№3253
С Б-жьей помощью
4 Швата, 5715 года
Бруклин
Уважаемый раввин и хасид, богобоязненный человек... р. Хаим-Моше Вебер1
Мир и благословение!
В ответ на Ваше письмо от 22 Тевета, я получил удовольствие от его содержания, что Вы пишете о хасидском застолье. И главное, что увеличивается число участников также среди кругов, которые на данный момент находятся «снаружи». И, несомненно, Вы прибавите усердия в этом направлении и Всевышний пошлет успех…
Вы спрашиваете о времени для чтения [молитвы] «Слушай, Израиль», что Алтер Ребе в своем молитвеннике постановил рассчитать время восхода солнца, а Цемах-Цедек задает вопрос на это. — И вот (хотя я не слышал об этом с определенностью, но) так как Цемах-Цедек только сомневается и задает вопрос по словам Алтер Ребе (несомненно он имеет в виду сказанное в его открытиях на Мишну, трактат «Брахот» 1:2), то не поэтому он изменяет закон и четкое постановление. И о том месте, о котором спрашивает Цемах-Цедек, есть сказанное более ясно, см. «Сборник законодательных постановлений» в конце о благословении «Дал нам дожить» утром в Пурим, а также в примечаниях, которые были напечатаны в конце книги «Законодательных постановлений», в издании «КЕОТ».
Что касается вопроса об учениках, которые хотят больше учить Талмуд за счет хасидизма и наоборот, то в таких случаях невозможно решать категорически, так как это зависит от мотивов и причин этого желания. И главное, что исправлять это нужно аккуратно. Отталкивая кого-то, можно добиться очень малого и, может быть, того меньше, чего нельзя сказать о ситуации, когда ученик находится в стенах [йешивы] и на него продолжают влиять.
Несомненно, Вы проведете приближающийся день восхождения моего тестя и учителя, Ребе… 10 Швата в подходящей форме для старших и младших [учеников] и Всевышний пошлет успех.
Примечание:
1) Другие письма к нему — выше, письмо №3135 и в примечаниях к нему.