№1560
С Б-жьей помощью
10 Ияра, 5712 года
Бруклин
Уважаемый гаон, раввин и хасид, богобоязненный человек, общественный деятель… р. Элиэзер Карасик
Мир и благословение!
...В своем письме Вы ссылаетесь на эссе под названием «Этот Левиафан» в «Ликутей Тора» гл. «Шмини», и утверждаете, что ритуальная бойня («шхита»), проводимая зазубренным ножом, является недействительной из-за прерывания (насечка на лезвии ножа вызывает прохождение ножа дважды, что запрещено). Таким образом, Вы задаетесь вопросом, потому что такой нож является непригодным для использования из-за зазубрины (а не из-за прерывания, которое происходит во время резки), как сказано в «Хулин» 17б (и это приводится респонсах Цемах-Цедека к разделу «Йоре Деа» п. 16 и в книге «Врата дополнений» п. 63, см. там).
Так написано в «Ликутей Тора»: «Подобная шхита является совершенно недействительной из-за прерывания...». На мой взгляд, смысл этого предложения соответствует поверхностному выбору слов: ведь в отношении ущербности есть несколько различий, как приводится в Талмуде там: зазубрины, [нож] поднимается и опускается... — и об этом говорится в «Ликутей Тора», что шхита с помощью плавников полностью ущербна из-за прерывания (которое есть между частями плавников) и [Алтер Ребе] говорит там не о причине ущербности, а о ее качестве.
Замечание. Высказывание наших мудрецов о пире приводится также в книге «Торат Хаим» гл. «Толдот» со слов «И даст тебе», но там приводится немного другое объяснение по сравнению с тем, которое есть в «Ликутей Тора». Также это высказывание приводится — вкратце и с объяснениями — в книге «Два светила» на стр. 10 (на обложке написано, что это от Мителер Ребе — и также записано моим уважаемым тестем и учителем в цепочке хасидизма, как напечатано в начале сборника «Сегодня — день» — но как следует из стиля трактата, это короткие эссе Алтер Ребе, которые записал Мителер Ребе).