СБП. Дни Мошиаха! 20 Нисана 5784 г., первый день недели Ахарэй | 2024-04-28 06:57

РАМБАМ: Мишне Тора

Законы о жертвоприношениях, непригодных для еды. Гл. 19

1. Сжигать все осквернившиеся жертвы — это повелевающая заповедь, как сказано [Ваикра 7:19]: «И мяса, коснувшегося чего-либо нечистого, не должно есть, на огне сожжено будет». Точно так же является заповедью сжигать просроченный остаток, как сказано [Ваикра 7:17]: «А оставшееся от мяса жертвы на третий день на огне сожжено будет». В [категорию] просроченного остатка входит негодное и все другие жертвы, которые были запрещены. Все они должны быть сожжены. מִצְוַת עֲשֵׂה לִשְׂרֹף כָּל הקָּדָשִׁים שֶׁנִּטְמְאוּ שֶׁנֶּאֱמַר (ויקרא ז יט) "וְהַבָּשָׂר אֲשֶׁר יִגַּע בְּכָל טָמֵא לֹא יֵאָכֵל בָּאֵשׁ יִשָּׂרֵף". וְכֵן הַנּוֹתָר מִצְוַת עֲשֵׂה לְשָׂרְפוֹ שֶׁנֶּאֱמַר (ויקרא ז יז) "וְהַנּוֹתָר מִבְּשַׂר הַזָּבַח בַּיּוֹם הַשְּׁלִישִׁי בָּאֵשׁ יִשָּׂרֵף". וּבִכְלַל הַנּוֹתָר הַפִּגּוּל וְכָל פְּסוּלֵי הַמֻּקְדָּשִׁין הַכּל נִשְׂרָפִין:
2. Если жертва становится негодной или запрещенной по иной причине, ее следует немедленно сжечь в Храме. Если есть сомнения в том, что жертва была запрещена, ее следует оставить до следующего дня, а затем сжечь в Храме. קָרְבָּן שֶׁנִּתְפַּגֵּל אוֹ נִפְסַל יִשָּׂרֵף בַּמִּקְדָּשׁ מִיָּד. וְכָל שֶׁפִּסּוּלוֹ מִסָּפֵק תְּעֻבַּר צוּרָתוֹ וְאַחַר כָּךְ יִשָּׂרֵף בַּמִּקְדָּשׁ:
3. Относительно быков и козлов, подлежащих сожжению, существует неразрешенное сомнение: оставлять ли их на ночь или выносить за пределы [Храмового двора] до того, как наступит время выносить их, или нет. Поэтому, в качестве строгого подхода, считается, что они запрещены, и их следует сжечь во дворе Храма. Аналогичным образом, есть неразрешимое сомнение, если была вынесена половина [такого] животного, [включая] большую часть одной конечности. Поэтому в качестве устрожения считается, что оно запрещено, и его следует сжечь во дворе Храма. Аналогично, если пять человек несли [такое] животное, чтобы вынести его за пределы Храмового двора, и трое вышли из [двора], а двое остались (внутри), но трое вынесли половину животного, [такие животные] запрещаются из-за сомнения, и их следует сжечь во дворе Храма. Мне кажется, что в таких случаях нет необходимости ждать до следующего дня. [Это объясняется тем, что] все равно [такие животные] будут сожжены, даже если они не запрещены. פָּרִים וּשְׂעִירִים הַנִּשְׂרָפִים יֵשׁ בָּהֶם סָפֵק אִם הַלִּינָה וְהַיְצִיאָה קֹדֶם שֶׁיַּגִּיעַ זְמַנָּם לָצֵאת פּוֹסֶלֶת בְּשָׂרָם כְּאֵימוּרֵיהֶן אוֹ אֵינָהּ פּוֹסֶלֶת בְּשָׂרָן. לְפִיכָךְ פּוֹסְלִין אוֹתָן לְהַחְמִיר וְיִשָּׂרְפוּ בָּעֲזָרָה. וְכֵן אִם יָצָא חֲצִי הַבְּהֵמָה בְּרֹב הָאֵיבָר אִם מַחֲזִיקִין אוֹתָן כַּיּוֹצֵא הוֹאִיל וְיָצָא רֹב הָאֵיבָר אוֹ עֲדַיִן אֵינָן יוֹצְאִין שֶׁהֲרֵי לֹא יָצָא רֹב הַבְּהֵמָה. לְפִיכָךְ נִפְסְלוּ מִסָּפֵק וְיִשָּׂרְפוּ בָּעֲזָרָה. וְכֵן אִם נְשָׂאוּם חֲמִשָּׁה לְהוֹצִיאָן וְיָצְאוּ שְׁלֹשָׁה וְנִשְׁאֲרוּ שְׁנַיִם. וְהוֹצִיאוּ הַשְּׁלֹשָׁה חֲצִי הַבְּהֵמָה הֲרֵי אֵלּוּ נִפְסְלוּ מִסָּפֵק וְיִשָּׂרְפוּ בַּעֲזָרָה. וְיֵרָאֶה לִי שֶׁאֵין אֵלּוּ צְרִיכִין לְהַמְתִּין עַד שֶׁתְּעֵבַּר צוּרָתָן הוֹאִיל וְהֵן עוֹמְדִין לִשְׂרֵפָה לְעוֹלָם אֲפִלּוּ לֹא נִפְסְלוּ:
4. [При обнаружении мяса во дворе Храма действуют следующие законы]: [целые] конечности [считаются частями] жертвы всесожжения; куски [мяса] считаются частями очистительных жертв; куски, найденные в Иерусалиме, считаются частями мирных жертв. Все следует оставить до следующего дня, а затем вынести на место, где сжигают жертвы, чтобы не было остатка. [Можно спросить: если так, то какая польза от того, что это будет считаться частью жертвы всесожжения, очистительной жертвы или мирной жертвы? [Чтобы определить закон для того], кто преступил его и съел. Просроченный остаток сжигается только в течение дня, как сказано: «На третий день [он] должен быть сожжен огнем». בָּשָׂר הַנִּמְצָא בָּעֲזָרָה. אֵיבָרִים עוֹלוֹת וַחֲתִיכוֹת חַטָּאוֹת. וְהַנִּמְצָא בִּירוּשָׁלַיִם שְׁלָמִים. הַכּל תְּעֵבַּר צוּרָתָן וְיֵצְאוּ לְבֵית הַשְּׂרֵפָה שֶׁמָּא נוֹתָר הוּא. אִם כֵּן מַה הוֹעִיל שֶׁתִּהְיֶה חֶזְקָתוֹ עוֹלָה אוֹ חַטָּאת אוֹ שְׁלָמִים. לְמִי שֶׁעָבַר וְאָכַל. אֵין שׂוֹרְפִין אֶת הַנּוֹתָר אֶלָּא בַּיּוֹם שֶׁנֶּאֱמַר (ויקרא ז יז) "בַּיּוֹם הַשְּׁלִישִׁי בָּאֵשׁ יִשָּׂרֵף":
5. Хотя мирные жертвы запрещено есть с начала ночи третьего дня, [остаток] сжигается только днем, независимо от того, сжигается ли он в положенное время или не в положенное время. Аналогичным образом, негодное сжигается только днем. Сжигание нечистого мяса, просроченного остатка или негодного не отменяет [запрета на запрещенный труд в праздники]. Само собой разумеется, оно не отменяет [запрет на работу в] субботу. Разрешается сжигать оскверненное [жертвенное мясо], просроченный остаток и негодное вместе. אַף עַל פִּי שֶׁהַשְּׁלָמִים אֲסוּרִין בַּאֲכִילָה מִתְּחִלַּת לֵיל שְׁלִישִׁי. אֵין שׂוֹרְפִין אוֹתָן אֶלָּא בַּיּוֹם. בֵּין בִּזְמַנּוֹ בֵּין שֶׁלֹּא בִּזְמַנּוֹ. וְכֵן הַפִּגּוּל אֵינוֹ נִשְׂרָף אֶלָּא בַּיּוֹם. וְאֵין שְׂרֵפַת טָמֵא וְנוֹתָר וּפִגּוּל דּוֹחָה אֶת יוֹם טוֹב וְאֵין צָרִיךְ לוֹמַר אֶת הַשַּׁבָּת. וּמֻתָּר לִשְׂרֹף טָמֵא וְנוֹתָר וּפִגּוּל כְּאֶחָד:
6. Если мясо жертвы высшей святости осквернилось во дворе Храма, его следует сжечь во дворе Храма. Если оно осквернилось вне [двора Храма], его следует сжечь вне [двора Храма]. [Это верно] независимо от того, осквернилось ли оно из-за первичного источника ритуальной нечистоты или из-за производной ритуальной нечистоты. Коэны никогда не воздерживались от сжигания мяса, осквернившегося от первичного источника нечистоты — а значит, оно определяется как нечистота первой степени — вместе с мясом, ставшим нечистым из-за производного источника нечистоты, даже если это увеличит степень его нечистоты. Ибо [объект, имеющий] третью степень нечистоты, который касается объекта, имеющего первую степень нечистоты, считается вторично нечистым, как объясняется в [соответствующем] месте. Более того, даже масло, оскверненное из-за прикосновения к человеку, который в этот день погружался в воду, и имеющее третью степень нечистоты, разрешается сжигать в металлической лампе, к которой прикоснулся человек, нечистый из-за контакта с человеческим трупом, и в этом случае лампа является первичным источником нечистоты. Хотя масло становится нечистым в первой степени, когда оно касается лампы, поскольку оно уже считалось нечистым, нас не беспокоит увеличение нечистоты. Мы лишь заботимся о том, чтобы оскверненный объект не стал запрещенным. בְּשַׂר קָדְשֵׁי קָדָשִׁים שֶׁנִּטְמָא בִּפְנִים. שׂוֹרְפִין אוֹתוֹ בִּפְנִים. וְאִם נִטְמָא בַּחוּץ שׂוֹרְפִין אוֹתוֹ בַּחוּץ. בֵּין שֶׁנִּטְמָא בְּאַב הַטֻּמְאָה בֵּין שֶׁנִּטְמָא בִּוְלַד הַטֻּמְאָה. וּמִימֵיהֶם שֶׁל כֹּהֲנִים לֹא נִמְנְעוּ מִלִּשְׂרֹף אֶת הַבָּשָׂר שֶׁנִּטְמָא בְּאַב הַטֻּמְאָה שֶׁהֲרֵי הוּא רִאשׁוֹן לְטֻמְאָה עִם הַבָּשָׂר שֶׁנִּטְמָא בִּוְלַד הַטֻּמְאָה שֶׁהֲרֵי הוּא שְׁלִישִׁי אַף עַל פִּי שֶׁמּוֹסִיפִין לוֹ טֻמְאָה עַל טֻמְאָתוֹ. שֶׁהַשְּׁלִישִׁי שֶׁנָּגַע בְּרִאשׁוֹן יַחְזֹר שֵׁנִי כְּמוֹ שֶׁיִּתְבָּאֵר בִּמְקוֹמוֹ. וְלֹא עוֹד אֶלָּא אֲפִלּוּ שֶׁמֶן שֶׁנִּפְסַל בִּטְבוּל יוֹם שֶׁהוּא שְׁלִישִׁי מֻתָּר לְהַדְלִיקוֹ בְּנֵר שֶׁל מַתֶּכֶת שֶׁנָּגַע בָּהּ טְמֵא מֵת שֶׁהַנֵּר אַב הַטֻּמְאָה. אַף עַל פִּי שֶׁזֶּה הַשֶּׁמֶן נַעֲשֶׂה רִאשׁוֹן כְּשֶׁיִּגַּע בְּנֵר הוֹאִיל וְיֵשׁ שָׁם שׁוּם טֻמְאָה אֵין מַקְפִּידִין עַל תּוֹסֶפְתָּה וְאֵין נִזְהָרִין אֶלָּא מִן הַטָּהוֹר שֶׁלֹּא יִפָּסֵל:
7. Просроченный остаток, оставшийся после жертвоприношений меньшей степени святости, должен быть сожжен приносящими жертву в своем доме. נוֹתָר שֶׁל קָדָשִׁים קַלִּים שׂוֹרְפִין אוֹתוֹ בְּעָלָיו בְּבָתֵּיהֶן:
8. [Следующие правила действуют, если человек] покинул Иерусалим и вспомнил, что у него есть жертвенное мясо. Если он уже прошел гору Скопус, ему следует сжечь его там, где он находится. Если нет, и оно размером с оливку, то он должен вернуться и сжечь его в Иерусалиме. Если он гость, у которого нет дома, он должен сжечь его перед Храмом на дровах, предназначенных для укладки дров [жертвенника]. מִי שֶׁיָּצָא מִירוּשָׁלַיִם וְנִזְכַּר שֶׁיֵּשׁ בְּיָדוֹ בְּשַׂר קֹדֶשׁ. אִם עָבַר הַצּוֹפִין שׂוֹרְפוֹ בִּמְקוֹמוֹ. וְאִם לָאו אִם יֵשׁ בּוֹ כְּזַיִת אוֹ יֶתֶר חוֹזֵר וְשׂוֹרְפוֹ בִּירוּשָׁלַיִם. וְאִם הוּא אוֹרֵחַ שֶׁאֵין לוֹ בַּיִת שׂוֹרְפוֹ לִפְנֵי הַבִּירָה מֵעֲצֵי הַמַּעֲרָכָה:
9. Все кости жертв, в которых нет костного мозга, не нужно сжигать, за исключением костей пасхальной жертвы. Мы уже объясняли, что, если жертва запрещена после того, как с нее сняли шкуру, ее шкуру следует отдать коэнам или владельцам, если речь идет о жертвах меньшей степени святости. Если же [жертва] была забракована до того, как с нее сняли шкуру, то шкура считается мясом, и ее следует сжечь целиком. Аналогично, если с жертвы сняли шкуру, а потом обнаружили, что она трефная, или она была запрещена из-за неправильного размышления о времени или месте, то, поскольку жертва не была принята, шкуру следует сжечь. Это верно, как для жертвоприношений высшей степени святости, так и для жертвоприношений меньшей степени святости. Если же жертва была принесена ради иного намерения, даже если обязательство хозяев не было выполнено, поскольку она приемлема, шкуру отдают коэнам или хозяевам, как объяснялось [выше]. Если с жертвы сняли шкуру до того, как кровь была брошена [на жертвенник], а после этого жертва была отбракована, то шкура] не отбраковывается. כָּל עַצְמוֹת הַקָּדָשִׁים שֶׁאֵין בָּהֶן מוֹחַ אֵינָן טְעוּנִין שְׂרֵפָה חוּץ מֵעַצְמוֹת הַפֶּסַח. כְּבָר בֵּאַרְנוּ שֶׁהַקָּרְבָּן שֶׁנִּפְסַל אַחַר שֶׁהֻפְשַׁט הָעוֹר לַכֹּהֲנִים אוֹ לִבְעָלָיו כְּקָדָשִׁים קַלִּים. אֲבָל אִם נִפְסַל קֹדֶם הֶפְשֵׁט. הֲרֵי הָעוֹר כְּבָשָׂר וְיִשָּׂרֵף הַכּל. וְכֵן זֶבַח שֶׁהֻפְשַׁט וְנִמְצָא טְרֵפָה אוֹ שֶׁנִּפְסַל בְּמַחְשֶׁבֶת הַזְּמַן אוֹ בְּמַחְשֶׁבֶת הַמָּקוֹם. הוֹאִיל וְלֹא נִרְצָה הַזֶּבַח יִשָּׂרֵף הָעוֹר בֵּין בְּקָדְשֵׁי קָדָשִׁים בֵּין בְּקָדָשִׁים קַלִּים. אֲבָל אִם נַעֲשָׂה בְּמַחְשֶׁבֶת שִׁנּוּי הַשֵּׁם. אַף עַל פִּי שֶׁלֹּא עָלָה לַבְּעָלִים הוֹאִיל וְנִרְצָה הֲרֵי הָעוֹר לַכֹּהֲנִים אוֹ לִבְעָלָיו כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ. וְזֶבַח שֶׁהֻפְשַׁט קֹדֶם זְרִיקָה אֵינוֹ פּוֹסֵל:
10. Вот то, что подлежит сожжению: оскверненное жертвенное мясо, просроченный остаток или негодный, а также оскверненное хлебное приношение, просроченный остаток от него или запрещенное, условная повинная жертва в случае, когда нарушителю стало известно, что он точно не согрешил до того, как его кровью был окроплен [жертвенник], очистительная жертва из птицы, принесенная из-за сомнения, волосы назорея, который ритуально чист, и [плоды, которые являются] орла (запретный урожай первых трех лет) или смесь на винограднике. Вещества, не пригодные для сожжения, например, жидкости, которые являются орла или запретной смеси на винограднике, должны быть захоронены. אֵלּוּ הֵן הַנִּשְׂרָפִים. בְּשַׂר קֹדֶשׁ שֶׁנִּטְמָא אוֹ נוֹתַר אוֹ נִפְסַל. וְכֵן הַמִּנְחָה שֶׁנִּטְמְאָה אוֹ נִפְסְלָה אוֹ נוֹתְרָה. וְאָשָׁם תָּלוּי שֶׁנּוֹדַע לוֹ שֶׁלֹּא חָטָא קֹדֶם שֶׁנִּזְרַק דָּמוֹ וְחַטַּאת הָעוֹף הַבָּאָה עַל הַסָּפֵק. וּשְׂעַר נָזִיר טָהוֹר. וְהָעָרְלָה וְכִלְאֵי הַכֶּרֶם. וְדָבָר שֶׁאֵין דַּרְכּוֹ לְהִשָּׂרֵף כְּגוֹן מַשְׁקִין שֶׁל עָרְלָה וְשֶׁל כִּלְאֵי הַכֶּרֶם הֲרֵי אֵלּוּ יִקָּבֵרוּ:
11. Вот то, что должно быть захоронено: священные животные, которые умерли, независимо от того, были ли они освящены для жертвоприношения на жертвеннике или ради сокровищницы Храма — если у священных животных происходит выкидыш и выходит плод или плацента, это должно быть погребено — бык, побитый камнями, теленок со сломанной шеей, птица [используемая для очищения] человека, пораженного проказой, волосы осквернившегося назорея, первородный осел [который не был выкуплен], смесь молока и мяса, и обычные животные, которые были забиты во дворе Храма. וְאֵלּוּ הֵם הַנִּקְבָּרִים. קָדָשִׁים שֶׁמֵּתוּ בֵּין קָדְשֵׁי מִזְבֵּחַ בֵּין קָדְשֵׁי בֶּדֶק הַבַּיִת. וְקָדָשִׁים שֶׁהִפִּילוּ נֵפֶל. הִפִּילוּ שִׁלְיָא תִּקָּבֵר. וְשׁוֹר הַנִּסְקָל. וְעֶגְלָה עֲרוּפָה. וְצִפֳּרֵי מְצֹרָע. וּשְׂעַר נָזִיר טָמֵא. וּפֶטֶר חֲמוֹר. וּבָשָׂר בְּחָלָב. וְחֻלִּין שֶׁנִּשְׁחֲטוּ בָּעֲזָרָה:
12. Если человек пряжет вместе сит (два пальца) волосы назорея или первородного осла козьей шерстью в мешковину, она должна быть предана огню. הָאוֹרֵג מְלֹא הַסִּיט מִשְּׂעַר נָזִיר וּמִפֶּטֶר חֲמוֹר בְּשַׂק יִדָּלֵק:
13. [Если] что-либо из того, что должно быть захоронено, [сожжено], то запрещается пользоваться их прахом. Разрешается пользоваться пеплом от всего, что должно быть сожжено, [даже если] они священны, за исключением пепла внешнего и внутреннего жертвенников и нагара от Храмового светильника. כָּל הַנִּקְבָּרִין אֶפְרָן אָסוּר. וְכָל הַנִּשְׂרָפִין שֶׁל הֶקְדֵּשׁ אֶפְרָם מֻתָּר חוּץ מִדֶּשֶׁן הַמִּזְבֵּחַ הַחִיצוֹן וְהַפְּנִימִי וְדִשׁוּן הַמְּנוֹרָה:
14. Ни один из объектов, подлежащих сожжению, не должен быть погребен, и ни один из объектов, подлежащих погребению, не должен быть сожжен. [Обоснование последнего пункта заключается в том, что] хотя закон и строг, требуя сожжения его, он проявляет снисходительность в отношении его пепла, поскольку пепел погребенных сущностей запрещен. כָּל הַנִּשְׂרָפִין לֹא יִקָּבְרוּ. וְכֵן כָּל הַנִּקְבָּרִים לֹא יִשָּׂרְפוּ. שֶׁאַף עַל פִּי שֶׁהוּא מַחְמִיר בִּשְׂרֵפָתוֹ הֲרֵי הֵקֵל בְּאֶפְרָן. שֶׁאֵפֶר הַנִּקְבָּרִים אָסוּר:
15. Если человек приносил жертвы вместе с [коэном] и тот говорил ему: «[Жертвоприношения стали] негодными», или если он помогал с ритуально чистым, и он сказал ему: «Они стали нечистыми», то его слово принято. В таком случае еврея не заподозрят во лжи. Если, с другой стороны, он сказал ему: «Жертвы, которые я принес за тебя в этот и этот день, стали негодными» или «те чистые объекты стали нечистыми» [применяются другие правила]. Если [человек тот], кому он доверяет, он должен положиться на его слово. В противном случае, согласно букве закона, на его слово полагаться не следует. Тот, кто хочет быть строгим, достоин похвалы. הָיָה מַקְרִיב עִמּוֹ בִּזְבָחִים וְאָמַר לוֹ נִתְפַּגְּלוּ. עוֹשֶׂה עִמּוֹ בְּטָהֳרוֹת וְאָמַר לוֹ נִטְמְאוּ. נֶאֱמָן. לֹא נֶחְשְׁדוּ יִשְׂרָאֵל עַל כָּךְ. אֲבָל אִם אָמַר לוֹ זְבָחִים שֶׁהִקְרַבְתִּי לְךָ בְּאוֹתוֹ הַיּוֹם נִתְפַּגְּלוּ. וְאוֹתָן הַטָּהֳרוֹת נִטְמְאוּ. אִם הָיָה נֶאֱמָן לוֹ סוֹמֵךְ עַל דְּבָרָיו. וְאִם לָאו שׁוּרַת הַדִּין שֶׁאֵינוֹ נֶאֱמָן. וְהָרוֹצֶה לְהַחְמִיר עַל עַצְמוֹ הֲרֵי זֶה מְשֻׁבָּח:
Благословен Милостивый, дающий помощь. סליקו להו הלכות פסולי המוקדשין בס"ד:
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter