И внутреннее объяснение этого — что все шесть тысяч лет существования мира и его событий — были включены в создание первого дня, и одним речением Он мог бы создать, так как оно включает в себя все десять речений.
И это четко понятно, что суть Творения и его совершенство после дней изгнания — также должны быть включены в первый день. И так оно и есть.
Порядок Творения, как это объясняется в книгах по каббале, таком, что вначале было «сокрытие света Всевышнего» («цимцум») давшее место существованию мирам, после чего в самих мирах светила линия («кав») — в начале создавая миры, а затем разрушая — мир хаоса («тоу»), после чего создал и сказал «этот (мир) мне нравится» — мир порядка («тикун»).
И как намекнули мудрецы (трактат «Шабат» 77б) сначала тьма, а затем свет. И был вечер, и было утро.
И вот, суть Творения и его совершенство — чтобы человек не ел бесплатного хлеба, а только чтобы получал удовольствие от плодов своих рук в войне против злого начала. До такой степени, чтобы освещал своей работой мрак в мире и чтобы тьма превращалась именно в свет.
И на это есть намек в описании создания первого дня: «и был вечер» — две тысячи лет хаоса, мира находящегося в мраке, «и было утро» — две тысячи лет Торы и света Торы. Один день — две тысячи лет дней Мошиаха, когда выполняется тяжелая работа времени изгнания, смысл которой — объединить вечер и утро, чтобы они стали одним днем, одной сущностью, ибо ночь будет светить как день в свете одного Б-га и его одного имени.
И это также общая задача каждого еврея — освещать мрак мира посредством свечи заповеди и света Торы, пока не придет Инон, «доколе пребудет солнце, будет править («инон») имя его» и исполнится предсказание «и будет тебе Всевышний светочем мира».
В соответствии с Вашей просьбой я упомяну Ваше имя и имена членов семьи и одного человека, которого Вы упоминаете, на месте упокоения моего тестя и учителя на хорошую подпись и скрепление печатью в новом, сладком году в материальном и моральном смысле.
Благословляю Вас и да буду сам благословен на хорошую подпись и скрепление печатью, привет отцу, раввину и главе тысяч евреев… и ожидаю добрых вестей.
Менахем Шнеерсон
Прилагается брошюра на Рош а-Шана с копией общего письма имеющего отношение к брошюре. И также общее письмо ко всем евреям, да пребудет с ними Б-г.