СБП. Дни Мошиаха! 20 Нисана 5784 г., первый день недели Ахарэй | 2024-04-28 00:52

РАМБАМ: Мишне Тора

Законы о Санедрине. Гл. 11

1. Каковы различия между делами, связанными с финансовыми вопросами, и делами, связанными со смертной казнью? Дела, связанные с финансовыми делами, рассматриваются тремя судьями, а дела, связанные со смертной казнью, — 23. По делам, связанным с финансовыми вопросами, мы начинаем судебное решение либо с заявления в ущерб подсудимому, либо с его продвижения, а по делам, связанным со смертной казнью мы начинаем с заявления, которое указывает на оправдание, как мы объяснили, и мы не начинаем с утверждения, которое указывает на его обвинение. В делах, связанных с финансовыми вопросами, мы принимаем решение большинством в один голос, будь то в ущерб подсудимому или в его поддержку, а в делах, связанных со смертной казнью, мы оправдываем его на основании большинства в один, но осудить его можно только тогда, когда есть большинство из двух. В делах, связанных с финансовыми вопросами, мы повторно пытаемся вынести решение, независимо от того, нанесет ли это ущерб подсудимому или его продвижению, а в отношении дел, связанных со смертной казнью, мы повторно пытаемся вынести решение, если оно приведет к оправданию, но не если это приведет к осуждению, как мы объяснили. В делах, связанных с финансовыми вопросами, каждый — как судьи, так и ученики — имеет право выдвигать любые доводы, будь то в ущерб подсудимому или в его поддержку. Что касается дел, связанных со смертной казнью, напротив, каждый — даже ученики — может выдвигать доводы, ведущие к оправданию, но только судьи могут выдвигать доводы, ведущие к осуждению. В делах, связанных с финансовыми вопросами, лицо, выдвинувшее доводы в ущерб ответчику, может передумать и выдвинуть доводы в свою поддержку. И наоборот, тот, кто выдвинул обоснование в поддержку ответчика, может передумать и выдвинуть обоснование в ущерб себе. Что касается дел, связанных со смертной казнью, напротив, судья, выдвинувший доводы для осуждения, может выдвинуть доводы для оправдательного приговора, но судья, выдвинувший доводы для оправдательного приговора, не может передумать и выдвинуть доводы для вынесения обвинительного приговора. Однако во время вынесения приговора он может проголосовать за причисление к числу сторонников обвинительного приговора, как мы объяснили. Дела, связанные с финансовыми вопросами, рассматриваются днем, но приговор может быть вынесен и ночью. Дела, связанные со смертной казнью, рассматриваются в дневное время, и приговор также должен быть вынесен в дневное время. В тот же день выносится приговор по делам, связанным с финансовыми делами, независимо от того, идет ли речь в ущерб подсудимому или в его поддержку. По делам о смертной казни, напротив, оправдательный приговор выносится в тот же день, а обвинительный приговор выносится только на следующий день. א. מַה בֵּין דִּינֵי מָמוֹנוֹת לְדִינֵי נפָשׁוֹת. דִּינֵי מָמוֹנוֹת בִּשְׁלֹשָׁה דִּינֵי נְפָשׁוֹת בְּעֶשְׂרִים וּשְׁלֹשָׁה. דִּינֵי מָמוֹנוֹת פּוֹתְחִין בֵּין לִזְכוּת בֵּין לְחוֹבָה דִּינֵי נְפָשׁוֹת פּוֹתְחִין לִזְכוּת כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ וְאֵין פּוֹתְחִין לְחוֹבָה. דִּינֵי מָמוֹנוֹת מַטִּין עַל פִּי אֶחָד בֵּין לִזְכוּת בֵּין לְחוֹבָה דִּינֵי נְפָשׁוֹת מַטִּין עַל פִּי אֶחָד לִזְכוּת וְעַל פִּי שְׁנַיִם לְחוֹבָה. דִּינֵי מָמוֹנוֹת מַחֲזִירִין בֵּין לִזְכוּת בֵּין לְחוֹבָה וְדִינֵי נְפָשׁוֹת מַחֲזִירִין לִזְכוּת וְאֵין מַחֲזִירִין לְחוֹבָה כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ. דִּינֵי מָמוֹנוֹת הַכּל רְאוּיִין לְלַמֵּד זְכוּת אוֹ חוֹבָה בֵּין הַדַּיָּנִים בֵּין הַתַּלְמִידִים וְדִינֵי נְפָשׁוֹת הַכּל מְלַמְּדִין זְכוּת וַאֲפִלּוּ הַתַּלְמִידִים וְאֵין מְלַמֵּד חוֹבָה אֶלָּא הַדַּיָּנִים. דִּינֵי מָמוֹנוֹת הַדַּיָּן הַמְלַמֵּד חוֹבָה חוֹזֵר וּמְלַמֵּד זְכוּת וְהַמְלַמֵּד זְכוּת חוֹזֵר וּמְלַמֵּד חוֹבָה דִּינֵי נְפָשׁוֹת הַמְלַמֵּד חוֹבָה חוֹזֵר וּמְלַמֵּד זְכוּת אֲבָל הַמְלַמֵּד זְכוּת אֵינוֹ יָכוֹל לַחְזֹר וּלְלַמֵּד חוֹבָה אֶלָּא בִּשְׁעַת גְּמַר דִּין יֵשׁ לוֹ לַחְזֹר וּלְהִמָּנוֹת עִם הַמְחַיְּבִין כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ. דִּינֵי מָמוֹנוֹת דָּנִין בַּיּוֹם וְגוֹמְרִין בַּלַּיְלָה דִּינֵי נְפָשׁוֹת דָּנִין בַּיּוֹם וְגוֹמְרִין בַּיּוֹם. דִּינֵי מָמוֹנוֹת גּוֹמְרִין בּוֹ בַּיּוֹם בֵּין לִזְכוּת בֵּין לְחוֹבָה דִּינֵי נְפָשׁוֹת גּוֹמְרִין בּוֹ בַּיּוֹם לִזְכוּת וּבַיּוֹם שֶׁלְּאַחֲרָיו לְחוֹבָה:
2. По этой причине мы не рассматриваем дела о смертной казни ни накануне субботы, ни накануне праздников. Обоснование состоит в том, что подсудимый может быть осужден и его невозможно казнить на следующий день, но запрещается откладывать его казнь до наступления субботы. Следовательно, мы заключаем его в тюрьму и начинаем суд над ним в воскресенье. ב. לְפִיכָךְ אֵין דָּנִין דִּינֵי נְפָשׁוֹת לֹא עֶרֶב שַׁבָּת וְלֹא עֶרֶב יוֹם טוֹב שֶׁמָּא יִתְחַיֵּב וְאִי אֶפְשָׁר לְהָרְגוֹֹ לְמָחָר וְאָסוּר לְעַנּוֹת אֶת דִּינוֹ וּלְהַנִּיחוֹ אַחַר הַשַּׁבָּת אֶלָּא אוֹסְרִין אוֹתוֹ עַד אֶחָד בְּשַׁבָּת וּמַתְחִילִין בְּדִינוֹ:
3. Согласно закону Торы, дела, связанные с финансовым правом, могут рассматриваться в любое время, как говорится (Шмот 18:22): «Они будут судить людей в любое время». Согласно постановлению мудрецов, дела не рассматриваются накануне субботы. ג. דִּינֵי מָמוֹנוֹת אַף עַל פִּי שֶׁדָּנִין אוֹתָן בְּכָל יוֹם מִן הַתּוֹרָה שֶׁנֶּאֱמַר (שמות יח כב) "וְשָׁפְטוּ אֶת הָעָם בְּכָל עֵת" מִדִּבְרֵיהֶם לָמְדוּ שֶׁאֵין דָּנִין בְּעֶרֶב שַׁבָּת:
4. Все те же законы, которые применяются к делам, связанным со смертной казнью, применяются также к делам, связанным с ударами плетью и изгнанием, за исключением того, что дела, связанные с ударами плетью, рассматриваются тремя судьями. Ни одно из этих различий не делается в отношении суда над быком, побитым камнями, за исключением того, что суд выносится 23 судьями. ד. אֶחָד דִּינֵי נְפָשׁוֹת וְאֶחָד דִּינֵי מַלְקִיּוֹת וְאֶחָד דִּינֵי גָּלוּת הַדִּינִים הָאֵלּוּ שָׁוִים בָּהֶן אֶלָּא שֶׁהַמַּלְקוֹת בִּשְׁלֹשָׁה וְאֵין אֶחָד מֵהֶן בְּשׁוֹר הַנִּסְקָל חוּץ מִדָּבָר אֶחָד שֶׁדִּינוֹ בְּעֶשְׂרִים וּשְׁלֹשָׁה:
5. Суд над подстрекателем к идолопоклонству, отличается от законов, касающихся других подлежащих смертной казни: прячут свидетелей, чтобы наблюдать за его поведением; он не нуждается в предупреждении, которое должно быть сделано другим обвиняемым по делу о смертной казни; если он ушел из суда после того, как его оправдали, и кто-то сказал: «Я знаю довод, который приведет к его осуждению», его возвращают и судят повторно; если его приговорили к смертной казни и кто-то сказал: «Я знаю причину, которая приведет к его освобождению», его судят повторно; суд не выдвигает доводов в защиту подстрекателя; в суде над ним могут быть старик, евнух и бездетный, чтобы они не пощадили его, ибо жестокость к тем, кто склоняет народ к идолопоклонству, приносит милосердие для мира, как сказано в Торе (Дварим 13:19): «Да отвратится Б-г от пламенного гнева Своего и дарует вам милость». ה. הַמַּסִּית אֵין דִּינָיו כִּשְׁאָר דִּינֵי נְפָשׁוֹת. מְכַמְנִין לוֹ אֶת הָעֵדִים. וְאֵינוֹ צָרִיךְ הַתְרָאָה כִּשְׁאָר הַנֶּהֱרָגִין. וְאִם יָצָא מִבֵּית דִּין זַכַּאי וְאָמַר אֶחָד יֵשׁ לִי לְלַמֵּד עָלָיו חוֹבָה מַחֲזִירִין אוֹתוֹ. יָצָא חַיָּב וְאָמַר אֶחָד יֵשׁ לִי לְלַמֵּד עָלָיו זְכוּת אֵין מַחֲזִירִין אוֹתוֹ. וְאֵין טוֹעֲנִין לְמַסִּית. וּמוֹשִׁיבִין בְּדִינוֹ זָקֵן וְסָרִיס וּמִי שֶׁאֵין לוֹ בָּנִים כְּדֵי שֶׁלֹּא יְרַחֲמוּ עָלָיו. שֶׁהָאַכְזָרִיּוּת עַל אֵלּוּ שֶׁמַּטְעִין אֶת הָעָם אַחֲרֵי הַהֶבֶל רַחֲמִים הוּא בָּעוֹלָם שֶׁנֶּאֱמַר (דברים יג יח) "לְמַעַן יָשׁוּב ה' מֵחֲרוֹן אַפּוֹ וְנָתַן לְךָ רַחֲמִים":
6. Что касается дел, связанных с денежными делами, а также с подобными вопросами ритуальной чистоты и нечистоты, судья самого высокого положения выносит свое решение первым, а другие судьи слушают его решение. Что касается законов, связанных со смертной казнью, начинают с края (наиболее уважаемые судьи сидят в центре). Слова судьи самого высокого ранга слушают в конце. ו. דִּינֵי מָמוֹנוֹת וְכֵן הַטֻּמְאוֹת וְהַטָּהֳרוֹת מַתְחִילִין מִן הַגָּדוֹל שֶׁבַּדַּיָּנִים וְשׁוֹמְעִין אֶת דְּבָרָיו. וְדִינֵי נְפָשׁוֹת מַתְחִילִין מִן הַצַּד וְאֵין שׁוֹמְעִין דִּבְרֵי הַגָּדוֹל אֶלָּא בָּאַחֲרוֹנָה:
7. Что касается дел, связанных с денежными делами и подобными вопросами ритуальной чистоты и нечистоты, отец и его сын, а также учитель и его ученик считаются двумя судьями. Что касается дел, связанных со смертной казнью, плетями, освящением Луны и объявлением високосного года, то отец и его сын, учитель и его ученик считаются за одного. ז. דִּינֵי מָמוֹנוֹת וְכֵן הַטֻּמְאוֹת וְכֵן הַטָּהֳרוֹת הָאָב וּבְנוֹ הָרַב וְתַלְמִידוֹ מוֹנִין אוֹתָן בִּשְׁנַיִם. וְדִינֵי נְפָשׁוֹת וּמַכּוֹת וְקִדּוּשׁ הַחֹדֶשׁ וְעִבּוּר הַשָּׁנָה אָב וּבְנוֹ אוֹ הָרַב וְתַלְמִידוֹ מוֹנִין אוֹתָן בְּאֶחָד:
8. Представление о том, что отец и сын считаются одним или двумя голосами, применяется, когда один является членом Санедрина, а другой был одним из учеников, присутствовавших в суде, который сказал: «Я могу привести обоснование, которое приведет к его оправданию», или «...к привлечению его к ответственности». Мы прислушиваемся к его словам и даем ему возможность участвовать в дебатах, и он учитывается при голосовании судей. ח. זֶה שֶׁאָנוּ מוֹנִין הָאָב עִם הַבֵּן בֵּין בְּאֶחָד בֵּין בִּשְׁנַיִם כְּגוֹן שֶׁהָיָה הָאֶחָד מֵהֶן בַּסַּנְהֶדְרִין וְהַשֵּׁנִי הָיָה מִן הַתַּלְמִידִים שֶׁאָמַר יֵשׁ לִי לְלַמֵּד זְכוּת אוֹ חוֹבָה שׁוֹמְעִין דְּבָרָיו וְנוֹשְׂאִין וְנוֹתְנִין עִמּוֹ וְנִמְנִין עִמּוֹ:
9. На момент вынесения окончательного решения родственники не включены. Ибо судьям, состоящим в родстве друг с другом, неприемлемо судить вместе, как будет объяснено ниже. ט. וּבִשְׁעַת גְּמַר דִּין אֵין גּוֹמְרִין אֶת הַדִּין בִּקְרוֹבִים שֶׁהַדַּיָּנִין הַקְּרוֹבִים פְּסוּלִין לְדִין כְּמוֹ שֶׁיִּתְבָּאֵר:
10. Когда ученик был мудрым и понимающим, но ему недостает достаточного знания традиции, его учитель может передать ему традицию, которая требуется в отношении этих законов, и тогда он может служить судьей даже в делах, касающихся смертной казни. י. תַּלְמִיד שֶׁהָיָה חָכָם וּמֵבִין וְהָיָה מְחֻסָּר קַבָּלָה הֲרֵי רַבּוֹ מוֹסֵר לוֹ הַקַּבָּלָה שֶׁהוּא צָרִיךְ לָהּ בְּדִין זֶה וְהוּא דָּן עִמּוֹ בְּדִינֵי נְפָשׁוֹת:
11. Все лица допускаются к рассмотрению дел, связанных с финансовыми законами, даже новообращенные, при условии, что его мать — еврейка по рождению. Новообращенный может судить другого обращенного, даже если его мать нееврейка по рождению. Точно так же мамзер и человек, слепой на один глаз, допускаются для разрешения финансовых споров. Однако дела, связанные со смертной казнью, могут рассматривать только коэны, левиты и представители других колен, с семьями которых могут породниться коэны. Ни один из них не может быть слепым даже на один глаз, как мы объяснили. יא. הַכּל כְּשֵׁרִים לָדוּן דִּינֵי מָמוֹנוֹת אֲפִלּוּ גֵּר וְהוּא שֶׁתִּהְיֶה אִמּוֹ מִיִּשְׂרָאֵל. וְגֵר דָּן אֶת חֲבֵרוֹ הַגֵּר אַף עַל פִּי שֶׁאֵין אִמּוֹ מִיִּשְׂרָאֵל וְכֵן הַמַּמְזֵר וְהַסּוּמָא בְּאַחַת מֵעֵינָיו כָּשֵׁר לָדוּן דִּינֵי מָמוֹנוֹת. אֲבָל בְּדִינֵי נְפָשׁוֹת אֵין דָּנִין אוֹתָן אֶלָּא כֹּהֲנִים לְוִיִּם וְיִשְׂרְאֵלִים הַמַּשִּׂיאִין לִכְהֻנָּה וְלֹא יִהְיֶה אֶחָד מֵהֶן סוּמָא אֲפִלּוּ בְּאַחַת מֵעֵינָיו כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ:
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter