СБП. Дни Мошиаха! 18 Нисана 5784 г., шестой день недели Ахарэй | 2024-04-26 02:43

Том 2, стр. 76

Не сказано, что они вновь будут сотворены. Ибо от истлевшего тела остается одна косточка22 [которая называется «луз»]. Во время пробуждения Всевышний размягчает ее росой пробуждения. Косточка станет подобной месиву, и из него будет построено все тело («Зоар» II 68б и см. там III 169а в начале).

Будет ли судный день после пробуждения мертвых? В этом отношении существуют три мнения: 1) После пробуждения мертвых наступит великий судный день, в который все люди будут судимы в соответствии с их поступками (РАМБАН в «Книге о вознаграждении» и др.); 2) Каждого человека судят тут же после смерти, и более не будет никакого суда после пробуждения. Под выражением «судный день», о котором иногда говорится, имеется в виду день наказания и отмщения (р. И. Абрабанель в книге «Родники избавления» 8:7); 3) Мнение рабби Ицхака Лурия (АРИЗАЛа) такое: «Если скажете, что после того, как душа прошла Йом-Кипур и очищающие страдания и т.д., а затем переселение душ, то зачем она должна быть еще судима в великий судный день? Приходится сказать, что судный день будет только для других народов мира». Это мнение приводится в книге «Нишмат хаим», эссе №1, гл. 17. И добавляет: «А если скажете, что же будет с теми, кто умрет незадолго до пробуждения мертвых и еще не получат наказания переселением душ и страданиями и т.д., то нужно ответить, что за время их наказания они пройдут такое глубокое наказание, что за короткое время качество его послужит заменой длительного наказания так, чтобы они удостоились блаженства мира грядущего. И эти вещи скрыты и запечатаны, и блажен, кто знает».

В книге «Нишмат хаим» приводится много доказательств для каждого приведенного выше мнения и их опровержения (содержание этого приводится в «Мидраш тальпиот», раздел «Судный день»).

Жизнь после пробуждения мертвых. В мире грядущем (после пробуждения мертвых23) не будет…

22) В другом месте («Пиркей де рабби Элиэзер» гл. 34) написано, что она остается после гниения, но в «Авкат рохель» книга 2, часть 4 в «Аводат а-кодеш» часть 2, гл. 40 объясняется, что это одно и то же.
Об этой косточке и ее месте см. «Берейшит раба» (28:3), что она в позвоночнике. Есть мнение, что она находится в том месте, где укрепляется узел тфиллин («Ликутей НАХ» АРИЗАЛа, гл. «Шофтим» и см. также «Ликутей ШАС», трактат «Рош а-Шана»). И есть мнение, что это нижняя кость позвоночника («Арух», раздел «луз». «Аводат а-кодеш». «Авкат рохель» там).
23) Так объясняют: р. Саадия гаон (в книге «Веры и мнения» в конце гл. 47 и гл. 49). РААВАД, РАМБАН, рабейну Меир бен Тодрос левит, в книге «Аводат а-кодеш» (часть 2, гл. 41), ШЛО (в предисловии к разделу «Дом Давида»), Алтер Ребе («Ликутей Тора», гл. «Цав» со слов «Шесть дней» в начале гл. 2; там, объяснение отрывка «Вернись, Израиль») и они спорят с РАМБАМом («Законы о раскаянии» 5:2), который объясняет это изречение наших учителей как относящееся к миру душ.
И вот, на первый взгляд, так как во время пробуждения мертвых там не будет еды и питья, то слова наших учителей (трактат «Псахим» 119б, «Бава батра» 74б и там) о том, что в будущем Всевышний устроит трапезу для праведников
— подавляющее большинство комментаторов объяснили эти слова наших учителей по их простому смыслу, что это будет материальная трапеза: см. р. Саадия гаон, как приводится в книге «Швилей эмуна» («Тропы веры»), путь 10, гл. 2; РАШБА в трактате «Бава батра»; РАМБАН к гл. «Берейшит» 2:21; р. Бехайе там и в «Кувшин с мукой» в конце п. 8; рав Элиэзер бен Натан в книге «Маамар эскель»…

« предыдущая стр.следующая стр. »

© Шолем Л. | Просмотров: 1610 | Комментарии: 0

Запрещено использовать переводы «Игрот Кодеш» в печатной продукции без предварительной письменной договоренности с владельцем сайта www.moshiach.ru.

Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter