№782
С Б-жьей помощью
В конце трактата хасидизма, напечатанного в данной брошюре, говорится о том, что в праздник Шмини-Ацерет собираются воедино все те — направленные на весь наступивший год — потоки Б-жественной энергии, которые достигли нашего мира в седьмой месяц (Тишрей). В этот праздник — образно говоря — «земля» вбирает в себя всю ту Б-жественную энергию, и в ней зарождаются благотворные «семена», которые смогут произрасти потом в многочисленные сочные «плоды».
А в другом трактате1 идея эта объясняется еще подробнее. Там говорится: «Месяц Тишрей — глава и основа всех месяцев года. Он включает в себя особые дни, которые служат источником духовной силы на весь год. Рош а-Шана — корень и основа (такого качества как) трепет перед Всевышним. От этого дня черпает народ Израиля б-гобоязненность на весь год. От дня Йом-Кипур — черпаем мы силы на покаяние, на то, чтобы заслужить Божественное прощение. От семи дней праздника Суккот — на любовь к Всевышнему и на служение ему в радости в течение всего года. Однако Симхат-Тора обладает еще большей обобщающей силой, и день этот включает в себя духовную энергию всего месяца Тишрей. Ибо в этот день проникает в наш мир Б-жественная энергия, исходящая из такого (высокого) источника, где собрана воедино жизненная сила всего сущего, источника (который выше рамок сотворенного и являет собой) „радость самого Творца“, источника (который назван еще) „венец Торы“2. Ощутить же (столь мощную и возвышенную) Б-жественную энергию может тот, кто танцует в праздник этот (со свитками Торы), ибо (исполняемый ногами), танец превосходит (ограничения, накладываемые) разумом».
Это соотносится со сказанным в данном, напечатанном в этой брошюре, трактате, где объясняется, что радость (праздника Симхат-Тора) вызвана (не постижением смысла, а) самими буквами текста Торы. Ведь (в отличие от глубокого изучения) умение прочесть текст Торы, его буквы, знаки огласовки и кантилляции, объединяет всех евреев. А потому, радость праздника этого выражена танцами. Иными словами, (она так велика, что охватывает всего человека), достигая самое удаленное (от ее сути) свойство души — способность к движению, и задействуя самую «приземленную» из частей его тела — ноги.
Существует известное высказывание Ребе РАШАБа (см. «Ликутей Сихот» том 20, стр. 556) о том, что после праздника Симхат-Тора наступает время (духовное содержание которого заключено в словах Торы) «Яаков же пошел своим путем», т.е. пошел по «пути Всевышнего», по пути Торы и ее заповедей. Как связано это с днями Шмини-Ацерет и Симхат-Тора? Объяснял мой тесть и учитель3: «На ярмарке закупают товар, а возвратившись домой, день за днем распаковывают мешки, чтобы использовать добро это по назначению».
Пример этот касается каждого еврея. В течение седьмого месяца, «насыщенного...
1) В конце эссе «Просвет сделай» 5702 г. И здесь цитируется немного в сокращении.
2) См. «Зоар» III 256б: «В день Шмини-Ацерет... все евреи собираются и празднуют Симхат-Тора и венчают Свиток Торы короной». И см. также «Тикуней Зоар» п. 21 (56а).
3) Беседа Шмини-Ацерет 5707 г.