СБП. Дни Мошиаха! 19 Нисана 5784 г., суббота недели Ахарэй | 2024-04-27 15:54

РАМБАМ: Мишне Тора

Законы денежных ссуд. Гл. 5

1. Можно ссужать деньги и занимать деньги у язычника и временного жителя под проценты, как это сказано (Дварим 23:20): «Не давай процентов брату твоему». Мы можем сделать вывод: предлагать и получать проценты от «твоего брата» запрещено; от всех остальных людей, напротив, дозволено. Ссужать деньги нееврею под проценты — это повелевающая заповедь, как говорится там же: «Вы можете предлагать проценты нееврею». Устная традиция учит, что это повелевающая заповедь. Это закон Торы. א. הָעַכּוּ''ם וְגֵר תּוֹשָׁב לוִֹין מֵהֶן וּמַלְוִין אוֹתָן בְּרִבִּית שֶׁנֶּאֱמַר (דברים כג כ) "לֹא תַשִּׁיךְ לְאָחִיךָ" לְאָחִיךְ אָסוּר וְלִשְׁאָר הָעוֹלָם מֻתָּר. וּמִצְוַת עֲשֵׂה לְהַשִּׁיךְ לְעַכּוּ''ם שֶׁנֶּאֱמַר (דברים כג כא) "לַנָּכְרִי תַשִּׁיךְ" מִפִּי הַשְּׁמוּעָה לָמְדוּ שֶׁזּוֹ מִצְוַת עֲשֵׂה וְזֶהוּ דִּין תּוֹרָה:
2. Наши мудрецы, однако, запретили еврею ссужать деньги нееврею под фиксированную процентную ставку сверх того, что необходимо ему для заработка на жизнь. Они издали этот указ, чтобы заимодавец не научился на деяниях язычника в результате обширных контактов с ним. Поэтому, даже по мнению мудрецов, дозволено занимать деньги у язычника под проценты, ибо должник обычно сторонится кредитора и не будет часто встречаться с ним. Ученые Торы не будут учиться на поведении нееврея. Следовательно, им позволено ссужать деньги язычникам под проценты, даже для получения прибыли. Любые сделки категории «оттенка процентов» с участием неевреев разрешены для всех. ב. אָסְרוּ חֲכָמִים שֶׁיִּהְיֶה יִשְׂרָאֵל מַלְוֶה אֶת הָעַכּוּ''ם בְּרִבִּית קְצוּצָה אֶלָּא בִּכְדֵי חַיָּיו. גָּזְרוּ שֶׁמָּא יִלְמֹד מִמַּעֲשָׂיו בְּרֹב יְשִׁיבָתוֹ עִמּוֹ. לְפִיכָךְ מֻתָּר לִלְווֹת מִן הָעַכּוּ''ם בְּרִבִּית שֶׁהֲרֵי הוּא בּוֹרֵחַ מִלְּפָנָיו וְאֵינוֹ רָגִיל אֶצְלוֹ. וְתַלְמִיד חָכָם שֶׁאֵינוֹ רָגִיל בּוֹ לִלְמֹד מִמַּעֲשָׂיו מֻתָּר לְהַלְווֹת לָעַכּוּ''ם בְּרִבִּית אֲפִלּוּ לְהַרְוִיחַ. וְכָל אֲבַק רִבִּית עִם הָעַכּוּ''ם מֻתֶּרֶת לַכּל:
3. Следующий закон применяется, когда еврей занял деньги у нееврея под проценты, и когда он хочет вернуть их ему, другой еврей встречает его и говорит ему: «Дайте мне, и я заплачу вам проценты, которые вам платит нееврей». Это запрещено, даже если первоначальный заемщик приводит другого еврея к язычнику. Вместо этого нееврей должен забрать свои деньги, а затем отдать их взаймы другому еврею. ג. יִשְׂרָאֵל שֶׁלָּוָה מָעוֹת מִן הָעַכּוּ''ם בְּרִבִּית וּבִקֵּשׁ לְהַחְזִירָם לוֹ. מְצָאוֹ יִשְׂרָאֵל אַחֵר וְאָמַר לוֹ תְּנֵם לִי וַאֲנִי מַעֲלֶה לְךָ כְּדֶרֶךְ שֶׁאַתָּה מַעֲלֶה לָעַכּוּ''ם. הֲרֵי זוֹ רִבִּית קְצוּצָה אֲפִלּוּ הֶעֱמִידוֹ אֵצֶל הָעַכּוּ''ם עַד שֶׁיִּטּל הָעַכּוּ''ם מְעוֹתָיו וְיַחְזֹר וְיִתְּנֵם בְּיַד יִשְׂרָאֵל הָאַחֵר:
4. Когда, напротив, нееврей занимает деньги у еврея под проценты и желает вернуть их ему, а другой еврей встречает нееврея и говорит ему: «Дайте мне, и я заплачу вам проценты, которые вы платите другому еврею», это разрешено. Однако если язычник привел еврея-заемщика к еврею-заимодавцу и сообщил ему о ссуде, то это считается фиксированным процентом, потому что он дал деньги с ведома еврея-заимодавца. Это применимо, даже если нееврей дал деньги еврею-заемщику. ד. עַכּוּ''ם שֶׁלָּוָה מָעוֹת מִיִּשְׂרָאֵל בְּרִבִּית וּבִקֵּשׁ לְהַחְזִירָם לוֹ. מְצָאוֹ יִשְׂרָאֵל אַחֵר וְאָמַר לוֹ תְּנֵם לִי וַאֲנִי מַעֲלֶה לְךָ כְּדֶרֶךְ שֶׁאַתָּה מַעֲלֶה לְיִשְׂרָאֵל הֲרֵי זֶה מֻתָּר. וְאִם הֶעֱמִידוֹ אֵצֶל יִשְׂרָאֵל אַף עַל פִּי שֶׁנָּתַן הָעַכּוּ''ם הַמָּעוֹת בְּיָדוֹ הוֹאִיל וּמִדַּעַת יִשְׂרָאֵל נָתַן הֲרֵי זוֹ רִבִּית קְצוּצָה:
5. Запрещено еврею доверять свои деньги язычнику, чтобы он мог одолжить их еврею под проценты. Когда нееврей ссужает деньги еврею под проценты, другому еврею запрещается выступать в качестве поручителя. Обоснование заключается в том, что согласно их законам, кредитор может сначала потребовать выплаты от поручителя. Таким образом, после уплаты долга поручитель потребует выплаты процентов, которые он обязан нееврею. Следовательно, если нееврей берет на себя обязательство не требовать оплаты сначала от поручителя, это разрешено. ה. אָסוּר לְיִשְׂרָאֵל לִתְלוֹת מְעוֹתָיו בְּיַד עַכּוּ''ם כְּדֵי לְהַלְווֹתָן בְּרִבִּית לְיִשְׂרָאֵל. וְעַכּוּ''ם שֶׁהִלְוָה אֶת יִשְׂרָאֵל בְּרִבִּית אָסוּר לְיִשְׂרָאֵל אַחֵר לִהְיוֹת לוֹ עָרֵב שֶׁכֵּיוָן שֶׁבְּדִינֵיהֶם שֶׁתּוֹבֵעַ הֶעָרֵב תְּחִלָּה נִמְצָא הֶעָרֵב תּוֹבֵעַ אֶת יִשְׂרָאֵל בְּרִבִּית שֶׁהֶעָרֵב חַיָּב בָּהּ לָעַכּוּ''ם. לְפִיכָךְ אִם קִבֵּל עָלָיו הָעַכּוּ''ם שֶׁלֹּא יִתְבַּע אֶת הֶעָרֵב תְּחִלָּה הֲרֵי זֶה מֻתָּר:
6. Следующие законы применяются, когда еврей занял деньги у нееврея под проценты, а затем нееврей обратился. Если расчет был сделан до того, как он обратился, новообращенный может получить основную сумму и проценты. Если расчет не был произведен до того, как он обратился, новообращенный может получить основную сумму, но не проценты. Иные правила применяются, когда, напротив, нееврей занимает деньги у еврея под проценты, а затем обращается в другую веру. После подсчета, даже если он был произведен после конвертации, конвертер обязан уплатить всю сумму, основную сумму и проценты. Эта мера была введена, чтобы люди не сказали, что человек обратился ради своих денег. Даже после того, как он обратился, еврей может получить всю сумму процентов, за которую он должен был платить, когда был неевреем. ו. יִשְׂרָאֵל שֶׁלָּוָה מָעוֹת מִן הָעַכּוּ''ם בְּרִבִּית וּזְקָפָן עָלָיו בְּמִלְוֶה וְנִתְגַּיֵּר אִם עַד שֶׁלֹּא נִתְגַּיֵּר זְקָפָן עָלָיו בְּמִלְוֶה גּוֹבֶה אֶת הַקֶּרֶן וְהָרִבִּית וְאִם מִשֶּׁנִּתְגַּיֵּר זְקָפָן עָלָיו בְּמִלְוֶה גּוֹבֶה אֶת הַקֶּרֶן וְלֹא אֶת הָרִבִּית. אֲבָל עַכּוּ''ם שֶׁלָּוָה מִיִּשְׂרָאֵל בְּרִבִּית וְזָקַף עָלָיו אֶת הָרִבִּית בְּמִלְוֶה אַף עַל פִּי שֶׁזְּקָפָן עָלָיו אַחֵר שֶׁנִּתְגַּיֵּר גּוֹבֶה אֶת הַקֶּרֶן וְאֶת הָרִבִּית שֶׁלֹּא יֹאמְרוּ בִּשְׁבִיל מְעוֹתָיו נִתְגַּיֵּר זֶה. וְגוֹבֶה הַיִּשְׂרָאֵל מִמֶּנּוּ אַחַר שֶׁנִּתְגַּיֵּר כָּל מְעוֹת הָרִבִּית שֶׁנִּתְחַיֵּב בָּהֶן כְּשֶׁהָיָה עַכּוּ''ם:
7. Это заповедь — одолжить деньги еврею бесплатно, прежде чем одолжить деньги нееврею под проценты. ז. מִצְוָה לְהַקְדִּים הַלְוָאַת יִשְׂרָאֵל בְּחִנָּם לְהַלְוָאַת עַכּוּ''ם בְּרִבִּית:
8. Человеку запрещается вкладывать свои деньги таким образом, чтобы его доля в прибыли была велика, а его доля в возможных убытках была минимальной. Это считается «пылью процентов». Человек, делающий такие вложения, считается «злым». Если человек делает такие инвестиции, прибыль и убытки делятся в соответствии с законами, регулирующими партнерство при займе. Человек, который вкладывает свои деньги таким образом, что его доля в прибыли минимальна, а его доля в возможном убытке велика, считается благочестивым. ח. אָסוּר לְאָדָם שֶׁיִּתֵּן מְעוֹתָיו קָרוֹב לְשָׂכָר וְרָחוֹק לְהֶפְסֵד שֶׁזֶּה אֲבַק רִבִּית הוּא וְהָעוֹשֶׂה כֵן נִקְרָא רָשָׁע. וְאִם נָתַן חוֹלְקִין בַּשָּׂכָר וּבַהֶפְסֵד כְּדִין הָעֵסֶק. וְהַנּוֹתֵן מְעוֹתָיו קָרוֹב לְהֶפְסֵד וְרָחוֹק לְשָׂכָר הֲרֵי זֶה נִקְרָא חָסִיד:
9. Мы не можем назначать человека лавочником в обмен на половину прибыли, также нельзя доверить человеку деньги для покупки продуктов в обмен на половину прибыли, также нельзя покупать яйца, чтобы подкладывать их под цыплят другого человека в обмен на половину прибыли, также нельзя оценивать телят и молодых ослов, а затем откармливать их в обмен на половину прибыли. Эти договоренности допускаются только в том случае, если вкладчик выплачивает управляющему заработную плату за его усилия и компенсацию за содержание животных или предоставляет управляющему большую долю прибыли, чем его доля в случае убытков, как мы объяснили в отношении к партнерствам. ט. אֵין מוֹשִׁיבִין חֶנְוָנִי לְמַחֲצִית שָׂכָר וְלֹא יִתֵּן מָעוֹת לִקַּח בָּהֶן פֵּרוֹת לְמַחֲצִית שָׂכָר וְלֹא בֵּיצִים לְהוֹשִׁיב תַּחַת הַתַּרְנְגוֹלִין שֶׁלּוֹ לְמַחֲצִית שָׂכָר וְאֵין שָׁמִין עֲגָלִים וּסְיָחִין לְפַטְּמָן לְמַחֲצִית שָׂכָר אֶלָּא אִם כֵּן נָתַן לוֹ שְׂכַר עֲמָלוֹ וּמְזוֹנוֹ. אוֹ יִהְיֶה רֶוַח הַמִּתְעַסֵּק יוֹתֵר עַל הֶפְסֵדוֹ כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ בְּעִנְיַן הַשֻּׁתָּפוּת:
10. Когда человек вступает в товарищество с товарищем, поручая ему деньги или землю, или заключая договор партнерства при займе, он не должен включать прибыль вместе с принципалом в виде одной суммы в вексель, чтобы не было прибыли. и это вызывает интерес. Точно так же человек не должен давать товарищу деньги в виде партнерства при займе или в товариществе, но должен написать вексель, как если бы это был заем. Это запрещено, иначе он умрет, а вексель будет передан его наследнику, который воспользуется им для получения процентов. י. הַמִּשְׁתַּתֵּף עִם חֲבֵרוֹ בְּמָעוֹת אוֹ בְּקַרְקַע אוֹ הַנּוֹתֵן לוֹ עֵסֶק לֹא יְצָרֵף הַשָּׂכָר עִם הַקֶּרֶן שֶׁמָּא לֹא יִהְיֶה שָׁם שָׂכָר וְנִמְצְאוּ בָּאִין לִידֵי רִבִּית. וְכֵן לֹא יִתֵּן לוֹ מָעוֹת בְּתוֹרַת עֵסֶק אוֹ שֻׁתָּפוּת וְיִכְתֹּב אוֹתָן מִלְוֶה שֶׁמָּא יָמוּת וְנִמְצָא הַשְּׁטָר בְּיַד הַיּוֹרֵשׁ וְגוֹבֶה בּוֹ אֶת הָרִבִּית:
11. Запрещается платить проценты до получения кредита или платить его после. Что подразумевается? Если человек подумал о получении кредита от товарища и прислал ему подарки, чтобы он предоставил ему кредит, это считается уплатой процентов до предоставления кредита. Если он взял у него взаймы и вернул долг, а затем прислал заимодавцу подарок за то, что его деньги находились в его владении без получения им какой-либо выгоды, то это считается впоследствии уплатой процентов. Если кто-то преступит и сделает это, то это «пыль процентов». יא. אָסוּר לְהַקְדִּים הָרִבִּית אוֹ לְאַחֵר אוֹתוֹ. כֵּיצַד. נָתַן עֵינָיו לִלְווֹת מִמֶּנּוּ וְהָיָה מְשַׁלֵּחַ לוֹ סִבְלוֹנוֹת בִּשְׁבִיל שֶׁיַּלְוֵהוּ זוֹ הִיא רִבִּית מֻקְדֶּמֶת. לָוָה מִמֶּנּוּ וְהֶחְזִיר לוֹ מְעוֹתָיו וְהָיָה מְשַׁלֵּחַ לוֹ סִבְלוֹנוֹת בִּשְׁבִיל מְעוֹתָיו שֶׁהָיוּ בְּטֵלִין אֶצְלוֹ זוֹ הִיא רִבִּית מְאֻחֶרֶת. וְאִם עָבַר וְעוֹשֶׂה כֵן הֲרֵי זֶה אֲבַק רִבִּית:
12. Когда человек, одолживший деньги у товарища, обычно не здоровается с ним первым, ему запрещается здороваться с ним первым. Само собой разумеется, ему запрещено публично хвалить кредитора или ходить к нему домой. Эти запреты происходят из сказанного (Дварим 23:20): «Все виды процентов»; даже слова запрещены. Точно так же заемщику запрещено учить кредитора Писанию или Талмуду на протяжении всего срока кредита, если заемщик не привык делать это ранее, как подразумевает фраза: «Все виды процентов». יב. מִי שֶׁלָּוָה מֵחֲבֵרוֹ וְלֹא הָיָה רָגִיל מִקֹּדֶם לְהַקְדִּים לוֹ שָׁלוֹם אָסוּר לְהַקְדִּים לוֹ שָׁלוֹם. וְאֵין צָרִיךְ לוֹמַר שֶׁיְּקַלְּסוֹ בִּדְבָרִים אוֹ יַשְׁכִּים לְפִתְחוֹ שֶׁנֶּאֱמַר (דברים כג כ) "נֶשֶׁךְ כָּל דָּבָר" אֲפִלּוּ דְּבָרִים אֲסוּרִים. וְכֵן אָסוּר לוֹ לְלַמֵּד אֶת הַמַּלְוֶה מִקְרָא אוֹ גְּמָרָא כָּל זְמַן שֶׁמְּעוֹתָיו בְּיָדוֹ אִם לֹא הָיָה רָגִיל בָּזֶה מִקֹּדֶם שֶׁנֶּאֱמַר נֶשֶׁךְ כָּל דָּבָר:
13. Когда человек дает деньги в долг товарищу, он не должен говорить заемщику: «Обратите внимание, если то-то и то-то отсюда и отсюда исходит». Подразумевается, что заемщик должен почтить его и обеспечить его едой и питьем по мере необходимости. Подобные законы действуют во всех аналогичных ситуациях. יג. הַמַּלְוֶה אֶת חֲבֵרוֹ לֹא יֹאמַר לוֹ דַּע אִם בָּא אִישׁ פְּלוֹנִי מִמָּקוֹם פְּלוֹנִי (כְּלוֹמַר) שֶׁתְּכַבְּדוֹ וְתַאֲכִילוֹ וְתַשְׁקֵהוּ כָּרָאוּי. וְכֵן כָּל כַּיּוֹצֵא בָּזֶה:
14. Есть практики, напоминающие проценты, но разрешенные. Что подразумевается? Человек может купить вексель у товарища по цене ниже его номинальной стоимости без каких-либо опасений. Человек может дать товарищу динар, чтобы тот одолжил третьему лицу 100 динаров. Обоснование этого в том, что Тора запрещает давать только проценты, отдаваемые заемщиком кредитору. Точно так же человек может сказать товарищу: «Вот динар. Скажи такому-то, чтобы дал мне взаймы». Это разрешено, потому что он дал ему плату только за предложение. יד. יֵשׁ דְּבָרִים שֶׁהֵן כְּמוֹ רִבִּית וּמֻתָּרִין כֵּיצַד. לוֹקֵחַ אָדָם שִׁטְרוֹתָיו שֶׁל חֲבֵרוֹ בְּפָחוֹת וְאֵינוֹ חוֹשֵׁשׁ. וּמֻתָּר לְאָדָם לִתֵּן לַחֲבֵרוֹ דִּינָר כְּדֵי שֶׁיַּלְוֶה לִפְלוֹנִי מֵאָה דִּינָרִין שֶׁלֹּא אָסְרָה תּוֹרָה אֶלָּא רִבִּית הַבָּאָה מִן הַלּוֶֹה לַמַּלְוֶה. וְכֵן אוֹמֵר אָדָם לַחֲבֵרוֹ הֵא לְךָ דִּינָר זֶה וֶאֱמֹר לִפְלוֹנִי שֶׁיַּלְוֵנִי. שֶׁלֹּא נָתַן אֶלָּא שְׂכַר אֲמִירָה:
15. Есть определенные вещи, которые разрешены, и в то же время запрещены, потому что они являются завуалированной уплатой процентов. Что подразумевается? Заемщик говорит кредитору: «Одолжи мне сто динаров». Заимодавец отвечает: «У меня нет сто динаров. У меня есть пшеница на сто динаров», и он дал ему пшеницу за сто динаров, а затем купил ее у него за 90 динаров. Это разрешено, но было запрещено мудрецами как обход запрета на проценты. Ибо он дал ему 90 и получил сто динаров. Если кредитор нарушил и осуществил эти сделки, кредитор может экспроприировать 100 динаров у заемщика в судебном порядке, потому что даже «пыль процентов» не задействована. Точно так же, если поле было дано в качестве обеспечения кредита, заимодавец не может сдать его обратно в аренду владельцу поля, потому что это является обходом запрета на проценты. Потому что заемщик получает поле, которым он владел, и каждый месяц платит кредитору арендную плату, потому что тот одолжил ему деньги. טו. יֵשׁ דְּבָרִים שֶׁהֵן מֻתָּרִין וְאָסוּר לַעֲשׂוֹתָן מִפְּנֵי הַעֲרָמַת רִבִּית. כֵּיצַד. אָמַר לוֹ הַלְוֵנִי מָנֶה אָמַר לוֹ מָנֶה אֵין לִי חִטִּים יֵשׁ לִי בְּמָנֶה וְנָתַן לוֹ חִטִּים בְּמָנֶה וְחָזַר וּלְקָחָן מִמֶּנּוּ בְּתִשְׁעִים הֲרֵי זֶה מֻתָּר. אֲבָל אֲסָרוּהוּ מִפְּנֵי הַעֲרָמַת רִבִּית שֶׁהֲרֵי נָתַן לוֹ תִּשְׁעִים וְלוֹקֵחַ מָנֶה. וְאִם עָבַר וְעָשָׂה כָּזֶה הֲרֵי הוּא מוֹצִיא מִמֶּנּוּ מֵאָה בְּדִין שֶׁאֲפִלּוּ אֲבַק רִבִּית אֵין כָּאן. וְכֵן מִי שֶׁהָיְתָה שָׂדֶה מְמֻשְׁכֶּנֶת בְּיָדוֹ לֹא יַחְזֹר וְיַשְׂכִּיר אוֹתָהּ לְבַעַל הַשָּׂדֶה מִפְּנֵי הַעֲרָמַת רִבִּית שֶׁהֲרֵי זֶה עוֹמֵד בְּשָׂדֵהוּ כְּשֶׁהָיָה וְנוֹתֵן לָזֶה שָׂכָר בְּכָל חֹדֶשׁ בִּשְׁבִיל מְעוֹתָיו שֶׁהִלְוָהוּ:
16. Запрещено сдавать динар в аренду. Это не похоже на сдачу в аренду другой посуды. В последнем случае возвращается та же самая утварь, которая была сдана внаем. Однако в этом случае получатель тратит полученный динарим и возвращает его другими. Отсюда и «пыль процентов». טז. אָסוּר לְהַשְׂכִּיר הַדִּינָרִין שֶׁאֵין זֶה דּוֹמֶה לְמַשְׂכִּיר אֶת הַכְּלִי שֶׁהַכְּלִי חוֹזֵר בְּעַצְמוֹ וְזֶה מוֹצִיא אֵלּוּ וּמֵבִיא דִּינָרִין אֲחֵרוֹת וְנִמְצָא זֶה אֲבַק רִבִּית:
17. Следующие правила применяются, когда король установил закон, согласно которому тот, кто платит фиксированный налог для определенного человека, имеет право взять его под контроль и обращаться с ним как с крепостным. Если человек платит динар в качестве налога за конкретного человека, а затем заставляет его работать больше, чем один динар, это разрешено. Подобные принципы применяются во всех аналогичных ситуациях. יז. מֶלֶךְ שֶׁהָיוּ דִּינָיו שֶׁכָּל מִי שֶׁיִּתֵּן הַמַּס הַקָּצוּב עַל כָּל אִישׁ וְאִישׁ עַל יְדֵי זֶה שֶׁלֹּא נָתַן יִשְׁתַּעְבֵּד בּוֹ וְנָתַן עַל יָדוֹ דִּינָר אַף עַל פִּי שֶׁמְּשַׁעְבֵּד בּוֹ יֶתֶר מִדִּינָר הֲרֵי זֶה מֻתָּר. וְכֵן כָּל כַּיּוֹצֵא בָּזֶה:
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter