СБП. Дни Мошиаха! 20 Нисана 5784 г., первый день недели Ахарэй | 2024-04-27 19:20

РАМБАМ: Мишне Тора

Введение в «Законы осквернения лож и сидений». В этот текст включены четыре повелевающие заповеди. Они включают в себя следующее: 1) законы о нечистоте женщины во время отлучения; 2) законы нечистоты роженицы; 3) законы нечистоты истекающей; 4) законы нечистоты истекающего. Эти заповеди объясняются в последующих главах. הלכות מטמאי משכב ומושב — הקדמה הלכות מטמאי משכב ומושב יש בכללן ארבע מצות עשה וזהו פרטן: (א) דין טומאת נדה (ב) דין טומאת יולדת (ג) דין טומאת זבה (ד) דין טומאת זב וביאור מצות אלו בפרקים אלו:

Законы осквернения лож и сидений. Гл. 1

1. Истекающий, истекающая, женщина в состоянии отлучения и роженица: все эти четыре типа людей являются первичными источниками нечистоты. Они придают нечистоту орудиям труда, прикасаясь к ним, и придают нечистоту другим людям, прикасаясь к ним или нося их. Они придают нечистоту предметам, на которых лежат, сидят или ездят, и поэтому они также считаются первичным источником нечистоты. И они придают нечистоту предметам, находящимся над ними. הַזָּב וְהַזָּבָה וְהַנִּדָּה וְהַיּוֹלֶדֶת כָּל אֶחָד מֵאַרְבַּעְתָּן אָב מֵאֲבוֹת הַטֻּמְאוֹת. מְטַמְּאִין כֵּלִים בְּמַגָּע. וּמְטַמֵּא אָדָם בְּמַגָּע וּבְמַשָּׂא. וּמְטַמֵּא מִשְׁכָּב וּמוֹשָׁב וּמֶרְכָּב מִתַּחְתָּיו וְעוֹשֶׂה אוֹתָן אַב טֻמְאָה. וּמְטַמֵּא מַדָּף עַל גַּבּוֹ:
2. Независимо от того, является ли женщина малой истекающей или большой истекающей, является ли ее кровотечение естественным или происходит в результате внешней причины, и испытала ли истекающая два истечения или три, ее или его нечистота одинакова в отношении передачи нечистоты другим. אֶחָד זָבָה קְטַנָּה וְאֶחָד זָבָה גְּדוֹלָה. וְאֶחָד זָבָה מֵחֲמַת עַצְמָהּ אוֹ מֵחֲמַת אֹנֶס. וְאֶחָד זָב בַּעַל שְׁתֵּי רְאָיוֹת אוֹ בַּעַל שָׁלֹשׁ. טֻמְאַת כֻּלָּן שָׁוָה לְטַמֵּא אֲחֵרִים:
3. Младенец в возрасте одного дня может заразиться нечистотой отлученной. В возрасте десяти дней она может заразиться нечистотой истечения. Трехлетняя девочка может стать нечистой для мужчины, с которым она вступает в отношения, как будет объяснено далее. קְטַנָּה בַּת יוֹם אֶחָד מְטַמָּא בְּנִדָּה. בַּת עֲשָׂרָה יָמִים בְּזִיבָה. בַּת שָׁלֹשׁ שָׁנִים וְיוֹם אֶחָד מְטַמְּאָה אֶת בּוֹעֲלָהּ כְּמוֹ שֶׁיִּתְבָּאֵר:
4. Несовершеннолетний мужчина может приобрести нечистоту истечения в возрасте одного дня. Новообращенные, рабы и евреи по рождению одинаковы в том, что касается заражения нечистотой отлучения и истечения. קָטָן בֶּן יוֹם אֶחָד מְטַמֵּא בְּזִיבָה. וְאֶחָד גֵּרִים וַעֲבָדִים וְאֶחָד יִשְׂרָאֵל מְטַמְּאִין בְּנִדָּה וּבְזִיבָה:
5. Скопец или тот, кто родился с половым бессилием, может заразиться нечистотой из-за выделений истекающего, как и другие мужчины. סְרִיס אָדָם סְרִיס חַמָּה מְטַמְּאִין בְּזִיבָה כִּשְׁאָר הַבְּרִיאִין:
6. Женщина не становится нечистой из-за выделений истечения, а мужчина не становится нечистым из-за красноватых выделений. Наоборот, только женщина приобретает нечистоту из-за красноватых выделений, а мужчина — из-за выделений истечения. אֵין הָאִשָּׁה מִטַּמְּאָה בְּלֹבֶן וְלֹא הָאִישׁ בְּאֹדֶם אֶלָּא הָאִשָּׁה בְּאֹדֶם וְהָאִישׁ בְּלֹבֶן:
7. К бесполому и гермафродиту применимы те же требования, что и к мужчинам и женщинам. Они становятся нечистыми из-за выделения истечения, как мужчины, и из-за маточного кровотечения, как женщины. Их нечистота — это вопрос. Поэтому приношение или жертвенная пища, к которой они прикасаются, не сжигается, и они не несут ответственности за вход в Храм или принятие жертвенной пищи в состоянии нечистоты. Если у такого человека одновременно выделяется истечение слизи и маточное кровотечение, приношение или жертвенная пища, к которой он прикасается, сжигается. Тем не менее, они не несут ответственности за вход в Храм или принятие жертвенной пищи в состоянии нечистоты, как сказано («Бамидбар» 5:3): «Как мужчин, так и женщин отошлите, за пределы стана отошлите их». Подразумевается, что нечистота мужчины должна быть окончательной или нечистота женщины — окончательной. Аналогично, даже если человек одновременно прикоснется к выделениям истечения и маточному кровотечению у такого человека, он не несет ответственности за вход в Храм в состоянии нечистоты или за принятие жертвенной пищи в таком состоянии. Если же бесполый и гермафродит сам прикоснулся одновременно к выделениям истечения и выделившемуся из него маточному кровотечению, то он несет ответственность за вход в Храм в состоянии нечистоты. טֻמְטוּם וְאַנְדְרוֹגִינוּס נוֹתְנִין עֲלֵיהֶם חֻמְרֵי הָאִישׁ וְחֻמְרֵי הָאִשָּׁה. מִטַּמְּאִין בְּלֹבֶן כְּאִישׁ וּבְאֹדֶם כְּאִשָּׁה. וְטֻמְאָתָן בְּסָפֵק לְפִיכָךְ אֵין שׂוֹרְפִין עֲלֵיהֶן תְּרוּמָה וְקָדָשִׁים וְאֵין חַיָּבִין עֲלֵיהֶן עַל טֻמְאַת מִקְדָּשׁ וְקָדָשָׁיו. רָאָה לֹבֶן וְאֹדֶם כְּאַחַד שׂוֹרְפִין עֲלֵיהֶן אֶת הַתְּרוּמָה וְאֶת הַקָּדָשִׁים אֲבָל אֵין חַיָּבִין עֲלֵיהֶן עַל בִּיאַת מִקְדָּשׁ וְקָדָשָׁיו שֶׁנֶּאֱמַר (במדבר ה ג) «מִזָּכָר עַד נְקֵבָה תְּשַׁלֵּחוּ» עַד שֶׁיִּהְיֶה הַטֻּמְאָה טֻמְאַת זָכָר וַדַּאי אוֹ טֻמְאַת נְקֵבָה וַדָּאִית. וְכֵן הַנּוֹגֵעַ בַּלֹּבֶן וְאֹדֶם שֶׁלּוֹ כְּאַחַת אֵינוֹ חַיָּב עַל טֻמְאַת מִקְדָּשׁ וְקָדָשָׁיו. נָגַע הוּא בְּעַצְמוֹ בְּלֹבֶן וְאֹדֶם שֶׁרָאָה הֲרֵי זֶה חַיָּב עַל בִּיאַת הַמִּקְדָּשׁ:
8. Даже малейшее количество крови отлучения, крови истекающей или крови роженицы придает нечистоту при прикосновении или ношении, как подразумевается в сказанном (Ваикра 15:33): «И о недомогающей в своем отлучении, и об имеющем свое истечение среди мужчин и среди женщин, и о мужчине, который ляжет с (женщиной) нечистой». Согласно устной традиции, учили, что ее выделения придают нечистоту, как и она сама. Мы уже объясняли в связи с запретом отлучения, что существует пять оттенков нечистого кровотечения, испытываемого женщиной. Однако если она выделяет зеленые кровянистые выделения, похожие на кровь, то они чисты. Они не похожи на слюну или другие жидкости, которые она выделяет. Разница в том, что слюна собирается и вытекает в виде капель, в то время как эти выделения вытекают и спускаются. דַּם הַנִּדָּה אוֹ דַּם הַזָּבָה אוֹ דַּם הַיּוֹלֶדֶת מְטַמֵּא בְּכָל שֶׁהוּא בְּמַגָּע וּבְמַשָּׂא שֶׁנֶּאֱמַר (ויקרא טו לג) «וְהַדָּוָה בְּנִדָּתָהּ וְהַזָּב» מִפִּי הַשְּׁמוּעָה לָמְדוּ שֶׁמַּדְוֶה כָּמוֹהָ. וּכְבָר בֵּאַרְנוּ בְּעִנְיַן אִסּוּר נִדָּה שֶׁחֲמִשָּׁה דָּמִים טְמֵאִים בָּאִשָּׁה אֲבָל אִם רָאֲתָה דָּם יָרֹק הֲרֵי הוּא טָהוֹר וְאֵינוֹ כְּמוֹ רֻקָּהּ וּשְׁאָר מַשְׁקִין הַיּוֹצְאִין מִמֶּנָּה שֶׁהָרֹק מִתְעַגֵּל וְיוֹצֵא וְזֶה שׁוֹתֵת וְיוֹרֵד:
9. Если женщина родила ребенка с помощью кесарева сечения и вместе с ребенком из ее тела вышла маточная кровь, эта кровь является первичным источником нечистоты, как кровь отлученной, родов или истечения. Это объясняется тем, что матка является местом нечистоты для всей крови, выходящей из нее. Женщина ритуально чиста, если кровь не вытекает через канал ее лона. אִשָּׁה שֶׁיָּצָא הַוָּלָד מִדָּפְנָהּ וְיוֹצֵא עִמּוֹ דָּם מִן הַדֹּפֶן הֲרֵי אוֹתוֹ דָּם אָב מֵאֲבוֹת הַטֻּמְאוֹת כְּדַם הַנִּדָּה וְהַלֵּדָה וְהַזִּיבָה שֶׁהַמָּקוֹר מְקוֹמוֹ טָמֵא. וְהָאִשָּׁה טְהוֹרָה עַד שֶׁיֵּצֵא מִמֶּנָּה דָּם דֶּרֶךְ הָרֶחֶם:
10. Если из матки женщины выпадет и упадет на землю, то женщина нечиста до вечера. Аналогично, если из матки выделились две капли жидкости, похожие на жемчужины, женщина нечиста до вечера. Однако она не является отлученной, если не выделит один из пяти видов крови, которые делают ее нечистой. מְקוֹר הָאִשָּׁה שֶׁנֶּעֱקַר וְנָפַל לָאָרֶץ הָאִשָּׁה טְמֵאָה טֻמְאַת עֶרֶב וְכֵן מָקוֹר שֶׁהִזִּיעַ כִּשְׁנֵי טִפֵּי מַרְגָּלִיּוֹת הָאִשָּׁה טְמֵאָה טֻמְאַת עֶרֶב. אֲבָל אֵינָהּ נִדָּה עַד שֶׁתִּרְאֶה אֶחָד מֵחֲמִשָּׁה דָּמִים הַמְטַמְּאִין אוֹתָהּ:
11. Если у женщины выделилась одна капля белой жидкости, то она остается чистой, ибо это, конечно, происходит извне матки. הֵזִיעָה טִפָּה אַחַת הֲרֵי הָאִשָּׁה טְהוֹרָה שֶׁאֵינָהּ אֶלָּא מִחוּץ לַמָּקוֹר:
12. Выделения истечения считаются основным источником нечистоты, как и сам истекающий, что подразумевается в написанном (Ваикра 15:2): «Всякий муж, если будет иметь истечение из плоти его, то его истечение нечисто». Даже малейшее его количество придает нечистоту при прикосновении или переноске. Первые выделения истекающего не придают нечистоты при ношении. Оно рассматривается как семя. Это относится как к выделениям взрослого мужчины, так и к выделениям ребенка. Аналогично, любая кровать или сиденье, на котором сидел такой человек между первым и вторым выделением, чисты, поскольку человек не считается истекающим, пока не испытает два выделения, как мы объясняли в «Законах, нуждающихся в искуплении». Если же он испытывает одно выделение, которое длится столько же, сколько два, то нечистым становится только тот, кто двигается до последней капли. זוֹבוֹ שֶׁל זָב אָב מֵאֲבוֹת הַטֻּמְאוֹת כְּזָב שֶׁנֶּאֱמַר (ויקרא טו ב) «זוֹבוֹ טָמֵא הוּא» וּמְטַמֵּא בְּמַגָּע וּבְמַשָּׂא בְּכָל שֶׁהוּא. רְאִיָּה רִאשׁוֹנָה שֶׁל זָב אֵינָהּ מְטַמְּאָה בְּמַשָּׂא וַהֲרֵי הִיא כְּשִׁכְבַת זֶרַע בֵּין מֵאִישׁ גָּדוֹל בֵּין מֵאִישׁ קָטָן וְכֵן הַמִּשְׁכָּבוֹת וְהַמּוֹשָׁבוֹת שֶׁיָּשַׁב עֲלֵיהֶם מִשֶּׁרָאָה רְאִיָּה רִאשׁוֹנָה עַד שֶׁרָאָה הַשְּׁנִיָּה טְהוֹרִים שֶׁאֵינוֹ קָרוּי זָב אֶלָּא אַחַר רְאִיָּה שְׁנִיָּה כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ בְּהִלְכוֹת מְחֻסְּרֵי כַּפָּרָה. רָאָה אַחַת מְרֻבָּה כִּשְׁתַּיִם אֵין טָמֵא אֶלָּא הַמֵּסִיט טִפָּה אַחֲרוֹנָה:
13. Первое выделение истечения человека, пораженного проказой, придает нечистоту при прикосновении или переносе, как подразумевается («Бамидбар» 5:2): «Повели сынам Исраэля, чтобы отослали они из стана всякого прокаженного и всякого имеющего истечение, и всякого нечистого от умершего». Стих устанавливает связь между человеком, пораженным проказой, и истекающим в полном смысле этого слова. Подобно тому, как выделение истечения в полном смысле этого слова придает нечистоту при ношении, так и даже первое выделение человека, пораженного проказой, придает нечистоту. רְאִיָּה רִאשׁוֹנָה שֶׁל מְצֹרָע מְטַמֵּא בְּמַשָּׂא שֶׁנֶּאֱמַר (במדבר ה ב) «כָּל צָרוּעַ וְכָל זָב וְכל טָמֵא לָנָפֶשׁ» הֲרֵי הַצָּרוּעַ כְּזָב גָּמוּר מַה זָּב גָּמוּר זוֹבוֹ מְטַמֵּא בְּמַשָּׂא אַף מְצֹרָע רְאִיָּתוֹ הָרִאשׁוֹנָה מְטַמֵּא בְּמַשָּׂא:
14. Слюна, семя и моча истекающего — все три вида являются первичными источниками нечистоты в соответствии с законом Торы. Даже самое малое количество каждого из них придает нечистоту при прикосновении или ношении. Эти понятия выводятся следующим образом. Что касается слюны истекающего, как сказано (Ваикра 15:8): «А если плюнет имеющий истечение на чистого, то омоет одежды свои и омоет себя водой, и нечист будет до вечера». И невозможно, чтобы в моче или семени истекающего не было капель его выделений истекающего. רֹק הַזָּב וְשִׁכְבַת זַרְעוֹ וּמֵימֵי רַגְלָיו כָּל אֶחָד מִשְּׁלָשְׁתָּן אַב טֻמְאָה דִּין תּוֹרָה. וּמְטַמֵּא בְּכָל שֶׁהוּא בְּמַגָּע וּבְמַשָּׂא הֲרֵי הוּא אוֹמֵר בְּרֹק (ויקרא טו ח) «וְכִי יָרֹק הַזָּב בַּטָּהוֹר». וּמֵימֵי רַגְלָיו וְשִׁכְבַת זַרְעוֹ אִי אֶפְשָׁר שֶׁלֹּא יִהְיֶה בָּהֶם צִחְצוּחֵי זִיבָה כָּל שֶׁהוּא:
15. Те же законы, которые относятся к истекающей, относятся и к отлученной, роженице и истекающему. Слюна и моча каждого из них являются первичным источником нечистоты, как и у истекающего. Аналогично, всякий раз, когда в этих законах используется термин «истекающий», подразумевается либо истекающий, либо один из трех других. אֶחָד זָב וְאֶחָד נִדָּה וְיוֹלֶדֶת וְזָבָה כָּל אֶחָד מֵהֶן רֻקּוֹ וּמֵימֵי רַגְלָיו אַב טֻמְאָה כְּזָב. וְכֵן כָּל מָקוֹם שֶׁנֶּאֱמַר בַּהֲלָכוֹת אֵלּוּ הַזָּב אֶחָד הַזָּב וְאֶחָד שְׁאָר הָאַרְבָּעָה:
16. Существует девять видов жидкостей, выделяемых истекающим. Три из них являются первичными источниками нечистоты: его слюна, семя и моча. Даже малейшее их количество придает ритуальную нечистоту человеку или орудию, как мы уже объясняли. Три из них считаются производными нечистоты: слезы, кровь из раны и женское молоко. Каждая из них считается нечистой жидкостью, которая не придает нечистоты человеку, но придает ее орудиям труда, согласно постановлению мудрецов, как будет объяснено далее. И есть три, которые являются чистыми: пот, моча и кал. Законы, действующие в отношении этих трех жидкостей, выделяемых завом и подобными ему, такие же, как и в отношении этих жидкостей, выделяемых обычным человеком, который чист. Его мокрота, плевки и слизь во всех контекстах рассматриваются как слюна, и они включаются в понятие слюны. Когда кровь вытекает из мужского органа или изо рта, она считается кровью раны. Если человек высасывает рану и выплевывает кровь, она становится нечистой, как и слюна. Ибо невозможно, чтобы в крови, которую он сосет, не было капель слюны. תִּשְׁעָה מַשְׁקִין בְּזָב שְׁלֹשָׁה מֵהֶן אָב טֻמְאָה וְהֵן רֻקּוֹ וְשִׁכְבַת זַרְעוֹ וּמֵימֵי רַגְלָיו. כָּל אֶחָד מֵאֵלּוּ מְטַמֵּא אָדָם וְכֵלִים בְּכָל שֶׁהוּא כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ. שְׁלֹשָׁה מֵהֶן כִּוְלַד הַטֻּמְאָה וְאֵלּוּ הֵן דִּמְעַת עֵינוֹ וְדַם מַגַּפְתּוֹ וַחֲלֵב הָאִשָּׁה. כָּל אֶחָד מֵאֵלּוּ כְּמַשְׁקִין טְמֵאִין שֶׁאֵין מְטַמְּאִין אָדָם אֲבָל מְטַמְּאִין כֵּלִים מִדִּבְרֵי סוֹפְרִים כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ. וּשְׁלֹשָׁה מֵהֶן טְהוֹרִין וְאֵלּוּ הֵן זֵעָתוֹ וְלֵחָה סְרוּחָה הַיּוֹצְאִים מִמֶּנּוּ וְהָרֵעִי. הֲרֵי אֵלּוּ שְׁלֹשָׁה מִן הַזָּב וַחֲבֵרָיו כְּמוֹתָן מִשְּׁאָר הָאָדָם. כִּיחוֹ וְנִיעוֹ וְרִירוֹ וּמֵי הָאַף שֶׁלּוֹ הֲרֵי הֵן כְּרֻקּוֹ לְכָל דָּבָר וּבִכְלַל הָרֹק הֵן חֲשׁוּבִין. דָּם הַיּוֹצֵא מִפִּי אַמָּה וְדָם הַשּׁוֹתֵת מִפִּיו הֲרֵי הֵן בִּכְלַל דָּם מַגַּפְתּוֹ. הָיָה מוֹצֵץ וְרוֹקֵק דָּם הֲרֵי זֶה מְטַמֵּא כְּרֹק. שֶׁהַדָּם שֶׁמּוֹצֵץ אִי אֶפְשָׁר לוֹ בְּלֹא צִחְצוּחֵי רֹק:
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter