СБП. Дни Мошиаха! 20 Нисана 5784 г., первый день недели Ахарэй | 2024-04-27 17:34

РАМБАМ: Мишне Тора

Законы других источников ритуальной нечистоты. Гл. 8

1. Всякий раз, когда человек прикасается руками к первичному производному нечистоты, будь то нечистый человек, утварь, пища или жидкость, его руки — вплоть до суставов — сами становятся нечистыми. Точно так же, если человек вводит руки во внутреннее пространство глиняного сосуда, который приобрел нечистоту от первичного источника нечистоты, или вводит руки в дом, который считается нечистым из-за проказы, его руки становятся нечистыми. Нечистота рук — это постановление мудрецов. כָּל הַנּוֹגֵעַ בְּיָדָיו בְּרִאשׁוֹן לְטֻמְאָה בֵּין שֶׁהָיָה אוֹתוֹ רִאשׁוֹן אָדָם אוֹ כְּלִי אוֹ אֹכֶל אוֹ מַשְׁקִין טְמֵאִין נִטְמְאוּ יָדָיו בִּלְבַד עַד הַפֶּרֶק. וְכֵן הַמַּכְנִיס יָדָיו לַאֲוִיר כְּלִי חֶרֶס שֶׁנִּטְמָא בְּאַב הַטֻּמְאָה אוֹ שֶׁהִכְנִיס יָדָיו לְבַיִת מְנֻגָּע נִטְמְאוּ יָדָיו. וְטֻמְאַת הַיָּדָיִם מִדִּבְרֵי סוֹפְרִים:
2. В соответствии с предписанием мудрецов руки, которые стали нечистыми, всегда считаются вторичным производным. Ибо их нечистота — это постановление мудрецов, и когда было постановлено, что они будут нечистыми, было постановлено, что их статус будет вторичным производным. Даже если человек вводит руки в дом, который считается нечистым из-за проказы, или прикасается руками к человеку, который придает нечистоту его одежде, прежде чем тот отделился от источника своей нечистоты, руки этого человека являются вторичным производным. הַיָּדָיִם שְׁנִיּוֹת מִדִּבְרֵי סוֹפְרִים לְעוֹלָם שֶׁאֵין טֻמְאָתָן אֶלָּא מִדִּבְרֵיהֶם וּכְשֶׁגָּזְרוּ טֻמְאָה עֲלֵיהֶן גָּזְרוּ שֶׁיִּהְיוּ כְּשֵׁנִי לְטֻמְאָה. אֲפִלּוּ הִכְנִיס יָדָיו לְבַיִת הַמְנֻגָּע אוֹ שֶׁנָּגַע בְּיָדָיו בְּאָדָם שֶׁמְּטַמֵּא בְּגָדִים עַד שֶׁלֹּא פֵּרַשׁ מִמְּטַמְּאָיו הֲרֵי יָדָיו שְׁנִיּוֹת:
3. Негодное, остаток и остатки муки от хлебных приношений считаются первичными производными нечистот. Первичные и вторичные производные считаются, если с ними соприкасаются другие субъекты. Поэтому порция их размером с яйцо придает нечистоту рукам. Негодное и остаток нельзя объединять, чтобы достичь размера яйца, даже если они оба имеют одну и ту же меру. Это объясняется тем, что нечистота рук установлена мудрецами. Другие нечистые продукты, напротив, можно объединять для достижения этой меры. Ведь нечистая пища не придает нечистоты, если в ней нет порции размером с яйцо. הַפִּגּוּל וְהַנּוֹתָר וְצָרִיד שֶׁל מְנָחוֹת הֲרֵי הֵן כְּרִאשׁוֹן לְטֻמְאָה וּמוֹנִין בָּהֶן רִאשׁוֹן וְשֵׁנִי לְפִיכָךְ מְטַמְּאִין אֶת הַיָּדָיִם בִּכְבֵיצָה. וְאֵין הַפִּגּוּל וְהַנּוֹתָר מִצְטָרְפִין אַף עַל פִּי שֶׁשִּׁעוּרָן שָׁוָה בִּכְבֵיצָה הוֹאִיל וְטֻמְאַת הַיָּדַיִם מִדִּבְרֵיהֶן. אֲבָל שְׁאָר הָאֳכָלִין מִצְטָרְפִין שֶׁאֵין אֳכָלִים טְמֵאִין מְטַמְּאִין אֶת הַיָּדַיִם עַד שֶׁיִּהְיוּ כְּבֵיצָה:
4. Несмотря на то, что бедренная кость жертвенного животного, которое было негодным или остатком, цела, когда человек прикасается к ней руками, его руки приобретают ритуальную нечистоту. Ибо кости жертвенных животных, ставших негодным или остатком, наделяют руки нечистотой, поскольку служат основой для запретной сущности. קוּלִית הַפִּגּוּל אוֹ הַנּוֹתָר אַף עַל פִּי שֶׁהִיא סְתוּמָה הַנּוֹגֵעַ בָּהּ בְּיָדָיו נִטְמְאוּ יָדָיו שֶׁהָעֲצָמוֹת שֶׁל קָדָשִׁים שֶׁשִּׁמְּשׁוּ נוֹתָר אוֹ פִּגּוּל מְטַמְּאִין אֶת הַיָּדַיִם הוֹאִיל וְנַעֲשׂוּ בָּסִיס לְדָבָר הָאָסוּר:
5. В тех случаях, когда жертвенное мясо берется не на свое место, остается нерешенным вопрос, придает ли оно нечистоту рукам или нет. Поэтому оно не придает нечистоты, ибо если есть сомнения в нечистоте рук, то они считаются чистыми, как будет объяснено далее. Если мясо из пасхальной жертвы было вынесено за пределы дома, где его едят, оно чисто. Мы предполагаем, что члены компании бдительны. בְּשַׂר קֹדֶשׁ שֶׁיָּצָא חוּץ לִמְחִצָּתוֹ הֲרֵי הוּא סָפֵק אִם מְטַמֵּא אֶת הַיָּדַיִם אוֹ לֹא. לְפִיכָךְ אֵינוֹ מְטַמֵּא שֶׁסְּפֵק טֻמְאַת הַיָּדַיִם טָהוֹר כְּמוֹ שֶׁיִּתְבָּאֵר. וְאִם בְּשַׂר פֶּסַח שֶׁיָּצָא חוּץ לַבַּיִת הוּא הֲרֵי הוּא טָהוֹר, בְּנֵי חֲבוּרָה זְרִיזִין הֵן:
6. Концепция нечистоты рук не применяется в Храме. В то время, когда Мудрецы установили свое постановление относительно нечистоты рук, они не применяли его к Храму. Напротив, если человек прикоснулся к нечистой пище или тому подобному — неважно, в Храме или вне Храма, — а затем прикоснулся к жертвенной пище в Храме, он не придает ей нечистоты. Если же он прикасается к жертвенной пище вне Храма, он придает ей нечистоту. Аналогично, он запрещает приношение, как будет объяснено далее. אֵין טֻמְאַת יָדַיִם בַּמִּקְדָּשׁ. שֶׁבְּשָׁעָה שֶׁגָּזְרוּ טֻמְאָה עַל הַיָּדַיִם לֹא גָּזְרוּ בַּמִּקְדָּשׁ אֶלָּא הַנּוֹגֵעַ בָּאֳכָלִין טְמֵאִים וְכַיּוֹצֵא בָּהֶן בֵּין שֶׁנָּגַע בַּמִּקְדָּשׁ בֵּין שֶׁנָּגַע חוּץ לַמִּקְדָּשׁ וְנָגַע בְּקָדָשִׁים בַּמִּקְדָּשׁ לֹא טִמְּאָן. וְאִם נָגַע חוּץ לַמִּקְדָּשׁ הֲרֵי זֶה מְטַמֵּא אֶת הַקֹּדֶשׁ וּפוֹסֵל אֶת הַתְּרוּמָה כְּמוֹ שֶׁיִּתְבָּאֵר:
7. Если одна из рук человека становится нечистой, и он прикасается к другой, вторая остается чистой. Ему достаточно омыть нечистую руку. Когда применяется вышеизложенное? В отношении приношения. В отношении жертвенной пищи, напротив, если одна из рук человека становится нечистой, и он прикасается к другой, он передает нечистоту другой. Прежде чем прикоснуться к жертвенной пище, обе руки должны быть погружены в микву. Для приношения, напротив, достаточно вымыть руки, чтобы очистить их. מִי שֶׁנִּטְמֵאת יָדוֹ אַחַת וְנָגְעָה בַּאֲחֶרֶת הָאַחֶרֶת טְהוֹרָה וְנוֹטֵל אֶת הַטְּמֵאָה וְדַיּוֹ. בַּמֶּה דְּבָרִים אֲמוּרִים לִתְרוּמָה. אֲבָל לְקֹדֶשׁ אִם נִטְמֵאת יָדוֹ אַחַת וְנָגַע בַּשְּׁנִיָּה טִמְּאָהּ. וּשְׁתֵּיהֶן צְרִיכוֹת טְבִילָה לְקֹדֶשׁ אֲבָל לִתְרוּמָה בִּנְטִילַת יָדַיִם בִּלְבַד יִטָּהֲרוּ יָדָיו:
8. Король Шломо и его двор постановили, что руки всегда считаются вторичными производными нечистоты, даже если человек не знает с уверенностью, что они заразились нечистотой, ибо «руки заняты». Шломо постановил, что руки нечисты только в отношении жертвенной пищи. Впоследствии поздние мудрецы распространили это постановление и на приношение. Поэтому необходимо омыть руки перед тем, как приступить к поеданию приношения. Если человек прикоснулся к нему до того, как омыл руки, то приношение запрещено. Из-за этой нечистоты его сжигают. שְׁלֹמֹה הַמֶּלֶךְ וּבֵית דִּינוֹ גָּזְרוּ עַל כָּל הַיָּדַיִם שֶׁיִּהְיוּ שְׁנִיּוֹת וְאַף עַל פִּי שֶׁלֹּא יָדַע בְּוַדַּאי שֶׁנִּטְמְאוּ מִפְּנֵי שֶׁהַיָּדַיִם עַסְקָנִיּוֹת. וְלֹא גָּזַר שְׁלֹמֹה עַל הַיָּדַיִם טֻמְאָה אֶלָּא לְקֹדֶשׁ. וְאַחַר כָּךְ גָּזְרוּ חֲכָמִים שֶׁאַחֲרָיו אַף לִתְרוּמָה. וּלְפִיכָךְ צָרִיךְ נְטִילַת יָדַיִם לִתְרוּמָה וְאִם נָגַע בִּתְרוּמָה קֹדֶם שֶׁיִּטּל יָדָיו פְּסוּלָה וְנִשְׂרֶפֶת עַל טֻמְאָה זוֹ:
9. Человек может обернуть руки тканью и есть приношение, не вымыв руки. Мы не подозреваем, что он прикоснется к приношению. Он не должен делать этого, когда принимает обычную пищу, которую едят в соответствии с требованиями, предъявляемыми к чистоте жертвенной пищи или приношению, чтобы не прикоснуться к ней, поскольку он не настолько осторожен в отношении нее. לָט אָדָם יָדָיו בְּמַפָּה וְאוֹכֵל תְּרוּמָה בְּלֹא נְטִילַת יָדַיִם וְאֵין חוֹשְׁשִׁין שֶׁמָּא יִגַּע אֲבָל לֹא יַעֲשֶׂה כֵּן בְּחֻלִּין שֶׁנַּעֲשׂוּ עַל טָהֳרַת הַקֹּדֶשׁ אוֹ עַל טָהֳרַת תְּרוּמָה גְּזֵרָה שֶׁמָּא יִגַּע לְפִי שֶׁאֵינוֹ מַקְפִּיד עֲלֵיהֶן:
10. Поскольку руки человека считаются производными второй степени нечистоты, если они соприкасаются с жидкостями, они заставляют считать их первичными производными. Если такие жидкости соприкасаются с пищей, то они становятся причиной того, что они рассматриваются как вторичные производные. Если такие жидкости соприкасаются с другими жидкостями, они заставляют считать их первичными производными, ибо жидкости всегда считаются первичными производными, как мы уже объясняли. Такие жидкости, которые приобрели нечистоту из-за контакта с руками, не придают нечистоты утвари, поскольку фундаментальная нечистота рук установлена мудрецами. Точно так же наши мудрецы постановили, что любой человек, принимающий нечистую пищу — независимо от того, была ли эта пища первичным или вторичным производным нечистоты — или пьющий нечистую жидкость, должен считаться вторичным производным нечистоты, пока не погрузится в микву. Если он прикасается к пище, он заставляет считать ее третичным производным. Если он прикасается к жидкостям, даже обычным, он заставляет их считаться первичным производным, и они придают нечистоту другим продуктам и жидкостям. Они не придают нечистоты утвари, потому что нечистота, которой обладает этот человек, в основе своей является постановлением мудрецов. Почему было постановлено, что человек, принимающий нечистую пищу, приобретает нечистоту? Потому что, возможно, он принимает пищу, которая является первичным или вторичным производным нечистоты, и в то же время пьет жидкость, которая является приношением. Жидкость, которая является приношением, заразится нечистотой от пищи, находящейся у него во рту. Аналогично, если человек пьет нечистую жидкость, существует опасение, что он может съесть вместе с ней пищу, которая является приношением, и придать ей нечистоту из-за жидкости, находящейся у него во рту. Мы уже объясняли в «Законы приношений», что запрещено есть нечистое приношение. הוֹאִיל וְהַיָּדַיִם שְׁנִיּוֹת אִם נָגְעוּ בְּמַשְׁקֶה עֲשָׂאוּם תְּחִלָּה. וְאִם נָגְעוּ מַשְׁקִין אֵלּוּ בָּאֳכָלִין עוֹשִׂין אוֹתָן שֵׁנִי. וְאִם נָגְעוּ בְּמַשְׁקִין אֲחֵרִים עוֹשִׂין אוֹתָן תְּחִלָּה שֶׁהַמַּשְׁקִין תְּחִלָּה לְעוֹלָם כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ. אֲבָל אֵין מַשְׁקִין אֵלּוּ שֶׁנִּטְמְאוּ מֵחֲמַת הַיָּדַיִם מְטַמְּאִין כֵּלִים שֶׁעִקַּר טֻמְאַת הַיָּדַיִם מִדִּבְרֵיהֶם. וְכֵן גָּזְרוּ חֲכָמִים עַל כָּל אָדָם שֶׁיֹּאכַל אֳכָלִין טְמֵאִין בֵּין שֶׁאָכַל אֹכֶל רִאשׁוֹן אוֹ אֹכֶל שֵׁנִי וְעַל כָּל הַשּׁוֹתֶה מַשְׁקִין טְמֵאִים שֶׁיִּהְיֶה שֵׁנִי לְטֻמְאָה עַד שֶׁיִּטְבּל. וְאִם נָגַע בָּאֳכָלִין עֲשָׂאָן שְׁלִישִׁי. וְאִם נָגַע בְּמַשְׁקִין אֲפִלּוּ מַשְׁקֶה חֻלִּין עֲשָׂאָן תְּחִלָּה לְטַמֵּא אֳכָלִין וּמַשְׁקִין אֲחֵרִים. אֲבָל לֹא לְטַמֵּא כֵּלִים הוֹאִיל וְעִקַּר טֻמְאַת אָדָם זֶה מִדִּבְרֵיהֶם. וּמִפְּנֵי מָה גָּזְרוּ טֻמְאָה עַל הָאוֹכֵל אֳכָלִין טְמֵאִים. שֶׁמָּא יֹאכַל אֹכֶל רִאשׁוֹן אוֹ שֵׁנִי וְיִשְׁתֶּה עָלָיו מַשְׁקֶה תְּרוּמָה וְנִמְצָא הַמַּשְׁקֶה תְּרוּמָה טָמֵא בָּאֹכֶל שֶׁבְּפִיו. וְכֵן הַשּׁוֹתֶה מַשְׁקִין טְמֵאִים שֶׁמָּא יֹאכַל עִמָּהֶן אֹכֶל תְּרוּמָה וְנִמְצָא טָמֵא בְּמַשְׁקִין שֶׁבְּפִיו. וּכְבָר בֵּאַרְנוּ בִּתְרוּמוֹת שֶׁאָסוּר לֶאֱכל תְּרוּמָה טְמֵאָה:
11. Тот, кто заразился нечистотой из-за употребления нечистой пищи, не заразится нечистотой, если не съест четверть каравая хлеба, которая при щедрой оценке равна полутора яйцам. Точно так же тот, кто заразился нечистотой от питья, не заразится нечистотой, если не выпьет четверть лога нечистых жидкостей. Все виды пищи могут быть объединены в сумму, равную четверти каравая, которая запрещает тело человека, употребляющего их. И все жидкости могут быть объединены в сумму четверти лога (для общего подсчета). Если человек съел или выпил меньше этих мер, он чист. Следующее правило действует, если человек съел небольшое количество, затем подождал, а потом съел еще. Если он съел требуемую порцию за время, которое обычно требуется для того, чтобы съесть половину буханки, то количества объединяются. Если нет, то они не объединяются. Точно так же, если он выпил небольшое количество, затем подождал, а потом выпил еще, если он выпил требуемую меру в течение времени, которое обычно требуется, чтобы съесть полбуханки, то количества объединяются. Если нет, то они не объединяются. Следующее правило действует, если человек съел меньше минимальной меры, погрузился в микву, поднялся и сразу же съел больше. Если он не ждал между приемами пищи и между едой, предшествовавшей погружению, и едой, последовавшей за ним, прошло меньше времени, чем обычно требуется, чтобы съесть половину буханки, то их можно объединить. אֵינוֹ מִתְטַמֵּא עַד שֶׁיֹּאכַל מַאֲכָלִים טְמֵאִים כַּחֲצִי פְּרָס שֶׁהוּא כְּבֵיצָה וּמֶחֱצָה שׂוֹחֶקֶת. וְכֵן הַשּׁוֹתֶה אֵינוֹ מִתְטַמֵּא עַד שֶׁיִּשְׁתֶּה מִמַּשְׁקִין טְמֵאִין רְבִיעִית. וְכָל הָאֳכָלִין מִצְטָרְפִין לְכַחֲצִי פְּרָס לִפְסל אֶת הַגְּוִיָּה. וְכָל הַמַּשְׁקִין מִצְטָרְפִין לִרְבִיעִית. וְאִם אָכַל אוֹ שָׁתָה פָּחוֹת מִשִּׁעוּר זֶה טָהוֹר. אָכַל מְעַט וְשָׁהָה וְאָכַל מְעַט אִם יֵשׁ מִתְּחִלָּה וְעַד סוֹף כְּדֵי אֲכִילַת פְּרָס מִצְטָרְפִין וְאִם לָאו אֵין מִצְטָרְפִין. וְכֵן אִם שָׁתָה מְעַט וְשָׁהָה וְשָׁתָה מְעַט אִם יֵשׁ מִתְּחִלָּה וְעַד סוֹף כְּדֵי אֲכִילַת פְּרָס מִצְטָרְפִין וְאִם לָאו אֵין מִצְטָרְפִין. אָכַל פָּחוֹת מִכְּשִׁעוּר וְטָבַל וְעָלָה וְאָכַל מְעַט מִיָּד אִם לֹא שָׁהָה בֵּינֵיהֶן וַהֲרֵי בֵּין אֲכִילָה שֶׁלִּפְנֵי טְבִילָה וְשֶׁלְּאַחַר טְבִילָה בִּכְדֵי אֲכִילַת פְּרָס הֲרֵי אֵלּוּ מִצְטָרְפִין:
12. Если женщина, являющаяся первичной производной нечистоты, кормит грудью своего сына, ее сын становится чистым. Мудрецы не постановили, что он будет нечистым. Даже если сказать, что младенцу скормили четверть лога молока, возможно, что от начала и до конца это заняло больше времени, чем обычно требуется, чтобы съесть половину каравая, ведь он не кормит сразу всех. אִשָּׁה שֶׁהִיא רִאשׁוֹן לְטֻמְאָה וּמֵינִיקָה אֶת בְּנָהּ הֲרֵי הַבֵּן טָהוֹר וְלֹא גָּזְרוּ עָלָיו טֻמְאָה שֶׁאֲפִלּוּ תֹּאמַר שֶׁיָּנַק רְבִיעִית אֶפְשָׁר שֶׁיֵּשׁ מִתְּחִלָּה וְעַד סוֹף יֶתֶר מִכְּדֵי אֲכִילַת פְּרָס שֶׁהֲרֵי אֵינוֹ יוֹנֵק בְּבַת אַחַת:
13. Из-за опасности наши мудрецы разрешили беременной женщине есть меньше минимальной меры, даже если в конечном итоге она съест большее количество. Ей не нужно погружаться в воду. Вместо этого она чиста. הַמְעֻבֶּרֶת הִתִּירוּ לָהּ לֶאֱכל אֳכָלִין טְמֵאִין פָּחוֹת מִכְּשִׁעוּר. וְאַף עַל פִּי שֶׁהִיא אוֹכֶלֶת הַרְבֵּה מִפְּנֵי הַסַּכָּנָה. וְאֵינָהּ צְרִיכָה טְבִילָה אֶלָּא הֲרֵי הִיא טְהוֹרָה:
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter