СБП. Дни Мошиаха! 20 Нисана 5784 г., первый день недели Ахарэй | 2024-04-28 04:11

РАМБАМ: Мишне Тора

Законы о свидетелях. Гл. 14

1. Всякий раз, когда свидетель лишен права давать показания о человеке из-за того, что он состоит в браке с родственником свидетеля, если жена этого родственника умирает, даже если она оставила ему сыновей, он считается освобожденным от любых связей и приемлем в качестве свидетеля. א. כָּל מִי שֶׁאֵין אַתָּה מֵעיד לוֹ מִפְּנֵי שֶׁהוּא בַּעַל קְרוֹבָתְךָ. אִם מֵתָה אִשְׁתּוֹ אַף עַל פִּי שֶׁהִנִּיחָה לוֹ בָּנִים הֲרֵי זֶה נִתְרַחֵק וְכָשֵׁר:
2. Когда человек знал свидетельство о другом человеке до того, как он стал его зятем, а затем стал его зятем, он неприемлем. Тот же закон применяется, если человек владел своими чувствами, а затем стал глухонемым, прозрел и стал слепым, хотя бы он знал размер земли, о которой свидетельствует, и мог определить ее границы, или был интеллектуально и эмоционально здоров, а затем потерял контроль над своими способностями. Если, напротив, он знал доказательства о другом человеке до того, как он стал его зятем, стал его зятем, а затем умерла дочь этого человека, свидетель приемлем. Аналогичные законы применяются, если человек контролировал свои чувства, стал глухонемым, а затем восстановил контроль над своими чувствами, был интеллектуально и эмоционально здоров, утратил контроль над своими способностями, а затем вновь обрел контроль над ними или был в состоянии управлять своими чувствами или видел, ослеп, а потом прозрел. Общий принцип таков: всякий раз, когда человек является приемлемым свидетелем на начальном и конечном этапах, он приемлем, даже если в промежутке времени он не был приемлем в качестве свидетеля. Если, однако, изначально он неприемлем, даже если в конечном итоге он был бы приемлем, он дисквалифицируется. Поэтому, когда человек знаком с доказательствами в детстве, для него не имеет значения давать показания относительно них, когда он достигает совершеннолетия. ב. מִי שֶׁהָיָה יוֹדֵעַ לַחֲבֵרוֹ עֵדוּת עַד שֶׁלֹּא נַעֲשָׂה חֲתָנוֹ וְנַעֲשָׂה חֲתָנוֹ. אוֹ שֶׁיָּדַע הָעֵדוּת וְהוּא פִּקֵּחַ וְאַחַר כָּךְ נִתְחָרֵשׁ. פָּתוּחַ וְנִסְתַּמֵּא אַף עַל פִּי שֶׁיָּכוֹל לְכַוֵּן מִדַּת הַקַּרְקַע שֶׁהוּא מֵעִיד בָּהּ וּמְסַיֵּם מְצָרֶיהָ. שָׁפוּי וְנִשְׁתַּטָּה. הֲרֵי זֶה פָּסוּל. אֲבָל אִם הָיָה יוֹדֵעַ לוֹ עֵדוּת עַד שֶׁלֹּא נַעֲשָׂה חֲתָנוֹ וְנַעֲשָׂה חֲתָנוֹ וּמֵתָה בִּתּוֹ. פִּקֵּחַ וְנִתְחָרֵשׁ וְחָזַר וְנִתְפַּקֵּחַ שָׁפוּי וְנִשְׁתַּטָּה וְחָזַר וְנִשְׁתַּפָּה פָּתוּחַ וְנִסְתַּמֵּא וְחָזַר וְנִתְפַּתֵּחַ כָּשֵׁר. זֶה הַכְּלָל כָּל שֶׁתְּחִלָּתוֹ וְסוֹפוֹ בְּכַשְׁרוּת אַף עַל פִּי שֶׁנִּפְסַל בֵּינְתַיִם כָּשֵׁר. תְּחִלָּתוֹ בְּפַסְלוּת אַף עַל פִּי שֶׁסּוֹפוֹ בְּכַשְׁרוּת פָּסוּל. לְפִיכָךְ מִי שֶׁהָיָה יוֹדֵעַ בְּעֵדוּת וְהוּא קָטָן וּבָא וְהֵעִיד בָּהּ כְּשֶׁהוּא גָּדוֹל אֵינָהּ כְּלוּם:
3. Есть вопросы, в отношении которых мы полагаемся на свидетельство, которое человек дает после достижения совершеннолетия относительно событий, которые он наблюдал, когда был ребенком. Причина в том, что это вопросы в отношении постановлений мудрецов. Дело в следующем; слово человека принимается, когда он заявляет: 1) «это подпись моего отца», «...моего учителя», «...моего брата», обоснование заключается в том, что валидация юридических документов является требованием мудрецов; 2) «Помню, что когда такой-то женился, они совершали обычаи, совершаемые для девственницы»; поскольку большинство женщин выходят замуж девственницами, а подписание брачного договора происходит по постановлению мудрецов; 3) «На этом месте была распахана могила», ибо ритуальная нечистота, связанная с таким местом, является постановлением мудрецов; 4) «Мы будем продолжать до этого момента в субботу», потому что ограничение субботы только до 2000 локтей является постановлением мудрецов; 5) «Такой-то покидал дом учения, чтобы погрузиться в микву и поесть часть урожая для коэнов вечером» или «он получил порцию урожая с нами»; 6) «Мы принесли бы халу и мясо в подарок такому-то коэну»; это применяется, когда подарки были отправлены с самим человеком; 7) «Мой отец сказал мне, что эта семья приемлема, а та неприемлема»; 8) «Мы ели из бочки с фруктами, принесенной братьями такого-то, чтобы сообщить другим, что их брат такой-то женился на женщине, которая ему не подходила. Все последние четыре пункта подразумевают назначение человека коэном, чтобы дать ему возможность вкушать порцию урожая, которая в настоящее время отделена в соответствии с постановлением мудрецов, или помешать ему вкушать ее. ג. וְיֵשׁ דְּבָרִים שֶׁסּוֹמְכִין בָּהֶן עַל עֵדוּת שֶׁמֵּעִיד כְּשֶׁהוּא גָּדוֹל הוֹאִיל וְהֵם דְּבָרִים שֶׁל דִּבְרֵיהֶם. וְאֵלּוּ הֵן הַדְּבָרִים שֶׁאָדָם נֶאֱמָן לְהָעִיד בְּגָדְלוֹ עַל מַה שֶּׁרָאָה בְּקָטְנוֹ. נֶאֱמָן אָדָם לוֹמַר זֶה כְּתַב יָדוֹ שֶׁל אָבִי אוֹ שֶׁל רַבִּי אוֹ שֶׁל אָחִי מִפְּנֵי שֶׁקִּיּוּם שְׁטָרוֹת מִדִּבְרֵיהֶם. זָכוּר אֲנִי בִּפְלוֹנִית שֶׁנִּשֵּׂאת וְנַעֲשָׂה לָהּ מִנְהַג הַבְּתוּלוֹת. הוֹאִיל וְרֹב נָשִׁים בְּתוּלוֹת נִשָּׂאוֹת וּכְתֻבָּה מִדִּבְרֵיהֶם. שֶׁהַמָּקוֹם הַזֶּה בֵּית הַפְּרָס מִפְּנֵי שֶׁטֻּמְאָתוֹ מִדִּבְרֵיהֶם. וְעַד כָּאן הָיִינוּ בָּאִין בְּשַׁבָּת שֶׁצִּמְצוּם הַתְּחוּם עַד אַלְפַּיִם אַמָּה בִּלְבַד מִדִּבְרֵיהֶם. שֶׁהָיָה אִישׁ פְּלוֹנִי יוֹצֵא מִבֵּית הַסֵּפֶר לִטְבּל וְלֶאֱכל בִּתְרוּמָתוֹ לָעֶרֶב. וְשֶׁהָיָה חוֹלֵק עִמָּנוּ תְּרוּמָה. וְשֶׁהָיִינוּ מוֹלִיכִים חַלָּה וּמַתָּנוֹת לִפְלוֹנִי כֹּהֵן עַל יְדֵי עַצְמוֹ. וְאָמַר לִי אַבָּא מִשְׁפָּחָה זוֹ כְּשֵׁרָה מִשְׁפָּחָה זוֹ פְּסוּלָה. וְאָכַלְנוּ בַּקֳצָצָה שֶׁל פְּלוֹנִי שֶׁהֶאֱכִילוּנִי אֶחָיו כְּדֵי לְהוֹדִיעַ שֶׁאֲחִיהֶם פְּלוֹנִי נָשָׂא אִשָּׁה שֶׁאֵינָהּ הוֹגֶנֶת לוֹ. שֶׁכָּל אֵלּוּ הַדְּבָרִים לְהַחֲזִיק זֶה הַכֹּהֵן לֶאֱכל בִּתְרוּמָה שֶׁל דִּבְרֵיהֶם אוֹ לִדְחוֹתוֹ מִמֶּנָּה:
4. Снисходительность, предоставляемая во всех этих ситуациях, чтобы принять показания лица, достигшего совершеннолетия, в отношении того, что он знал, когда был несовершеннолетним, не предоставляется, когда нееврей или слуга были свидетелями таких событий и давали такие показания после того, как он принял еврейство или был освобожден. ד. כָּל אֵלּוּ שֶׁמֵּעִיד בָּהֶן הַגָּדוֹל בְּמַה שֶּׁיָּדַע כְּשֶׁהָיָה קָטָן. אִם הָיָה עַכּוּ''ם אוֹ עֶבֶד כְּשֶׁרָאָה דְּבָרִים אֵלּוּ וְהֵעִיד אַחַר שֶׁנִּתְגַּיֵּר וְנִשְׁתַּחְרֵר אֵינוֹ נֶאֱמָן:
5. Если человек до того, как стать грабителем, знал показания в отношении другого человека и записал эти доказательства в юридический документ, а затем стал грабителем, то он не может свидетельствовать о своей подписи. Однако, если его подпись на юридическом документе была подтверждена в суде до того, как он стал грабителем, юридический документ является приемлемым. Точно так же, если свидетель становится зятем человека, он не может свидетельствовать о своей подписи на юридическом документе, касающемся его тестя. Однако другие могут свидетельствовать о подписи зятя. Несмотря на то, что документ не утверждается судом до тех пор, пока свидетель не станет зятем лица, он приемлем. Отвод свидетеля из-за проступка не то же самое, что отвод свидетеля из-за родственной связи, ибо лицо, отводящее за проступок, подозревается в подделке документа. ה. מִי שֶׁהָיָה יוֹדֵעַ לַחֲבֵרוֹ בְּעֵדוּת עַד שֶׁלֹּא נַעֲשָׂה גַּזְלָן וְנַעֲשָׂה גַּזְלָן. הוּא אֵינוֹ מֵעִיד עַל כְּתַב יָדוֹ. אֲבָל אִם הֻחְזַק כְּתַב יָדוֹ שֶׁבִּשְׁטָר זֶה בְּבֵית דִּין קֹדֶם שֶׁיֵּעָשֶׂה גַּזְלָן הֲרֵי זֶה שְׁטַר כָּשֵׁר. וְכֵן אִם נַעֲשָׂה חֲתָנוֹ הוּא אֵינוֹ מֵעִיד עַל כְּתַב יָדוֹ אֲבָל אֲחֵרִים מְעִידִין. אַף עַל פִּי שֶׁלֹּא הֻחְזַק בְּבֵית דִּין אֶלָּא אַחַר שֶׁנַּעֲשָׂה חֲתָנוֹ הֲרֵי זֶה כָּשֵׁר. שֶׁאֵינוֹ דּוֹמֶה הַפָּסוּל בַּעֲבֵרָה לְפָסוּל בִּקְרִיבָה. שֶׁהַפָּסוּל בַּעֲבֵרָה חָשׁוּד לְזַיֵּף:
6. Когда на юридическом документе подписаны только два свидетеля, и они родственники, или один из них непригоден свидетельствовать из-за нарушения, даже если документ был передан в присутствии приемлемых свидетелей, он ничего не стоит, как черепок, из-за недействительных подписей внутри него. ו. שְׁטָר שֶׁיֵּשׁ בּוֹ שְׁנֵי עֵדִים בִּלְבַד וּשְׁנֵיהֶם קְרוֹבִים זֶה לָזֶה אוֹ אֶחָד מִשְּׁנֵיהֶם פָּסוּל בַּעֲבֵרָה. אַף עַל פִּי שֶׁמָּסַר לוֹ הַשְּׁטָר בִּפְנֵי עֵדִים כְּשֵׁרִים הֲרֵי הוּא כְּחֶרֶס מִפְּנֵי שֶׁהוּא מְזֻיָּף מִתּוֹכוֹ:
7. Следующее правило применяется, когда человек составляет один юридический документ, включающий показания о том, что он передает все свое имущество двум лицам, и свидетели документа связаны с одним из получателей подарка, но не связаны с другим. Документ неприемлем, потому что это одно заявление свидетельских показаний. Если же он напишет в одном документе, что тот двор отдает Реувену, а то поле Шимону, а свидетели оказались родственниками Реувену и не родственниками Шимону, то подарок Шимону является обязательным. Несмотря на то, что два заявления включены в один юридический документ, они считаются отдельными показаниями. С чем может сравниться дело с человеком, который говорит: «Будьте свидетелями того, что я дал Реувену это, что я дал Шимону то и что я взял у Леви ссуду на такую-то сумму». Хотя все они были включены в один и тот же юридический документ и есть только один человек, передающий имущество, они рассматриваются как три отдельных заявления. ז. הַכּוֹתֵב כָּל נְכָסָיו לִשְׁנֵי בְּנֵי אָדָם בְּעֵדוּת אַחַת וְהָעֵדִים קְרוֹבִים לְאֶחָד מִמְּקַבְּלֵי הַמַּתָּנָה וּרְחוֹקִים מִן הַשֵּׁנִי. הֲרֵי הַשְּׁטָר פָּסוּל מִפְּנֵי שֶׁהוּא עֵדוּת אַחַת. אֲבָל אִם כָּתַב בִּשְׁטָר אֶחָד שֶׁנָּתַתִּי לִרְאוּבֵן חָצֵר פְּלוֹנִית וְשֶׁנָּתַתִּי לְשִׁמְעוֹן שָׂדֶה פְּלוֹנִית. נִמְצְאוּ הָעֵדִים קְרוֹבִים לָזֶה וּרְחוֹקִים מִזֶּה. זֶה שֶׁהֵם רְחוֹקִים מִמֶּנּוּ מַתְּנָתוֹ קַיֶּמֶת שֶׁאֵלּוּ שְׁתֵּי עֵדוּיוֹת אַף עַל פִּי שֶׁהֵן בִּשְׁטָר אֶחָד. לְמָה זֶה דּוֹמֶה לְאוֹמֵר הָיוּ עָלַי עֵדִים שֶׁנָּתַתִּי לִרְאוּבֵן כָּךְ וְכָךְ וְשֶׁנָּתַתִּי לְשִׁמְעוֹן כָּךְ וְכָךְ וְשֶׁלָּוִיתִי מִלֵּוִי כָּךְ וְכָךְ שֶׁאַף עַל פִּי שֶׁכָּתַב בִּשְׁטָר אֶחָד וְהַמַּקְנֶה אִישׁ אֶחָד הֲרֵי אֵלּוּ שָׁלֹשׁ עֵדֻיּוֹת שֶׁאֵינָן תְּלוּיוֹת זוֹ בָּזוֹ:
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter