵּר לוֹ עַד שֶׁיִּרְצֶה שֶׁנֶּאֱמַר (ויקרא א ג) «לִרְצֹנוֹ» כּוֹפִין אוֹתוֹ עַד שֶׁיֹּאמַר רוֹצֶה אֲנִי. אֲבָל חַיָּבֵי חַטָּאוֹת וַאֲשָׁמוֹת אֵין מְמַשְׁכְּנִין אוֹתָן הוֹאִיל וְהֵם מְעֻכְּבֵי כַּפָּרָה אֵין חוֹשְׁשִׁין לָהֶם שֶׁמָּא יִפְשְׁעוּ וְיַשְׁהוּ קָרְבְּנוֹתֵיהֶן. חוּץ מֵחַטַּאת נָזִיר הוֹאִיל וְאֵינָהּ מְעַכַּבְתּוֹ מִלִּשְׁתּוֹת יַיִן שֶׁמָּא יְאַחֵר אוֹתָהּ לְפִיכָךְ מְמַשְׁכְּנִין אוֹתוֹ עָלֶיהָ:
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter