№5566
[Сиван 5717 года]
Вы говорите1, что распространение источников (хасидизма), по мнению некоторых, охватывает все школы хасидизма, а не только ХАБАД. Так вот, комментарий, широкое объяснение хасидизма как раз и является характеристикой ХАБАДа, а не «польских» школ. Те, кто привык к глубокому, а не поверхностному изучению, желают найти такое же изложение в хасидизме. См. об этом «а-Томим» начиная с №56.
Вы также говорите, что кто-то желает высказать свое мнение по следующим вопросам: является ли хасидизм каббалой? И выдержит ли это наше поколение?
Совершенно очевидно, что в этой области (как и во всех других) мнение может высказать только специалист по хасидизму, усердно изучавший его в течение нескольких лет... Если это не так, то ясно, что его мнение никоим образом не аутентично. Мы можем вывести это, рассуждая от простого к сложному, из того, что говорит РОШ, комментируя трактат «Бава Кама» 4:4, который вводит различие только между привычным изучением и тем, что является более точным... Это не то же самое для тех, кто не имеет никакого отношения к этой учёбе2. Это абсолютно очевидно. См. по этому вопросу брошюру «Изучение хасидизма».
№5567
С Б-жьей помощью
1-е Тамуза, когда читаем в Торе3: «Вот народ, отдельно обитать будет», 5717 года
Бруклин, Нью-Йорк
Уважаемые участники ежегодного собрания союза раввинов, да пребудет с Вами Б-г
Мир и благословение!
Вы сообщили мне, что ежегодное собрание состоится на этой неделе с понедельника по среду, и вот мой ответ. Пусть с помощью Б-га эта встреча будет посвящена Его Имени, принесет плоды...
Примечания:
1) Это письмо адресовано раву Йоне Эделькопу и оно было написано в его письме от первого дня недели главы «Насо». См. по этому поводу письмо 5034.
2) Разница между знатоком хасидизма и тем, кто никогда его не изучал, гораздо больше, чем между привычным изучением и более точным.
3) «Балак» 23:9.