СБП. Дни Мошиаха! 20 Нисана 5784 г., первый день недели Ахарэй | 2024-04-27 18:44

РАМБАМ: Мишне Тора

Законы об ослушниках. Гл. 2

1. Когда, используя один из принципов толкования Торы, Высший суд выводил закон по своему восприятию дела и выносил соответствующее решение по делу, а затем появлялся другой суд, и они видели другое обоснование, на основании которого они отменяли предыдущее решение, они могут отменить его и править согласно своему восприятию. Это отражено в Торе (Дварим 17:9): «Судье, который будет в том веке». Это указывает на то, что человек обязан следовать только суду в своем поколении. א. בֵּית דִּין הַגָּדוֹל שֶׁדָּרְשׁוּ בְּאַחַת מִן הַמִּדּוֹת כְּפִי מַה שֶּׁנִּרְאָה בְּעֵינֵיהֶם שֶׁהַדִּין כָּךְ וְדָנוּ דִּין. וְעָמַד אַחֲרֵיהֶם בֵּית דִּין אַחֵר וְנִרְאֶה לוֹ טַעַם אַחֵר לִסְתֹּר אוֹתוֹ. הֲרֵי זֶה סוֹתֵר וְדָן כְּפִי מַה שֶּׁנִּרְאֶה בְּעֵינָיו. שֶׁנֶּאֱמַר (דברים יז ט) "אֶל הַשֹּׁפֵט אֲשֶׁר יִהְיֶה בַּיָּמִים הָהֵם". אֵינְךָ חַיָּב לָלֶכֶת אֶלָּא אַחַר בֵּית דִּין שֶׁבְּדוֹרְךָ:
2. Следующие правила применяются, когда суд издал указ, ввел ограничение или принял обычай, и эта практика распространилась среди еврейского народа, и появился другой суд, который попытался аннулировать первоначальный указ и отменить первоначальное ограничение или обычай. Позднейший суд не имеет этой власти, если только он не превзойдет первоначальный суд мудростью и числом. Если он превосходит первоначальный суд мудростью, но не числом, или числом, но не мудростью, он не может аннулировать свои утверждения. Даже если обоснование, по которому первоначальный суд издал декрет или указ, аннулировано, более поздний суд не имеет права опровергать их заявления, если только они не являются более значительными. Как возможно, что более поздний суд превзойдет числом первоначальный суд? Ведь каждый Высший суд состоит из 71 судьи. Намерение — это количество мудрецов в поколении, которые согласны и принимают вопрос, изложенный Высшим судом, не выступая против него. ב. בֵּית דִּין שֶׁגָּזְרוּ גְּזֵרָה אוֹ תִּקְּנוּ תַּקָּנָה וְהִנְהִיגוּ מִנְהָג וּפָשַׁט הַדָּבָר בְּכָל יִשְׂרָאֵל. וְעָמַד אַחֲרֵיהֶם בֵּית דִּין אַחֵר וּבִקֵּשׁ לְבַטֵּל דְּבָרִים הָרִאשׁוֹנִים וְלַעֲקֹר אוֹתָהּ הַתַּקָּנָה וְאוֹתָהּ הַגְּזֵרָה וְאוֹתוֹ הַמִּנְהָג. אֵינוֹ יָכוֹל עַד שֶׁיִּהְיֶה גָּדוֹל מִן הָרִאשׁוֹנִים בְּחָכְמָה וּבְמִנְיָן. הָיָה גָּדוֹל בְּחָכְמָה אֲבָל לֹא בְּמִנְיָן. בְּמִנְיָן אֲבָל לֹא בְּחָכְמָה. אֵינוֹ יָכוֹל לְבַטֵּל אֶת דְּבָרָיו. אֲפִלּוּ בָּטַל הַטַּעַם שֶׁבִּגְלָלוֹ גָּזְרוּ הָרִאשׁוֹנִים אוֹ הִתְקִינוּ אֵין הָאַחֲרוֹנִים יְכוֹלִין לְבַטֵּל עַד שֶׁיְּהוּ גְּדוֹלִים מֵהֶם. וְהֵיאַךְ יִהְיוּ גְּדוֹלִים מֵהֶם בְּמִנְיָן הוֹאִיל וְכָל בֵּית דִּין וּבֵית דִּין שֶׁל שִׁבְעִים וְאֶחָד הוּא. זֶה מִנְיַן חַכְמֵי הַדּוֹר שֶׁהִסְכִּימוּ וְקִבְּלוּ הַדָּבָר שֶׁאָמְרוּ בֵּית דִּין הַגָּדוֹל וְלֹא חָלְקוּ בּוֹ:
3. Когда применимо вышеизложенное? Что касается вопросов, которые не были запрещены для создания защиты слов Торы, а скорее напоминали другие законы Торы. Другой принцип применяется, напротив, в отношении вопросов, которые суд счел необходимым издать постановление и установить запрет в качестве гарантии. Если запрет распространится на весь еврейский народ, другой Высший суд не имеет полномочий отменить указ и выдать разрешение, даже если он будет иметь более высокий статус, чем первоначальный суд. ג. בַּמֶּה דְּבָרִים אֲמוּרִים בִּדְבָרִים שֶׁלֹּא אָסְרוּ אוֹתָן כְּדֵי לַעֲשׂוֹת סְיָג לַתּוֹרָה אֶלָּא כִּשְׁאָר דִּינֵי תּוֹרָה. אֲבָל דְּבָרִים שֶׁרָאוּ בֵּית דִּין לִגְזֹר וּלְאָסְרָן לַעֲשׂוֹת סְיָג אִם פָּשַׁט אִסּוּרָן בְּכָל [יִשְׂרָאֵל] אֵין בֵּית דִּין גָּדוֹל אַחֵר יָכוֹל לְעָקְרָן וּלְהַתִּירָן אֲפִלּוּ הָיָה גָּדוֹל מִן הָרִאשׁוֹנִים:
4. Однако суд может временно приостановить применение таких постановлений, даже если он менее авторитетен, чем первоначальный суд. Обоснование состоит в том, что эти постановления не следует рассматривать как более суровые, чем слова самой Торы, и любой суд имеет право отменить слова Торы в качестве временной меры. Что подразумевается? Если суд увидит, что необходимо укрепить веру и создать защиту, чтобы люди не нарушали закон Торы, они могут применить побои и наказания, не санкционированные Торой. Однако они не могут установить этот вопрос для потомков и сказать, что это закон. Точно так же, если они увидят, что временно необходимо аннулировать заповедь или нарушить запрет, чтобы вернуть людей в целом к иудейской вере или предотвратить многих евреев от нарушения в других вопросах, они могут сделать то, что необходимо в любое время. Объясню по аналогии: как врач может ампутировать человеку руку или ногу, чтобы человек в целом остался жив, так иногда суд может постановить временно нарушить некоторые из заповедей, чтобы впоследствии соблюдать все. В этом ключе мудрецы предыдущих поколений говорили: «Оскверни одну субботу ради человека, чтобы он соблюдал много суббот». ד. וְיֵשׁ לְבֵית דִּין לַעֲקֹר אַף דְּבָרִים אֵלּוּ לְפִי שָׁעָה אַף עַל פִּי שֶׁהוּא קָטָן מִן הָרִאשׁוֹנִים שֶׁלֹּא יְהוּ גְּזֵרוֹת אֵלּוּ חֲמוּרִין מִדִּבְרֵי תּוֹרָה עַצְמָהּ שֶׁאֲפִלּוּ דִּבְרֵי תּוֹרָה יֵשׁ לְכָל בֵּית דִּין לְעָקְרוֹ הוֹרָאַת שָׁעָה. כֵּיצַד. בֵּית דִּין שֶׁרָאוּ לְחַזֵּק הַדָּת וְלַעֲשׂוֹת סְיָג כְּדֵי שֶׁלֹּא יַעַבְרוּ הָעָם עַל דִּבְרֵי תּוֹרָה. מַכִּין וְעוֹנְשִׁין שֶׁלֹּא כַּדִּין אֲבָל אֵין קוֹבְעִין הַדָּבָר לְדוֹרוֹת וְאוֹמְרִים שֶׁהֲלָכָה כָּךְ הוּא. וְכֵן אִם רָאוּ לְפִי שָׁעָה לְבַטֵּל מִצְוַת עֲשֵׂה אוֹ לַעֲבֹר עַל מִצְוַת לֹא תַּעֲשֶׂה כְּדֵי לְהַחְזִיר רַבִּים לַדָּת אוֹ לְהַצִּיל רַבִּים מִיִּשְׂרָאֵל מִלְּהִכָּשֵׁל בִּדְבָרִים אֲחֵרִים עוֹשִׂין לְפִי מַה שֶּׁצְּרִיכָה הַשָּׁעָה. כְּשֵׁם שֶׁהָרוֹפֵא חוֹתֵךְ יָדוֹ אוֹ רַגְלוֹ שֶׁל זֶה כְּדֵי שֶׁיִּחְיֶה כֻּלּוֹ כָּךְ בֵּית דִּין מוֹרִים בִּזְמַן מִן הַזְּמַנִּים לַעֲבֹר עַל קְצָת מִצְוֹת לְפִי שָׁעָה כְּדֵי שֶׁיִּתְקַיְּמוּ [כֻּלָּם] כְּדֶרֶךְ שֶׁאָמְרוּ חֲכָמִים הָרִאשׁוֹנִים חַלֵּל עָלָיו שַׁבָּת אַחַת כְּדֵי שֶׁיִּשְׁמֹר שַׁבָּתוֹת הַרְבֵּה:
5. Когда суд считает необходимым издать декрет, издать указ или установить обычай, он должен сначала рассмотреть вопрос и посмотреть, сможет ли большинство общества поддержать эту практику. Мы никогда не издаем указ о сообществе, если большинство сообщества не может поддержать эту практику. ה. בֵּית דִּין שֶׁנִּרְאֶה לָהֶן לִגְזֹר גְּזֵרָה אוֹ לְתַקֵּן תַּקָּנָה אוֹ לְהַנְהִיג מִנְהָג צְרִיכִין לְהִתְיַשֵּׁב בַּדָּבָר וְלֵידַע תְּחִלָּה אִם רֹב הַצִּבּוּר יְכוֹלִין לַעֲמֹד בָּהֶן אוֹ אִם אֵין יְכוֹלִין לַעֲמֹד. וּלְעוֹלָם אֵין גּוֹזְרִין גְּזֵרָה עַל הַצִּבּוּר אֶלָּא אִם כֵּן רֹב הַצִּבּוּר יְכוֹלִין לַעֲמֹד בָּהּ:
6. Если суд издал постановление, думая, что большинство общины может поддержать его, а после того, как постановление было издано, большинство общины подняло споры и практика не распространилась на большинство общины, постановление признается недействительным. Суд не может заставить людей принять это. ו. הֲרֵי שֶׁגָּזְרוּ בֵּית דִּין גְּזֵרָה וְדִמּוּ שֶׁרֹב הַקָּהָל יְכוֹלִין לַעֲמֹד בָּהּ. וְאַחַר שֶׁגְּזָרוּהָ פִּקְפְּקוּ הָעָם בָּהּ וְלֹא פָּשְׁטָה בְּרֹב הַקָּהָל הֲרֵי זוֹ בְּטֵלָה וְאֵינָן רַשָּׁאִין לָכֹף אֶת הָעָם לָלֶכֶת בָּהּ:
7. Мудрецы издали указ и думали, что он распространился среди всего еврейского народа и ситуация оставалась неизменной долгие годы. По прошествии длительного времени возник другой суд и проверил всю еврейскую общину и увидел, что соблюдение этого указа не распространилось на всю еврейскую общину, он имеет право отменить указ, даже если он имеет меньший статус, чем первоначальный суд мудростью и числом приверженцев. ז. גָּזְרוּ וְדִמּוּ שֶׁפָּשְׁטָה בְּכָל יִשְׂרָאֵל וְעָמַד הַדָּבָר כֵּן שָׁנִים רַבּוֹת וּלְאַחַר זְמַן מְרֻבֶּה עָמַד בֵּית דִּין אַחֵר וּבָדַק בְּכָל יִשְׂרָאֵל וְרָאָה שֶׁאֵין אוֹתָהּ הַגְּזֵרָה פּוֹשֶׁטֶת בְּכָל יִשְׂרָאֵל. יֵשׁ לוֹ רְשׁוּת לְבַטֵּל וַאֲפִלּוּ הָיָה פָּחוּת מִבֵּית דִּין הָרִאשׁוֹן בְּחָכְמָה וּבְמִנְיָן:
8. Всякий раз, когда суд издает два постановления, он не должен спешить с изданием третьего постановления. ח. וְכָל בֵּית דִּין שֶׁהִתִּיר שְׁנֵי דְּבָרִים אַל יְמַהֵר לְהַתִּיר דָּבָר שְׁלִישִׁי:
9. Суд имеет право издавать указ и запрещать то, что разрешено, и увековечить свой указ для будущих поколений. Точно так же у него есть полномочия — в качестве временной меры — снимать запреты Торы. В чем тогда смысл запретов Торы (Дварим 13:1): «Не прибавляй к тому и не убавляй от того»? Цель состоит в том, чтобы они не имели права добавлять к словам Торы или умалять их, устанавливая вопрос навсегда как часть закона Торы. Это относится как к письменному, так и к устному закону. Что подразумевается? В Торе говорится (Шмот 23:19; Шмот 34:26; Дварим 14:21): «Не вари козленка в молоке матери его». Согласно устному преданию, мы узнали, что Тора запрещает как приготовление пищи, так и употребление в пищу молока и мяса, будь то мясо домашнего животного или мясо дикого зверя. Мясо птицы, напротив, разрешается варить в молоке согласно закону Торы. Теперь, если придет суд и разрешит есть мясо дикого животного, приготовленное в молоке, это умаляет Тору. И если он запрещает мясо птицы, приготовленное в молоке, говоря, что это входит в «козленка», запрещенного законом Торы, то это дополнение к Торе. Суд может сказать так: «Мясо птицы, сваренное в молоке, по закону Торы дозволено. Мы же запрещаем и объявляем запрещение указом, чтобы дело не повлекло вреда и люди не сказали, что разрешено есть мясо птицы, сваренное в молоке, потому что оно прямо не запрещено Торой, равно как и мясо дикого животного, приготовленное в молоке, разрешено, потому что оно также не запрещено прямо. А другой может прийти и сказать, что даже мясо домашнего животного, сваренное в молоке, разрешено, за исключением козла. А другой придет и скажет, что даже козье мясо разрешено, если его сварить в молоке коровы или овцы, так как в стихе упоминается только «его мать», т.е. животное того же вида. И еще один придет и скажет, что дозволено и мясо козла, сваренное в козьем молоке, если молоко не от матери козленка, ибо в стихе сказано «его мать». Поэтому мы запретим любое мясо в молоке, даже мясо птицы». Такой подход ничего не добавляет к Торе. Вместо этого он создает гарантии для Торы. Подобные концепции применяются во всех аналогичных ситуациях. ט. הוֹאִיל וְיֵשׁ לְבֵית דִּין לִגְזֹר וְלֶאֱסֹר דָּבָר הַמֻּתָּר וְיַעֲמֹד אִסּוּרוֹ לְדוֹרוֹת וְכֵן יֵשׁ לָהֶן לְהַתִּיר אִסּוּרֵי תּוֹרָה לְפִי שָׁעָה. מַהוּ זֶה שֶׁהִזְהִירָה תּוֹרָה (דברים יג א) "לֹא תּוֹסִיף עָלָיו וְלֹא תִגְרַע מִמֶּנּוּ". שֶׁלֹּא לְהוֹסִיף עַל דִּבְרֵי תּוֹרָה וְלֹא לִגְרֹעַ מֵהֶן וְלִקְבֹּעַ הַדָּבָר לְעוֹלָם בְּדָבָר שֶׁהוּא מִן הַתּוֹרָה בֵּין בַּתּוֹרָה שֶׁבִּכְתָב בֵּין בַּתּוֹרָה שֶׁבְּעַל פֶּה. כֵּיצַד. הֲרֵי כָּתוּב בַּתּוֹרָה (שמות כג יט) "לֹא תְבַשֵּׁל גְּדִי בַּחֲלֵב אִמּוֹ". מִפִּי הַשְּׁמוּעָה לָמְדוּ שֶׁזֶּה הַכָּתוּב אָסַר לְבַשֵּׁל ולֶאֱכל בָּשָׂר בְּחָלָב. בֵּין בְּשַׂר בְּהֵמָה בֵּין בְּשַׂר חַיָּה. אֲבָל בְּשַׂר הָעוֹף מֻתָּר בְּחָלָב מִן הַתּוֹרָה. אִם יָבוֹא בֵּית דִּין וְיַתִּיר בְּשַׂר חַיָּה בְּחָלָב הֲרֵי זֶה גּוֹרֵעַ. וְאִם יֶאֱסֹר בְּשַׂר הָעוֹף וְיֹאמַר שֶׁהוּא בִּכְלַל הַגְּדִי וְהוּא אָסוּר מִן הַתּוֹרָה הֲרֵי זֶה מוֹסִיף. אֲבָל אִם אָמַר בְּשַׂר הָעוֹף מֻתָּר מִן הַתּוֹרָה וְאָנוּ נֶאֱסֹר אוֹתוֹ וְנוֹדִיעַ לָעָם שֶׁהוּא גְּזֵרָה שֶׁלֹּא יָבוֹא מִן הַדָּבָר חוֹבָה וְיֹאמְרוּ הָעוֹף מֻתָּר מִפְּנֵי שֶׁלֹּא נִתְפָּרֵשׁ כָּךְ הַחַיָּה מֻתֶּרֶת שֶׁהֲרֵי לֹא נִתְפָּרְשָׁה. וְיָבוֹא אַחֵר לוֹמַר אַף בְּשַׂר בְּהֵמָה מֻתֶּרֶת חוּץ מִן הָעֵז. וְיָבוֹא אַחֵר לוֹמַר אַף בְּשַׂר הָעֵז מֻתָּר בַּחֲלֵב פָּרָה אוֹ הַכִּבְשָׂה שֶׁלֹּא נֶאֱמַר אֶלָּא אִמּוֹ שֶׁהִיא מִינוֹ. וְיָבוֹא אַחֵר לוֹמַר אַף בַּחֲלֵב הָעֵז שֶׁאֵינָהּ אִמּוֹ מֻתָּר שֶׁלֹּא נֶאֱמַר אֶלָּא אִמּוֹ. לְפִיכָךְ נֶאֱסֹר כָּל בָּשָׂר בְּחָלָב אֲפִלּוּ בְּשַׂר עוֹף. אֵין זֶה מוֹסִיף אֶלָּא עוֹשֶׂה סְיָג לַתּוֹרָה. וְכֵן כָּל כַּיּוֹצֵא בָּזֶה:
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter